г. Тула |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А09-3041/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.09.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Дайнеко М.М., судей Рыжовой Е.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осиповой Д.И., в отсутствие участвующих в деле лиц, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" на решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2018 по делу N А09-3041/2018, принятое по иску общества с ограниченной ответственностью "Бакалея-С" (г. Серпухов) к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (г. Брянск) о взыскании 1 108 101 рублей 96 копеек долга и пени,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Бакалея-С" (далее - ООО "БакалеяС", истец) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Брянской области" (далее - ФКУ ИК-1 УФСИН России по Брянской области, ответчик) о взыскании 1 108 101 руб., в том числе 1 079 250 руб. основного долга и 28 851 руб. 96 коп. пени (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением суда области от 21.05.2018 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение отменить в части взыскания пени и судебных расходов.
Истец с доводами жалобы не согласился, по основаниям, изложенным в отзыве, решение просил оставить без изменения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
В порядке ч. 5 ст. 268 АПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой части.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Обращение истца мотивировано ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по государственному контракту на поставку продукции от 21.12.2017 N 252, выразившемся в нарушении порядка и срока оплаты полученного товара.
Факт нарушения порядка и сроков оплаты, установленных условиями государственного контракта, со стороны ответчика установлен материалами дела и последним не оспаривается.
Истцом в соответствии с положениями п. 9.1, 9.2 договора начислена ко взысканию неустойка за период с 26.01.2018 по 11.02.2018 в сумме 28 851,96 руб.
Расчет пени проверен судом области и признан обоснованным, контррасчета ответчиком не представлено, оснований для освобождения от ответственности (ст. 401 ГК РФ) не установлено.
Вместе с тем, покупателем заявлено о снижении пени в порядке ст. 333 ГК РФ в связи с ее чрезмерно высоким размером.
В соответствии с пунктом 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - постановление N 7) подлежащая уплате неустойка, установленная законом или договором, в случае ее явной несоразмерности последствиям нарушения обязательства, может быть уменьшена в судебном порядке (пункт 1 статьи 333 ГК РФ).
Согласно пунктам 73 - 75 указанного постановления N 7 бремя доказывания несоразмерности неустойки и необоснованности выгоды кредитора возлагается на ответчика. Несоразмерность и необоснованность выгоды могут выражаться, в частности, в том, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки (часть 1 статьи 56 ГПК РФ, часть 1 статьи 65 АПК РФ).
Доводы ответчика о невозможности исполнения обязательства вследствие тяжелого финансового положения, наличия задолженности перед другими кредиторами, наложения ареста на денежные средства или иное имущество ответчика, отсутствия бюджетного финансирования, неисполнения обязательств контрагентами, добровольного погашения долга полностью или в части на день рассмотрения спора, выполнения ответчиком социально значимых функций, наличия у должника обязанности по уплате процентов за пользование денежными средствами (например, на основании статей 317.1, 809, 823 ГК РФ) сами по себе не могут служить основанием для снижения неустойки.
При оценке соразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства необходимо учитывать, что никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, а также то, что неправомерное пользование чужими денежными средствами не должно быть более выгодным для должника, чем условия правомерного пользования (пункты 3, 4 статьи 1 ГК РФ).
Поскольку требование о применении статьи 333 ГК РФ заявлено ответчиком, то именно на нем, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит бремя представления доказательств, подтверждающих как явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства, так и получение кредитором необоснованной выгоды в связи с этим.
Между тем, указывая на необходимость снижения размера неустойки, ответчиком таких доказательств в материалы дела не представило.
Кроме того, размер пени, установленной п. 9.2 договора отражает, по сути, минимальный размер ответственности государственного заказчика.
Необоснованное уменьшение неустойки судами с экономической точки зрения позволяет должнику получить доступ к финансированию за счет другого лица на нерыночных условиях, что в целом может стимулировать недобросовестных должников к неплатежам и вызывать крайне негативные макроэкономические последствия, в том числе неисполнение должником денежного обязательства позволяет ему пользоваться чужими денежными средствами. Никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения.
С учетом вышеизложенного, ввиду отсутствия доказательств, которые бы подтверждали явную несоразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства и получение кредитором необоснованной выгоды, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отсутствии оснований для уменьшения подлежащей взысканию неустойки в порядке статьи 333 ГК РФ.
При этом отсутствие своевременного бюджетного финансирования, на которое ссылается ответчик, не является ни основанием для снижения неустойки в порядке ст. 333 ГК РФ, ни основанием для освобождения ответчика от ответственности за нарушение обязательства.
Судебные расходы правомерно распределены судом области в порядке ст. 110 АПК РФ и возмещены истцу за счет ответчика.
Довод ответчика об ошибочном взыскании с него расходов на уплату государственной пошлины противоречит подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации и статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не освобождающих государственные органы от возмещения судебных расходов стороне арбитражного процесса, чьи требования удовлетворены. Взыскание указанных расходов не является взысканием госпошлины, как ошибочно полагает ответчик.
Руководствуясь статьями 266, 267, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 21.05.2018 по делу N А09-3041/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановления вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.М. Дайнеко |
Судьи |
Н.В. Заикина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-3041/2018
Истец: ООО "Бакалея-С"
Ответчик: ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ИСПРАВИТЕЛЬНАЯ КОЛОНИЯ N 1 УПРАВЛЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ ПО БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ"