г. Тула |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А62-1763/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.09.2018.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Мордасова Е.В. и Еремичевой Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Анисимовым А.Р., при участии представителей заявителей - общества с ограниченной ответственностью "Радиус" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1137847143664, ИНН 7805619300) - Фоминой Л.И. (доверенность от 29.03.2018), общества с ограниченной ответственностью "Комондор" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1117847108323, ИНН 7814495644) - Фоминой Л.И. (доверенность от 22.01.2018), общества с ограниченной ответственностью "Фидконсалт" (г. Воронеж, ОГРН 1153668059082, ИНН 3621006040) - Медникова Р.Л. и Медникова Л.А. (доверенность от 17.04.2018), заинтересованного лица - Смоленской таможни (ОГРН 1026701425849, ИНН 6729005713) - Ситина М.В. (доверенность от 15.01.2018 N 04-50/1), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Фидконсалт", общества с ограниченной ответственностью "Комондор" и общества с ограниченной ответственностью "Радиус" на решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018 по делу N А62-1763/2018 (судья Красильникова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Радиус" (далее - ООО "Радиус") обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне, в котором просило:
- признать недействительным решение от 26.01.2018 N 1011300260118/009-р в части, касающейся ДТ N 10113110/050417/0039423 (товары N 1, 2), 10113110/090317/002624 (товары N 1, 2, 3, 4), 10113110/100217/0013972 (товары N 1, 2), 1013110/140717/0089232 (товар N 1), 1013110/160617/0074512 (товар N 1), 1013110/180817/0107956 (товары N 1, 2, 3, 4), 1013110/200317/0030713 (товары N 1, 2), 1013110/280617/0080562 (товар N 1), 1013110/060617/0069021 (товар N 1);
- признать недействительным решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, от 15.02.2018;
- признать недействительными требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2018 N 10113000/Тр2018/0000670, 10113000/Тр2018/0000672, 10113000/Тр2018/0000676, 10113000/Тр2018/0000678, 10113000/Тр2018/0000682, 10113000/Тр2018/0000684, 10113000/Тр2018/0000686, 10113000/Тр2018/0000688, 10113000/Тр2018/0000694 (с учетом уточнения требований) (дело N А62-1763/2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Комондор" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне, в котором просило:
- признать незаконным и отменить решение от 26.01.2018 "Об отмене (изменении) в порядке ведомственного контроля несоответствующего требованиям права Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решения нижестоящего таможенного органа, признании неправомерным действия (бездействия) нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела" в части, касающейся ДТ N 10113110/210916/0052869, N 10113110/061216/0085938, N 10113110/071016/0059686, N 10113110/100117/0001088, N 10113110/281016/0069078;
- признать незаконным и отменить решение от 15.02.2018 "О внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары и представлении в таможенный орган, в которой зарегистрирована таможенная декларация корректировку декларации на товары и ее электронную копию, а также документы и (или) сведения, подтверждающие уплату таможенных платежей";
- признать незаконными действия Смоленской таможни по доначислению налога на добавленную стоимость по ДТ N 10113110/281016/0069078; N 10113110/100117/0001088; ДТ N10113110/210916/0052869; N10113110/071016/0059686; по ДТ N 10113110/061216/0085938;
- признать недействительными требования от 20.03.2018 об уплате таможенных платежей N 10113000/Тр2018/0000668-574, N 10113000/Тр2018/0000674-139, N 10113000/Тр2018/0000680, N 10113000/Тр2018/0000690, N 10113000/Тр2018/0000692 (с учетом уточнения требований) (дело N А62-3164/2018).
Общество с ограниченной ответственностью "Фидконсалт" обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Смоленской таможне о признании недействительными требований об уплате таможенных платежей от 20.03.2018 N 10113000/Тр2018/0000667, 10113000/Тр2018/0000669, 10113000/Тр2018/0000671, 10113000/Тр2018/0000673, 10113000/Тр2018/0000675, 10113000/Тр2018/0000677, 10113000/Тр2018/0000679, 10113000/Тр2018/0000681, 10113000/Тр2018/0000683, 10113000/Тр2018/0000685, 10113000/Тр2018/0000687, 10113000/Тр2018/0000689, 10113000/Тр2018/0000691, 10113000/Тр2018/0000693 (дело N А62-4656/2018)
Вышеуказанные дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения с делом N А62-1763/2018.
