город Ростов-на-Дону |
|
13 сентября 2018 г. |
дело N А53-11717/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от прокурора: прокурор отдела Прокуратуры Ростовской области Суворов А.В., удостоверение,
от ООО "ЮСБ-Щит": Шипилов А.Е., паспорт, по доверенности от 30.05.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЮСБ-Щит"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.07.2018 по делу N А53-11717/2018, принятое судьей Штыренко М.Е.
по заявлению Прокурора города Ростова-на-Дону
к обществу с ограниченной ответственностью "ЮСБ-Щит"
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Ростова-на-Дону (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "ЮСБ-Щит" к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Решением от 05.07.2018 суд привлек ООО "ЮСБ-Щит" к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ЮСБ-Щит" обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что на основании договора от 01.03.2014 общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию конкретных установок систем противопожарных систем, установленных на объекте заказчика (в соответствии дополнительным соглашением N 6 к договору N 4 на техническое обслуживания установок комплексной автоматизированной системы пожарной безопасности от 01.03.2014 года от 26.01.2018), на этих объектах нарушений требований пожарной безопасности не выявлено.
Представитель ООО "ЮСБ-Щит" в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявления о привлечении общества к административной ответственности.
Прокурор в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, считая решение суда законным и обоснованным по доводам представленного отзыва.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, Прокуратурой г. Ростова-на-Дону во исполнение поручения прокуратуры Ростовской области от 27.03.2018 N 7/1-64-2018 "О проведении проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности в местах массового пребывая граждан", совместно с представителями ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" Ростовской области", Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Ростову-на-Дону УНДиПР ГУ МЧС России по Ростовской области в период с 28 марта по 09 апреля 2018 года проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в торгово-развлекательном центре "Вавилон" по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2.
При проведении проверки обследован 6-ти этажный многофункциональный торгово-развлекательный центр "Вавилон" (здание литер Б), расположенный по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр.Космонавтов, 2/2 (далее -объект защиты).
Проведенной проверкой установлено следующее.
ООО "Август" на основании агентских договоров, заключенных с собственниками нежилых помещений в торгово-развлекательном центре "Вавилон", расположенном по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2, совершает по поручению и в интересах собственника юридические и иные действия от своего имени и за его счет в отношении недвижимого имущества.
Между ООО "Август" и ООО "ЮСБ-Щит" 01.03.2014 заключен договор N 4 на техническое обслуживание установок комплексной автоматизированной системы пожарной безопасности (с дополнительными соглашениями от 30.11.2014 N 1, от 23.01.2015 N 2, от 31.12.2015 N 3, от 31.12.2016 N 4, от 31.12.2017 N 5, от 26.01.2018 N6).
Согласно условиям указанного договора ООО "ЮСБ-Щит" обязуется осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения: установок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), оборудования системы дымоудаления и прочих элементов комплексной автоматизированной системы пожарной безопасности на объекте, указанном в п. 1.2.1,1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, а именно: помещения (места) общего пользования, в том числе, но, не ограничиваясь: коридоры, лестничные клетки, а также технические помещения, расположенные в здании торгового центра "Вавилон" по адресу: 344092, г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2, лит. "Б, Б6, Б2, Б4, Б5, п/Б, п/Б6"; нежилое помещение площадью 796,7 кв.м., расположенное на третьем этаже ТРЦ "Вавилон" (магазин "Фандей"), площадью 1153,8 кв.м., расположенное на антресоли первого этажа и первом этаже здания литер Б, В по адресу: пр. Космонавтов, 2/2.
В силу п. 1.1.3 договора ООО "ЮСБ-Щит" обязуется контролировать выполнение требований пожарной безопасности, в том числе содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты, лицами, временно владеющими и пользующимися помещением на основании договора аренды (арендаторами) в здании ТРЦ "Вавилон" по адресу: г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2.
