город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2018 г. |
дело N А32-16145/2018 |
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе судьи Филимоновой С.С.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон
апелляционную жалобу Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице УФПС Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N А32-16145/2018, принятое судьей Бондаренко И.Н.
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному Федеральному округу
к заинтересованному лицу Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Южному федеральному округу (далее - заявитель, управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному унитарному предприятию "Почта России" (далее - заинтересованное лицо, ФГУП "Почта России") о привлечении к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией N 108074 от 11.04.2013, по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) на основании протокола об административном правонарушении от 06.04.2018 N АП-23/4/1234.
В соответствии со статьями 226 - 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судьей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2018 заявленные требования удовлетворены, ФГУП "Почта России" привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ на основании протокола об административном правонарушении от 06.04.2018 N АП-23/4/1234 с назначением наказания в виде штрафа в размере 35 100 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГУП "Почта России" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, ссылаясь на истечение срока давности привлечения к административной ответственности.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 АПК РФ.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматривается судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 06.04.2018 начальником отдела надзора в сфере почтовой связи управления М. К. Шмулянской в результате планового мероприятия систематического наблюдения на основании приказа от 28.12.2017 N 305-нд, было установлено осуществление предпринимательской деятельности ФГУП "Почта России" с нарушением условий пункта 5 лицензии N 108074 на оказание услуг почтовой связи, выразившееся в следующем.
Так, в отделениях почтовой связи, принадлежащих УФПС Краснодарского края - филиала ФГУП "Почта России", в период проведения планового мероприятия систематического наблюдения отсутствовал необходимый информационный материал:
- на почтовом ящике, установленном: г. Анапа, Пионерский проспект, д. 20, на почтовом ящике, установленном: г. Анапа, Пионерский проспект, д. 83, на почтовом ящике, установленном: г. Анапа, ул. Советская, д. 134, на почтовом ящике, установленном: с. Цибанобалка, ул. Садовая, д. 43, не указан его номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции (п. 8 ПОУПС);
- почтовый ящик N 43, установленный в г. Анапа, ул. Крымская, д. 216; почтовый ящик N 26, установленный в г. Анапа, ул. Ленина, д. 127; почтовый ящик N 24, установленный в г. Анапа, ул. Лермонтова, д. 80; почтовый ящик N 168, установленный в х. Нижняя Гостагайка, ул. Молодежная, д. 43/2, не заперт (не обеспечена сохранность почтовых отправлений) (п.п. 46, 47 ПОУПС).
Вышеизложенное свидетельствует о нарушении юридическим лицом пункта 5 лицензии N 108074 в части нарушения требований пунктов 6, 8, 46, 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 N 234, статей 14, 15, 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ, абзаца 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
Результаты проведенной проверки отражены в акте систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России" от 29.03.2018 N А-23/4/305-нд/52.
06.04.2018 административным органом, в отсутствии надлежащим образом уведомленного законного представителя ФГУП "Почта России" (в материалы дела представлено уведомление о составлении протокола от 29.03.2018 N 8733-04/23, направленное в адрес ответчика как электронно, так и по почте с вручением 04.04.2018), в отношении заинтересованного лица составлен протокол об административном правонарушении N АП-23/4/1234 по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ - за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
На основании части 3 статьи 23.1 КоАП РФ управление обратилось в арбитражный суд, с заявлением о привлечении ФГУП "Почта России" к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ установлено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет предупреждение или наложение административного штрафа, в том числе на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", под лицензией понимается специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
Статья 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" закрепляет, что в перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей профессиональной подготовкой и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами;
5) иные требования, установленные федеральными законами.
Таким образом, на лицензиате лежит обязанность по выполнению лицензионных требований и условий, представляющих собой совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 5 требований к лицензии N 108074, лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 6, 8 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 внутри объекта почтовой связи на видном и доступном для пользователей услугами почтовой связи месте должны находиться книга заявлений и предложений и необходимый информационный материал, включающий:
а) наименование оператора почтовой связи и место его нахождения;
б) адрес объекта почтовой связи и его почтовый индекс;
в) сведения о месте приема и рассмотрения претензий;
г) перечень оказываемых услуг, сроки их оказания и тарифы на них;
д) порядок адресования и выплаты почтовых переводов;
е) порядок адресования, упаковывания и оплаты пересылки почтовых отправлений, установленные для них размеры и предельная масса;
ж) срок хранения неврученных почтовых отправлений и невыплаченных почтовых переводов;
з) перечень предметов и веществ, запрещенных к пересылке;
и) перечень категорий пользователей услугами почтовой связи, которым предоставляются льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации;
к) копию лицензии на оказание услуг почтовой связи;
л) настоящие Правила;
м) информацию об ответственности операторов почтовой связи и пользователей услугами почтовой связи;
н) иную информацию, связанную с оказанием услуг почтовой связи оператором.