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018 в удовлетворении заявлений отказано.
Не согласившись с решением суда, ссылаясь на нарушение судом норм процессуального права и неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, заявители подали апелляционные жалобы, в которых просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование своих доводов ссылаются на то, что ввозимые кормовые добавки "Mecovit", "Aviplus", "Relys", "Timet" классифицируемые в товарной подсубпозиции 2309 90 990 9 (в 2016 году) 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС код ОКП 92 9141 (код ОКПД 10.91.10.230) могут быть непосредственно использованы для кормления животных и являются готовым продуктом согласно заявленному коду ТН ВЭД и ОКП (ОКПД), а также попадают как в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, так и в Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации.
От таможни в суд апелляционной инстанции поступил отзыв на апелляционные жалобы, в котором он, считая принятое решение законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения. В обоснование своих возражений указывает на то, что товары, классифицируемые в соответствии с товарной позицией 2309 ТН ВЭД ЕАЭС и относящиеся к категориям Б и В (кормовые добавки и продукты, используемые для приготовления полноценных кормов и кормовых добавок), не являются полноценными кормами и не могут обеспечить при кормлении животных рациональный и сбалансированный повседневный рацион. Данные товары (кормовые добавки) являются готовыми продуктами, применяемыми для приготовления/дополнения продуктов, используемых для кормления животных, и, следовательно, не являются готовыми продуктами, используемыми для кормления животных.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзыве возражения, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в период с сентября 2016 года по август 2017 года на Смоленском таможенном посту (ЦЭД) Смоленской таможни от имени и по поручению декларанта ООО "Фидконсалт" (далее - декларант), ООО "Радиус" и ООО "Комондор" (далее - таможенные представители) по процедуре выпуска для внутреннего потребления осуществили декларирование следующих товаров:
- по ДТ N 10113110/061216/0085938 (товар N 1), 10113110/071016/0059686 (товар N 1), 10113110/050417/0039423 (товар N 1); 10113110/090317/0026124 (товар N 1); 10113110/100217/0013972 (товар N 1); 10113110/140717/0089232 (товар N 1); 10113110/160617/0074512 (товар N 1); 10113110/180817/0107956 (товар N 1); 10113110/200317/0030713 (товар N 1); 10113110/280617/0080562 (товар N 1) - "кормовая добавка "MECOVIT" в виде микрогранул, предназначенная для добавления в основной кормовой рацион для повышения сохранности, продуктивности, и воспроизводительных функций коров, овец, коз. Состав: метионин - 22,0 - 22.2 г, холина хлорид - 10,8 - 10,90 г, бетаин - 3,0 г, витамин В2 - 0,096 г, витамин В12 - 0,0014 г, вспомогательные вещества. Без содержания молочных продуктов, крахмала и ГМО...".
- по ДТ N 10113110/061216/0085938 (товары N 2, 3), 10113110/100117/0001088 (товар N 1), 10113110/281016/0069078 (товары N N 2,3), 10113110/050417/0039423 (товар N 2); 10113110/090317/0026124 (товар N 2); 10113110/100217/0013972 (товар N 2); 10113110/180817/0107956 (товар N 2); 10113110/200317/0030713 (товар N 2) - "кормовые добавки "Aviplus." в виде микрогранул, предназначенные для добавления в основной кормовой рацион сельскохозяйственной птицы ("Aviplus р") и свиней ("Aviplus s") для оптимизации процессов пищеварения и повышения продуктивности. Состав: лимонная кислота - 25,7 - 26,6 г, сорбиновая кислота - 16,7 - 17,4 г, тимол - 2,2 г, ванилин 1,2 г, наполнитель - гидрогенезированные растительные жиры. Без содержания молочных продуктов, крахмала и ГМО...".
- по ДТ N 10113110/060617/0069021 (товар N 1); 10113110/090317/0026124 (товар N 4); 10113110/160617/0074512 (товар N 1); 10113110/180817/0107956 (товар N 3) - "кормовая добавка Релис (Relys) в виде микросфер белого цвета. Состав в 1 кг добавки: L-лизин гидрохлорид - 420 г, гидрогенизированное пальмовое масло - до 1 кг. Не содержит в составе крахмал, молочные продукты, глюкозу, сироп глюкозы, мальтодекстрин, сироп мальтодекстрина, ГМО. Используется в качестве кормовой добавки для всех видов сельскохозяйственных животных".
