г. Красноярск |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А74-20156/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "11" сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "17" сентября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Юдина Д.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Маланчик Д.Г.,
при участии: от заявителя (Министерства экономического развития Республики Хакасия): Манишевой И.А., представителя по доверенности от 23.01.2018 N 04/18, Герасименко И.В., представителя по доверенности от 02.03.2018 N 08/18, от антимонопольного органа (Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия): Темеревой Т.В. представителя по доверенности от 10.01.2018,
от третьего лица (публичного акционерного общества "Абаканвагонмаш"):
Максимук О.А., представителя по доверенности от 29.12.2017 N 149/30,
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия, публичного акционерного общества "Абаканвагонмаш"
на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "04" июня 2018 года по делу N А74-20156/2017, принятое судьей Коршуновой Т.Г.,
установил:
Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Госкомтарифэнерго Хакасии, комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия (ИНН 1901021801, ОГРН 1031900519243, далее - ответчик, антимонопольный орган, Хакасское УФАС России) от 22 декабря 2017 года N 04-9910/ТТ о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Определением от 15.01.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Абаканвагонмаш" (далее - общество).
Определением от 05.02.2018 произведена замена Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия на его правопреемника - Министерство экономического развития Республики (ИНН 1901090185, ОГРН 109190100939, далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" июня 2018 года требование Министерства экономического развития Республики Хакасия удовлетворено. Признано недействительным предупреждение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 22 декабря 2017 года N 04-9910/ТТ.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик и третье лицо обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы антимонопольный орган ссылается на следующие обстоятельства:
- Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 (далее Правила N 1178) не установлен запрет на пересмотр решения органа регулирования, например, в случае ненадлежащего анализа документов субъекта регулирования;
- 26.10.2017 были предоставлены также и документы, ранее не направляемые в тарифный орган, например: копия акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон ПАО "Абаканвагонмаш" - ИП Кочан Н.Н, копия Сводного акта первичного учета сальдо перетоков электроэнергии за август 2017 года и копия Акта разграничения балансовой принадлежности сторон от 24.11.2016 N 1 (приложения N 4, 8, 9 соответственно к письму от 26.10.2017 N 04-1526). Кроме того, протокол N 9 заседания Правления тарифного органа был составлен 25 декабря 2017 года, то есть после выдачи предупреждения антимонопольного органа, таким образом, ссылка на него в решении суда несостоятельна;
- Хакасское УФАС России не рассматривало документы, которые предоставляло общество в регулирующий орган, а ограничилось констатацией того факта, что оценка всех документов и сведений заявителем не производилась. После принятия на совещании 24.10.2017 решения о несоответствии общества пункту 2 Критериев, ПАО "Абаканвагонмаш" предоставлялись еще дополнительные документы, которые не были рассмотрены и оценены тарифным органом;
- некорректное изложение Хакасским УФАС России описательной части предупреждения (абз.5 стр.3) в части вывода о соответствии ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановление Правительства РФ от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии), не повлияло на законность принятого антимонопольным органом ненормативного акта;
- при вынесении оспариваемого предупреждения антимонопольный орган не вышел за рамки компетентности, предупредил Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия о необходимости провести анализ соответствия ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев с учетом всех предоставленных документов. Протяженность линий Хакасским УФАС России не оценивалась, поскольку это не входит в компетенцию антимонопольного органа.
В обоснование своей апелляционной жалобы ПАО "Абаканвагонмаш" сослалось на следующие обстоятельства:
- судом установлено отсутствие признаков нарушения антимонопольного законодательства в действиях заявителя при лишении последним общества статуса территориальной сетевой организации. При этом данные выводы предопределяют, в том числе разрешение другого спора, в рамках которого специально рассматривается правомерность действий заявителя (дело А74-19767/2017);
- судом первой инстанции не исследовался порядок проведения регулирующим органом анализа представленных обществом документов, не исследовались вопросы правомерности исключения линий электропередач;
- для вынесения предупреждения Хакасскому УФАС России достаточно выявления признаков нарушения антимонопольного законодательства и обоснованного сомнения в законности действий комитета.
Хакасское УФАС России отзыв на апелляционные жалобы не представило.
