Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2018 г. N Ф01-5888/18 настоящее постановление оставлено без изменения
07 сентября 2018 г. |
Дело N А11-7314/2017 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.С.,
судей Насоновой Н.А., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания Цыганковой Е.Е.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.06.2018 по делу N А11-7314/2017, принятое судьей Киселевой О.В., по иску муниципального унитарного предприятия города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" (ОГРН 1033302001710, ИНН 3302002289) к открытому акционерному обществу "Владимирская областная электросетевая компания" (ОГРН 1063340018785; ИНН 3329038170), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Владимира, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира, Управление муниципальным имуществом г. Владимира о понуждении внести изменения в концессионное соглашение.
В судебном заседании приняли участие представители:
от ответчика (заявителя) - открытого акционерного общества "Владимирская областная электросетевая компания" - Кудрявцева М.Г. на основании доверенности от 11.01.2017 N 12 сроком действия до 31.12.2018; Вавилова И.А. на основании доверенности от 30.01.2017 N 25 сроком действия до 31.12.2019;
от истца - муниципального унитарного предприятия города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" - Лебединец Н.В. на основании распоряжения главы администрации г. Владимира от 03.04.2018 N 208-р;
от третьих лиц:
- Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Владимира - Ситникова Е.В. на основании доверенности от 10.01.2018 сроком действия до 31.12.2018;
- Управления муниципальным имуществом г. Владимира - Ермакова Н.Е. на основании доверенности от 09.01.2018 сроком действия до 31.12.2018.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Муниципальное унитарное предприятие города Владимира "Владимирские тепловые электрические сети" (далее - МУП "ВТЭС") обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с иском к открытому акционерному обществу "Владимирская областная электросетевая компания" (далее - ОАО "ВОЭК") о понуждении ОАО "ВОЭК" внести изменения в концессионное соглашение от 25.12.2012 на условиях дополнительного соглашения. Включить в перечень движимого имущества КТП-778 с оборудованием расположенную по адресу: г. Владимир, пр-т Ленина, в районе дома 73.
Решением от 28.06.2018 Арбитражный суд Владимирской области исковые требования удовлетворил, взыскал с ОАО "ВОЭК" в пользу МУП "ВТЭС" 6000 руб. расходов по уплате государственной пошлины.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "ВОЭК" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как принятый с нарушением при непролном выяснении обстоятельств по делу, с нарушением норм материального и процессуального права.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает на то, что Федеральным законом "О концессионных соглашениях" предусмотрено внесение изменений лишь по соглашению сторон и не допускается принудительное понуждение. Полагает, что судом нарушены требования статей 8, 309, 310, 450 (части 2) Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 64, 65, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представители ответчика и третьих лиц возразили против доводов жалобы, просили оставить решение в силе.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 25.05.2012 между муниципальным образованием город Владимир, муниципальным унитарным предприятием города Владимира "Владимирская городская электрическая сеть" (совместно именуемые концедент) и открытым акционерным обществом "Владимирская областная электросетевая компания" (концессионер) заключено концессионное соглашение в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир.
Согласно пункту 1.1. концессионного соглашения концессионер обязуется за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 настоящего соглашения, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять передачу и распределение электрической энергии с использованием объекта соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный настоящим соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом соглашения является система коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования город Владимир, представляющая собой совокупность технологически связанных между собой производственных, имущественных и иных объектов (имущества), предназначенная для осуществления деятельности, указанной в пункте 1.1 настоящего соглашения, подлежащая созданию и реконструкции (пункт 2.1 договора).
Согласно пункту 2.4 концессионного соглашения на момент заключения настоящего соглашения имущество, входящее в состав объекта соглашения, закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП города Владимира "Владимирская городская электрическая сеть" на основании правоустанавливающих документов, указанных в приложении N 4 к настоящему соглашению.
В соответствии с пунктом 2.5 концессионного соглашения сведения о составе и описании объекта соглашения, в том числе о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службе, начальной остаточной и восстановительной стоимости передаваемого объекта соглашения приведены в Приложении N 1.