Обществу "ЮБС-Щит" 28.02.2013 ВрИО начальника Южного регионального центра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий выдана бессрочная лицензия N 5-Б/00516 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
28.03.2018 ФГБУ "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" Ростовской области" проведены испытания системы пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, испытания работоспособности системы противодымной вентиляции, работоспособности автоматической установки водяного пожаротушения, испытания на водоотдачу системы внутреннего противопожарного водоотвода, смонтированных на объекте защиты - ТРЦ "Вавилон".
В ходе проверки на объекте защиты выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
1. На объекте защиты не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно: не обеспечено поступление на ППК сигнала "Пожар" при срабатывании ИПД в холле кинотеатра, около магазина "Высшая Лига"; обеспечено поступление на ППК сигнала "Пожар" при срабатывании ИПР в холле кинотеатра, около магазина "Высшая Лига", но с задержкой 200с; обеспечено поступление на ППК сигнала "Пожар" при срабатывании ИПР в помещениях "Детский город" (игровая зона), но с задержкой 200с; не обеспечено обеспечение подачи в автоматическом режиме управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей (система оповещения на 4 этаже включилась с задержкой 200с), что является нарушением п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила). Указанное подтверждено протоколом испытаний работоспособности системы пожарной сигнализации N 134-ПС(н)/18 от 28.03.2018.
2. На объекте защиты не обеспечено исправное состояние вытяжной противодымной вентиляции, а именно: схемное решение противодымной вентиляции не соответствует проектной документации, так как в здании изменены объемно-планировочные решения; при поступлении на ППК сигнала "Пожар" клапаны на 4-м и 2-м этаже не открылись. (Протокол испытаний работоспособности противодымной вентиляции N 138-ПД(н)/18 от 28.03.2018), что является нарушением п.61 Правил;
3. На объекте защиты не обеспечено исправное состояние вытяжной автоматической установки пожаротушения, а именно: при падении давления до 2,5 кгс/см автоматика системы водяного пожаротушения не сработала: не обеспечен автоматический запуск жокей-насоса, автоматический пуск рабочего насоса, автоматический пуск резервного насоса в случае отказа или не выхода рабочего насоса на режим в течение установленного времени, автоматического включения электроприводов запорной арматуры, автоматический контроль соединительных линий прибора, регистрирующего срабатывание узлов управления, формирующих команду на автоматическое включение пожарных насосов на обрыв и короткое замыкание, автоматический контроль давления в системе, не обеспечена автоматическая подача огнетушащего вещества через узел управления сплинклерный, не обеспечено вскрытие клапана узла управления сплинкерной установки пожаротушения, путем открытия крана (вентиля) на спускном трубопроводе, предназначенного для проверки работы установки; не обеспечено одновременное поступление сигналов (светового и звукового) в помещение пожарного паста с круглосуточным пребыванием обслуживающего персонала при потере давления на узлах водяных сплинклерных, что является нарушением п. 61 Правил. Указанное подтверждено протоколом испытаний работоспособности автоматической установки пожаротушения N 137-ПТ(н)/18 от 28.03.2018.
4. На объекте защиты не обеспечено исправное состояние вытяжной системы оповещения и управления эвакуацией людей о пожаре, а именно: звуковые сигналы СОУЭ не обеспечивают общий уровень звука (уровень звука постоянного шума вместе со всеми сигналами, производимыми оповещателями) не менее 75 дБА на расстоянии 3 м от оповещателя, но не более 120 дБ А в любой точке защищаемого помещения: при измерении уровня звука информации от речевых оповещателей в помещениях кинозала "Парк Островского" уровень звука составил 68 дБА, при измерении уровня звука информации от речевых оповещателей в помещениях кинозала "Парк революции" уровень звука составил 61 дБ А, при измерении уровня звука информации от речевых оповещателей в помещениях игровой зоны "Детский город" уровень звука составил 60 дБ А, при измерении уровня звука информации от речевых оповещателей в помещениях коридоров 2-го этажа уровень звука составил 71 дБ А, при измерении уровня звука информации от речевых оповещателей в помещениях коридоров 1-го этажа уровень звука составил 73 дБА, что является нарушением п. 61 Правил. Указанное подтверждено протоколом испытаний работоспособности автоматической установки пожаротушения N 135-СО(н)/18 от 28.03.2018)
5. На объекте защиты не обеспечена исправность источников внутреннего противопожарного водопровода, а именно: система внутреннего противопожарного водопровода не обеспечивает минимальный требуемый расход воды на внутреннее пожаротушение, что является нарушением п. 55 Правил. Указанное подтверждено протоколом испытаний на водоотдачу системы внутреннего противопожарного водопровода N 136-ПВ(н)/18 от 28.03.2018.
