Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф04-5294/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А46-20998/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Шиндлер Н.А., Золотовой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Журко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-9191/2018) Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу на решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2018 по делу N А46-20998/2017 (судья Горобец Н.А.), принятое по заявлению акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" (ИНН 5406323202, ОГРН 1055406226237) к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на сброс нефтепродуктов, указанный в разрешении от 31.07.2017 N 20/2017, в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля,
при участии в судебном заседании представителей:
от акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 11" - Черемушкина Н.А. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 3609/2156 от 19.11.2017 сроком действия по 31.12.2018); Ошурков А.С. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 36-09/5651 от 21.06.2018 сроком действия 1 год);
от Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу - Тиханович А.Ю. (личность удостоверена паспортом, по доверенности N 30 от 15.06.2018 сроком действия по 31.12.2018); присутствовала Гаврильченко О.Л. (личность удостоверена паспортом, полномочия не подтверждены).
установил:
Акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 11" (далее - заявитель, АО "ТГК - 11") обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области (далее - заинтересованное лицо, Управление Росприроднадзора по Омской области) в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, указанного в Разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля.
Кроме того, заявитель просил суд обязать Управление Росприроднадзора по Омской области выдать СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС, по которым устанавливается лимит на сброс по нефтепродуктам, согласованный Управлением Росприроднадзора по Омской области 15.05.2017, в размере 0,18 мг/куб.дм.
До рассмотрения дела по существу заявитель в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил заявленные требования (в части последствий), просил суд признать незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Омской области в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, указанный в Разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля;
обязать Управление Росприроднадзора по Омской области выдать СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в пределах утвержденных НДС в размере 0,05 мг/куб.дм., со сроком действия с 09.08.2017 (то есть со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего Разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением АО "ТГК-11" от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению АО "ТГК-11" предложениями по установлению лимитов;
обязать Управление Росприроднадзора по Омской области выдать СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в пределах лимитов на сбросы в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по которому устанавливается лимит на сброс по нефтепродуктам, согласованный Управлением Росприроднадзора по Омской области 15.05.2017, в размере ОД 8 мг/куб.дм., со сроком действия с 09.08.2017 (то есть со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего Разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением АО "ТГК-11" от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению АО "ТГК-11" предложениями по установлению лимитов.
Уточнения приняты судом к рассмотрению.
Определением Арбитражного суда Омской области от 29.05.2018 произведена замена заинтересованного лица по делу N А46-20998/2017 - Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Омской области на его правопреемника - департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Омской области от 21.06.2018 по делу N А46-20998/2017 заявленные требования удовлетворены, признан незаконным отказ Управления Росприроднадзора по Омской области в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, указанный в Разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля.
На Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу возложена обязанность выдать СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в пределах утвержденных НДС в размере 0,05 мг/куб.дм., со сроком действия с 09.08.2017 (то есть со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего Разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением АО "ТГК-11" от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению АО "ТГК-11" предложениями по установлению лимитов.
На Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу возложена обязанность выдать СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешение на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в пределах лимитов на сбросы в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по которому устанавливается лимит на сброс по нефтепродуктам, согласованный Управлением Росприроднадзора по Омской области 15.05.2017, в размере 0,18 мг/куб.дм., со сроком действия с 09.08.2017 (то есть со дня, следующего за днем окончания срока действия предыдущего Разрешения от 08.08.2016 N 16/2016) в соответствии с заявлением АО "ТГК-11" от 06.07.2017 за исх. N 29-01-35/2293 и прилагаемыми к указанному заявлению АО "ТГК-11" предложениями по установлению лимитов.
С Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу в пользу АО "ТГК-11" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в сумме 3 000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на том, что разрешение от 31.07.2017 N 20/2017 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты выдано Управлением Росприроднадзора по Омской области в соответствии с законом.
Также податель жалобы считает, что разрешение N 20/2017 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты не нарушает права и законные интересы АО "ТГК-11" в сфере предпринимательской и экономической деятельности.
Кроме того податель жалобы выражает несогласие с выводом суда относительно того, что однократный факт превышения количества загрязняющих веществ в сточных водах СП "ТЭЦ-5" не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов.
