г. Владимир |
|
11 сентября 2018 г. |
Дело N А11-11689/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.09.2018.
Постановление в полном объеме изготовлено 11.09.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Москвичевой Т.В., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Баташовой С.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Борисовское" (ИНН 3321033109, ОГРН 1133316000421) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2018 по делу N А11-11689/2017, принятое судьей Степановой Р.К. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Борисовское" о признании незаконным и отмене постановления Департамента ветеринарии администрации Владимирской области (ИНН 3328101781, ОГРН 1033302007848) от 11.10.2017.
В судебном заседании приняли участие представители:
общества с ограниченной ответственностью "Борисовское" - Кручинина М.В. по доверенности от 20.10.2017;
Департамента ветеринарии администрации Владимирской области - Калюжина Л.В. по доверенности от 25.07.2018 N 5.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Департаментом ветеринарии администрации Владимирской области (далее - Департамент, административный орган) совместно с начальником Государственного бюджетного учреждения Владимирской области "Петушинская районная станция по борьбе с болезнями животных" при проведении 18.09.2017 контрольных и мониторинговых мероприятий по выполнению комплекса мер, направленных на ликвидацию очага африканской чумы свиней, установлено, что общество с ограниченной ответственностью "Борисовское" (далее - Общество, ООО "Борисовское") не выполнило мероприятия по обеззараживанию против возбудителя африканской чумы в эпизоотическом очаге территории свинофермы, животноводческих комплексов, здания (помещения) по содержанию свиней, все находящиеся на территории эпизоотического очага животноводческие, вспомогательные и бытовые помещения, связанные с пребыванием в них персонала, обслуживающего свиней, бойню и имеющееся в ней оборудование, холодильные камеры, транспортные средства, используемые для перевозки свиней, кормов, навоза, сырья и продуктов свиноводства, инвентарь и предметы ухода за животными, одежду и обувь обслуживающего персонала и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могли контактировать животные или обслуживающий персонал, и которые могут быть фактором передачи возбудителя болезни; не выделило необходимое количество людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для ликвидации эпизоотического очага.
Административный орган посчитал, что Обществом нарушены положения пунктов 25,29 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоз России от 31.05.2016 N 213, и статьи 18 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Усмотрев в действиях (бездействии) Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), уполномоченное должностное лицо составило в присутствии законного представителя Общества протокол от 18.09.2017 N 87 и 11.10.2017 вынесло постановление, в соответствии с которым Общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 90 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Решением суда от 30.05.2018 в удовлетворении заявленного требования отказано.
В апелляционной жалобе Общество просит отменить решения суда первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств, имеющих существенное значение для дела, и нарушение норм материального права.
Заявитель жалобы считает, что административным органом не доказаны событие и состав вмененного Обществу административного правонарушения.
Представитель Общества в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу по доводам, в ней изложенным.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
В судебном заседании представитель Департамента заявил ходатайство о приобщении к материалам дела требования от 14.09.2017 N ДВ-3224-04-06.
Заявленное ходатайство удовлетворено, требование от 14.09.2017 N ДВ-3224-04-06 приобщено к материалам дела.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемый судебный акт подлежит отмене по следующим основаниям.
Статьей 26.1 КоАП РФ предусмотрено, что по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности, наличие события административного правонарушения.
Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Согласно Указа Губернатора Владимирской области от 25.08.2017 N 88 в крестьянско-фермерском хозяйстве Авакян Б.Р. и ООО "Борисовское" был введен карантин по африканской чуме свиней (далее - АЧС) и эпизоотическим очагом объявлена территория крестьянско-фермерского хозяйства Авакян Б.Р и ООО "Борисовское".
