г. Красноярск |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А33-27997/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Парфентьевой О.Ю.,
судей: Бабенко А.Н., Белан Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Щекотуровой Я.С.,
при участии: от ответчика - войсковой части 3377: Лебединского Р.Р., представителя по доверенности от 8.01.2018 N 2/25, Печенева А.В., представителя по доверенности от 18.01.2018 N 1/25,
от истца - публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт":
Анкудиновой Н.В., представителя по доверенности от 01.05.2017 N 77-2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу войсковой части 3377, на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 15 февраля 2018 года по делу N А33-27997/2017, принятое судьёй Варыгиной Н.А.,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к войсковой части 3377 о взыскании задолженности за потребленную с мая по июль 2017 года электрическую энергию по государственному контракту от 29.01.2016 N 160667 в размере 810 286 рублей 16 копеек.
Определением от 27.12.2017 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Федеральное государственное унитарное предприятие "Горно-Химический комбинат".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15.02.2018 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой в Третий арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе ответчик указал следующее:
- возложение обязанности по оплате электроэнергии на ответчика, противоречит частям 4, 5 статьи 31 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", так как имущество передано не в собственных интересах ответчика;
- заключенный контракт энергоснабжения между истцом и ответчиком, противоречит части 4 статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии, при этом истец в нарушение пункта 8.1. контракта обязан был расторгнуть данный контракт;
- суд первой инстанции неправомерно взыскал с ответчика расходы по уплате государственный пошлины.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 12.03.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 17.04.2018.
Определениями от 17.04.2018, от 10.05.2018, от 14.06.2018, от 29.06.2018, от 07.08.2018 по ходатайству сторон с целью мирного урегулирования спора, в порядке статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебное разбирательство откладывалось до 10.05.2018, до 14.06.2018, до 29.06.2018, до 07.08.2018, до 06.09.2018 соответственно.
Определениями от 08.05.2018 в связи с очередными отпусками судей Бабенко А.Н., Белан Н.Н., Петровской О.В. производилась замена судей Бабенко А.Н. на судью Белан Н.Н., Белан Н.Н. на судью Бабенко А.Н., Петровской О.В. на судью Белан Н.Н.
В связи с осуществлением замены судей в соответствии с частью 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение апелляционной жалобы осуществлялось с самого начала.
В судебном заседании представители ответчика поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Ссылаясь на постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа по делу N А33-15730/2017, просят решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
Представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу. Просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третье лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного разбирательства, в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснениями, изложенными в пунктах 14, 15, 16, 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 N 57 "О некоторых вопросах применения законодательства, регулирующего использование документов в электронном виде в деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов" путем размещения определения суда о принятии апелляционной жалобы к производству суда, выполненного в форме электронного документа, на официальном сайте Третьего арбитражного апелляционного суда: http://3aas.arbitr.ru/, а также в общедоступной автоматизированной системе "Картотека арбитражных дел" (http://kad.arbitr.ru) в сети "Интернет", явку своего представителя не обеспечило, направило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя.
На основании изложенного, в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом, между публичным акционерным обществом "Красноярскэнергосыт" (гарантирующим поставщиком) и войсковой частью 3377 (потребителем) заключен государственный контракт энергоснабжения от 29.01.2016 N 160667 (в редакции протокола согласования разногласий), в силу пункта 1.1 которого гарантирующий поставщик обязуется осуществлять продажу электрической энергии (мощности), а также путём заключения контрактом с третьими лицами обеспечить передачу электрической энергии и предоставление иных услуг, неразрывно связанных с процессом снабжения электрической энергией потребителей, а потребитель обязуется принимать и оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги.
В соответствии с пунктом 3.1.1 контракта потребитель обязался принимать и оплачивать электрическую энергию (мощность) до окончания срока действия контракта, а также соблюдать предусмотренный контрактом и документами о технологическом присоединении режим потребления электрической энергии (мощности).
В пунктах 4.1, 4.8 контракта указано, что определение объёма потребления электрической энергии (мощности) осуществляется на основании показаний приборов учёта и (или) с применением расчётных методов, указанных в приложении N 1 к контракту, с учётом внесённых изменений в приложение N 1 в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. В случае отсутствия расчётных, контрольных приборов учёта, несоответствия приборов учёта и иных элементов измерительных комплексов требованиям действующего законодательства, в случае выявления безучётного потребления, объём потребления электрической энергии определяется как произведение максимальной мощности и количества часов в расчётном периоде без последующего перерасчёта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации.
Порядок расчётов по контракту согласован в разделе 5, в котором указано, что расчётным периодом по контракту является месяц; предусмотрено внесение плановых (промежуточных) платежей до 10 и до 25 числа текущего месяца, определяемых по формуле, предусматривающей определение объёма в соответствии с фактическим объёмом предыдущего месяца либо расчётный способ исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств потребителя и коэффициента оплаты мощности; окончательный расчёт производится до 18 числа месяца, следующего за расчётным, за потребление предыдущего (расчётного) месяца, определённое на основании показаний приборов учёта, снятых сетевой организацией и (или) гарантирующим поставщиком или согласованным в контракте расчётным способом, производится потребителем самостоятельно платёжным поручением на расчётный счёт гарантирующего поставщика или наличными средствами в кассу.
В силу пункта 8.1 контракта он заключается на срок по 31.12.2016 и считается ежегодно продлённым на тот же срок и на тех же условиях, если за 30 календарных дней до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо о заключении нового контракта, за исключением объектов, в отношении которых соглашением сторон установлены индивидуальные сроки действия обязательств.
В приложении N 3 к контракту согласованы объекты абонента, снабжаемые электроэнергией.
Во исполнение обязательств по государственному контракту истцом на объекты ответчика в период с мая по июль 2017 года поставлена электроэнергия на общую сумму 810 286 рублей 16 копеек.