В судебном заседании представитель Департамента поддержал доводы и требования апелляционной жалобы, считая решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просил его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель АО "ТГК-11" в представленном суду апелляционной инстанции письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в суде не согласился с доводами жалобы.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв на неё, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, установил следующие обстоятельства.
06.07.2017 АО "ТГК-11" направило в Управление Росприроднадзора по Омской области заявление о выдаче для Структурного подразделения "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" (далее - СП "ТЭЦ-5") разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
К заявлению были приложены все документы, предусмотренные Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным Приказом Минприроды России от 09.01.2013 года N 2 (далее - Административный регламент).
03.08.2017 Управление Росприроднадзора по Омской области письмом исх. N 07-16/5042 направило в адрес заявителя разрешение N 20/2017 на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты (далее - Разрешение на сброс).
В соответствии с разрешением на сброс, на основании приказа Управления Росприроднадзора по Омской области, СП "ТЭЦ-5" разрешается осуществлять сброс веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в р. Омь по выпуску N 1 в период с 31.07.2017 по 31.07.2018.
Перечень, допустимые концентрации и количества загрязняющих веществ по выпуску N 1 сточных и (или) дренажных вод указаны в Приложении N 1, являющегося неотъемлемой частью Разрешения на сброс.
В Приложении N 1 к Разрешению на сброс в перечне допустимых концентраций в пределах нормативов допустимых сбросов, а также в пределах лимитов на сбросы загрязняющих веществ, разрешенный сброс по нефтепродуктам равен нулю.
Заявитель считает, что, установив в Разрешении на сброс нормативы допустимых сбросов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ в размере нуля, Управлением Росприроднадзора по Омской области фактически было отказано СП "ТЭЦ-5" в выдаче разрешения на сброс данного загрязняющего вещества.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
21.06.2018 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 44 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных ВК РФ и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей статьей 22 Закона N 7-ФЗ предусмотрено установление нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Согласно статье 1 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками; нормативы предельно допустимых концентраций химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов (далее также - нормативы предельно допустимых концентраций) - нормативы, которые установлены в соответствии с показателями предельно допустимого содержания химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающей среде и несоблюдение которых может привести к загрязнению окружающей среды, деградации естественных экологических систем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Закона N 7-ФЗ нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов устанавливаются для стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду субъектами хозяйственной и иной деятельности исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды, а также технологических нормативов.
Выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды (пункт 4 статьи 23 Закона N 7-ФЗ).
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2010 N 717 "О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Российской Федерации по вопросам полномочий Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору", постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22.07.2004 N 370" Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим непосредственно и через свои территориальные органы функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов) и государственной экологической экспертизы, в частности, выдает в установленном порядке разрешения на выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду (за исключением радиоактивных веществ).
Согласно пункту 1 Положения об управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Омской области (утв. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 25.08.2016 N 565), Управление Росприроднадзора по Омской области является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования регионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Омской области.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 26.06.2013 N 28900) утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты.
В силу пункта 13 Административного регламента разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количества загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством Российской Федерации условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг/куб. дм), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (куб. м. в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод: в пределах утвержденных нормативов допустимого сброса веществ и микроорганизмов в водные объекты (далее - НДС); в пределах лимитов на сбросы.
При наличии утвержденных НДС и при условии, что достижение НДС обеспечивается, разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов, если лимиты на сбросы не устанавливались. Если НДС не обеспечиваются и при наличии лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения (пункты 14, 15 Административного регламента).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2007 N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" установлено, что нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".
При невозможности соблюдения указанных нормативов Управление Росприроднадзора устанавливает лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей на основе разрешений, действующих только в период проведения мероприятий по охране окружающей среды, внедрения наилучших существующих технологий и (или) реализации других природоохранных проектов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов и при условии наличия согласованных планов снижения таких сбросов (пункт 3 статьи 23 Закона N 7-ФЗ).
Министерством природных ресурсов и экологии Омской области 02.09.2015 АО "ТГК-11" было выдано Решение N 55-1401.02.001-Р-РСБХ-С-2015-00636/00 о предоставлении водного объекта р. Омь в пользование (далее - Решение о пользовании).
В соответствии с Решением о пользовании заявителю предоставлено право использования водного объекта р. Омь для сброса сточных, в том числе дренажных вод на левом берегу реки, 7 км от устья.