- по ДТ N N 10113110/090317/0026124 (товар N 3); 10113110/180817/0107956 (товар N 4) - "кормовая добавка Tаймет (Timet) в виде микросфер (гранул) белого цвета. Состав в 1 кг добавки: DL-метионин - 550 г, гидрогенизированное пальмовое масло - до 1 кг. Не содержит в составе крахмал, молочные продукты, глюкозу, сироп глюкозы, мальтодекстрин, сироп мальтодекстрина, ГМО...".
Вышеуказанные товары классифицированы декларантом в под субпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС в 2016 году, 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС в 2017 году, НДС рассчитан декларантом и уплачен по ставке 10 %.
Копия акта проверки и решения от 26.01.2018 N 10113000/260118/009-р письмами Смоленской таможни от 31.01.2018 N 11-36/2877 и 11-36/2878 от 31.01.2018 были направлены соответственно в адрес декларанта и таможенных представителей.
На основании решения от 26.01.2018, вынесенного в порядке ведомственного контроля, Смоленской таможней 15.02.2018 приняты решения о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ N 10113110/050417/0039423, 10113110/061216/0085938, 10113110/071016/0059686, 10113110/090317/0026124, 10113110/100217/0013972, 10113110/140717/0089232, 10113110/160617/0074512, 10113110/200317/0030713, 10113110/210916/0052869, 10113110/280617/0080562, 10113110/281016/0069078, 10113110/100117/0001088, 10113110/060617/0069021, 10113110/180817/0107956 (в котором указана, в том числе разница между НДС, рассчитанным по ставке 18 % и 10 %), подлежащая довзысканию по каждой ДТ).
В соответствии с решением о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в ДТ в адрес декларанта направлены требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2018 N 10113000/ТР2018/0000667, 10113000/ТР2018/0000669, 10113000/ТР2018/0000671, 10113000/ТР2018/0000673, 10113000/ТР2018/0000675, 10113000/ТР2018/0000677, 10113000/ТР2018/0000679, 10113000/ТР2018/0000681, 10113000/ТР2018/0000683, 10113000/ТР2018/0000685, 10113000/ТР2018/0000687, 10113000/ТР2018/0000689, 10113000/ТР2018/0000691, 10113000/ТР2018/0000693.
Таможенным органом солидарно с декларантом таможенным представителям выставлены требования об уплате таможенных платежей от 20.03.2018 N 10113000/Тр2018/0000670, 10113000/Тр2018/0000672, 10113000/Тр2018/0000676, 10113000/Тр2018/0000678, 10113 000/Тр2018/0000682, 10113 000/Тр2018/0000684, 10113 000/Тр2018/0000670, 10113000/Тр2018/0000686, 10113000/Тр2018/0000688, 10113 000/Тр2018/0000694, 10113000/Тр2018/0000668, 10113000/Тр2018/0000674, 10113000/Тр2018/0000680, 10113 000/Тр2018/0000690, 10113 000/Тр2018/0000692.
Считая указанные решения и требованиям несоответствующими действующему законодательству и нарушающими их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общества обратились в Арбитражный суд Смоленской области с настоящими заявлениями.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 77 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС, действовавший на момент регистрации рассматриваемых ДТ) для целей исчисления таможенных пошлин, налогов применяются ставки, действующие на день регистрации декларации на товары, установленные Единым таможенным тарифом таможенного союза (в зависимости от классификационного кода товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации на территории Российской Федерации отдельных продовольственных товаров.
При реализации на территории Российской Федерации продовольственных товаров, в том числе зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 10 процентов. При этом коды видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) и единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке в размере 10 процентов, определяются Правительством Российской Федерации.
В пункте 2 статьи 164 НК РФ, определяющем перечень товаров, реализация которых облагается НДС по налоговой ставке 10 %, кормовые добавки прямо не поименованы.
В развитие приведенной нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утверждены Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации и Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при ввозе на территорию Российской Федерации (далее - Перечень).