6. На объекте защиты не соблюдаются требования специальных технических условий, а именно в нарушение п. 12.2 СТУ на первом, втором, третьем, четвертом, пятом и шестом этажах по периметрам открытых проемов в междуэтажных перекрытиях не предусмотрено в полном объеме устройство противопожарных штор, с пределом огнестойкости не ниже EI60, автоматически закрывающихся при пожаре, либо устройство противопожарных водяных дренчерных завес, для исключения распространения пожара через пространства и проемы в местах установки эскалаторов, что является нарушением п.61 Правил;
7. На объекте защиты не соблюдаются требования специальных технических условий, а именно в нарушение п. 10.1 СТУ для объекта не предусмотрена СОУЭ 5 типа, п.61 Правил;
8. На объекте защиты не соблюдаются требования специальных технических условий, а именно в нарушение п. 10.3 СТУ запотолочное пространство на 1, 2, 3, 4, 5, 6 этажах не защищено дымовыми пожарными извещателями с установкой на видных местах выносных устройств оптической сигнализации от каждого пожарного извещателя, что является нарушением п.61 Правил;
9. На объекте защиты в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п. 13.3.4 не во всех помещениях (тамбур на 6 этаже в' районе южной лестничной клетки перед грузовыми лифтами, коридор на 6 этаже в районе северо-восточной лестничной клетки перед грузовыми лифтами, помещение магазина "JT ЭТУАЛЬ" на 1 этаже,) точечные пожарные извещатели не установлены на несущих строительных конструкциях, что является нарушением ч. 4 ст. 51 Закона N 123-ФЗ;
10. На объекте защиты в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п. 13.3.6 не во всех помещениях (тамбур на 6 этаже в районе южной лестничной клетки перед грузовыми лифтами, в вспомогательных помещениях кинозалов на 6 этаже, на 5 этаже в складском помещении магазина "Высшая лига", в помещение магазина "Элемент" на 5 этаже, помещение кафе "Ташир-пицца" на 4 этаже, помещение магазина "SELA" на 3 этаже, помещение магазина "Incity" на 3 этаже, помещение магазина "Модер" на 3 этаже, помещение магазина "Levi's" на 3 этаже, помещение магазина "ZENDEN" на 2 этаже, помещение магазина "Мясной градус" на 1 этаже, помещении магазина "Российский фарфор" на 1 этаже, подсобное помещение в районе южной лестничной клетки 1 этажа, помещение магазина "Оптика Оптимист" на 1 этаже, помещение магазина "зоомагазина ЛайЛа" на 1 этаже, помещении магазина "585 Золото" на 1 этаже, помещение магазина "Л' ЭТУАЛЬ" на 1 этаже, помещение организации общественного питания "Бургер Кинг" на 1 этаже, помещение магазина "МТС" на 1 этаже, помещение магазина "Золотой" на 1 этаже, помещение магазина "Эконика" на 1 этаже, помещение магазина "Вестфалика" на 1 этаже, помещение магазина "Samsung" на 1 этаже, помещение кассы магазина "Перекресток" на 1 этаже антресоли, административные помещения ООО "Август" на 1 этаже антресоли, складское помещение "ФРАУ ТЕХНИКА - ДНС" в подвальном этаже) горизонтальное расстояние от дымовых пожарных извещателей до электросветильников составляет менее 0,5 м. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
11. На объекте защиты в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.6 не во всех помещениях (в вспомогательных помещениях кинозалов на 6 этаже, помещение магазина "Incity" на 3 этаже, помещение магазина "Модер" на 3 этаже, помещение магазина "Levi's" на 3 этаже, помещение магазина "Оптика Оптимист" на 1 этаже, коридор в районе северной лестничной клетки на 1 этаже, помещение организации общественного питания "Бургер Кинг" на 1 этаже, помещение магазина "Calipso" на 1 этаже, помещение магазина "МТС" на 1 этаже, помещение магазина "Золотой" на 1 этаже, помещение магазина "Вестфалика" на 1 этаже, помещение магазина "Samsung" на 1 этаже, административные помещения ООО "Август" на 1 этаже антресоли) расстояние от извещателей пожарных дымовых до вентиляционного отверстия составляет менее 1 м. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
12. На объекте защиты на 6 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение, расположенное за западной перегородкой зального помещения детского городка "Вавилония", помещение лифтового холла, расположенное в мебельном центре, помещение серверной, расположенное в организации общественного питания (детское кафе "Вавилошка"), помещение кладовой, расположенное в организации общественного питания (детское кафе "Вавилошка"), не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
13. На объекте защиты на 6 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 таблица A3 п.38 помещение, расположенное за западной перегородкой зального помещения детского городка "Вавилония" не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
14. На объекте защиты на 6 этаже в нарушение требований нормативного документа по пожарной безопасности СП 7.13130.2013 п. 7.2 пп. "в" в коридоре организации общественного питания (детское кафе "Вавилошка") длиной более 15 м. без естественного проветривания при пожаре не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
15. На объекте защиты на 6 этаже руководитель организации не обеспечивает исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно: в административном помещении организации общественного питания (детское кафе "Вавилошка") дымовые пожарные извещатели закрыты колпаками, что является нарушением п.61 Правил;