Срок водопользования установлен с 02.09.2015 по 20.08.2019.
Решением о пользовании определено максимальное содержание загрязняющих веществ в сточных и в дренажных водах.
НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для СП "ТЭЦ-5" согласован Управлением Росприроднадзора по Омской области 25.07.2014 и утвержден 20.08.2014 Федеральным агентством водных ресурсов на срок до 20.08.2019.
В связи с тем, что НДС по некоторым веществам (нефтепродукты, медь, железо общее, марганец, алюминий) не достигается, в СП "ТЭЦ-5" разработан план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС.
Ежегодно СП "ТЭЦ-5" получает разрешение на сброс с установлением допустимой концентрации загрязняющих веществ в пределах лимитов на сбросы, что подтверждается Разрешениями на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 01.09.2015 N 38/2015, от 08.08.2016 N 16/2016, выданных Управлением Росприроднадзора по Омской области, срок действия которых устанавливался с 01.09.2015 по 01.09.2016 и с 08.08.2016 по 08.08.2017 - соответственно.
В период с 2015 года по 2016 год заинтересованным лицом выдавались разрешения с учетом допустимой концентрации загрязняющих веществ в пределах лимитов по нефтепродуктам - 0,193 мг/куб.дм.
В соответствии с НДС допустимая концентрация нефтепродуктов в сточных водах может составлять 0,05 мг/куб.дм.
Лимиты сброса ежегодно утверждались Управлением Росприроднадзора по Омской области в соответствии с согласованным планом снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС.
Допустимая концентрация нефтепродуктов в сточных водах СП "ТЭЦ-5" в соответствии с Планом снижения сбросов загрязняющих веществ в р. Омь СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" с учетом поэтапного достижения утвержденных НДС по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на сброс, согласованный заинтересованным лицом 15.05.2017, составляет 0,18 мг/куб.дм.
Из положений пунктов 12, 16, 18, 25, 26, 46 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта при установлении комплектности материалов территориальный орган управления выносит решение о выдаче разрешения на сбросы либо об отказе в выдаче разрешения на сбросы по установленной форме. Мотивированный отказ в выдаче разрешения предоставляется заявителю.
Исчерпывающий перечень оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты указаны в пунктах 25, 26 Административного регламента.
Поскольку СП "ТЭЦ-5" ни одно из требований пунктов 25, 26 Административного регламента не нарушило, при условии, что НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты согласован заявителем 25.04.2014 и утвержден 20.08.2017 Федеральным агентством водных ресурсов на срок до 20.08.2019, следовательно, отказ в выдаче разрешения на сброс нефтепродуктов в пределах НДС и лимитов на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты не соответствует нормам ВК РФ, а также нормам действующего законодательства в области охраны окружающей среды.
Более того, установление в Разрешении на сброс нормативов допустимых сбросов, а также лимитов на сбросы загрязняющих веществ в размере нуля, то есть фактический отказ в выдаче разрешения на сброс загрязняющих веществ и создание тем самым препятствий заявителю в осуществлении его деятельности, противоречит целям и задачам природоохранного законодательства.
В отзыве Управление Росприроднадзора по Омской области ссылается на то, что в ходе административного расследования 07.04.2017 на выпуске сточных вод N 1 в р. Омь были отобраны пробы сточных вод для исследования в испытательном центре "ЦЛАТИ по Омской области", по результатам испытаний которых был установлен факт сброса загрязняющего вещества - нефтепродуктов с концентрацией 0,25 мг/дм.куб., при допустимой концентрации в пределах лимита ОД 93 мг/дм.куб. и по результатам административного расследования был составлен протокол об административном правонарушении (дата составления и номер протокола в возражениях не указаны), АО "ТГК-11" было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ.
Между тем в нарушение пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованным лицом не представлены документы, подтверждающие факт сброса заявителем загрязняющего вещества - нефтепродуктов с превышением нормативов допустимой концентрации.
Управление Росприроднадзора по Омской области ссылается на Постановление Правительства РФ от 30.04.2013 N 393 "Об утверждении Правил установления для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ" (далее - Постановление N 393).
Данные правила определяют порядок установления нормативов допустимых сбросов (НДС) загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в водные объекты через централизованные системы водоотведения и лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы) для абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" (далее - Постановление N 230).