Пунктом 3.5 соглашения определено что стороны, если иное не предусмотрено законом, в течение срока действия настоящего соглашения могут вносить изменения в состав и описание объекта соглашения, состав и описание иного имущества, а именно:
1) Дополнительно включить имущество, которое находится в неразрывной технологической цепи с объектом соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, указанной в п.1.1 настоящего соглашения;
2) исключить из состава объекта соглашения, состава иного имущества морально устаревшее и (или) физически изношенное имущество, не используемое для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения;
3) в случае проведения концедентом работ по созданию и реконструкции объектов, входящих в состав объекта соглашения и (или) иного имущества, концессионер учитывает изменения балансовой стоимости имущества на основании соответствующего заявления концедента (уполномоченного органа), подтвержденного актами формы КС-2, КС-3, КС-11, КС-14.
Изменение сведений о составе и описании объекта соглашения, составе и описании иного имущества оформляется подписываемыми сторонами дополнительными соглашениями.
Согласно пункту 4.1 концессионного соглашения концессионер обязан за свой счет создать и реконструировать объект соглашения, состав и описание, технико-экономические показатели которого установлены в приложении N 1, в сроки, указанные в разделе 9 настоящего соглашения.
Создание и реконструкция объекта соглашения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, с соблюдением нормативных требований, технико-экономических показателей и сроков в соответствии с предварительно согласованными концедентом инвестиционными программами концессионера, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
В случае утверждения концессионеру уполномоченным органом в сфере регулирования цен и тарифов объемов средств, предусмотренных для финансирования инвестиционной программы, в меньшем объеме, чем установлено инвестиционной программой концессионера, концессионер вправе обратиться к концеденту с обращением об урегулировании порядка компенсации затрат по мероприятиям, не обеспеченным источниками финансирования утвержденной инвестиционной программы, путем подписания соответствующего соглашения.
В соответствии с пунктом 4.2 концессионного соглашения перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, устанавливается в соответствии с предварительно согласованными концедентом инвестиционными программами концессионера, утверждаемыми в порядке установленным законодательством Российской Федерации в сфере регулирования цен (тарифов).
Примерный перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта соглашения указан в приложении N 6 к настоящему соглашению.
На момент подписания соглашения перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения, сроки вложения инвестиций установлены в соответствии с инвестиционной программой концессионера, утвержденной постановлением Губернатора Владимирской области от 25.12.2009 N 1125 (с изменениями, внесенными постановлением Губернатора Владимирской области от 21.12.2010 N 1346), и является приложением N 7.
При изменении инвестиционной программы концессионера и (или) утверждения новой инвестиционной программы перечень создаваемых и реконструируемых объектов, входящих в состав объекта соглашения (Приложение N 7 к настоящему соглашению), подлежит пересмотру.
При этом концессионер обязан в течение 15 дней с момента принятия в установленном законом порядке решения об утверждении новой или изменении действующей инвестиционной программы подготовить и направить концеденту проект соответствующего дополнительного соглашения, содержащий утвержденную инвестиционную программу с указанием технико-экономических показателей объекта соглашения (объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта соглашения), подлежащего созданию и реконструкции, сроков реконструкции объекта соглашения, сроков разработки и согласования проектной документации, а также сроков ввода в эксплуатацию объекта соглашения. Концедент в течение 30 дней со дня получения указанного проекта рассматривает его и принимает решение о подписании или мотивированном отказе от подписания.
