г. Пермь |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А50-15015/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 октября 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова В.В.,
судей Зелениной Т.Л., Поляковой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Поповой О.С.,
при неявке лиц, участвующих в деле,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ"
на решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июля 2018 года,
принятое судьей Гуляевой Е.И.,
по делу N А50-15015/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (ОГРН 1045902119834, ИНН 5948026633)
к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района
об обязании направить проект договора аренды земельных участков,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "РУСЬ" (далее - общество "РУСЬ", истец) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с исковым заявлением к Комитету имущественных отношений администрации Пермского муниципального района (далее - Комитет, ответчик) об обязании (на основании протокола комиссии по земельным отношениям Пермского муниципального района от 17.11.2017 N 8275) произвести действия, предусмотренные пунктом 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (в редакции от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", направить истцу проект договора аренды земельных участков с категорией земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами NN 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:84, 59:32:3890013:85, 59:32:3890013:356, 59:32:3960006:5899, сроком на 4 года 11 месяцев, передать земельные участки по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 23.07.2018 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, общество "РУСЬ" обжаловало решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, в жалобе просит решение суда отменить. В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на то, что является крупнейшим сельскохозяйственным производителем Пермского муниципального района, состоит в реестре получателей субсидий по государственным программам, земельные участки необходимы для содержания поголовья, а также для развития производства. Указывает, что поданное другим лицом заявление о предоставлении спорных земельных участков не соответствует критериям отбора, приведенным в пункте 8 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". По мнению истца, протокол комиссии от 17.11.2017 N 8275 является основанием для предоставления земель в специальном порядке, а не в силу статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Комитет в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации письменный отзыв на апелляционную жалобу не представил.
В судебное заседание апелляционного суда представители сторон не явились.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в том числе публично.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 11.08.2017 общество "РУСЬ" обратилось в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района Пермского края с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с категорией земель сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами N N 59:32:3890013:78, 59:32:3890013:82, 59:32:3890013:84, 59:32:3890013:85, 59:32:3890013:356, 59:32:3960006:5899, сроком на 4 года 11 месяцев.
Комиссией по земельным отношениям 17.11.2017 принято решение о предоставлении обществу "РУСЬ" указанных земельных участков сроком на 4 года 11 месяцев после смены разрешенного использования земельных участков на "для пашни", оформленное протоколом N 8275 (т. 1 л.д. 96), в адрес заявителя направлена соответствующая информация (т. 1 л.д. 93-95).
Письмом от 15.12.2017 ответчик уведомил истца о проведении работ по изменению разрешенного использования земельных участков (т. 1 л.д. 103).
Письмом от 11.01.2018 ответчик также уведомил истца о предстоящей 18.01.2018 публикации о предоставлении участков в аренду на официальном сайте Пермского муниципального района в сети интернет и в районной газете "Нива" (л.д. 104).
18.01.2018 в газете "Нива" опубликована информация о возможном предоставлении в аренду указанных в иске земельных участков (т. 2 л.д. 128).
09.02.2018 Комиссией по земельным отношениям принято решение, оформленное протоколом N 8275, об отказе в предоставлении земельных участков истцу ООО "РУСЬ" по причине поступления заявлений иных лиц о предоставлении в аренду земельных участков, о проведении аукциона по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков (т. 2 л.д. 129).
Письмом от 15.03.2018 ответчик сообщил истцу об отказе в предоставлении в аренду земельных участков ввиду поступления заявлений иных лиц, о проведении соответствующего аукциона (т. 1 л.д. 105-106).
22.03.2018 истец направил ответчику претензию с требованием о направлении проектов договоров аренды земельных участков (т. 1 л.д.107-108).
Ненаправление ответчиком проектов договоров аренды земельных участков послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов определены положениями статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ).
В силу положений пункта 1 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 данной статьи.
Из подпункта 12 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ следует, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Основания предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены статьей 10 Закона N 101-ФЗ.
Согласно пункту 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на срок до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности без проведения торгов. В случае, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ.
Статьей 39.18 ЗК РФ установлен специальный порядок предоставления земельных участков крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Пунктом 7 статьи 39.18 ЗК РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:
1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;
2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Согласно статье 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании оценки представленных доказательств (статьи 64, 67, 68, 71 и 168 АПК РФ).