16. На объекте защиты на 5 этаже в районе кинотеатра "Чарли" в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.8 при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
17. На объекте защиты на 5 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 3.13130.2009 п.4.4 в зальном помещении кинозалов кинотеатра "Чарли" настенные речевые оповещатели не расположены таким образом, чтобы их расстояние от потолка до верхней части оповещателя было не менее 150 мм (расположены вплотную к потолку) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
18. На объекте защиты на 5 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 таблица A3 п.38 не все вспомогательные помещения кинотеатра "Чарли" оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
19. На объекте защиты на 5 этаже не обеспечено исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно: в вспомогательных помещениях кинотеатра "Чарли" дымовые пожарные извещатели закрыты колпаками, что является нарушением п.61 Правил;
19. На объекте защиты на 5 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение электрощитовой, расположенное в районе северной лестничной клетки не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
20. На объекте защиты на 5 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 складское помещение магазина "Читай город" не оборудовано системами автоматического пожаротушения, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
21. На объекте защиты на 3 этаже руководитель организации не обеспечивает исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно: в помещении кафе "ПитьКофе" дымовые пожарные извещатели замотаны клейкой лентой, что является нарушением п.61 Правил;
22. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 3.13130.2009 п.4.4 в помещении магазина "CrSTIN" настенный речевой оповещатель не расположен таким образом, чтобы расстояние от потолка до верхней части оповещателя было не менее 150 мм (расположены вплотную к потолку) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
23. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.15.3 в районе северной лестничной клетки способы прокладки кабелей для организации шлейфов и соединительных линий автоматической установки пожарной сигнализации производятся не в соответствии с требованиями ПУЭ, а именно: в нарушение п. 2.1.21 ПУЭ соединение жил проводов и кабелей не производится при помощи опрессовки, сварки, пайки или сжимов (винтовых, болтовых и т. п.) в соответствии с действующими инструкциями, утвержденными в установленном порядке (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
24. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение электрощитовой и подсобное помещение в районе северной лестничной клетки не оборудовано системами автоматического пожаротушения, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
26. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.8 в магазине "FunDay" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
27. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 складское помещение магазина "Белио" не оборудовано системами автоматического пожаротушения, (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
28. На объекте защиты 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.15.3 в помещении магазина "SELA" способы прокладки кабелей за фальшпотолком для организации шлейфов и соединительных линий автоматической установки пожарной сигнализации производятся не в соответствии с требованиями ПУЭ, а именно в нарушение п. 2.1.4 ПУЭ открытая электропроводка не проложена непосредственно по поверхности стен, потолков и т. п., на струнах, тросах, роликах, изоляторах, в трубах, коробах, гибких металлических рукавах, на лотках, в электротехнических плинтусах и наличниках, свободной подвеской и т. п., а проложена непосредственно по фальшпотолку. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
29. На объекте защиты в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "SELA" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 31565-2012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
30. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п. 13.3.8 в магазине "Прайв" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
31. На объекте защиты на 3 этаже руководитель организации не обеспечивает исправное состояние автоматической установки пожарной сигнализации, а именно: в магазине "С1еаn11у" дымовые пожарные извещатели закрыты колпаками, что является нарушением п.61 Правил;
32. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 подсобное помещение в районе южной лестничной клетки не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
33. На объекте защиты на 3 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение электрощитовой в районе южной
34. лестничной клетки не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
35. На объекте защиты на 2 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.8 в магазине "ZENDEN" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
36. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "Российский фарфор" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 31565-2012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
37. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "Билайн" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 315652012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
38. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "Аптека Ригла" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 315652012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
38. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "585 Золото" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 31565- 2012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
39. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение сейфовой магазина "585 Золото" не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
40. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 3.13130.2009 п.5.3 в районе эвакуационного выхода из северной лестничной клетки ведущего наружу отсутствует световой оповещатель "Выход" (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
41. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п. 13.3.8 в районе северного эвакуационного выхода из здания, ведущего наружу при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
42. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.8 в торговом помещении магазина "TOY игрушки" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
43. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п.13.3.8 в торговом помещении магазина "Respect" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
44. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 п. 13.3.8 в торговом помещении магазина "Цифроград" при наличии в контролируемом помещении коробов (технологических площадок), имеющих сплошную конструкцию, отстоящую по нижней отметке от потолка на расстоянии более 0,4 м и не менее 1,3 м от плоскости пола, под ними дополнительно не установлены пожарные извещатели. (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
45. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 6.13130.2013 п.4.9 в помещении магазина "Связной" работоспособность кабельных линий, подходящих к световому оповещателю "Выход" системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, в условиях пожара не обеспечивается выбором вида исполнения кабелей и проводов, согласно ГОСТ 315652012, а именно: тип исполнения кабельного изделия не соответствует FRLS, FRHF (выполнено проводом ШВВП) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
46. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение требований нормативного документа по пожарной безопасности СП 7.13130.2013 п. 7.2 пп. "в" в коридоре антресоли торгового магазина "Перекресток" и административных помещений длиной более 15 м. без естественного проветривания при пожаре не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
47. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 не все административные помещения антресоли оборудованы системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
48. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 складское помещение бумаги торгового магазина "Перекресток" не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
49. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 складское помещение, расположенное возле южного эвакуационного выхода из складской зоны торгового магазина "Перекресток" не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
50. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 таблица A3 п.38 помещение, расположенное возле южного эвакуационного выхода из складской зоны торгового магазина "Перекресток" не оборудовано автоматической установкой пожарной сигнализации (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
51. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение требований нормативного документа по пожарной безопасности СП 7.13130.2013 п. 7.2 пп. "в" в коридоре складской зоны торгового магазина "Перекресток" длиной более 15 м. без естественного проветривания при пожаре не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
52. На объекте защиты на 1 этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 подсобное помещение, расположенное в торговом зале магазина "Перекресток" не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
53. На объекте защиты в подвальном этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 подсобное помещение, расположенное в районе эскалатора не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
54. На объекте защиты в подвальном этаже в нарушение требований нормативного документа по пожарной безопасности СП 7.13130.2013 п. 7.2 пп. "ж" в торговом зале магазина "ФРАУ ТЕХНИКА - ДНС" без естественного проветривания при пожаре не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
55. На объекте защиты в подвальном этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 5.13130.2009 приложение А п.А5 помещение инкассаторской торгового магазина "ФРАУ ТЕХНИКА - ДНС" не оборудовано системами автоматического пожаротушения (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ);
56. На объекте защиты в подвальном этаже в нарушение нормативного документа по пожарной безопасности СП 3.13130.2009 п.4.4 в районе юго-восточной лестничной клетки настенный речевой оповещатель не расположен таким образом, чтобы расстояние от потолка до верхней части оповещателя было не менее 150 мм (расположены вплотную к потолку) (ч. 4 ст.51 Закона N 123-ФЗ).