Пунктом 4.3 соглашения установлено, что стороны обязуются в течение одного месяца с даты ввода в эксплуатацию созданных и реконструированных объектов осуществить следующие действия, необходимые для государственной регистрации права собственности концедента на создаваемые и реконструируемые объекты недвижимого имущества, входящие в состав объекта Соглашения или в состав иного имущества, а также прав концессионера на владение и пользование указанным имуществом:
а) концессионер - за счет своих средств провести техническую инвентаризацию и кадастровый учет созданных и реконструированных объектов и передать концеденту оформленные в установленном порядке технические и кадастровые паспорта, а также:
- оригиналы документов, подтверждающих ввод объектов в эксплуатацию в порядке, установленном действующим законодательством,
- сведения о технико-экономических показателях, техническом состоянии, сроке службы, начальной и остаточной стоимости созданных и реконструированных объектов;
проект изменений Соглашения, предусматривающий уточнение характеристик реконструированных объектов недвижимого имущества, входящих в состав объекта Соглашения, и (или) включение в состав объекта Соглашения (Приложение N 1) созданных объектов;
б) концедент - в течение 3 (трех) рабочих дней после предоставления концессионером перечисленных в подпункте а) пункта 4.3. документов обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты;
в) стороны - совместно обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прав концессионера на владение и пользование имуществом.
Согласно пункту 4.16 соглашения завершение концессионером работ по созданию и реконструкции объекта соглашения, предусмотренных инвестиционной программой концессионера на соответствующий год, оформляется ежегодно подписываемым концедентом (уполномоченным органом) и концессионером соглашением, устанавливающим фактическую сумму вложений финансовых средств по объектам инвестиционной программы, перечень мероприятий по созданию и реконструкции объекта соглашения, завершенных на конец отчетного финансового года, а также сведения о реконструированных и построенных объектов.
Настоящее соглашение вступает в силу с 01.06.2012 и действует до 29.06.2035 (пункт 9.1 договора).
Как следует из материалов дела, в рамках инвестиционной программы согласно вышеуказанному концессионному соглашению АО "ВОЭК" выполнило строительство движимого имущества - КТП в районе дома N 73 на проспекте Ленина г. Владимир.
Согласно акту приемки законченного строительства объекта приемочной комиссией от 30.12.2016 построенной КТП присвоено наименование КТП-778.
21.12.2016 Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Центральное управление выдало разрешение на допуск в эксплуатацию энергоустановки N 11.1-16021 вн-Р/0185-2016 в соответствии с которым установлено, что электроустановка соответствует техническим условиям, требованиям проектной документации, нормативно-техническим документам и допускается в эксплуатацию.
КТП-778 расположенная по адресу: г. Владимир, пр-т Ленина в районе дома 73, общей стоимостью 6 525 981,86 руб., включена в Реестр муниципальной собственности города Владимира и закреплена на праве хозяйственного ведения за МУП "ВТЭС" на основании распоряжения начальника Управления муниципальным имуществом города Владимира от 09.03.2017 N 156-р.
24.04.2017 МУП "ВТЭС" сопроводительным письмом N 335 направило проект дополнительного соглашения к концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабждения муниципального образования г. Владимир от 25.05.2012 о включении объектов элетктросетевого хозяйства, а именно КТП-778 с оборудованием и дополнить перечень движимого имущества приложение 1.2 концессионного соглашения.
Рассмотрев дополнительное соглашение ОАО "ВОЭК" письмом от 11.05.2017 N 113-09-1649 отказалось подписывать проект дополнительного соглашения, сославшись на пункт 9.7 соглашения пояснив, что КТП-778 будет передана концеденту не ранее даты прекращения соглашения в 2035 году
В связи с уклонением ответчика от внесения изменений в концессионное соглашение от 25.12.2012 на условиях дополнительного соглашения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Разрешая настоящий спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами. К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения (часть 2 статьи 3 Закона о концессионных соглашениях).
Согласно части 1 статьи 10 Закона о концессионных соглашениях существенными условиями концессионного соглашения являются (в том числе) обязательства концессионера по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, соблюдению сроков его создания и (или) реконструкции (пункт 1.1); срок передачи концессионеру объекта концессионного соглашения (пункт 4.1).
Материалами дела подтверждается заключение сторонами концессионного соглашения от 25.12.2012 в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального оборудования город Владимир, согласование сторонами существенных условий концессионного соглашения.