Таким образом, Правительством Российской Федерации определены различные перечни продукции, подлежащие налогообложению по ставке НДС в размере 10 процентов, применяемые соответственно при реализации и при ввозе товаров. Право Правительства Российской Федерации на определение таких перечней товаров (коды видов продукции) при ввозе на территорию Российской Федерации, налогообложение которых производится по ставке 10 процентов, прямо предусмотрено в последнем абзаце пункта 2 статьи 164 НК РФ.
В соответствии с Примечанием 1 к Перечню для целей настоящего приложения следует руководствоваться как кодом ТН ВЭД ЕАЭС, так и наименованием товара.
Следовательно, ставка НДС в размере 10 % применяется при условии, что и наименование, и код ТН ВЭД ЕАЭС ввозимого товара включены в Перечень. В иных случаях ставка НДС применяется в размере 18 %.
В разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня поименованы "Продукты, используемые для кормления животных 2309 90 (кроме корма для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак)".
В разделе "Мясо и мясопродукты" Перечня поименованы "Корма вареные из 2309 90 - корма вареные, используемые в кормлении животных (кроме кормов для кошек и собак, декоративных рыб, декоративных и певчих птиц)".
Ввезенные товары классифицированы декларантом в подсубпозиции 2309 90 990 0 ТН ВЭД ЕАЭС в 2016 году, 2309 90 960 9 ТН ВЭД ЕАЭС в 2017 году, НДС рассчитан декларантом и уплачен по ставке 10 %.
Вместе с тем для применения в отношении ввезенного товара ставки НДС в размере 10 % в силу Примечания 1 необходимо его соответствие Перечню как по коду ТН ВЭД ЕАЭС, так и по наименованию. При этом данный Перечень является исчерпывающим и не подлежит расширенному толкованию.
С учетом изложенного пониженная ставка НДС подлежит применению в отношении не всех товаров товарной позиции 2309 90 ТН ВЭД ЕАЭС, а лишь товаров указанной товарной позиции, которые относятся к зерну, комбикормам, кормовым смесям, зерновым отходам и являются продуктами, используемыми для кормления животных, либо относятся к кормам вареным, используемым в кормлении животных.
В группу 23 ТН ВЭД ЕАЭС включаются готовые корма для животных.
Согласно Примечанию к группе 23 ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 2309 включаются продукты, используемые для кормления животных, в другом месте не поименованные или не включенные, полученные в результате переработки растительного или животного сырья до такой степени, что они утратили основные свойства исходного материала, кроме растительных отходов, растительных остатков и побочных продуктов такой переработки.
В соответствии с пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС (утв. Рекомендацией Коллегии Евразийской экономической комиссии от 12.03.2013 N 4) в товарную позицию 2309 ТН ВЭД ЕАЭС включаются подслащенные корма и готовые корма для животных, состоящие из смеси нескольких питательных веществ.
В то же время возможность отнесения ввезенных товаров к готовым продуктам в том смысле, который придается данному понятию положениями ТН ВЭД ЕАЭС и Пояснений к товарной позиции 2309 ТН ВЭД ЕАЭС, не означает наличие оснований для применения льготной ставки НДС.
По смыслу положений подпункта 1 пункта 2 статьи 164 НК РФ, согласно которому ставка НДС 10 % применяется в отношении зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов, в данном случае с учетом постановления N 908 под готовыми продуктами понимаются продукты, предназначенные непосредственно для кормления животных, то есть для использования в чистом виде в качестве корма для животных.
Кормовые добавки в НК РФ и Перечне прямо не поименованы, из положений ТН ВЭД ЕАЭС следует, что кормовая добавка - это не готовый продукт, предназначенный непосредственно для кормления животных, а готовый продукт, предназначенный для дополнения (сбалансирования) хозяйственных кормов для животных.
Ввезенные ООО "Фидконсалт", кормовые добавки не могут быть включены в раздел "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня ТН ВЭД ЕАЭС "Продукты используемые для кормления животных", так как основная цель таких продуктов является сбалансирование кормов для животных (повышение сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций животных, оптимизация процессов пищеварения у животных). Кормовые добавки не являются готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных, предназначенным для обеспечения сельскохозяйственного животного всеми питательными элементами, необходимыми для создания рационального и сбалансированного повседневного рациона, т.е. не является полноценным кормом.