На почтовых ящиках указываются наименование оператора почтовой связи, присвоенный почтовому ящику номер, дни недели и время, в которые осуществляется выемка письменной корреспонденции.
В силу пунктов 46, 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 Операторы почтовой связи обязаны:
а) пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки;
б) обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов;
в) обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи, и условиями договора;
г) оказывать в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке содействие уполномоченным государственным органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность или обеспечение безопасности Российской Федерации при проведении оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;
д) соблюдать тайну связи. Информация об адресных данных пользователей услугами почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и выдаются только отправителям (адресатам) или их уполномоченным представителям.
Согласно статье 14 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ основными гарантиями доступности и качества услуг почтовой связи общего пользования являются: оказание услуг почтовой связи на территории Российской Федерации с равными правами доступа к таким услугам для всех пользователей услуг почтовой связи; обеспечение организациями федеральной почтовой связи работы объектов почтовой связи в режиме, удобном для пользователей услуг почтовой связи, с учетом технологий почтовой связи; обеспечение операторами почтовой связи надлежащего качества оказываемых услуг почтовой связи; государственная поддержка организаций федеральной почтовой связи, оказание содействия в развитии организаций почтовой связи иных организационно-правовых форм; государственное регулирование тарифов на универсальные услуги почтовой связи в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
В соответствии со статьёй 15 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ тайна переписки, почтовых, телеграфных и иных сообщений, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, гарантируется государством. Осмотр и вскрытие почтовых отправлений, осмотр их вложений, а также иные ограничения тайны связи допускаются только на основании судебного решения.
Все операторы почтовой связи обязаны обеспечивать соблюдение тайны связи.
Информация об адресных данных пользователей услуг почтовой связи, о почтовых отправлениях, почтовых переводах денежных средств, телеграфных и иных сообщениях, входящих в сферу деятельности операторов почтовой связи, а также сами эти почтовые отправления, переводимые денежные средства, телеграфные и иные сообщения являются тайной связи и могут выдаваться только отправителям (адресатам) или их представителям.
В силу статьи 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ операторы почтовой связи должны иметь необходимое технологическое оборудование и средства механизации, автоматизации и информатизации, доступную для пользователей услуг почтовой связи информацию о тарифах, правилах оказания услуг почтовой связи, сроках пересылки почтовых отправлений, режиме работы, а также другую необходимую информацию, облегчающую доступ к услугам почтовой связи.
На основании абзаца 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
ФГУП "Почта России" зарегистрировано за ОГРН 1037724007276, дата внесения записи в ЕГРЮЛ - 13.02.2003, ИНН 7724261610, местонахождение: 131000, г. Москва, Варшавское шоссе, 37.
ФГУП "Почта России" имеет лицензию от 11.04.2013 N 108074 на оказание услуг почтовой связи, выданную Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Из материалов дела видно и по существу не оспаривается заинтересованным лицом, что ФГУП "Почта России" допущено осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий лицензии от 11.04.2013 N 108074 на осуществление услуг почтовой связи.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: актом систематического наблюдения в отношении ФГУП "Почта России" от 29.03.2018 N А-23/4/305-нд/52, протоколом об административном правонарушении от 06.04.2018 N АП-23/4/1234.
ФГУП "Почта России" имело возможность соблюдения лицензионных требований и условий, однако им не были приняты все зависящие от него меры.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях заинтересованного лица состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом апелляционной инстанции не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Довод апеллянта об истечении срока, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения арбитражным судом решения отклоняется судом апелляционной инстанции.
В соответствии с положениями части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о защите прав потребителей - по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 2 пункта 21 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", в Особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, в связи с чем, суды при квалификации объективной стороны состава правонарушения должны исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства.
Судебная коллегия полагает необходимым расценивать допущенное ФГУП "Почта России" правонарушение как посягающее на права потребителей ввиду нарушения требований пунктов 6, 8, 46, 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации 31.07.2014 N 234, статей 14, 15, 17 Федерального закона "О почтовой связи" от 17.07.1999 N 176-ФЗ, абзаца 1 пункта 1 статьи 46 Федерального закона "О связи" от 07.07.2003 N 126-ФЗ, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ составляет один год и не истек на момент рассмотрения дела в суде.
При таких обстоятельствах основания к удовлетворению апелляционной жалобы суд апелляционной инстанции не находит.
Суд обоснованно назначил наказание в виде административного штрафа в размере 35 100 рублей, с учетом неоднократного привлечения к административной ответственности за аналогичные правонарушения в пределах срока, установленного ст. 4.6 КоАП РФ.
Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судебная коллегия не усматривает.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего спора, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.07.2018 по делу N А32-16145/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
В соответствии с абзацем вторым части 4 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции в течение двух месяцев, при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Кодекса.
Судья |
С.С. Филимонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16145/2018
Истец: Управление Роскомнадзора по Южному Федеральному округу, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по КК и Республике Адыгея
Ответчик: Управление Федеральной почтовой связи Краснодарского края, ФГУП "Почта России"