город Ростов-на-Дону |
|
12 сентября 2018 г. |
дело N А32-2435/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от КФХ Мартыновой Т.И.: Гребенкин А.А., паспорт, по доверенности от 12.05.2018 N 33,
от ПАО "ФСК ЕЭС": представитель Яхонтов С.В., паспорт, по доверенности от 11.05.2017 N 122-17,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Мартыновой Татьяны Ивановны
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-2435/2018, принятое судьей Семушиным А.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Мартыновой Татьяны Ивановны к департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным отказа,
при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района, ПАО "ФСК ЕЭС",
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Мартынова Татьяна Ивановна (далее - предприниматель Мартынова Т.И., глава КФХ Мартынова Т.И.) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199.
Определением от 09.04.2018 суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство природных ресурсов Краснодарского края, Департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края, Администрацию Крутого сельского поселения, публичное акционерное общество "ФСК ЕЭС".
Решением от 09.06.2018 суд отказал в удовлетворении заявленных требований. Решение мотивировано тем, что строительство и ввод в эксплуатацию ЛЭП напряжением 500 кВ предполагает предоставление земельного участка в целях получения разрешения на строительство, в связи с чем использование земельных участков для целей сельскохозяйственного производства непосредственно под опорами линий электропередач невозможно и основания для предоставления в аренду участков под указанными объектами отсутствуют.
Не согласившись с принятым судебным актом, индивидуальный предприниматель КФХ Мартынова Т.И. обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе заявитель просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что департамент и АО "ФСК ЕЭС" уклоняются от формирования земельных участков под ЛЭП на участке с кадастровым номером 23:32:0401000:199, при этом участок незаконно используется главой КФХ Павленко Л.А., в результате чего в доход бюджета не поступают денежные средства от реализации участка, в том числе путем предоставления в аренду.
В судебное заседание не явились представители заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов Краснодарского края, Администрации Крутого сельского поселения Тихорецкого района, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
В силу статьи 156 АПК РФ суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся представителей заинтересованного лица, Министерства природных ресурсов КК, Администрации Крутого сельского поселения.
Представителем КФХ Мартыновой Т.И. в судебном заседании 06.09.2018 была поддержана жалоба и заявлено ходатайство об отводе судей рассматривающих апелляционную жалобу на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.06.2018 по делу N А32-2435/2018.
Представитель ПАО "ФСК ЕЭС" в судебном заседании отводов составу суда не заявил и возражал против удовлетворения жалобы.
От ПАО "ФСК ЕЭС" в суд поступил отзыв на жалобу, в котором указано на законность и обоснованность решения суда.
В соответствии со ст. 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 час. 10 мин. 06.09.2018 для рассмотрения заявления об отводе судей.
После перерыва судебное заседание продолжено.
Определением заместителя председателя суда от 06.09.2018 отказано в удовлетворении отвода, заявленного судьям Гуденица Т.Г., Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 24.07.2017 Глава КФХ Мартынова Т.И. обратилась в департамент имущественных отношений Краснодарского края с заявлением о подготовке и организации аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 площадью 99,728 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Тихорецкий район, в границах ООО "Нива".
Письмом от 01.09.2017 N 52-30434/17-32-20 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в подготовке и проведении аукциона по вопросу предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 площадью 99,728 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Тихорецкий район, в границах ОООО "Нива".
Отказ мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:32:0401000:199 пересекает линия электропередачи напряжением 500 кВ, а также через земельный участок проходит проектируемая воздушная линия электропередачи напряжением 550 кВ.
Согласно заключению министерства природных ресурсов Краснодарского края земельный участок с кадастровым номером 23:32:0401000:199 попадает в зону экстенсивного природопользования особо охраняемой природной территории регионального значения - государственный природный зоологический заказник "Тихорецкий".
14.09.2017 в департамент имущественных отношений Краснодарского края поступило заявление индивидуального предпринимателя главы КФХ Мартыновой Т.И. о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 площадью 99,728 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Тихорецкий район, в границах ОООО "Нива".
Письмом от 05.10.2017 N 52-35457/17-32-04 департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 площадью 99,728 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Успенский район, Тихорецкий район, в границах ОООО "Нива" со ссылкой на предыдущий ответ.
Считая незаконными действия департамента по уклонению от предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199, глава КФХ Мартынова Т.И. обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с настоящим заявлением.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 11.03.2002 N 253 "О делегировании полномочий по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности" полномочия по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной собственности от имени администрации Краснодарского края делегированы департаменту имущественных отношений Краснодарского края.