Согласно товаросопроводительным документам кормовые добавки "Мековит", "Авиплюс", "Релис", "Таймет" предназначены для повышения сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций коров, овец, коз, оптимизации процессов у сельскохозяйственной птицы, подмешиваются в корм сельскохозяйственным животным и птицам.
Данные товары отличаются от кормовых смесей и комбикормов, поскольку имеют различное назначение и область применения, что в свою очередь влияет на размер налоговой ставки для исчисления НДС.
Согласно ГОСТ 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения", а также ГОСТ Р 52812-2007 "Смеси кормовые. Технические условия" кормовая смесь - набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными. Кормовые смеси вырабатываются из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.
В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая термины и определения" комбикорм, комбикормовая продукция представляет собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенную для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения.
Зерновые отходы согласно приложению "А" ГОСТ Р 54096-2010 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Взаимосвязь требований Федерального классификационного каталога отходов и Общероссийского классификатора продукции" - это отходы от механической очистки зерна.
Для каждого из данного вида продукции разработан и утвержден соответствующий ГОСТ.
Согласно положениям статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
Таким образом, нормативно закреплено разграничение таких товаров как корма/комбикорма/кормовая смесь и кормовая добавка, поскольку последняя не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных. Фактически кормовая добавка является ингредиентом для производства продукта, используемого для кормления сельскохозяйственных животных.
В соответствии с инструкцией по применению кормовой добавки "Мековит" от 09.07.2012 данный продукт является кормовой добавкой для повышения сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций коров, овец и коз. Кормовую добавку "Мековит" вводят в корма в соответствии с существующими технологиями смешивания с соблюдением нормы ввода 5 - 100 г/гол в день.
Согласно инструкции по применению кормовой добавки "АвиПлюс" данный продукт является кормовой добавкой для оптимизации процессов пищеварения у сельскохозяйственной птицы, вводят в комбикорма и кормосмеси на комбикормовых заводах или в кормоцехах хозяйств, используя существующие технологии смешивания - 200 - 500 г/т комбикорма.
В наставлении (инструкции) по применению кормовой добавки "Релиз" от 02.07.2016 указано, что данный продукт является кормовой добавкой для повышения сохранности, продуктивности и воспроизводительных функций сельскохозяйственных животных. Кормовую добавку "Релиз" вводят в корма в соответствии с существующими технологиями смешивания с соблюдением нормы ввода 2 - 100 г/гол в сутки.
В соответствии с инструкцией по применению кормовая добавка "Timet", содержащая метионин, является наиболее ограниченной аминокислотой в рационе молочных коров. Восполнение метионина в рубце обеспечивает лучший баланс аминокислот, оптимизируя аминокислотный профиль рациона целевых видов животных - молочных коров, коз, овец. Применяют в следующей дозировке: молочные коровы: 20 - 30 г в сутки на голову, начиная от отела до 200 в зависимости от кривой лактации и молочной продукции: овцы и козы: 2 - 3 г в сутки на голову, начиная с отела до 90 дней в зависимости от кривой лактации и молочной продукции.
Таким образом, напрямую для кормления сельскохозяйственных животных и птиц указанные виды продукции не используются, а применяются для повышения продуктивности и сохранности кормов, а также для балансирования рационов основных кормов.
Из заключения от 15.09.2017 N 12403020/0030648 экспертно-исследовательского отдела N 2 (г. Смоленск) экспертно-криминалистической службы - регионального филиала г. Брянск ЦЭКТУ ФТС России следует, что вышеуказанные кормовые добавки являются продуктом, используемым для приготовления полноценных кормов для крупного рогатого скота, коз, овец, с/х птиц; не относятся к кормам вареным, используемым в кормлении животных; кормам для декоративных рыб, декоративных и певчих птиц, кошек и собак; не относятся к таким видам продовольственных товаров как зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы; не могут быть использованы для непосредственного вскармливания животным взамен основного питания без добавления в какой-либо корм.
