г. Москва |
|
13 сентября 2018 г. |
Дело N А40-11795/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Д.В. Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Панорама"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40-11795/17, принятое судьей Кузиным М.М. (149-148),
по заявлению ООО "Панорама" (141313, Московская обл., Сергиево-Посадский район, г. Сергиев - Посад, прт. Красной Армии, д. 158, этаж мансарда, пом. 4)
к МИФНС России N 49 по г.Москве (115191, г. Москва, 3-я Рощинская, влд. 3, стр.2)
о признании незаконными распоряжения,
при участии:
от заявителя: |
Васильева С.А. по дов. от 27.12.2017; |
от ответчика: |
Шамров И.А. по дов. от 11.01.2018; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Панорама" (заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве (инспекция, налоговый орган), в котором просило:
- признать недействительным распоряжение от 19.08.2016;
- признать незаконными внеплановые выездные проверки и их результаты, проведенные на основании распоряжения от 19.08.2016 по адресам:
процессингового центра: г. Москва, б-р Цветной, 11, стр. 2, 3;
приема ставок: г. Москва, ул. Каланчевская, 20, стр. 1; г. Москва, Сущевский вал, 5, стр. 21;
- признать незаконным предписание об устранении выявленных нарушений от 30.11.2016.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 29.05.2017, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 31.08.2017 по делу N А40-11795/17, заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2017 Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29.05.2017 и Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 21.08.2017 отменены в части требований ООО "Панорама" о признании недействительным распоряжения Межрайонной инспекции ФНС России N 49 по г. Москве от 19.08.2016 о проведении внеплановой выездной проверки ООО "Панорама", о признании незаконными внеплановых выездных проверок, проведенных на основании распоряжения от 19.08.2016 по адресу процессингового центра по адресу: Москва, б-р Цветной, 11, стр. 2, 3; по адресам приема ставок: Москва, ул. Каланчевская, 20, стр. 1; Москва, Сущевский вал, 5, стр. 21, о признании незаконными результатов внеплановых выездных проверок, проведенных на основании распоряжения от 19.08.2016 по адресам приема ставок: Москва, ул. Каланчевская, 20, стр. 1; Москва, Сущевский вал, 5, стр. 21, дело в указанной части направлено на новое рассмотрение.
Решением от 09.06.2018 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении указанных заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Панорама" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в обжалуемой части.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 19.08.2016 заместителем начальника МИФНС N 49 г. Москвы вынесено Распоряжение N 52 о проведении внеплановой выездной проверки юридического лица ООО "Панорама".
Согласно тексту распоряжения, целью проведения проверки является проверка фактов нарушения лицензионного требования, установленного подпунктом "н" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах" утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1130 и нарушения пункта 6 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
Срок проведения проверки составляет 20 (рабочих дней), срок начала проведения проверки - 25 августа 2016 г., срок окончания проведения проверки - 21 сентября 2016 г.
21.09.2016 года по результатам проведенной проверки был составлен Акт N 52 от 21.09.2016 г., в котором указаны выводы Ответчика о том, что ООО "Панорама" не соблюдаются требования п.п. "н" п.4. Постановления Правительства РФ N 1130 от 26.12.2011 года, а также п.6. ст. 5. ФЗ-244.
16.12.2016 ООО "Панорама" получено предписание об устранении нарушений, изложенных в Акте N 52 от 21.09.2016 г.
Не согласившись с вынесенным распоряжением, результатами проверок, а также предписанием заявитель обратился в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением.
В отзыве на апелляционную жалобу инспекция с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель инспекции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Отношения, вытекающие из осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Пунктом 3 статьи 18 Закона N 294-ФЗ установлено, что должностные лица органа государственного контроля (надзора) обязаны проводить проверку на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) о ее проведении в соответствии с ее назначением.
В соответствии с частью 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ основаниями для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требовании и (или) требовании, установленных муниципальными правовыми актами;
2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
в) нарушение прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);
3) приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
В силу пункта 22 части 4 статьи 1 Закона N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другим федеральным законом при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр.
Согласно части 1 статьи 15.1 Закона Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 244-ФЗ) государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти (федеральный государственный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 9 настоящего Федерального закона (региональный государственный надзор), согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 N 75, государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется следующими органами государственного надзора: а) Федеральная налоговая служба (федеральный государственный надзор); б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены игорные зоны, являющиеся органами управления игорными зонами (региональный государственный надзор); должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора, являются: а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы; б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной налоговой службы, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора; в) другие должностные лица Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 15.1 Закона N 244-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Тем самым, к основаниям для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр отнесено поступление в орган государственного надзора информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294- ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) предметом внеплановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, музейным предметам и музейным коллекциям, включенным в состав Музейного фонда Российской Федерации, особо ценным, в том числе уникальным, документам Архивного фонда Российской Федерации, документам, имеющим особое историческое, научное, культурное значение, входящим в состав национального библиотечного фонда, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.