Таким образом, в ходе проверки выявлены нарушения требований Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2015 N 390, СНиП 21 -01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", введенных в действие постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7, Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.04.2018 (л.д. 93-97, том 1), протоколе испытаний системы противопожарной сигнализации N 134-ПС (н)/18 от 28.03.2018 (л.д. 76-78, том 1); протоколе испытаний работоспособности системы противодымной вентиляции N 138-ПД(н)/18 от 28.03.2018 (л.д. 79-81, том 1); протоколе испытаний системы оповещения и управления эвакуацией людей N 135-О(н)/18 от 28.03.2018 (л.д. 82-84); протоколе испытаний работоспособности автоматической установки водяного пожаротушения N 137-ПТ(н)/18 от 28.03.2018 (л.д. 85-88, том 1); протоколе испытаний на водоотдачу системы внутреннего противопожарного водопровода N 136-ПВ(н)/18 от 28.03.2018 (л.д. 89-92, том 1).
В связи с выявленными нарушениями прокурором город Ростова-на-Дону вынесено постановление от 09.04.2018 о возбуждении в отношении ООО "ЮСБ-Щит" дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Постановление вынесено с участием представителя общества.
В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ прокурор обратился в арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении ООО "ЮСБ-Щит" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 6 статьи 205 АПК РФ определено, что при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), -
влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что в соответствии с данным Федеральным законом лицензированию подлежит, в том числе, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Согласно части 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается соответствующим положением о лицензировании. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2011 N 1225 утверждено "Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений" (далее - Положение о лицензировании).
Пунктом 7 данного Постановления предусмотрено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения требований, предусмотренных подпунктами "а" и "д" пункта 4 Положения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Согласно подпункту "д" пункта 4 Положения, одним из лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности является: выполнение лицензиатом требований, предъявляемых к проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, установленных нормативными правовыми актами и нормативно-техническими документами в соответствии со статьей 20 Федерального закона "О пожарной безопасности".
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
Согласно статье 51 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий.
Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара.
Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Материалами дела об административном правонарушении, в том числе протоколами испытаний и постановлением прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении, подтверждается допущение обществом "ЮСБ-Щит" при осуществлении деятельности нарушений лицензионных требований.
Таким образом, наличие в действиях ООО "ЮСБ-Щит" объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.
Общество, будучи лицом, осуществляющим лицензируемый вид деятельности, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ. Имея возможность для соблюдения установленных лицензионных требований, общество не приняло необходимых мер по их соблюдению.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанции не принимаются доводы общества о том, что на основании договора от 01.03.2014 общество приняло на себя обязательства по техническому обслуживанию конкретных установок систем противопожарных систем, установленных на объекте заказчика (в соответствии дополнительным соглашением N 6 к договору N 4 на техническое обслуживания установок комплексной автоматизированной системы пожарной безопасности от 01.03.2014 года от 26.01.2018), на этих объектах нарушений требований пожарной безопасности не выявлено.