Виду того, что согласно заключению таможенного эксперта, инструкциям по применению, вышеуказанные кормовые добавки не являются продуктом, используемым в качестве готового корма для животных, и не могут быть отнесены ни к "Продуктам, используемым для кормления животных" раздела "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" перечня ТН ВЭД ЕАЭС, ни к продовольственным товарам, облагаемым по налоговой ставке в размере 10 % (зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы), указанным в пункте 2 статьи 164 НК РФ, применение к нему ставки НДС 10 % является неправомерным.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых решений, требований и действия Смоленской таможни недействительными (незаконными), в связи с чем правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе ООО "Фидконсалт" указало, что в представленных при декларировании декларациях о соответствии в отношении спорных товаров установлены коды ОКП 92 9141 (премиксы для птиц) и коды ОКПД2 10.91. ЮЛ71 (премиксы для крупного рогатого скота), 10.91.10.230 (концентраты и смеси кормовые), перечисленные в Перечне кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 % при реализации, утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.
В связи с этим апелляционная инстанция отмечает, что указанный довод при рассмотрении дела в суде первой инстанции не заявлялся и судом первой инстанции не рассматривался.
Исходя из содержания статьи 13 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" и руководствуясь понятиями, определенными статьей 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", представленные обществами декларации о соответствии являются документальным удостоверением проведенной органом по сертификации работы по подтверждению соответствия представленной ему продукции требованиям технических регламентов, документам по стандартизации или условиям договоров.
В функции органов по сертификации не входит обязанность по определению кодов товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также обязанность проверять правильность определения и указания в декларации о соответствии кода ОКП, также законодательно не предусмотрена ответственность за недостоверное указание в декларации о соответствии сведений о коде ОКП.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области" определение кода объекта классификации по общероссийскому классификатору является правом хозяйствующего субъекта.
В форме декларации о соответствии, утвержденной Коллегией Евразийской Экономической Комиссии Решением от 25.12.2012 N 293 "О единых формах сертификата соответствия и декларации о соответствии требованиям технических регламентов евразийского экономического союза и правилах их оформления" - указание кода в соответствии с Общероссийским классификатором продукции в качестве обязательного для заполнения реквизита не предусмотрено.
Так, в комплектах спорных ДТ представленных в материалы судебного дела, воспроизведенных с помощью программного средства "АИСТ-М", в декларациях о соответствии (представлены в формализованном виде) отсутствует информация о коде ОКП (ОКПД2).
Таким образом, сведения о коде ОКП в декларации о соответствии носят справочный характер и не подтверждают идентификацию товара в части его отнесения к тому или иному коду ОКП.
Кроме того, согласно Правилам сертификации кормов и кормовых добавок на соответствие установленным требованиям, утвержденным Госстандартом России 23.08.1994, сведения о коде товара по ОКП указываются заявителем (изготовителем, продавцом) обращающимся в уполномоченный орган для проведения сертификации, в заявке на сертификацию, что прямо следует из форм данной заявки, утвержденной Приложением N 1 к настоящим Правилам.
Из содержания представленных обществами деклараций о соответствии также прямо следует, что код ОКП (ОКПД2) задекларированных товаров указан декларантом, а не определен органом по сертификации продукции.
В декларации о соответствии, представленной на кормовую добавку "Mecovit", ООО "Фидконсалт" указан код ОКП 929143, который включен в Перечень кодов товаров по ОКП. Под указанным кодом ОКП в Перечень включен товар под наименованием "Премиксы".
В декларации о соответствии, представленной на кормовую добавку "Аviplus", ООО "Фидконсалт" указан код ОКП 929141, который включен в Перечень кодов товаров по ОКП. Под указанным кодом ОКП в Перечень включен товар под наименованием "Премиксы".
В соответствии с ГОСТ Р 51095-97 "Государственный стандарт Российской Федерации. Премиксы. Технические условия" премиксы - это однородные смеси измельченных до необходимой крупности микродобавок и наполнителя. Микродобавки - биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны, аминокислоты, макро- и микроэлементы, антибиотики), стимулирующие рост и продуктивность животных и (или) обладающие лечебным и профилактическим действием. Наполнители - комбикормовые виды сырья, применяемые в качестве среды для равномерного распределения в ней микродобавок и разъединения химически несовместимых частиц биологически активных веществ, а также обеспечивающие наилучшую эффективность смешивания премикса с обогащаемым продуктом.
В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51095-97 премиксы вырабатывают в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическому регламенту и рецептуре, утвержденным в установленном порядке.
Согласно требованиям ГОСТ Р 51095-97 премиксы состоят из определенных видов наполнителей, витаминов, аминокислот и микроэлементов.
