город Томск |
|
10 сентября 2018 г. |
Дело N А45-41583/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2018 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Усаниной Н.А., |
судей |
|
Марченко Н.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Стуловой М.В. с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области (N 07АП-6504/2018 (1)), государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" (N 07АП-6504/2018 (2)) на решение от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Наумова Т.А.) по делу N А45-41583/2017 по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" (630559, Новосибирская область, Новосибирский р-он, рабочий поселок Кольцово, ИНН 5433137780, ОГРН 1025404351928) к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (630099, Новосибирская область, г. Новосибирск, проспект Красный, дом 42А, ОГРН 1025402475020, ИНН 5406019019) об оспаривании акта N 05-08-55 от 03.11.2017.
Третье лицо: Министерство здравоохранения Новосибирской области.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: Макаренко К.О. по доверенности от 07.06.2018 (до 31.12.2018), паспорт.
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" (далее - заявитель, учреждение, ГБУЗ НСО "НРБ N1) обратилось в арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальный фонд) о признании незаконным акта N05-08-55 от 03.11.2017 в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования использованных не по целевому назначению в сумме 2 391 042 рублей, а также о выплате штрафа в размере 239 104,20 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Новосибирской области.
Решением от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, заявленные требования удовлетворены частично, признан недействительным акт N 05-08-55 от 03.11.2017, вынесенный Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Новосибирской области в части требования о возврате средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению в сумме 747 770 рублей, в части привлечения к финансовой ответственности в виде штрафа в размере 74 777 рублей, в остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Территориальный фонд, ГБУЗ НСО "НРБ N 1" не согласившись с вынесенным решением, обратились с апелляционными жалобами.
Территориальный фонд в апелляционной жалобе, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, выплаты, произведенные медицинскому персоналу в сумме 747 770 рублей за осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии, являются нецелевым использованием средств ОМС, просит решение в части удовлетворения заявленных требований отменить, разрешить вопрос по существу, отказав в удовлетворении требований в указанной части.
ГБУЗ НСО "НРБ N 1", считая судебный акт незаконным и необоснованным, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, указывая на целевое использование средств (1 643 272 рублей) территориальной программы ОМС с превышением лимитов расходования, просит решение в части отказа в удовлетворении заявленных требований отменить, принять новый судебный акт.
С учетом разъяснений, изложенных в пункте 22 Постановления Пленума Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" поданные апелляционные жалобы на состоявшийся судебный акт по делу приняты к совместному рассмотрению.
Отзывы на апелляционные жалобы от лиц, участвующих в деле к моменту рассмотрения апелляционных жалоб не поступили.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей Территориального фонда, третьего лица, при имеющихся явке и материалам дела.
Проверив законность судебного акта в порядке статей 266, 268, 270 АПК РФ, изучив доводы апелляционных жалоб, заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, апелляционный суд не находит оснований для их удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанций, при проведении плановой комплексной проверки учреждения по вопросу контроля за деятельностью за период с 01.01.2015 по 31.12.2016, в части приобретения основных средств за период с 01.01.2015 по 31.05.2017 Территориальным фондом выявлены нарушения статьи 306.4 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее- БК РФ), пункта 7 статьи 35 Федерального Закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), пунктов 3.2 Тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования Новосибирской области от 22.05.2015, от 16.02.2016, от 01.02.2017, выразившиеся в направлении средств ОМС на цели полностью или частично не соответствующие целям, установленным Тарифным соглашением на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией в сумме 747 770, 00 руб., произведены расходы, не входящие в структуру тарифа по ОМС в части приобретения оборудования стоимостью 1 643 272, 00 руб.
По результатам проверки Территориальным фондом составлен акт от 03.11.2017 N 05-08-55, содержащий требования к учреждению о возврате в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области средств ОМС в сумме 2 739 412,64 рубля, использованных не по целевому назначению в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования и уплате штрафа в размере 273 941,64 руб. (10% от суммы нецелевого использования средств ОМС) в бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области.
Акт подписан заявителем с актом разногласий, который в десятидневный срок со дня составления оспариваемого акта направлен в адрес ТФОМС НСО.
Согласно ответу ТФОМС НСО от 15.11.2017 N 4876-05, доводы учреждения, указанные в протоколе разногласий, в части сумм 747 770,00 рубля, 1 643 272,00 рубля, приз-
наны необоснованными.