На основании "Положения о департаменте имущественных отношений Краснодарского края", утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент имущественных отношений Краснодарского края является уполномоченным органом исполнительной власти Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края.
Порядок предоставления земельных участков для сельскохозяйственного использования предусмотрен статьями 39.6, 39.14, 39.18 Земельного кодекса РФ.
Пунктом 1 ст. 39.6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно ст. 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:
1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет";
2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Из п.п. 4, 5 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ следует, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если сооружение (в том числе сооружение, строительство которого не завершено) размещается на земельном участке на условиях сервитута или на земельном участке размещен объект, предусмотренный пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса, и это не препятствует использованию земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства.
Пунктом 17 статьи 39.16 Земельного кодекса установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, когда указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов.
Согласно пункту 3 статьи 39.36 ЗК РФ виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 данной статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Как указано, отказывая в предоставлении в аренду земельного участка (в проведении аукциона по предоставлению земельного участка), департамент указал заявителю, что на земельном участке, испрашиваемом в аренду, расположены две опоры объекта недвижимого имущества ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС -Тихорецк 2, строительство которого производилось по титулу: "ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС - Тихорецкая 2 с расширением ПС 500 кВ Тихорецкая".
Распоряжением Правительства РФ от 11.11.2013 N 2084-р утверждена схема территориального планирования Российской Федерации в области электроэнергетики. В схему территориального планирования включены новые объекты энергетики, строительство которых планируется осуществить до 2030 года, а также расширяемые объекты энергетики, в отношении которых не определена необходимость дополнительного землеотвода.
В перечне линий электропередачи, планируемых к вводу в эксплуатацию до 2020 года (Приложение 4) имеется указание на вторую ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС - Тихорецк, Тихорецкий район (г. Тихорецк) и Сальский район (пос. Гигант), Ростовская область.
Согласно акту выбора земельного участка под строительство объекта "ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС - Тихорецкая 2 с расширением ПС 500 кВ Тихорецкая" в границах муниципального образования Тихорецкий район от 23.11.2011, земельный участок с кадастровым номером 23:32:0401000:199 указан в числе участков, их которых будет образован согласованный для размещения энергообъекта земельный участок.
Схемой расположения земельного участка на кадастровом плате территории Тихорецкого района Краснодарского края предусмотрено формирование земельных участков из состава земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 для размещения двух опор энергообъекта.
Согласно положительному заключению государственной экспертизы от 13.09.2013 N 199-13ГГЭ-8356/02 результаты инженерных изысканий "ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС-Тихорецкая N2 с расширением ПС 500 кВ Тихорецкая" соответствуют установленным нормативным требованиям, проектная документация соответствует результатам инженерных изысканий и установленным нормативным требованиям.
Как установлено судом, в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации, исследовано письмо Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 26.06.2013 N 202-1561/10.2 "О заказнике Тихорецкий". Согласно выводам государственной экспертизы, проектные решения раздела "Мероприятия охраны окружающей среды" разработаны в соответствии с экологическими требованиями, установленными законодательными актами и нормативными документами Российской Федерации.
Строительство энергообъекта осуществлялось на основании разрешения на строительство от 15.12.2014 N RU61/23-0199-MC, выданного Министерством строительства жилищно-коммунального хозяйства РФ.
На период строительства энергообъекта с ИП Главой КФХ Гах Сергеем Алексеевичем был заключен договор субаренды части земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 площадью 10757 кв.м. от 01.07.2014 N 30-3000/ГП-10/07-160. В момент заключения договора субаренды, земельный участок был предоставлен в аренду Управлением муниципальных ресурсов администрации муниципального образования Тихорецкий район главе КФХ Гах С.А. на основании договора аренды N 8832000175 от 11.12.2013.
31.12.2014 утвержден акт приемки законченного строительством объекта.
Согласно заключению 14.10.2015 N 54-128-25 о соответствии реконструируемого объекта капитального строительства требованиям иных нормативно-правовых документов и проектной документации, выданному межрегиональным отделом строительного надзора Северо-Кавказского управления Ростехнадзора, объект капитального строительства "ВЛ 500 кВ Ростовская АЭС -Тихорецкая N2 с расширением ПС 500 кВ Тихорецкая" соответствует требованиям технических регламентов (норм и правил) соответствует требованиям проектной документации, Строительных норм и правил, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, Федерального закона "О пожарной безопасности" от 21.12.1994 N 69-ФЗ, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ, Федерального закона "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" от 23.11.2009 N 261-ФЗ.