Согласно Постановлению N 230, к абонентам, для объектов которых устанавливаются НДС загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" абонент - физическое либо юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения.
Централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.
СП "ТЭЦ-5" АО "ТПС-11" является абонентом ОАО "ОмскВодоканал" и осуществляет водоотведение хозяйственно-бытовых сточных вод в канализацию г. Омска. Хозяйственно бытовые сточные воды, сбрасываемые в городскую канализацию и промливневые сточные воды, сбрасываемые в р. Омь имеют разные системы водоотведения и разную категорию сточных вод. Постановление N 393 определяет порядок установления нормативов для хозяйственно-бытовых сточных вод и не регулирует установление НДС для промливневых сточных вод.
СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" на основании Решения о предоставлении водного объекта в пользование от 02.09.2015 N 55-14.01.02.001-Р-РСБХ-С-2015-00636/00 является водопользователем и осуществляет сброс веществ в составе сточных и (или) дренажных вод в водный объект - реку Омь по выпуску N 1 без забора водных ресурсов. Данное обстоятельство свидетельствует о том, что заинтересованным лицом при выдаче заявителю Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 31.07.2017 N 20/2017, были не правильно применены (нарушены) нормы материального права в части квалификации СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" как абонента, осуществляющего сброс сточных вод в централизованную систему водоотведения.
Таким образом, отказ в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, а также в части установления норматива допустимого сброса и лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля, противоречит фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства.
В отзыве заинтересованное лицо ссылается на подпункт "г" пункта 25 Административного регламента федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 09.01.2013 N 2 (далее - Административный регламент), как на одно из оснований отказа в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, указанный в Разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления НДС веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 по нефтепродуктам в размере нуля.
Как указано в подпункте "г" пункта 25 Административного регламента основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах утвержденных НДС является выявление превышений установленных НДС (с учетом погрешности измерений) любого загрязняющего вещества, для сбросов которых не требовалось установление лимитов.
НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" согласован Управлением Росприроднадзора по Омской области 25.07.2014 и утвержден 20.08.2014 Федеральным агентством водных ресурсов на срок до 20.08.2019.
В связи с тем, что НДС по некоторым веществам (нефтепродукты, медь, железо общее, марганец, алюминий) не достигается, в СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разработан план снижения сбросов с учетом поэтапного достижения установленных НДС.
Разрешениями на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты от 01.09.2015 N 38/2015, от 08.08.2016 N 16/2016, выданными Управлением Росприроднадзора по Омской области, срок действия которых устанавливался с 01.09.2015 по 01.09.2016 и с 08.08.2016 по 08.08.2017 соответственно, для СП "ТЭЦ-5" АО "ТПС-11" были установлены лимиты на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, в том числе лимиты на сброс нефтепродуктов.
Заинтересованному лицу было известно, что АО "ТГК-11" объективно не имело возможности по соблюдению НДС, однако им реализуются природоохранные мероприятия, направленные на достижение им к установленному сроку НДС.
Таким образом, отказ в выдаче разрешения на сброс нефтепродуктов в пределах НДС на основании подпункта "г" пункта 25 Административного регламента прямо противоречит самому Административному регламенту, а также пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (закон - Закон об охране окружающей среды), тем самым нарушает права заявителя в части получения разрешения на сброс нефтепродуктов в пределах утвержденных и действующих на сегодняшний день НДС (срок действия установлен 20.08.2014 Федеральным агентством водных ресурсов на срок до 20.08.2019), так как до 08.08.2017 для СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" были установлены лимиты на сброс нефтепродуктов в соответствии с Разрешением от 08.08.2016 N16/2016.
Заинтересованным лицом не доказан факт превышения СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" утвержденных НДС, которые, в свою очередь, заявитель не мог соблюдать, так как последнему были установлены лимиты на сбросы в соответствии с пунктом 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды.
Ссылка заинтересованного лица на пункт 26 Административного регламента, отклоняется судом, поскольку, согласно подпункту "е" одним из оснований отказа для выдачи разрешения в пределах лимитов на сбросы является выявление превышений установленных лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений.