В судебном заседании представители антимонопольного органа и третьего лица поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель заявителя изложил возражения на апелляционные жалобы, просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Апелляционные жалобы рассматриваются в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие, имеющие значение для дела, обстоятельства.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия поступило обращение акционерного общества "Хакасэнергосбыт" (вх.N 8600 от 15.11.2017) на действия Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия о нарушении антимонопольного законодательства в части принятия решения об отсутствии оснований для введения государственного регулирования в отношении услуг по передаче электрической энергии на 2018 год, в связи с несоответствием ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.02.2015 N 184.
По результатам рассмотрения обращения, на основании представленных Госкомтарифэнерго Хакасии (экспертное заключение) и ПАО "Абаканвагонмаш" документов, антимонопольный орган пришёл к выводу о наличии в действиях комитета признаков нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
22 декабря 2017 года Хакасским УФАС России выдано Госкомтарифэнерго Хакасии предупреждение (исх. N 04-9910/ТТ, т.1 л.д.12-16) о необходимости прекращения указанных действий, в связи с чем провести анализ соответствия ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, с учётом всех предоставленных ПАО "Абаканвагонмаш" документов и содержания настоящего предупреждения. Срок для совершения указанных действий установлен до 09 января 2018 года.
Не согласившись с данным предупреждением Хакасского УФАС России, заявитель в установленный законом срок обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Удовлетворяя требование Министерства экономического развития Республики Хакасия суд первой инстанции сделал вывод о том, что требование, изложенное в предупреждении, противоречит положениям Правил N 1178, поскольку налагает на Госкомтарифэнерго Хакасии непредусмотренную законодательством об электроэнергетике обязанность по пересмотру принятого решения в части несоответствия ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев на основании уже исследованных и оценённых комитетом документов, а также документов и пояснений, которые представлены обществом после 31 октября 2017 года (письма от 16 ноября 2017 года, от 22 декабря 2017 года). Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции на основании следующего.
В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действия (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 22, пункта 3.2 части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции, пунктов 1 и 4 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 331 оспариваемое предупреждение вынесено антимонопольным органом в пределах предоставленных полномочий.
В силу части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределённого круга потребителей, антимонопольный орган выдаёт хозяйствующему субъекту, федеральному органу исполнительной власти, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органу или организации, организации, участвующей в предоставлении государственных или муниципальных услуг, государственному внебюджетному фонду предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Согласно части 2 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции, предупреждение выдаётся лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона. Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 настоящего Федерального закона без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
В силу части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение антимонопольного органа должно содержать: выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдаётся предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Согласно материалам дела, в предупреждении от 22 декабря 2017 года Хакасское УФАС России указало, что действиях Госкомтарифэнерго Хакасии имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, выразившееся в принятии решения (путём направления уведомления от 31 октября 2017 года N ГКТЭ-2954/Э) о несоответствии ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев и, как следствие, отсутствии оснований для государственного регулирования деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии.
Суд апелляционной инстанции полагает данное предупреждение не соответствующим нормам Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года N 184 (далее - Постановление Правительства N184), Правил N 1178 на основании следующего.
Постановлением Правительства N 184 утверждены Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
Пунктом 2 Критериев установлено требование для организации в целях приобретения статуса территориальной сетевой организации - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км, не менее 2 из следующих проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше; 35 кВ; 1 - 20 кВ; ниже 1 кВ - трёхфазных участков линий электропередачи.
При этом пунктом 1 Критериев установлено требование - владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА.
Основания и порядок установления (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике определяют Правила N 1178.
В соответствии с пунктом 4 Правил N 1178 в рамках установленных Федеральной антимонопольной службой предельных уровней цен (тарифов) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов до начала очередного финансового года устанавливают на розничном рынке регулируемые цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (пункт 7 Правил N 1178).
Пунктом 12 Правил N 1178 установлено, что организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединённых в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, на тепловую энергию и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.
Пунктом 17 Правил N 1178 предусмотрено, что к заявлениям должны быть приложены документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и (или) договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты); утверждённые руководителем или иным уполномоченным лицом заявителя и заверенные печатью заявителя (при наличии печати) схемы соединений электрической сети заявителя с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, указанных в пунктах 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (подпункты 13, 16).
Кроме того, пунктом 20 Правил N 1178 предусмотрено, что по результатам проведённого в течение 14 дней с даты регистрации анализа документов, регулирующий орган направляет заявителю, извещение об открытии дела об установлении цен (тарифов) (в случае открытия дела) с указанием должности, фамилии, имени и отчества лица, назначенного уполномоченным по делу.