Учреждение, не согласившись с актом проверки, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования в части расходов на заработную плату персоналу фельдшерско-акушерского пункта ТФОМС НСО в п. Малиновка, суд исходил из того, что в отношении указанного ФАП невозможно проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности, в связи с его аварийным состоянием; средства ОМС направленные на выплату заработной платы персоналу вышеуказанного ФАП соответствуют целям получения, так как затрачены фактически на обеспечения жителей пос. Малиновка (застрахованных лиц) медицинской помощью; в остальной части расходов (на приобретение оборудования в общей сумме 1 643 272,00 рублей), пришел к выводу о нецелевом использовании ГБУЗ НСО "НРБ N 1" средств ОМС в отсутствие правовых оснований приобретать за счет средств Территориальных программ ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу.
Выводы суда соответствуют фактически установленным обстоятельствам по делу и основаны на правильном применении норм материального права, поддерживая которые и отклоняя доводы апелляционных жалоб Территориального фонда и ГБУЗ НСО "НРБ N 1", апелляционный суд исходит из следующего.
Законом N 326-ФЗ определяются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в том числе правовое положение субъектов обязательного медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования, основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 9 Закона N 326-ФЗ медицинские организации являются участниками обязательного медицинского страхования.
Медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 5 статьи 15).
Частью 5 статьи 20 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что медицинские организации имеют право использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ по договору о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования страховая медицинская организация обязуется оплатить медицинскую помощь, оказанную застрахованным лицам в соответствии с условиями, установленными территориальной программой обязательного медицинского страхования, за счет целевых средств.
При этом, в силу статьи 78 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N323-ФЗ) медицинская организация участвует в оказании гражданам Российской Федерации медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, составной частью которой, является базовая программа обязательного медицинского страхования (часть 1 статьи 35 Закона N 326-ФЗ).
Порядок формирования и структура тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом N 326-ФЗ.
Одним из принципов осуществления обязательного медицинского страхования являются обеспечение за счет средств обязательного медицинского страхования гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи при наступлении страхового случая в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования.
Раздел 3 Тарифного соглашения в системе ОМС от 22.05.2015 и Тарифного соглашения в системе обязательного медицинского страхования от 16.02.2016 устанавливают размер и структуру тарифов на оплату медицинской помощи, а также случаи нецелевого использования средств обязательного медицинского страхования.
Пунктом 3.2 указанных Тарифных соглашений нецелевым использованием средств обязательного медицинского страхования является направление медицинской организацией средств ОМС на цели, полностью или частично не соответствующие целям, установленным Тарифным соглашением в системе обязательного медицинского страхования, в том числе: на возмещение расходов по медицинской помощи, не предусмотренной лицензией медицинской организации.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Как следует из материалов дела, в проверяемом периоде при отсутствии лицензии по месту оказания медицинской помощи по адресу: 630545, Новосибирский район, пос. Малиновка, ул. Широкая, д.4 (ФАП пос. Малиновка) за счет средств ОМС произведена выплата заработной платы заведующему ФАПом, санитарке ФАПа в сумме 747 770,00 руб., в том числе: 211 статья -574 324,12 руб., 213 статья -173 445,88 руб. (2015 год-351 448,88 руб., 2016 год-396 281,12 руб.), признанные Территориальным фондом нецелевым использованием средств ОМС в отсутствие лицензии на медицинскую деятельность в отношении данного структурного подразделения.
Суд первой инстанции, установив, принятие учреждением мер по получению лицензии на медицинскую деятельность в отношении данного структурного подразделения, здание ФАПа находится в собственности Новосибирского района Новосибирской области и передано учреждению по договору на праве безвозмездного пользования, ФАП расположен в отдельно стоящем деревянном здании 1926 года постройки и находится в аварийном состоянии, в течении 2015-2017 года собственником здания решался вопрос о признании его ветхим и последующем сносе, в связи с чем, проведение реконструкции и капитального ремонта являлось нецелесообразным; заключения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в НСО" в соответствии с которыми помещения ФАП признаны несоответствующими требованиям СанПин, вследствие чего, невозможно проведение процедуры лицензирования медицинской деятельности по данному подразделению, а также обстоятельства того, что данный ФАП является единственным в поселке Малиновка местом, в котором жители населенного пункта могут получить медико-санитарную помощь, при не оспаривании Территориальным фондом факта расходования вышеуказанных денежных средств именно на оплату заработной платы персоналу фельдшерско-акушерского пункта, превышения размера которого не установлено, пришел к правомерному выводу о том, что средства ОМС направленные на выплату заработной платы персоналу ФАП соответствуют целям получения, поскольку затрачены фактически на обеспечения жителей пос. Малиновка (застрахованных лиц) медицинской помощью.