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ 18.12.2015 выдано разрешение на ввод энергообъекта в эксплуатацию N 00-00-0227-201МС.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов. К таковым относятся линии электропередачи классом напряжения до 35 кВ, а также связанные с ними трансформаторные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для осуществления передачи электрической энергии оборудование, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
В силу части 1 статьи 51 ГК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом
В соответствии с частью 1 статьи 55 ГК РФ разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
В соответствии с указанными нормами строительство линейных объектов осуществляется на основании разрешения на строительство, а ввод в эксплуатацию на основании разрешения на ввод в эксплуатацию.
Как правильно указано судом первой инстанции, в силу норм градостроительного законодательства технические параметры ВЛ 500 кВ "Ростовская АЭС - Тихорецк-2" требуют получения разрешения на их строительство и реконструкцию и, соответственно, требуют предоставления земельных участков для их размещения.
К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ст. 130 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 133 ГК РФ, вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.
В соответствии со статьей 133.1 ГК РФ недвижимой вещью, участвующей в обороте как единый объект, может являться единый недвижимый комплекс -совокупность объединенных единым назначением зданий, сооружений и иных вещей, неразрывно связанных физически или технологически, в том числе линейных объектов (железные дороги, линии электропередачи, трубопроводы и другие), либо расположенных на одном земельном участке, если в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество зарегистрировано право собственности на совокупность указанных объектов в целом как одну недвижимую вещь. К единым недвижимым комплексам применяются правила о неделимых вещах (аналогичная правовая позиция изложена в определении судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 19.07.2016 N 18 КГ-16-61).
В силу пункта 11 статьи 1 ГрК РФ линии электропередач, автомобильные дороги, железнодорожные линии, линейно-кабельные сооружения связи, водопроводы, нефтепроводы, газопроводы и иные трубопроводы относятся к линейным объектам, которые являются объектами капитального строительства.
При этом объекты электроэнергетики определены как имущественные объекты, непосредственно используемые в процессе производства, передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике и сбыта электрической энергии, в том числе объекты электросетевого хозяйства, к которым согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" относятся линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
В пункте 2 Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87, закреплена классификация объектов капитального строительства в зависимости от функционального назначения и характерных признаков. В подпункте "в" указаны линейные объекты (трубопроводы, автомобильные и железные дороги, линии электропередачи и др.).
Из статьи 1, части 12, 13 статьи 48 ГрК РФ, пункта 2 указанного выше Положения, следует, что линии электропередач относятся к линейным объектам, которые являются самостоятельными объектами капитального строительства
Порядок определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи всех классов напряжения, независимо от формы их собственности и подведомственной принадлежности этих линий установлен "Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи опор линий связи, обслуживающих электрические сети", (далее - Правила) утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 августа 2003 N 486.
На период эксплуатации энергообъектов площадь занимаемых участков под опорами ВЛ определяется в соответствии с требованиями пунктов 4, 5 Правил: минимальный размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи напряжением свыше 10 кВ определяется как площадь контура, отстоящего на 1 метр от контура проекции опоры на поверхность земли. Конкретные размеры земельных участков для установки опор воздушных линий электропередачи (опор линий связи, обслуживающих электрические сети) определяются исходя из необходимости закрепления опор в земле, размеров и типов опор, несущей способности грунтов и необходимости инженерного обустройства площадки опоры с целью обеспечения ее устойчивости и безопасной эксплуатации.
В соответствии с Ведомственными строительными нормами N 14278 тм-т1 "Нормы отвода земель для электрических сетей напряжением 0,38 - 750 кВ" (утв. Департаментом электроэнергетики Минтопэнерго РФ 20 мая 1994 г.) и "Рекомендациями по проектированию границ земельных участков, занятых опорами воздушных линий электропередачи ПАО "ФСК ЕЭС" от 06.02.2006 г., нормы отвода земли под опоры энергообъекта - 120 кв.м. (тип опор ПМ 500, количество - 2 шт., норма отвода под одну опору 60 кв.м.).
Учитывая, что земельные участки под опорами энергообъекта не сформированы и не выделены из состава земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199, расчет площади произведен исходя из нормативных величин.
Ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно п. 3 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения, находящихся на чужом земельном участке, имеет преимущественное право покупки или аренды земельного участка.
Согласно ст. 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
С учетом приведенных положений ПАО "ФСК ЕЭС" имеет преимущественное право на предоставление в аренду земельных участков, на которых непосредственно размещены объекты электросетевого хозяйства, при этом необходимо произвести их выдел из состава земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199.
Земельным кодексом допускается образование земельных участков для строительства линейных объектов федерального, регионального или местного значения исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории (подпункт 5 пункта 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации).