В соответствии с пунктом 22 Правил N 1178 регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней и устанавливает срок её проведения, но не более 6 месяцев. Экспертное заключение регулирующего органа, а также экспертное заключение организации (в случае его представления), иных заинтересованных лиц, приобщается к делу об установлении цен (тарифов).
Согласно пункту 24 Правил N 1178 закреплено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
В случае выявления несоответствия юридического лица, владеющего объектами электросетевого хозяйства, одному или нескольким критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов направляет такому юридическому лицу уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии (с указанием критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, которым такое юридическое лицо не соответствует).
Как следует из материалов дела, ПАО "Абаканвагонмаш" своевременно 28.04.2017 представлено в Госкомтарифэнерго Хакасии предложение об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии (т.1 л.д.34-37) с приложением подтверждающих документов владения объектами электрохозяйства (инвентарные карточки, технические планы, акты разграничения балансовой принадлежности, однолинейная схема) и другие документы.
На основании представленных документов Госкомтарифэнерго Хакасии 11.05.2017 открыло дело N 6-Э/18 "Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год" в отношении ПАО "Абаканвагонмаш".
06.09.2017 года обществом в адрес комитета представлены выписки из ЕГРН в подтверждение права собственности ПАО "Абаканвагонмаш" на электросетевые объекты (всего на 16 объектов, т.1 л.д.38).
Госкомтарифэнерго Хакасии подготовлено экспертное заключение по тарифному делу ПАО "Абаканвагонмаш" (т.1 л.д.100-107). Согласно указанному заключению ПАО "Абаканвагонмаш" не удовлетворяет требованиям пункта 2 Критериев, а именно: во владении на законном основании отсутствуют линии электропередач двух проектных классов напряжения, установленных нормативными правовыми актами, суммарной протяженностью по трассе 15 км, соединенные с трансформаторами и иными подстанциями в административных границах Республики Хакасия.
При расчете протяженности линий Госкомтарифэнерго Хакасии для определения соответствия регулирующим органом не учтены следующие объекты:
- Кл 10 кВ ПС Калининская с яч.17 - в связи с отсутствием связей с трансформаторными подстанциями, принадлежащими ПАО "Абаканвагонмаш" на праве собственности или ином основании;
- ВЛ 10 кВ ПС с яч.17 - в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности и отсутствием связей с трансформаторными подстанциями, принадлежащими ПАО "Абаканвагонмаш" на праве собственности или ином основании;
- КЛ 0,4 кВ ГПП-2 яч.19 ТП ГРС РУ 0,4 кВ - в связи с отсутствием связей с трансформаторными подстанциями, принадлежащими ПАО "Абаканвагонмаш" на праве собственности или ином основании. Кроме того на представленной схеме электрических соединений электрических сетей данная линия отсутствует;
- ВЛ 10 кВ ТП-22 фидер N 1 - в связи с отсутствием линии с указанным наименованием на схеме электрических соединений электрической сети ПАО "Абаканвагонмаш" с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а так же линий электропередачи представленной в материалы тарифного дела;
- кабельная линия КЛ-10 кВ N 1, кабельная линия КЛ-10 кВ N 21 - в связи с отсутствием документов, подтверждающих право собственности или иное законное основание пользования.
Госкомтарифэнерго Хакасии пришел к выводу, что суммарная протяженность электрических сетей ПАО "Абаканвагонмаш" в целях проведения оценки на соответствие Критериям, составила 14,485 км.
24.10.2017 состоялось совещание по вопросу соответствия территориальных сетевых организаций, действующих в границах Республики Хакасия, требованиям, предъявляемым к таким организациям на основании Критериев (выписка из протокола совещания (т.1 л.д.108-113).
По итогам совещания 24.10.2017 ПАО "Абаканвагонмаш" предложено в срок до 26.10.2017 представить в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии документы, подтверждающие владение на праве собственности или ином законном основании на срок не менее очередного расчётного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), используемыми для осуществления регулируемой деятельности.
