г. Москва |
|
19 сентября 2018 г. |
Дело N А41-41823/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Боровиковой С.В.,
судей Пивоваровой Л.В., Коновалова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Малофеевой Ю.В.,
при участии в заседании:
от ОАО "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767): Угнивенко Д.К. представитель по доверенности от 01.07.17 г., Пережогина Д.Е, представитель по доверенности от 06.10.17 г., Пархошенко Д,А. представитель по доверенности от 22.12.17 г.;
от Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (ИНН 5024085154, ОГРН 1075024000248): Запорожец С.А. представитель по доверенности от 30.01.18 г., Помозов Н.Н. представитель по доверенности от 05.12.17 г.;
от Министерство экономики и финансов Московской области - представитель не явился, извещен
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы публичного акционерного общества "Ростелеком" (ИНН 7707049388, ОГРН 1027700198767) и Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (ИНН 5024085154, ОГРН 1075024000248) на решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2018 года по делу N А41-41823/17 проинятое судьей Л.М. Нариняном,
по исковому заявлению ПАО "Ростелеком" к Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области о взыскании задолженности по оплате оказанных телекоммуникационных услуг в сумме 96 879 675 руб. 48 коп., неустойки за просрочку оплаты в размере 4 487 519 руб. 05 коп., неустойки за просрочку рассмотрения отчетных документов за 2015 год в сумме 7 649 194 руб. 14 коп. и встречному исковому заявлению Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области к ПАО "Ростелеком" о взыскании неустойки в сумме 10 198 925 руб. 52 коп., третье лицо: Министерство экономики и финансов Московской области,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество междугородней и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком") обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к Министерству государственного управления, информационных технологий и связи Московской области о взыскании задолженности по оплате оказанных телекоммуникационных услуг в сумме 96 879 675 руб. 48 коп., неустойка за просрочку оплаты в размере 4 487 519 руб. 05 коп., неустойки за просрочку рассмотрения отчетных документов за 2015 год в сумме 7 649 194 руб. 14 коп. (т.1 л.д. 3-4).
Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области обратилось со встречным иском к ПАО "Ростелеком" о взыскании неустойки в сумме 10 198 925 руб. 52 коп..
Определением Арбитражного суда Московской области 21 марта 2018 года встречное исковое заявление Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области принято к производству суда для совместного рассмотрения с первоначально заявленными требованиями.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Министерство экономики и финансов Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2018 года по делу N А41-41823/17 с Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области в пользу ПАО "Ростелеком" взыскана задолженность по Государственному контракту N 0148200005414001014 от 29.12.2014 г. по оплате оказанных телекоммуникационных услуг в сумме 96 879 675 руб. 48 коп., неустойку за просрочку оплаты в размере 3 158 988 руб. 90 коп. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 183 529 руб. 59 коп. В удовлетворении остальной части исковых требований ПАО "Ростелеком" отказано. Встречное исковое заявление Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (ИНН 5024085154, ОГРН 1075024000248) удовлетворено. (т. 48 л.д. 81-88).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ПАО "Ростелеком" и Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами в которых просят отменить решение суда, полагая, что судом не полностью исследованы обстоятельства, имеющие значение для дела, а так же неправильно применены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представители истца доводы своей апелляционной жалобы поддержали, просили обжалуемый судебный акт отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. Возражали против удовлетворения апелляционной жалобы ответчика.
Представители ответчика поддержали доводы своей апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований и удовлетворении встречного иска. Возражали против удовлетворения апелляционной жалобы истца.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя третьего лица,, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд находит апелляционные жалобы не подлежащими удовлетворению.
Как усматривается из материалов дела, 29 декабря 2014 года между Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области (Государственный заказчик) и Открытым акционерным обществом междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (Исполнитель) с соблюдением требований Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения 3 25_7158201 государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44- ФЗ) и иных нормативных правовых актов Российской Федерации и Московской области, на основании результатов осуществления закупки путем проведения аукциона, протокол подведения итогов аукциона в электронной форме N 0148200005414001014 от 18 декабря 2014 г., заключен Государственный контракт N 0148200005414001014 на оказание телекоммуникационных услуг для центральных исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области в период 2015-2017 гг. (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 2.1. Контракта, Исполнитель обязуется на основании Заказов, полученных от Заказчика, в установленном порядке оказывать Пользователям Услуги в соответствии с техническими требованиями, а Заказчик обязуется оплатить оказанные Услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом, финансируемых за счет средств бюджета Московской области, государственным заказчиком которых является Министерство государственного управления, информационных технологий и связи Московской области. Согласно пункту 2.2. Контракта, Услуги по Контракту оказываются по месту расположения Объектов Пользователей на территории Московской области и города Москвы.
В соответствии с условиями Контракта, объект - это точка (место, помещение), в которой (котором) Оборудование Пользователя соединяется через физический интерфейс с Оконечным оборудованием Исполнителя. На Объекте разграничивается ответственность по обеспечению предоставления Услуги между Исполнителем и Пользователем. Оборудование Пользователя - компьютерное или телекоммуникационное оборудование, которое подключается на Объекте к Оконечному оборудованию Исполнителя.
Согласно пункту 3.1. Контракта, общая (предельная) цена Контракта, в течение всего срока действия Контракта, составляет 509 946 275 руб. 52 коп., включая НДС (18%) в сумме 77 788 414 руб. 91 коп., в пределах лимитов денежных средств: 2015 год - 169 982 091 руб. 84 коп.; 2016 год -169 982 091 руб. 84 коп.; 2017 год -169 982 091 руб. 84 коп. Цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения Контракта (пункт 3.2. Контракта).