В соответствии с пунктом 25 Ветеринарных правил осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31.05.2016 N 213 (далее - Ветеринарные правила), физические и юридические лица - собственники (владельцы) свиней при установлении на территории их хозяйств эпизоотическою очага:
- обеспечивают проведение мероприятий по обеззараживанию в соответствии с пунктом 29 настоящих Ветеринарных правил (обеззараживанию от возбудителя АЧС в эпизоотическом очаге подлежат: территории ферм, животноводческих комплексов, здания (помещения) по содержанию свиней, все находящиеся на территории эпизоотического очага животноводческие, вспомогательные и бытовые помещения, связанные с пребыванием в них персонала, обслуживающего свиней, бойни, другие сооружения и имеющееся и них оборудование, транспортные средства, используемые для перевозки животных, навоза, кормов, сырья и продуктов животного происхождения, инвентарь и предметы ухода за животными, одежда и обувь обслуживающего персонала, навоз и другие объекты, с которыми прямо или косвенно могли контактировать животные или обслуживающий персонал, и которые могут быть фактором передачи возбудителя болезни здоровым животным).
- выделяют необходимое количество людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств и других материальных ресурсов, необходимых для ликвидации эпизоотического очага.
Пунктом 28 Ветеринарных правил установлено, что изъятие свиней проводится под контролем специалистов госветслужбы. Убой отчужденных животных осуществляется бескровным методом. Трупы павших и убитых свиней, продукты и отходы свиноводства, остатки кормов и подстилки, кормушки, перегородки, деревянные полы уничтожаются методом сжигания. Несгоревшие остатки закапываются в траншеи (ямы) на глубину не менее 2 метров.
В соответствии с пунктом 3 приложения "План мероприятий по предотвращению распространения и ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней на территории Петушинского района" к Указу Губернатора Владимирской области от 25.08.2017 N 88 в числе прочих ООО "Борисовское" предписано немедленно произвести изъятие всех свиней и продуктов убоя в соответствии с правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2006 N 310, оборудовать дезбарьеры на входе и въезде на территорию (с территории) эпизоотического очага, организовать смену одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага (входе на территорию эпизоотического очага), в случае невозможности смены одежды, обуви обеспечить дезобработку одежды, обуви при выходе с территории эпизоотического очага, осуществлять обработку любых транспортных средств при их выезде с территории эпизоотического очага, обеспечить отсутствие на территории эпизоотического очага безнадзорных животных, обеспечить проведение дератизации.
Пунктом 6 приложения "План мероприятий по предотвращению распространения и ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней на территории Петушинского района" к Указу Губернатора Владимирской области от 25.08.2017 N 88 в числе прочих Обществу предписано организовать и обеспечить проведение обеззараживания от возбудителя АЧС в соответствии с Ветеринарными правилами осуществления профилактических, диагностических, ограничительных и иных мероприятий, установления и отмены карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов африканской чумы свиней, утвержденными приказом Минсельхоза России от 31.05.2016 N 213.
Указанные в пункте 6 названного приложения мероприятия необходимо провести в период действия ограничений (л.д.81). В силу пункта 5 Указа Губернатора Владимирской области от 25.08.2017 N 88 ограничения устанавливаются на срок 30 дней с момента регистрации последнего случая африканской чумы свиней.
В отсутствие сведений о регистрации последнего случая африканской чумы свиней (административным органом данное обстоятельство не установлено) данные мероприятия должны быть выполнены Обществом до 25.08.2017.
Как следует из протокола об административном правонарушении от 18.09.2017 N 87 и постановления от 11.10.2017, Обществу вменено не выполнение по состоянию на 18.09.2017 мероприятий по обеззараживанию против возбудителя африканской чумы в эпизоотическом очаге, не выделение необходимого количества людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств, необходимых для ликвидации эпизоотического очага.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 18.09.2017 N 87 событие административного правонарушения зафиксировано в акте от 18.09.2017.