Соглашение не признано недействительным, незаключенным в установленном законом порядке
Пунктом 3.5 соглашения определено что стороны, если иное не предусмотрено законом, в течение срока действия настоящего соглашения могут вносить изменения в состав и описание объекта соглашения, состав и описание иного имущества, а именно:
1) дополнительно включить имущество, которое находится в неразрывной технологической цепи с объектом соглашения и (или) предназначено для использования по общему назначению для осуществления концессионером деятельности, указанной в п.1.1 настоящего соглашения;
2) исключить из состава объекта соглашения, состава иного имущества морально устаревшее и (или) физически изношенное имущество, не используемое для осуществления деятельности, указанной в п. 1.1 настоящего соглашения;
3) в случае проведения концедентом работ по созданию и реконструкции объектов, входящих в состав объекта соглашения и (или) иного имущества, концессионер учитывает изменения балансовой стоимости имущества на основании соответствующего заявления концедента (уполномоченного органа), подтвержденного актами формы КС-2. КС-3. КС-11. КС-14.
Изменение сведений о составе и описании объекта соглашения, составе и описании иного имущества оформляется подписываемыми сторонами дополнительными соглашениями.
КТП-778 расположенная по адресу: г. Владимир, пр-т Ленина в районе дома 73, общей стоимостью 6 525 981,86 руб., включена в реестр муниципальной собственности города Владимира и закреплена па праве хозяйственного ведения за МУП "ВТЭС" па основании распоряжения начальника Управления муниципальным имуществом г.Владимира от 09.03.2017 N 156-р.
24.04.2017 МУП "ВТЭС" сопроводительным письмом N 335 направило проект дополнительного соглашения к концессионному соглашению в отношении системы коммунальной инфраструктуры электроснабжения муниципального образования г. Владимир от 25.05.2012 о включении объектов электросетевого хозяйства, а именно КТП-778 с оборудованием и просило дополнить перечень движимого имущества (приложение 1.2 концессионного соглашении).
Рассмотрев дополнительное соглашение ОАО "ВОЭК" письмом от 11.05.2017 N 113-09-164 отказалось подписывать проект дополнительного соглашении, сославшись на пункт 9.7 соглашения пояснив, что КТП-778 будет передана концеденту не ранее даты прекращения соглашения в 2035 году.
Учитывая фактические обстоятельства дела, представленные в дело доказательства, уклонение ответчика от подписания дополнительного соглашения суд удовлетворил исковые требования.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционный суд не находит оснований для отмены судебного акта.
Согласно пункту 2 статья 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О концессионных соглашениях" концессионное соглашение является договором, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных федеральными законами.
К отношениям сторон концессионного соглашения применяются в соответствующих частях правила гражданского законодательства о договорах, элементы которых содержатся в концессионном соглашении, если иное не вытекает из настоящего Федерального закона или существа концессионного соглашения.
Статьи 13, 15 того же Федерального закона не предусматривают исключений из общих правил, установленных в пункте 2 статьи 452 Кодекса, части 5 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Утверждение заявителя жалобы об обратном основано на ошибочном толковании части 1.1 статьи 15 названного Закона.
Однако несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование закона не означают допущенной при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают существенных нарушений судом норм права, в связи с чем отсутствуют основания для отмены судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации госпошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 28.06.2018 по делу N А11-7314/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Владимирская областная электросетевая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий судья |
Т.С. Родина |
Судьи |
Н.А. Насонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-7314/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 декабря 2018 г. N Ф01-5888/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МУП "Владимирские тепловые электрические сети"
Ответчик: ОАО "Владимирская областная электросетевая компания"
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВЛАДИМИРА, Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Владимира, УМИ г. Владимира
Хронология рассмотрения дела:
14.12.2018 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-5888/18
07.09.2018 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9862/17
28.06.2018 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-7314/17
26.12.2017 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-9862/17