26.10.2017 ПАО "Абаканвагонмаш" не согласилось с выводами комитета о несоответствии общества Критериям, поскольку, документы подтверждающие владение на праве собственности (ином законном основании) линиями электропередачи были представлены в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии. Кроме того, ПАО "Абаканвагонмаш" просило повторно провести анализ соответствия ПАО "Абаканвагонмаш" Критериям, в связи, с чем повторно направило документы на линии, не учтённые специалистами комитета, ссылающимися на отсутствие в Госкомтарифэнерго Хакасии правоустанавливающих документов на данные ЛЭП.
Все представленные документы ранее были представлены ПАО "Абаканвагонмаш" и имелись в материалах тарифного дела, были рассмотрены комитетом при формировании позиции в отношении протяженности электрических линий.
30.10.2017 обществом направлены документы в адрес комитета с сопроводительным письмом (исх. N 04-1540), в котором вновь указало на повторность их направления. Также с данным письмом общество представило комитету однолинейную схему электроснабжения потребителей ПАО "Абаканвагонмаш" (актуальную на 30.10.2017).
31.10.2017 комитетом в адрес общества направлено уведомление (исх. N ГКТЭ-2954/Э) об отсутствии оснований для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год ввиду несоответствия ПАО "Абаканвагонмаш" требованиям пункта 2 Критериев и выписка из протокола совещания от 24.10.2017.
16.11.2017 ПАО "Абаканвагонмаш" (письмо N 04-1642) представило возражения относительно выводов Госкомтарифэнерго Хакасии в отношении линий, которые не были включены специалистами комитета в расчёт необходимой протяжённости. В письме обществом обозначены линии, которые, по его мнению, должны быть учтены в расчёте, а также указано на ранее представленные документы, которые подтверждают владение ПАО "Абаканвагонмаш" данными объектами электросетевого хозяйства на законном основании.
22.12.2017 сопроводительным письмом N 04-1857 общество в дополнение к ранее направленному письму от 06.09.2017 N 04-1316 представило в Госкомтарифэнерго Хакасии корректную выписку из ЕГРН на одну из воздушных линий.
Пунктом 30.1 Правил N 1178 предусмотрено, что орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов ежегодно, до 1 ноября года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, опубликовывает на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о территориальных сетевых организациях, в отношении которых устанавливаются (пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, а также о территориальных сетевых организациях, оказывающих услуги по передаче электрической энергии в текущем расчетном периоде регулирования, в отношении которых не устанавливаются (не пересматриваются) цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии на очередной расчетный период регулирования, с указанием полного и сокращенного (при наличии) наименования и организационно-правовой формы организации, идентификационного номера налогоплательщика (кода причины постановки на учет), адреса официального сайта организации в сети Интернет и выделенного организацией абонентского номера для обращений потребителей услуг по передаче электрической энергии и (или) технологическому присоединению.
Таким образом, срок предоставления дополнительных документов ограничен. Госкомтарифэнерго Хакасии может сделать вывод об обоснованности представленных документов ПАО "Абаканвагонмаш" и иных заявителей, поступивших до 31.10.2017.
При этом Хакасское УФАС России пришло к выводу о соответствии ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев, в связи, с чем 22.12.2017 обязало Госкомтарифэнерго Хакасии провести анализ соответствия общества пункту 2 Критериев с учётом всех представленных им документов и содержания настоящего предупреждения.
Третий арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что требование, изложенное в предупреждении, налагает на Госкомтарифэнерго Хакасии (министерство) непредусмотренную законодательством об электроэнергетике обязанность по пересмотру принятого решения в части несоответствия ПАО "Абаканвагонмаш" пункту 2 Критериев на основании уже исследованных и оценённых комитетом документов, а также документов и пояснений, которые представлены обществом после 31 октября 2017 года.
При этом как верно указано судом первой инстанции, Правила N 1178 не содержат требований о составлении какого-либо документа по результатам рассмотрения дополнительно представленных документов территориальной сетевой организацией, как по инициативе самой организации, так и по запросам регулирующего органа.
Ссылка Хакасского УФАС России на отсутствие в Правилах N 1178 запрета на пересмотр решения органа регулирования, например, в случае ненадлежащего анализа документов субъекта регулирования, отклоняется судом апелляционной инстанции, так как данная возможность ограниченна временными рамками и пересмотр тарифного дела за после 31 октября приведет к образованию необоснованных положительных условий для недобросовестных организаций. Кроме того, как указывалось выше, ПАО "Абаканвагонмаш" была предоставлена возможность предоставления дополнительных документов.