Объёмы потреблённой электроэнергии определены на основании показаний приборов учёта, установленных на объектах ответчика. В подтверждение указанных объёмов в материалы дела представлены показания приборов учёта, ведомости энергопотребления. Указанные истцом объёмы потребления электроэнергии ответчиком не оспорены. Доказательств в подтверждение иных объёмов ответчик в материалы дела не представил.
Стоимость поставленной электроэнергии определена по нерегулируемым ценам. В обоснование указанной цены истец представил пояснительную записку, содержащую соответствующие пояснения, предельные уровни нерегулируемых цен на электроэнергию (мощность), поставляемую потребителям гарантирующего поставщика, расчёт средневзвешенной нерегулируемой цены на электрическую энергии, расчёт платы за иные услуги, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электроэнергии потребителям, сбытовую надбавку гарантирующего поставщика.
На оплату потреблённой электроэнергии истцом ответчику выставлены соответствующие счета-фактуры.
Истцом в адрес ответчика направлена претензия от 22.08.2017 с требованием оплатить образовавшуюся задолженность. Претензия оставлена без ответа.
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, истец обратился в Арбитражный суд Красноярского края с настоящим иском о взыскании с войсковой части 3377 задолженности в размере 810 286 рублей 16 копеек.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, руководствовался положениями статей 8, 307, 309, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации и исходил из того, что государственный контракт энергоснабжения между истцом и ответчиком заключен до введения в действие Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" является действующим; стороны в данном контракте предусмотрели, что обязательства по содержанию имущества в части оплаты коммунальных услуг в переданных в безвозмездное пользование зданиях принимает на себя войсковая часть; Федеральный закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" не содержит указания на распространение действия его положений на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Суд апелляционной инстанции, учитывая правовую позицию Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа, изложенную в постановлении от 27.08.2018 по делу N А33-15730/2017, полагает, что решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Задачи войск национальной гвардии закреплены в статье 2 Закона о войсках национальной гвардии. Согласно части 1 статьи 2 Закона о войсках национальной гвардии, на войска национальной гвардии возлагается выполнение ряда задач, в том числе: охрана важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 2); и охрана особо важных и режимных объектов, объектов, подлежащих обязательной охране войсками национальной гвардии, в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации (пункт 8).
Согласно пункту 1 статьи 30 Закона о войсках национальной гвардии, финансовое обеспечение войск национальной гвардии является расходным обязательством Российской Федерации. В силу пункта 90 пункта 9 раздела II Положения о Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации" Росгвардия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, а также бюджетные полномочия главного администратора доходов федерального бюджета, администратора источников финансирования дефицита федерального бюджета
Как следует из подпункта "а" пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 N 157 "Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации", войска национальной гвардии Российской Федерации входят в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Войсковая часть 3377 входит в состав войск национальной гвардии Российской Федерации. Указанное обстоятельство не опровергается сторонами.
В соответствии с пунктом 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующими в момент его заключения.
Частью 4 статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии установлено, что расквартирование воинских частей, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, строительство, капитальный ремонт, реконструкция, материально-техническое обеспечение военных городков, зданий и сооружений, предназначенных для расквартирования указанных воинских частей, а также строительство, капитальный ремонт, реконструкция инженерно-технических средств охраны, караульных помещений, зданий (помещений) комендатур, бюро пропусков, обеспечение их эксплуатации (в том числе предоставление и оплата коммунальных услуг), обеспечение личного состава караулов на объектах, производящих или применяющих в производстве радиоактивные, аварийно-опасные и химически опасные вещества, средствами индивидуальной и коллективной защиты, приборами радиационного и химического наблюдения, дозиметрического контроля и системами аварийного оповещения осуществляются за счет средств организаций, важные государственные объекты, и (или) специальные грузы, и (или) сооружения на коммуникациях которых подлежат охране войсками национальной гвардии в соответствии с перечнями, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о войсках национальной гвардии обеспечение подразделений войск национальной гвардии, осуществляющих на договорной основе охрану имущества граждан и организаций, а также охрану объектов, техническими средствами охраны, выделение указанным подразделениям служебных и подсобных помещений с оборудованием и инвентарем, проведение капитального ремонта, реконструкции и обеспечение технической эксплуатации (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) указанных помещений являются обязательствами организаций, заключивших договоры об охране имущества и объектов.
Из указанных правовых норм следует, что с 03.07.2016 предоставление и оплата коммунальных услуг, а также иное материальное обеспечение подразделений войск национальной гвардии осуществляется организациями, важные государственные объекты и специальные грузы которых подлежат охране войсками национальной гвардии.
В рассматриваемом случае возложение на охраняемую организацию расходов, связанных с обеспечением войсковой части коммунальными ресурсами, прямо установлено Законом о войсках национальной гвардии. В этой связи войсковая часть при исполнении контракта во взаимоотношениях с охраняемой организацией и поставщиком коммунальных ресурсов вправе руководствоваться императивными нормами Закона о войсках национальной гвардии независимо от того, внесены ли сторонами соответствующие изменения в договор.
С учетом изложенного основания для удовлетворения иска о взыскании задолженности в спорном периоде отсутствовали.
Таким образом, поскольку при принятии обжалуемого судебного акта судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, что привело к неправильному разрешению спора, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 270 судебный акт подлежат отмене с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ПАО "Красноярскэнергосбыт".
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 февраля 2018 года по делу N А33-27997/2017 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
О.Ю. Парфентьева |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-27997/2017
Истец: ПАО "КРАСНОЯРСКЭНЕРГОСБЫТ"
Ответчик: ВОЙСКОВАЯ ЧАСТЬ 3377
Третье лицо: ФГУП "Горно-Химический комбинат"