Доводы Территориального фонда о допущении нарушения по данному эпизоду, не принимаются апелляционным судом, как направленные на переоценку законных и обоснованных выводов суда, обратное, с учетом невозможности учреждения получить соответствующую лицензию по причинам, не зависящим от него, повлекло бы за собой нарушение конституционных прав граждан на оказание медицинской помощи в указанном ФАП, что недопустимо в силу статьи 41 Конституции Российской Федерации, статей 4-7, 10.11 Закона N 323-ФЗ.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом Правил N 158н, Территориальными программами ОМС установлена структура тарифа, предусматривающая такое ограничение как приобретение за счет средств ОМС основных средств стоимостью более 100 000 рублей за единицу.
В ходе комплексной проверки ГБУЗ НСО "НРБ N 1" установлено расходование средств, не предусмотренных структурой тарифа на оплату медицинской помощи по ОМС, в части приобретения основных средств стоимостью свыше ста тысяч рублей за единиц в общей сумме 1 643 272,00 рублей, в частности: расходы в сумме 99 000,000 рублей направленные на приобретение дефибриллятора-монитора ДКИ-Н-11 "Аксион" по контракту с ООО "Медиус" (общая стоимость оборудования составила 165000 рублей, из них оплачено за счет ОМС 99000 рублей и 66000 рублей за счет областного бюджета) и расходы в сумме 1 544 272,00 рублей на приобретение аппарата наркозно-дыхательного WATO ЕХ-30 с набором принадлежностей по контракту с ООО "ПРОФИТ-Н".
С учетом правовых норм, регламентирующих спорные правоотношения, принятых во исполнение данных норм программ, заключенных тарифных соглашений, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что учреждение не имело правовых оснований приобретать за счет средств территориальной программы ОМС основные средства стоимостью свыше 100 000 рублей за единицу, в связи с чем, расходы на приобретение таких основных средств за счет средств ОМС признаются нецелевыми в полном объеме стоимости этих основных средств.
При этом, суд первой инстанции также правомерно исходил из того, что законодательством не предусмотрено и возможности разделения оплаты стоимости оборудования между бюджетами, а именно частично оплаты в пределах 100000 рублей за счет средств ОМС, а в оставшейся части за счет бюджета субъекта Российской Федерации, как произведена оплата учреждением по контракту от 19.11.2015 N 249 с ООО "Медиус" (общая стоимость оборудования составила 165000 рублей, за счет средств ОМС оплачено 99000 рублей), поскольку вся сумма по контракту должна была быть оплачена за счет средств бюджета соответствующего уровня, а не за счет средств ОМС.
Отклоняя доводы учреждения о том, что средства потрачены на приобретение оборудования для целей оказания медицинской помощи в экстренной ситуации, суд указал, что нормативно-правовое регулирование финансирования закупки оборудования разграничивает обязательства бюджетов разных уровней для целей реализации гарантий граждан для получения медицинской помощи, обязательства фонда при этом ограничены приобретением за его счет оборудования стоимостью не выше 100000 рублей за 1 единицу, в остальной части обязательства возложены на бюджеты субъектов Российской Федерации или на Федеральный бюджет в зависимости от подчиненности учреждения; возникновение экстренной ситуации не изменяет порядка финансирования.
В связи чем, признал расходование средств ГБУЗ НСО "НРБ N 1" в сумме 1643272, 00 руб. на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Федерального закона N 326-ФЗ и Тарифными соглашениями, цели приобретения основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью свыше ста тысяч рублей за единицу, нецелевым использованием средств ОМС.
Доводы апелляционных жалоб Территориального фонда, ГБУЗ НСО "НРБ N 1", не свидетельствуют о нарушениях судом норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут являться достаточным основанием для отмены обжалуемого судебного акта в апелляционном порядке.
В соответствии со статьей 104 АПК РФ, подп. 3, 12 пункта 1 статьи 333.21, статьей 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов в апелляционном порядке по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов незаконными государственная пошлина для юридических лиц составляет 1 500 руб., ГБУЗ НСО "НРБ N 1" подлежит возврату из федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной за подачу апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 10.05.2018 Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-41583/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Территориального фонда обязательного медицинского страхования Новосибирской области, государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1" - без удовлетворения.
Возвратить Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1", (ИНН 5433137780, ОГРН 1025404351928) из федерального бюджета 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей государственной пошлины излишне уплаченной по апелляционной жалобе по платежному поручению N 1717 от 06.06.2018.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Новосибирской области.
Председательствующий |
Н.А. Усанина |
Судьи |
Н.В.Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-41583/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 января 2019 г. N Ф04-5980/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: государственное бюджетное учреждение здравоохранения Новосибирской области "Новосибирская районная больница N 1"
Ответчик: Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Новосибирской области