Из положений пунктов 12, 16, 18, 25, 26, 46 Административного регламента следует, что по результатам рассмотрения заявления хозяйствующего субъекта при установлении комплектности материалов территориальный орган управления выносит решение о выдаче разрешения на сбросы либо об отказе в выдаче разрешения на сбросы по установленной форме. Мотивированный отказ в выдаче разрешения предоставляется заявителю.
В нарушение указанных норм мотивированный отказ в выдаче разрешения на сбросы загрязняющего вещества (нефтепродукты) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N 1 в соответствии с утвержденной Приложением N 6 к Административному регламенту формой, АО "ТГК-11" не направлялся.
10.08.2017 заявитель обратился к заинтересованному лицу за разъяснениями оснований отказа Управления Росприроднадзора по Омской области в выдаче СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" разрешения на сброс нефтепродуктов, указанного в Разрешении от 31.07.2017 N 20/2017 в части установления норматива допустимого сброса, а также лимита на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водный объект р. Омь по выпуску N1 по нефтепродуктам в размере нуля.
Письмом от 16.08.2017 N 07-16/5307 заинтересованное лицо сообщило, что основанием для отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы по нефтепродуктам является пункт 26 (е) Административного регламента, об основании, указанном в подпункте "г" пункта 25 Административного регламента, в письме не указывалось.
В свою очередь, не согласившись с данным основанием, заявитель обращался за разъяснениями о правомерности отказа в выдаче разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы, а также НДС по нефтепродуктам в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор).
06.12.2017 в адрес АО "ТГК-11" поступило письмо М РИ-03-02-32/25962, в соответствии с которым Росприроднадзор установил, что в случае отсутствия превышений утвержденных НДС и установленных лимитов на сбросы с момента последнего обнаружения превышений для СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" может быть выдано разрешение на сбросы нефтепродуктов.
Отсутствие превышений установленных лимитов на сбросы в водный объект р. Омь по выпуску N 1 в период действия установленных для СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" лимитов на сбросы в период с 08.08.2016 по 08.08.2017 подтверждается Протоколом испытания сточной воды от 13.04.2017 N 709Г-ВС, в соответствии с которым отбор проб производился по заявке Управления Росприроднадзора по Омской области филиалом "ЦЛАТИ ПО Омской области" ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - г. Омск.
Кроме того, контроль качества сбрасываемых СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" сточных вод постоянно производится химической лабораторией химического цеха СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" в соответствии с согласованной схемой проведения лабораторного контроля за составом сточных вод и влиянием сточных вод на водный объект - р. Омь. Лаборатория химического цеха имеет свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории N ОЗЗ-ИП-16 от 20.06.2016 (действительно до 20.06.2019).
В соответствии с Протоколами результатов количественного химического анализа проб сточных вод "Сброс в р. Омь" химической лаборатории химического цеха СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11", за период с января 2017 года по июль 2017 года содержание вредных веществ в сточных водах СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" содержание веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов (в том числе нефтепродуктов) находилось в пределах нормы НДС и лимитов на сбросы, превышений НДС, а также лимитов на сбросы выявлено не было.
Также факт отсутствия превышений лимитов на сбросы подтверждается протоколами проб сточных вод от 31.08.2017 и 04.09.2017 N 1239.2017.2С и 1247.2017.2С соответственно, в соответствии с которыми отбор проб сточных вод СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" проводился Испытательным центром ООО "КВАРЦ Групп" Омский филиал (аттестат аккредитации N РОСС.0001.515821, срок действия до 22.01.2019).
Таким образом, если принимать во внимание не подтвержденный заинтересованным лицом факт превышений СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" установленных лимитов на сбросы по нефтепродуктам, последний является единичным и не систематическим случаем, последствия которого на сегодняшний день устранены и отсутствуют в полном объеме, что подтверждается вышеуказанными протоколами проб сточных вод.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что однократный факт превышения количества загрязняющих веществ в сточных водах СП "ТЭЦ-5" АО "ТГК-11" не может служить основанием для отказа в выдаче разрешение на сброс загрязняющих веществ в пределах лимитов.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что, удовлетворив заявленные Обществом требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
В связи с отказом в удовлетворении апелляционной жалобы Департамента в соответствии с частью 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина, подлежащая уплате Департаментом, но от уплаты которой он в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден, распределению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Сибирскому Федеральному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Омской области от 21.06.2018 по делу N А46-20998/2017 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
Н.А. Шиндлер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.