г. Ессентуки |
|
12 сентября 2018 г. |
Дело N А15-555/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 сентября 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Семенова М.У.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Джашакуевым М.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу ТУ Росимущества в Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28 мая 2018 года по делу N А15-555/2018,
по заявлению ООО "Производственно-коммерческая фирма "Атлант" ОГРН - 1110522000467, ИНН - 0522018553,
к ТУ Росимущества в Республике Дагестан ОГРН - 1090562002662, ИНН - 0562076424,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спор на стороне заинтересованного лица - Администрация МР "Карабудахкентский район",
- о признании незаконным решения ТУ Росимущества в Республике Дагестан, содержащееся в письме от 14 декабря 2017 года N 03-2982 как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- об обязании ТУ Росимущества в Республике Дагестан в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ООО "Производственно-коммерческая фирма "Атлант" о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 99981 кв.м, расположенного по адресу: Карабудахкентский район, на побережье Каспийского моря и принять решение в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (судья Цахаев С.А.),
в отсутствии лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания
УСТАНОВИЛ:
ООО "Производственно-коммерческая фирма "Атлант" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с заявлением к ТУ Росимущества в Республике Дагестан (ОГРН 1090562002662, ИНН 0562076424) с требованиями:
- о признании незаконным решения ТУ Росимущества Республики Дагестан, содержащееся в письме от 14 декабря 2017 г. N 03-2982 как противоречащее положениям Земельного кодекса Российской Федерации;
- об обязании ТУ Росимущества Республики Дагестан в 30-дневный срок со дня вступления в законную силу решения суда рассмотреть заявление ООО "Производственно-коммерческая фирма "Атлант" о предварительном согласовании предоставления земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка общей площадью 99981 кв.м, расположенного по адресу: Карабудахкентский район, на побережье Каспийского моря и принять решение в соответствии с положениями статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 20.02.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спор на стороне заинтересованного лица привлечена администрация МР "Карабудахкентский район".
Решением от 28.05.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе ТУ Росимущества в Республике Дагестан просит решение суда от 28.05.2018 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие лиц, надлежащим образом извещенных о дате и месте проведения судебного заседания.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев повторно дело по апелляционной жалобе в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, изучив и оценив в совокупности материалы дела, находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Решением Исполкома Карабудахкентского районного совета народных депутатов от 29 сентября 1992 г. N 235 из земель райспецфонда МП "Атлант" отведено 10 га земель на праве бессрочного (постоянного) пользования, расположенного на береговой полосе Каспийского моря, под организацию базы отдыха.
На основании указанного решения МП "Атлант" выдан государственный акт N 345А на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком площадью 10 га под организацию базы отдыха.
01.11.2017 заявитель обратился в ТУ Росимущества в Республике Дагестан с заявлением о предварительном согласовании предоставления без проведения торгов земельного участка площадью 99981 кв.м, расположенного в кадастровом квартале 05:09:000045, по адресу: Карабудахкентский район, на побережье Каспийского моря в аренду для использования в целях организации базы отдыха, а также утверждении схемы расположения земельного участка.
Письмом от 14.12.2017 за N 03-2982 ТУ Росимущества в Республике Дагестан отказало в удовлетворении обществу в удовлетворении заявления указав на то, что для образования испрашиваемого земельного участка положением ТУ Росимущества в Республике Дагестан не предусмотрена функция по разделу федеральных земель участков, площадь которых превышает 10 га.
Общество, считая указанное решение заинтересованного лица об отказе в предварительном согласовании представления в аренду земельного участке в порядке гл. 24 АПК РФ оспорило его в арбитражном суде, а также заявило об обязании рассмотреть его заявление.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязательным условием для принятия решения об удовлетворении заявленных требований о признании ненормативных правовых актов, действий (решений) государственных органов недействительными (незаконными) является установление судом совокупности юридических фактов: несоответствия данных актов, действий закону и нарушения ими законных прав и интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов местного самоуправления, если полагает, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на нее какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, этим землепользователям, за исключением юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 данного Кодекса.
Если земельный участок только предстоит образовать, процедура его предоставления без торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка в отсутствие утвержденного проекта межевания территории, подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в установленном статьей 39.15 Земельного кодекса порядке (пункт 1 статьи 39.14 Земельного кодекса).
Статьей 39.15 Земельного кодекса предусмотрено, что в течение 10 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 названной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 данной статьи (пункт 3); в срок не более чем 30 дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 этой статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа (пункт 7).
В силу п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 ст. 39.16 Земельного кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подп. 1 - 23 ст. 39.16 указанного Кодекса.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка приведен в п. 16 ст. 11.10 Земельного кодекса.
Судом первой инстанции правомерно отклонены доводы, заинтересованного лица о том, что в данном случае у него не было функциональных полномочий по формирование испрашиваемого земельного участка площадью более 10 га., находящегося в государственной собственности, так как из заявления в суд и приложенных к нему документов, а также из заявления в ТУ Росимущества в РД о предварительном согласовании спорного земельного участка, его площадь не превышает 10 га.
При этом указанное заинтересованным лицом основание для отказа в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка не содержится в числе оснований указанных в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса.
Суд установил, что к заявлению общества о предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка были приложены:
1) Копии документов, удостоверяющих право пользования - решение Исполкома Карабудахкентского районного совета народных депутатов от 29.09.1992 N 235 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование заявителю;
2) Копия государственного акта о праве постоянного (бессрочного) пользования заявителя на испрашиваемый земельный участок;
3) Схема расположения испрашиваемого земельного участка;
4) Межевой план.
Заинтересованное лицо в отзыве на заявление считает, что у заявителя нет ни одного из оснований указанных в ст. 39.6 Земельного кодекса для получения земельного участка в аренду без проведения торгов.
При этом заинтересованным лицом не учтено, что испрашиваемый заявителем земельный участок находится у него на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании решения Исполкома Карабудахкентского районного совета народных депутатов от 29.09.1992 N 235 о предоставлении испрашиваемого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование заявителю и государственного акта о праве постоянного (бессрочного) пользования заявителя на испрашиваемый земельный участок.
Представленные заявителем копии решения Исполкома Карабудахкентского районного совета народных депутатов от 30.06.1993 N 131 о переименовании МП "Атлант" в производственную коммерческую фирму "Атлант" и выписка из устава ООО ПКФ "Атлант" от 30.06.1998 подтверждают, что МП "Атлант, которому согласно решению Исполкома Карабудахкентского районного совета народных депутатов от 29.09.1992 N 235 и государственному акту о праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлен испрашиваемый земельный участок, является правопредшественником заявителя по данному спору - ООО "Производственно-коммерческая фирма "Атлант".
На основании вышеизложенного судом первой инстанции установлено, что у заявителя имеются правовые основания для приобретения испрашиваемого им земельного участка в аренду без проведения торгов на основании подпункта 11 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Суд пришел к верному выводу, что в данном случае у ТУ Росимущества в РД не было правовых оснований для отказа обществу в предварительном согласовании испрашиваемого земельного участка.
На основании вышеизложенного судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования.
Доводы ТУ Росимущества в Республике Дагестан, изложенные в апелляционной жалобе, судом отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании законодательства, противоречат материалам дела и сложившейся в Российской Федерации судебной практике, а также опровергнуты приведенными выше правовыми нормами.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, не допущено.
На основании изложенного, исходя из фактических обстоятельств дела, с учетом оценки представленных доказательств, арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, вынесено законное и обоснованное решение, и поэтому у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда Республики Дагестан от 28 мая 2018 года по делу N А15-555/2018.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 28 мая 2018 года по делу N А15-555/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.