г. Владимир |
|
22 августа 2018 г. |
Дело N А11-503/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 22.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Вечканова А.И., судей Волгиной О.А., Богуновой Е.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Фокеевой Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях на решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.05.2018 по делу N А11-503/2018,
по иску открытого акционерного общества "Инкомпроект-Инвест", г. Ярославль (ИНН 7604149662 ОГРН 1097604000141) к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях, г. Владимир (ИНН 3329056771 ОГРН 1133340004401), при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федерального казначейства по Ярославской области, г. Ярославль (ИНН 7604032150 ОГРН 1027600685320), о взыскании 203 172 руб. 31 коп.,
при участии в заседании суда:
от ответчика - Кувшиновой Я.С. по доверенности от 13.12.2017 (сроком до 31.12.2018),
установил:
открытое акционерное общество "Инкомпроект-Инвест" (далее - ОАО "Инкомпроект-Инвест") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с исковым заявлением к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях (далее - МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях) о взыскании 203 172 руб. 31 коп. долга за тепловую энергию на отопление нежилого помещения 2-го этажа N 8-19 общей площадью 96,7 кв.м, расположенного по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 97а за период с мая 2014 года по апрель 2017 года.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федерального казначейства по Ярославской области.
Решением от 22.05.2018 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил.
МТУ Росимущества во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославских областях, не согласившись с принятым судебным актом, обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что не является обладателем вещного права на спорные помещения, а лишь представляет интересы Российской Федерации. Исполнение требования должно быть произведено за счет казны Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации.
Заявитель в заседании суда поддержал доводы апелляционной жалобы.
Истец и третье лицо явку полномочных представителей в заседание суда не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в отсутствие представителей истца и третьего лица, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, Первый арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является ресурсоснабжащей организацией по поставке тепловой энергии в дом, расположенный по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 97а.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 28.09.2012 серии 76-АБ N 618341 в федеральной собственности находится нежилое помещение 2-го этажа N 8-19, общей площадью 96,7 кв. м, собственником которого является Российская Федерация.
В соответствии с приказом Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 14.11.2014 N 140-тэ с 01.01.2015 установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям на 2015-2017 года, а именно: в период с 01.01.2015 по 30.06.2015 действовал тариф в размере 2124,89 руб./Гкал, в период с 01.07.2016 по 20.06.2016 - 2356,58 руб./Гкал, в период с 01.07.2016 по 30.06.2017 - 2504,62 руб./Гкал.
Ранее действовавший приказ Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области от 30.10.2014 N 111тэ на период с ноября по декабрь 2014 года устанавливал тариф - 2124,89 руб./Гкал, до этого за период с 30.06.2014 действовал тариф - 1796,02 руб./Гкал, в период с 01.07.2014 по 30.10.2014 - 1843,2 руб./Гкал.
По утверждению истца, счета для оплаты потребленной тепловой энергии формировались на основании вышеуказанных тарифов. Нормативы потребления для расчета платы за отопление установлены Постановлением мэрии г.Ярославля от 25.12.2006 N 4588.
По данным Общества, за ответчиком числится задолженность по оплате тепловой энергии на отопление нежилых помещений в спорном многоквартирном доме за период с май 2014 года по апрель 2017 года в сумме 203 172 руб. 31 коп.
Ссылаясь на неисполнение обязательств по оплате поставленной тепловой энергии, общество обратилось в арбитражный суд с иском.
В соответствии с пунктом 2 статьи 548 Гражданского кодекса к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547 Гражданского кодекса) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт оказания истцом коммунальных услуг в указанный период подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспорен.
На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Как установлено в статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей до лей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.
В силу статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения.
В статье 4 Федерального закона от 15.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) предусмотрено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. Ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке (статья 2 Закона N 122-ФЗ).
Из материалов дела усматривается, что в многоквартирном доме по адресу: г. Ярославль, ул. Республиканская, д. 97а, в федеральной собственности находится нежилое помещение 2-го этажа N 8-19 (общей площадью 96,7 кв. м), собственником которого является Российская Федерация, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 28.09.2012 серии 76-АБ N 618341.
Оценив и исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, учитывая отсутствие оплаты потребленных в спорный период ресурсов, суд признал обоснованными заявленные исковые требования.
При этом суд правомерно отклонил доводы о ненадлежащем ответчике.
На основании пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса от имени Российской Федерации своими действиями приобретают и осуществляют имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступают в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (далее - Агентство) осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества.
В пункте 4 Положения N 432 предусмотрено, что Агентство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 5.47 Положения N 432 Агентство осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на его содержание, его территориальных органов и подведомственных учреждений и финансовое обеспечение возложенных на Агентство функций.
Из анализа приведенных правовых норм усматривается, что полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации возложены на Агентство и его территориальные органы.
В силу пункта 4.1 Типового положения о территориальном органе Агентства, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 01.11.2008 N 374, данное лицо реализует от имени Российской Федерации соответствующие полномочия, предусмотренные названным документом, и несет правовые последствия совершения соответствующих действий.
Следовательно, суд сделал правильный вывод о том, что Росимущество является надлежащим процессуальным ответчиком по делу, выступающим в суде от имени собственника имущества (Российской Федерации), которое в силу закона обязано нести расходы по содержанию помещения, в том числе и необходимые для нужд отопления.
Поскольку управление Росимущества при рассмотрении настоящего дела являлось уполномоченным органом на представление интересов Российской Федерации, являвшейся собственником спорного имущества, само Росимущество осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание как агентства, так и его территориальных органов (статья 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации), суд пришел к выводу о взыскании спорной суммы с Российской Федерации в лице территориального органа Росимущества за счет средств казны Российской Федерации.
На основании изложенного апелляционный суд считает, что арбитражным судом первой инстанции обстоятельства спора исследованы всесторонне и полно, нормы материального и процессуального права применены правильно, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Основания для переоценки обстоятельств, правильно установленных судом первой инстанции, у апелляционного суда отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 22.05.2018 по делу N А11-503/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской, Ивановской, Костромской и Ярославской областях - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.И. Вечканов |
Судьи |
О.А. Волгина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.