Согласно инструкции по применению, а также экспертного заключения от 15.09.2017 N 12403020/0030648 кормовая добавка "Mecovit" состоит из гидрогенизированного растительного жира, метионина, холина хлорида, бетаина, витаминов В2 и В12 и наполнителя в виде диоксида кремния, срок хранения 12 месяцев.
В соответствии с инструкцией по применению, а также экспертным заключением от 15.09.2017 N 12403020/0030648 кормовой добавки "Аviplus" состоит гидрогенизированного растительного жира, лимонную кислоту, сорбиновую кислоту, тимол, ванилин, диоксид кремния, срок хранения 18 месяцев.
Срок хранения премиксов в соответствии с ГОСТ Р 51095-97 не более 5 месяцев.
Проанализировав требования ГОСТ Р 51095-97 можно сделать вывод, что в составе рассматриваемых кормовых добавок отсутствует часть обязательных элементов, которые должны входить в премиксы (микроэлементы, наполнитель, в кормовой добавке "А VIPLUS" отсутствуют витамины), кроме того сроки хранения не соответствуют требованиям ГОСТу.
В декларации о соответствии, представленной на кормовые добавки "Relys" и "Timet", указан код ОКПД2 10.91.10.171, который включен в Перечень кодов товаров по ОКП. Под указанным кодом ОКП в Перечень включен товар под наименованием "Концентраты и смеси кормовые"/
Согласно ГОСТ 23153-78 "Кормопроизводство. Термины и определения", а также ГОСТ Р 52812-2007 "Смеси кормовые. Технические условия" кормовая смесь - набор кормов, предназначенный для эффективного использования рационов животными. Кормовые смеси вырабатываются из измельченных зерновых отходов и побочных продуктов хлебоприемных, мукомольных и крупяных предприятий с добавлением измельченного кормового зерна и минеральных компонентов, а также допускается использование побочных продуктов масложировой и сахарной промышленности.
Согласно ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая. Термины и определения" существует следующая разновидность концентратов: комбикорм-концентр, кормовой концентрат, белково-витаминно-минеральный концентрат, амидо-витаминно-минеральный концентрат.
В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001 комбикорм-концентрат - это комбикорм, предназначенный для скармливания животным в дополнение к сочным и грубым кормам.
Из ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая термины и определения" следует, что комбикорм, комбикормовая продукция представляет собой однородную смесь различных кормовых средств, предназначенную для скармливания животным конкретного вида, возраста и производственного назначения.
Для комбикорма-концентрата установлен ГОСТ 9268-2015 "Межгосударственный стандарт. Комбикорма-концентраты для крупного рогатого скота. Технические условия". Согласно указанного ГОСТ 9268-2015 рекомендуемый срок хранения указанного продукта составляет 2 месяца.
В соответствии с ГОСТ Р 51848-2001 "Продукция комбикормовая. Термины и определения" кормовой концентрат - продукция с содержанием питательных веществ выше физиологических потребностей животных, предназначенная для последующего разбавления и смешивания с другими кормовыми средствами с целью получения сбалансированного по питательности корма.
Согласно ГОСТ Р 51551-2000 "Государственный стандарт Российской Федерации. Белково-витаминно-минеральные и амидо-витаминно-минеральные концентраты. Технические условия" под белково-витаминно-минеральными концентратами (БВМК) понимается - однородная смесь измельченных до необходимой крупности высокобелковых и минеральных кормовых средств, обогащенная биологически активными веществами (витаминами, ферментами, аминокислотами, микроэлементами и др.), вводимыми в смесь в виде премиксов; амидо-витаминно-минеральные концентраты (АВМК) - однородная смесь измельченных до необходимой крупности высокобелковых и минеральных кормовых средств, в которой часть белкового сырья заменена амидами - небелковыми азотистыми веществами (карбамидом, аммонийными солями), обогащенная биологически активными веществами, вводимыми в смесь в виде премиксов. Срок хранения БВМК и АВМК - 2 месяца со дня изготовления.
Согласно заключению эксперта от 15.09.2017 N 12403020/0030648 кормовые добавки "Relys" и "Timet" в своем составе не содержат белка, не относится к таким видам продовольственных товаров как зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы. Срок хранения таких добавок, согласно наставлениям по применению, составляет 18 месяцев.