В силу пункта 22 части 4 статьи N 294-ФЗ особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другим федеральным законом при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 244-ФЗ) основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Согласно пунктам 3, 4 Положения о государственном надзоре в области организации и проведения азартных игр, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2013 N 75, государственный надзор в области организации и проведения азартных игр осуществляется следующими органами государственного надзора: а) Федеральная налоговая служба (федеральный государственный надзор); б) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены игорные зоны, являющиеся органами управления игорными зонами (региональный государственный надзор); должностными лицами, уполномоченными на осуществление федерального государственного надзора, являются: а) руководитель, заместитель руководителя Федеральной налоговой службы; б) руководители, заместители руководителей структурных подразделений Федеральной налоговой службы, руководители, заместители руководителей территориальных органов Федеральной налоговой службы, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора; в) другие должностные лица Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов, уполномоченные в установленном порядке на осуществление государственного надзора.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 15.1 Закона N 244-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является поступление в орган государственного надзора обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах нарушений требований законодательства о государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр.
Тем самым, суд первой инстанции установил, что к основаниям для проведения внеплановой проверки при осуществлении государственного надзора в области организации и проведения азартных игр отнесено поступление в орган государственного надзора информации от органов государственной власти, должностных лиц органа государственного надзора.
В тексте распоряжения N 52 от 19.08.2016 указано на получение Инспекцией сведений в результате анализа банковской выписки по расчетному счету Общества, в результате проведенной камеральной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 4 квартал 2015 года и по налогу на прибыль организаций за 2015 год, допроса Генерального директора Общества Арестова О.А. Также дополнительным основанием для проведения внеплановой выездной проверки Общества является поручение УФНС России по г. Москве.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для проведения проверки.
На основании полученных сведений, установлено, что Общество нарушает требования Федерального закона N 244-ФЗ и постановления Правительства от 26.12.2011 N 1130.
Что касается проведения внеплановых выездных проверок Общества по адресам пункта приема ставок: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 20, стр. 1 и г. Москва, Сущевский вал, д. 5, стр. 21.
На основании пункта 25 статьи 45 Федерального закона N 244-ФЗ процессинговый центр букмекерской конторы - часть игорного заведения, в которой организатор азартных игр проводит учет ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, проводит на основе информации, полученной от центра учета переводов интерактивных ставок букмекерской конторы, учет интерактивных ставок, принятых от участников данного вида азартных игр, фиксирует результаты азартных игр, рассчитывает суммы подлежащих выплате выигрышей, осуществляет представление информации о принятых ставках, интерактивных ставках и о рассчитанных выигрышах в пункты приема ставок букмекерской конторы и в центр учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор.
В результате проверки процессингового центра Общества установлено, что в пунктах приема ставок по адресам г. Москва, ул. Каланчевская, д. 20, стр. 1 и г. Москва, ул. Сущевский вал, д. 5, стр. 21 для приема денежных средств в качестве интерактивной ставки от физического лица использовался банковский счет, а не счет открытый в центре учета переводов интерактивных ставок букмекерских контор учредителем (участником) которого является саморегулируемая организация организаторов азартных игр в букмекерских конторах, членом которого является Общество.
Инспекцией проведена проверка процессингового центра по адресу: г. Москва, Цветной б-р, д. 11, стр. 2,3, в котором содержится информация о пунктах приема ставок Общества, в т. ч. и по адресам: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 20, стр. 1 и г. Москва, Сущевский вал, д. 5, стр. 21 о результатах азартных игр, о расчете сумм подлежащих выплате выигрышей, о рассчитанных выигрышах. В указанных пунктах приема ставок необходимые сведения отсутствуют.
Также в соответствии с протоколом дачи пояснений Арестова О.А. от 16.09.2016, договоры эквайринга заключены с ПАО "Сбербанк", Банк "Возрождение", ПАО АО "СМП Банк", интерактивные ставки не совершались с использованием терминалов эквайринга.
На основании вышеизложенного, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Инспекцией правомерно на основании распоряжения N 52 от 19.08.2016 по адресу процессингового центра: г. Москва, Цветной б-р, д. 11, стр. 2,3 по адресам пункта приема ставок: г. Москва, ул. Каланчевская, д. 20, стр. 1 и г. Москва, Сущевский вал, д. 5, стр. 21 проведена внеплановая выездная проверка ООО "Панорама" с наличием законных оснований для ее проведения.
Учитывая изложенные обстоятельства, с учетом указаний суда кассационной инстанции, изложенных в Постановлении Арбитражного суда Московского округа от 21.12.2017, суд приходит к выводу, что совокупность условий, предусмотренных ч. 1 ст. 198 АПК РФ и необходимых для признания незаконным оспариваемого решения и предписания отсутствуют, оспариваемое решение является законным, обоснованным, принято в полном соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе и не нарушает прав и законных интересов Заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем заявленные требования удовлетворению не подлежат (ч. 3 ст. 201 АПК РФ).
Выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам, установленным по делу и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы апелляционной жалобы, проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению, поскольку не опровергают законности принятого по делу судебного акта. Все документы и обстоятельства спора были приняты во внимание судом первой инстанции, что нашло подтверждение в ходе проверки и повторного рассмотрения дела судом апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 09.06.2018 по делу N А40-11795/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
Д.В. Каменецкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11795/2017
Истец: ООО Панорама
Ответчик: Межрайонная инспекция N49 Федеральной налоговой службы РФ по г. Москве, МИФНС России N 49 по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
13.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40683/18
09.06.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11795/17
21.12.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-18306/17
31.08.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-34144/17
29.05.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-11795/17