При этом, письмом от 26.10.2017 ПАО "Абаканвагонмаш" представлен пакет документов, которые уже были ранее представлены организацией в Госкомтарифэнерго Хакасии и рассмотрены комитетом по тарифам в ходе формирования позиции в отношении протяженности электрических линий, принадлежащих ПАО "Абаканвагонмаш" на праве собственности или ином законном основании в целях определения соответствия организации пункту 2 Критериев. Иных документов ПАО "Абаканвагонмаш" не представлено.
Кроме того, при вынесении антимонопольным органом предупреждения, при выводе о том, ПАО "Абаканвагонмаш" подтвердил соответствие пункту 2 Критериев, не дана оценка следующих обстоятельств, обозначенных как в экспертом заключении, так и в выписке из протокола совещания от 24 октября 2017 года:
- комитетом при анализе протяжённости кабельных и воздушных линий электропередачи принимались во внимание только объекты, связанные с трансформаторами, и посредством которых обществом осуществляется оказание услуг по передаче электрической энергии сторонним потребителям;
- комитетом не приняты для учёта некоторые трансформаторы в связи с их демонтажем, переводом понижающей подстанции в разряд распределительного пункта (согласно пункту 2 Критериев учитываемые линии электропередачи должны быть непосредственно соединены с используемыми обществом для оказания регулируемой деятельности трансформаторами);
- в соответствии с данными контрагентов ПАО "Абаканвагонмаш", в числе которых АО "Хакасэнергосбыт" переток по линям ВЛ 110 кВ С-307, С-308 в период 2016 год -7 месяцев 2017 года отсутствовал. По линии С-307 до настоящего времени переток электроэнергии отсутствует, по линии С-308 в августе 2017 года присутствует небольшой объём перетока электроэнергии (согласно пункту 2 Критериев территориальная сетевая организация должна не только владеть линиями электропередач, данные линии должны использоваться для осуществления регулируемой деятельности).
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждение антимонопольного органа должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи.
Аналогичное требование к ненормативному акту антимонопольного органа закреплено в пункте 2.2 Порядка выдачи предупреждения о прекращении действий (бездействия), которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, утверждённого приказом ФАС России от 22 января 2016 года N 57/16.
Оспариваемым предупреждением антимонопольный орган предопределил дальнейшие действия комитета по установлению цен (тарифов) ПАО "Абаканвагонмаш" по передаче электрической энергии на 2018 год.
Хакасское УФС России в оспариваемом решении обязало комитет до 09 января 2018 года провести анализ соответствия общества пункту 2 Критериев на основании представленных им документов и с учётом вывода антимонопольного органа, о соответствии общества названному критерию.
Учитывая полномочия органа регулирования цен (тарифов), апелляционный суд усматривает противоречие изложенных формулировок предупреждения применительно к его исполнимости, Делая вывод о соответствии общества пункту 2 Критериев, Хакасское УФАС России тем самым предопределило, что деятельность ПАО "Абаканвагонмаш" в сфере оказания услуг по передаче электроэнергии подлежит государственному регулированию с 01 января 2018 года, вместе с тем решение о наличии (отсутствии) оснований для государственного регулирования на очередной расчётный период регулирования входит в компетенцию регулирующего органа.
Третий арбитражный апелляционный суд отклоняет довод апелляционной жалобы ПАО "Абаканвагонмаш" о том, что выводы суда по настоящему делу предопределяют разрешение спора по делу N А74-19767/2017, так как судом первой инстанции не устанавливался факт соответствия ПАО "Абаканвагонмаш" Критериям.
Судом первой инстанции лишь дана оценка законности оспариваемого предупреждения и сделан вывод об отсутствии обязанности заявителя, рассматривать дополнительно поступившие после проведения комиссии документы, так как комиссия ограничена в сроках рассмотрения тарифных дел.
Следовательно, решение суда первой инстанции соответствует закону, установленным фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отсутствуют основания для его отмены или изменения и удовлетворения апелляционной жалобы.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя. Хакасское УФАС России в силу статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины, определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 ПАО "Абаканвагонмаш" предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "04" июня 2018 года по делу N А74-20156/2017 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Взыскать с публичного акционерного общества "Абаканвагонмаш" в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через суд, принявший решение.
Председательствующий |
Д.В. Юдин |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.