Материалами настоящего дела подтверждается, что после поступления заявления общества "РУСЬ" о предоставлении в аренду указанных в иске земельных участков ответчиком 17.11.2017 принято решение о предоставлении истцу указанных земельных участков после смены разрешенного использования земельных участков на "для пашни", оформленное протоколом N 8275 (т. 1 л.д. 96), в дальнейшем письмом от 15.12.2017 ответчик уведомил истца о проведении работ по изменению разрешенного использования земельных участков (т. 1 л.д. 103), а письмом от 11.01.2018 - о предстоящей 18.01.2018 публикации о предоставлении участков в аренду (л.д. 104).
18.01.2018 в газете "Нива" опубликована информация о возможном предоставлении в аренду указанных в иске земельных участков (т. 2 л.д. 128).
После указанной публикации 02.02.2018 в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района поступили обращения иного лица (главы крестьянского (фермерского) хозяйства Шулькина Андрея Александровича) о предоставлении в аренду данных земельных участков (т. 2 л.д. 121-126).
В связи с изложенным, ответчиком 09.02.2018 принято решение об отказе в предоставлении земельных участков без проведения торгов и о проведении торгов по продаже права на заключение договоров аренды (т. 2 л.д. 129).
Суд первой инстанции, исследовав и оценив по правилам статей 65 и 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, установив, что факт наличия нескольких претендентов на спорные земельные участки подтвержден материалами дела, учитывая, что торги по продаже права аренды земельных участков не проведены, истец победителем торгов не признан, пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Надлежащих и достаточных доказательств, опровергающих данные обстоятельства, истцом суду не представлено (статьи 8, 9, 65, 66 АПК РФ).
Исходя из общих принципов земельного законодательства и содержания абзаца 2 пункта 8 статьи 10 Закона N 101-ФЗ и статьи 39.18 ЗК РФ возможность предоставления земельного участка без проведения торгов связана с отсутствием заявлений от иных заинтересованных лиц о предоставлении данного земельного участка.
При этом ни Земельный кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ не содержат иного порядка выявления иных лиц, заинтересованных в получении земельного участка по указанным основаниям, кроме порядка, указанного в статье 39.18 ЗК РФ, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
Следовательно, если в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на распоряжение земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, поступило несколько заявлений о предоставлении такого земельного участка в аренду, соответствующий земельный участок предоставляется в порядке, установленном статьей 39.18 ЗК РФ (пункт 8 статьи 10 Закона об обороте).
Таким образом, как правильно отметил суд первой инстанции, заявление сельскохозяйственной организации о предоставлении земельного участка без проведения торгов, в соответствии с пунктом 8 статьи 10 Закона об обороте, в любом случае должно рассматриваться по правилам статьи 39.18 ЗК РФ. При этом то обстоятельство, что истец участвует в государственных программах поддержки сельского хозяйства, не имеет специального правового значения при рассмотрении заявления в порядке статьи 39.18 ЗК РФ.
То обстоятельство, что ответчиком 17.11.2017 было принято решение о предоставлении истцу указанных земельных участков, оформленное протоколом N 8275, также не имеет значения для правильного рассмотрения дела, поскольку до принятия указанного решения информация о возможном предоставлении земельных участков опубликована не была; после соответствующей публикации 02.02.2018 в Комитет имущественных отношений администрации Пермского муниципального района поступили обращения иного лица (главы крестьянского (фермерского хозяйства) о предоставлении в аренду данных земельных участков, ввиду чего решение от 17.11.2017 не могло быть реализовано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению в силу их несостоятельности.
Доводы заявителя жалобы сводятся по существу к несогласию с оценкой судом обстоятельств дела, что не является основанием для отмены либо изменения судебного акта.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что с учетом избранного истцом способа защиты своих прав и законных интересов суд лишен возможности оценивать добросовестность действий предпринимателя Шулькина А.А.
Обстоятельства дела установлены судом первой инстанции верно и в полном объеме. Выводы суда сделаны на основе верной оценки имеющихся в материалах дела доказательств, оснований для иной оценки апелляционным судом в зависимости от доводов апелляционной жалобы не имеется. Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, решение арбитражного суда от 23.07.2018 является законным и обоснованным, отмене не подлежит.
Таким образом, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 104, 110, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 23 июля 2018 года по делу N А50-15015/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
В.В. Семенов |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.