Для размещения линейных объектов договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок до сорока девяти лет (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.8 Земельного кодекса).
Одним из оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд является строительство линейных объектов федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий, а также объектов систем электроснабжения федерального, регионального или местного значения (пункт 2 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации).
Права на земли, используемые или предназначенные для эксплуатации объектов энергетики, возникают у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным федеральными и региональными законами. В отношении таких объектов устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий последних
Правила определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи устанавливаются Правительством РФ (статья 89 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 6 части 1 статьи 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" к исключительным случаям, при которых допускается перевод земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, отнесено строительство линий электропередачи.
Условием такого перевода установлено наличие утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейного объекта.
Правилами определения размеров земельных участков для размещения воздушных линий электропередачи и опор линий связи, обслуживающих электрические сети, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.08.2003 N 486, предусмотрено размещение воздушной линии электропередачи на обособленных земельных участках, отнесенных в установленном порядке к землям промышленности и иного специального назначения или землям поселений и предназначенных для установки опор указанных линий.
Такие участки, предназначенные (используемые) для установки опор одной воздушной линии электропередачи, могут быть учтены в государственном земельном кадастре в качестве единого землепользования с присвоением одного кадастрового номера (пункт 2).
Как указано, размер земельного участка для установки опоры воздушной линии электропередачи зависит от ее напряжения и контура проекции опоры на поверхность земли (пункты 3, 4), а земельные участки (их части), используемые в период строительства воздушных линий электропередачи, представляют собой полосу земли по всей длине такой линии электропередачи, ширина которой зависит от расположения осей крайних фаз.
Конкретные размеры названных участков определяются в соответствии с проектной документацией (пункт 8).
По смыслу приведенных норм, размещение опор линий электропередачи возможно только на образованных для этих целей земельных участках, переведенных из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель энергетики, права на которые возникли у застройщика по предусмотренным федеральными и региональными законами основаниям.
Использование земельных участков для целей сельскохозяйственного производства непосредственно под опорами линий электропередач невозможно, в связи с чем основания для предоставления в аренду участков под указанными объектами отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении АС СКО от 02.11.2017 по делу N А32-8504/2017.
При таких обстоятельствах, действия (решение) Департамента имущественных отношений Краснодарского края по отказу в предоставлении в аренду главе КФХ Мартыновой Т.И. земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199 соответствуют закону.
Департаментом не допущено незаконного бездействия по предоставлению земельного участка.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что расположение земельного участка в границах природного заказника не препятствует использованию земельного участка в сельском хозяйстве.
Вместе с тем, указанное обстоятельство не исключает расположения на участке ЛЭП ВЛ 500 кВ.
При таких обстоятельствах, судом не установлено предусмотренных ст.ст. 198-201 АПК РФ оснований для удовлетворения заявления главы КФХ Мартыновой Т.И.
Судом апелляционной инстанции не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о том, что департамент и АО "ФСК ЕЭС" уклоняются от формирования земельных участков под ЛЭП на участке с кадастровым номером 23:32:0401000:199, при этом участок незаконно используется главой КФХ Павленко Л.А., в результате чего в доход бюджета не поступают денежные средства от реализации участка, в том числе путем предоставления в аренду.
Обстоятельства фактического использования земельного участка с кадастровым номером 23:32:0401000:199, в том числе фермерскими хозяйствами, как и действия Департамента имущественных отношений Краснодарского края и общества "ФСК ЕЭС" по формированию земельных участков, не относятся к предмету заявления, рассматриваемого судом в рамках дела А32-2435/2018.
Обязательным условием удовлетворения требований, заявляемых в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является нарушение оспариваемыми ненормативными актами (действиями, бездействием, решением) прав и законных интересов заявителя по делу.
Заявителем не представлено доказательств того, каким образом связаны с предметом спора приведенные в апелляционной жалобе доводы об использовании земельного участка, собираемом на нем урожае и действиях третьих лиц.
Заявителем не представлено доказательств нарушения департаментом прав и законных интересов главы КФХ Мартыновой Т.И. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ответственность за совершение преступления в виде получения, дачи взятки и посредничества во взяточничестве предусмотрена статьями 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Рассмотрение вопросов о признаках преступления и ответственности за их совершение не относится к компетенции арбитражных судов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм земельного и градостроительного законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Решение суда от 09.06.2018 об отказе в удовлетворении заявления главы КФХ Мартыновой Т.И. является законным и обоснованным.
Основания для отмены решения, в том числе по предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основаниям, судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 июня 2018 года по делу А32-2435/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.