Однако из акта от 18.09.2017 следует, что на момент проверки в помещении репродуктора N 2 проводится механическая обработка (очистка) помещения, двор обработан на 1/3 помещения, тамбура и подсобные помещения не обработаны. Обработка проводится керхерами - водой, без дезсредств (механическая обработка). В помещениях репродуктора N 3 и в помещениях откорм 2 и откорм 3 обработка не проводилась. На территории комплекса расположены ямы, которые выкопаны для уничтожения (путем сжигания) трупов свиней, зараженных АЧС, количество ям - 4 единицы: 1 яма - идет горение, в середине имеются останки трупов свиней; 2 яма - в яме горение не происходит, на дне ямы лежат трупы; 3 яма - происходит горение, в основном трупы свиней сожжены; 4 яма - происходит горение, на дне ямы лежат останки обгоревших трупов.
В результате осмотра проверяющие пришли к выводу о том, что ООО "Борисовское" мероприятия по обеззараживанию территории против возбудителя АЧС проводятся неудовлетворительно (л.д.53).
При этом из материалов административного дела не усматривается, на основании каких сведений административный орган пришёл к выводу о том, что Обществом не выделено необходимое количество людей, транспорта, моющих и дезинфицирующих средств и других материальных ресурсов, необходимых для ликвидации эпизоотического очага. Соответствующая информация не запрашивалась у Общества и конкретные сведения о задействованных по состоянию на 18.09.2017 сотрудниках, транспортных средствах, моющих и дезинфицирующих средств, не отражены в акте от 18.09.2017.
Из акта от 18.09.2017 и актов убоя свиней, составленных за период с 25.08.2017 по 18.09.2017, следует, что Обществом проводятся мероприятия, регламентированные пунктом 28 Ветеринарных правил, по убою животных бескровным методом и сжиганию трупов убитых свиней, также начаты мероприятия по обработке и обеззараживанию территории.
Поскольку конкретные сроки проведения мероприятий по обеззараживанию Ветеринарными правилами не установлены, а срок выполнения мероприятий, указанных в пункте 6 приложения "План мероприятий по предотвращению распространения и ликвидации эпизоотического очага африканской чумы свиней на территории Петушинского района" к Указу Губернатора Владимирской области от 25.08.2017 N 88, истекал не ранее 25.09.2017, вывод административного органа о нарушении Обществом правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных на дату составления протокола об административном правонарушении (18.09.2017) являлся преждевременным.
В рассматриваемом случае административным органом не доказано наличие в действиях (бездействии) Общества события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Отсутствие события административного правонарушения исключает производство по делу об административном правонарушении (часть 1 статьи 24.5 КоАП РФ).
Кроме того из материалов дела следует, что заместителем главного государственного ветеринарного инспектора Владимирской области в адрес Общества направлено требование от 14.09.2017 N ДВ-3224-04-06, согласно которому Обществу вменено в обязанность выполнение работы по вынужденной дезинфекции животноводческих дворов, производственных помещений, зданий, сооружений, транспорта и объектов, расположенных на территории ООО "Борисовское" и крестьянско-фермерского хозяйства Авакян Б.Р., со сроком исполнения до 17.09.2017, а также выполнение работы по первичной обработке (обеззараживанию) территории очагов африканской чумы свиней (дорог, мест утилизации трупов животных, территории лагун и так далее) со сроком исполнения до 20.09.2017. Данное требование получено законным представителем Общества 15.09.2017.
Вместе с тем невыполнение в установленный срок законных требований лиц, уполномоченных на осуществление государственного ветеринарного контроля (надзора), об устранении нарушений ветеринарно-санитарных требований и правил влечет ответственность по части 8 статьи 19.5 КоАП РФ, а не по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах постановление от 11.10.2017 является незаконным и подлежит отмене.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества подлежит удовлетворению, а решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2018 - отмене на основании пункта 2 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ввиду недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленным.
Арбитражным судом Владимирской области нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 30.05.2018 по делу N А11-11689/2017 отменить.
Постановление Департамента ветеринарии администрации Владимирской области от 11.10.2017 признать незаконным и отменить.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.