В соответствии с условиями договора от 01.03.2014 N 4, заключенного между ООО "Август" и ООО "ЮСБ-Щит", общество обязуется осуществлять работы по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения: установок пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), оборудование системы дымоудаления и прочих элементов комплексной автоматизированной системы пожарной безопасности на объекте, указанном в п. 1.2.1,1.2.2, 1.2.3, 1.2.4, а именно: помещение (места) общего пользования, в том числе, но, не ограничиваясь: коридоры, лестничные клетки, а также технические помещения, расположенные в здании торгового центра "Вавилон" по адресу: 344092, г. Ростов-на-Дону, пр. Космонавтов, 2/2, лит. "Б, Б6, Б2, Б4, Б5, п/Б, п/Б6"; нежилое помещение площадью 796,7 кв.м., расположенное на третьем этаже ТРЦ "Вавилон" (магазин "Фандей"), площадью 1153,8 кв.м., расположенное на антресоли первого этажа и первом этаже здания литер Б, В по адресу: пр. Космонавтов, 2/2.
В соответствии с пунктом 1.3 договора установки и системы объектов защиты, указанных в п. 1.2.1 и 1.2.2 договора перечислены в проекте N 39.07.08.2012-ПС том 1,2, N 39.07.08.2012.1-ПТ том 1,2 от 2013 г.
Судом первой инстанции указано, что обществом в материалы дела представлены проекты N 39.07.08.2012-ПС том 2, N 39.07.08.2012.1-ПТ том 2 от 2013 г. Том 1 указанных проектов в материалы дела не представлены. Таким образом, ответчиком документально не подтверждено, что указанные помещения не относятся к зоне проведения технического обслуживания систем противопожарной защиты ООО "ЮСБ-Щит".
Судом сделан правильный вывод, что комплексная автоматизированная система пожарной безопасности является единой на весь торговый комплекс. Следовательно, обслуживание части данной системы в общих помещениях не отвечает целям такого обслуживания - обеспечение исправной работы пожарной системы торгового комплекса.
В соответствии с п. 1.1.3 договора от 01.03.2014 N 4 общество обязано контролировать выполнение требований пожарной безопасности, в том числе содержание в исправном состоянии систем и средств противопожарной защиты лицами, временно владеющими и пользующимися помещениями на основании договоров аренды (арендаторами) в здании торгового центра "Вавилон".
Судом первой инстанции также обоснованно отклонены доводы общества о том, что нарушения допущены при монтаже систем пожарной сигнализации.
Согласно статье 51 Закона N 123-ФЗ целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий, при этом защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности.
На основании пункта 61 "Правил противопожарного режима в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 N 390, при обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения и требования нормативных документов по пожарной безопасности.
Как правильно указано судом первой инстанции, при заключении и исполнении договоров на техническое обслуживание и ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, лицензиату необходимо проводить их обследование на предмет соответствия нормативным документам по пожарной безопасности. В случае выявления нарушений, о них необходимо уведомлять собственника объекта защиты, а также отражать в соответствующем акте обследования.
Общество, приняв на себя обязанность по техническому обслуживанию и ремонту автоматических установок пожаротушения, возложило на себя ответственность по их обслуживанию и устранению выявленных неисправностей (несоответствий), в том числе неисправностей, допущенных при монтаже пожарной сигнализации.
При таких обстоятельствах, общество "ЮСБ-Щит" является лицом, ответственным за выявленные нарушения, в силу договора, заключенного с ООО "Август" от 01.03.2014 N 4.
Общество приступило к обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, осознавая возможные риски имеющихся неисправностей.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Решение суда от 05.07.2018 об удовлетворении заявления прокурора и привлечении ООО "ЮСБ-Щит" к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 100 000 рублей является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05 июля 2018 года по делу А53-11717/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня его принятия в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Ростовской области при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.