В соответствии с ГОСТ Р 51095-97 "Государственный стандарт Российской Федерации. Премиксы. Технические условия" премиксы - это однородные смеси измельченных до необходимой крупности микродобавок и наполнителя. Микродобавки - биологически активные вещества (витамины, ферменты, гормоны, аминокислоты, макро- и микроэлементы, антибиотики), стимулирующие рост и продуктивность животных и (или) обладающие лечебным и профилактическим действием. Наполнители - комбикормовые виды сырья, применяемые в качестве среды для равномерного распределения в ней микродобавок и разъединения химически несовместимых частиц биологически активных веществ, а также обеспечивающие наилучшую эффективность смешивания премикса с обогащаемым продуктом.
Согласно положениям статьи 2 Технического регламента "Требования к безопасности кормов и кормовых добавок", утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 18.03.2008 N 263 (применяемого на территории Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 09.03.2010 N 132), кормовая добавка представляет собой вещества органического, минерального и (или) синтетического происхождения, используемые в качестве источников недостающих питательных и минеральных веществ и витаминов в рационе животных.
Таким образом, идентификация рассматриваемых товаров как кормовых смесей, концентратов, а также премиксов противоречит положениям вышеуказанных государственных стандартов. Для каждого из данного вида продукции разработан и утвержден соответствующий ГОСТ.
Нормативно закреплено разграничение таких товаров как корма/комбикорма/кормовая смесь/премиксы/концентраты и кормовая добавка, последняя не является готовым кормом либо готовым продуктом, используемым для кормления животных.
Следовательно, спорный товар непосредственно не поименован в разделе "Зерно, комбикорма, кормовые смеси, зерновые отходы" Перечня Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза, а также Перечня кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а по своему понятийному аппарату, закрепленному в нормативных правовых актах и ГОСТах, кормовая добавка не является ни зерном, ни комбикормом, ни кормовой смесью, и тем более зерновыми отходами; товар по своему составу является химическим продуктом (состоит из смеси жирных кислот, с добавлением витаминов и др. веществ); товар невозможно, без добавления в какой-либо корм, употреблять в пищу животными; товар не указан в пункте 2 статьи 164 НК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 25.01.2017 N 302-КГ 16-19133 по делу N А78-16285/2015, от 08.02.2017 N 302-КГ16-16188 по делу N А78-6000/2015, от 26.11.2016 N 302-КГ16-15589 по делу N А78-12466/2015, в постановлениях Арбитражного суда Центрального округа от 19.10.2017 по делу N А08-242/2017, от 13.02.2018 по делу N А09-7699/2017, в постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.04.2018 по делу N А51-13868/2017.
Доводы подателей жалоб не могут быть признаны обоснованными, так как, не опровергая выводов суда области, сводятся к несогласию с оценкой установленных судом обстоятельств по делу, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционных жалобах доводам не имеется.
Неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятого судебного акта, судом второй инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Расходы по оплате государственной пошлины, исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, подлежат отнесению на общество на основании статьи 110 АПК РФ.
Статьей 102 АПК РФ предусмотрено, что основания и порядок уплаты государственной пошлины, а также порядок предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным государственная пошлина уплачивается в размере 3000 рублей.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ при подаче апелляционной жалобы на решения арбитражного суда государственная пошлина уплачивается в следующих размерах - 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ предусмотрено, что уплаченная государственная пошлина подлежит возврату в случае уплаты государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено настоящей главой.
Как усматривается из материалов дела, при подаче апелляционной жалобы по настоящему делу общество с ограниченной ответственностью "Радиус" и общество с ограниченной ответственностью "Комондор" уплатили государственную пошлину в размере 3000 по платежным поручениям от 19.07.2018 N 2280 и от 19.0.2018 N 778 соответственно.
Таким образом, исходя из вышеизложенного и в соответствии со статьей 104 АПК РФ, статьей 333.40 НК РФ государственная пошлина по 1500 рублей подлежит возврату каждому обществу из федерального бюджета, о чем надлежит выдать справки.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 27.06.2018 по делу N А62-1763/2018 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Радиус" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1137847143664, ИНН 7805619300) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.07.2018 N 2280.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Комондор" (г. Санкт-Петербург, ОГРН 1117847108323, ИНН 7814495644) из федерального бюджета 1500 руб. госпошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 19.0.2018 N 778.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Н. Тимашкова |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.