Порядок расчетов установлен сторонами в разделе 4 Контракта, согласно которому, стороны установили следующие Расчетные периоды оказания Услуг по Контракту: с 01 января по 31 марта соответствующего календарного года оказания Услуг по Контракту; с 01 апреля по 30 июня соответствующего календарного года оказания Услуг по Контракту; с 01 июля по 30 сентября соответствующего календарного года оказания Услуг по Контракту; с 01 октября по 31 декабря соответствующего календарного года оказания Услуг по Контракту.
По указанному Расчетному периоду оказания Услуг по Контракту Исполнитель предоставляет Заказчику Отчетные документы, указанные в пункте 4.3 Контракта, в срок не позднее 10 декабря соответствующего календарного года оказания Услуг по Контракту.
Заказчик производит оплату фактически оказанных за Расчетный период Услуг по ценам единиц Услуг (единичным расценкам), указанным в Приложении 1 к Контракту (пункт 4.2. Контракта). Истец предоставил Ответчику телекоммуникационные услуги для центральных исполнительных органов государственной власти и государственных органов Московской области в период с 01 января 2015 по 31 декабря 2016 года. Ответчиком были приняты и оплачены оказанные Истцом Услуги за периоды с 01 января 2015 года по 31 марта 2016 года, что подтверждается подписанными сторонами актами сдачи - приемки оказанных Услуг.
В нарушение срока, установленного Контрактом, Ответчиком до настоящего времени не оплачены Услуги за последующие расчетные периоды, а именно: с 01 апреля по 30 июня (2 кв. 2016 г.), с 01 июля по 30 сентября (3 кв. 2016 г.) и с 01 октября по 31 декабря 2016 года (4 кв. 2016 г.).
По результатам рассмотрения Ответчиком отчетных документов за вышеуказанные расчетные периоды, в адрес Истца поступили письма с отказами произвести оплату за оказанные Услуги (Письмо N 10-8345/исх от 08.12.2016 г.. Письмо N 10-77/исх. от 12.01.2017 г., Письмо N 10-78/исх. от 12.01.2017 г. Письмо N 10-254/исх. от 23.01.2017 г.).
Сумма задолженности Ответчика за оказанные Истом услуги составляет 96 879 675 руб. 48 коп.. из них, за период 2 кв. 2016 г. - 33 694 487 руб. 80 коп., 3 кв. 2016 г. - 31 562 688 руб. 81 коп., 4 кв. 2016 г. - 31 622 498 руб. 87 коп.
В связи с несвоевременной оплатой задолженности за оказанные услуги, истец начислил неустойку за просрочку исполнения Ответчиком обязательств по оплате за вышеуказанные расчетные периоды, которая составляет 4 487 519 руб. 05 коп.
Также, как указывает ПАО "Ростелеком" в период действия Контракта Ответчиком неоднократно существенно нарушались сроки рассмотрения и утверждения, направленных в его адрес Истцом отчетных документов, от своевременного подписания которых, напрямую зависит оплата Услуг Истца.
Отчетными документами по условиям Контракта являются акты на начало оказания Услуг, сводные таблицы оказанных услуг и акты сдачи приемки Услуг.
Общий размер штрафных санкций за несвоевременное рассмотрение Ответчиком отчетной документации за расчетные периоды 1 кв. 2015 г., 2 кв. 2015 г., 3 кв. 2015 г. составляет 7 649 194 руб. 14 коп. (по 2 549 731 руб. 38 коп. (0,5% от цены контракта) за каждый период).
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском, поскольку направленная в адрес ответчика претензия осталась без удовлетворения.
Обращаясь со встречным иском Министерство указало на нарушение обязательства по предоставлению отчетных документов по спорным периодам оказанных услуг (2, 3, 4 квартал 2016 и 1 квартал 2017).
Суд первой инстанции, удовлетворяя первоначальные требования частично, исходил из того, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона. При этом пересчитал размер неустойки примени размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе Министерство указывает, что оператор связи не приостановил оказание услуг.
Оспаривая решение суда первой инстанции по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе истец указывает, что суд первой инстанции необоснованно удовлетворил встречное исковое заявление.
. Апелляционный суд не может согласиться с доводами апелляционных жалоб в силу следующего.
Спорные отношения сторон возникли в связи с договором N 180000101799 от 23.04.2013 г., по своей правовой природе являются отношениями в сфере оказания услуг и подлежат регулированию общими гражданско-правовыми нормами об обязательствах, специальными положениями главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Согласно статьям 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями договора и требованиями закона, при этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
Правовые основы деятельности в области связи на территории Российской Федерации и на находящихся под юрисдикцией Российской Федерации территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в указанной деятельности или пользующихся услугами связи, установлены в Федеральном законе от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" (далее - Закон о связи).
В силу статьи 44 Закона о связи на территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи пользователям услугами связи на основании договора об оказании услуг связи, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54 указанного Закона оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов - непосредственно после оказания таких услуг, путем внесения аванса или с отсрочкой платежа.
Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного с пользователем услугами связи договора об оказании услуг связи (пункт 2 статьи 54 Закона о связи).
Порядок сдачи-приемки услуг согласован сторонами в разделе 7 Контракта. В соответствии с пунктом 7.1. Контракта, сдача-приемка оказанных Исполнителем Услуг по Контракту осуществляется по истечении каждого Расчетного периода оказания Услуг по Контракту на основании Акта сдачи-приемки Услуг (Приложение 6 к Контракту) и Сводной таблицы оказанных Услуг, являющейся неотъемлемой частью Акта сдачи-приемки (Приложение 5 к Контракту).
Согласно пункту 7.2. Контракта, два экземпляра Акта сдачи-приемки Услуг, подписанные и утвержденные печатью Исполнителя с прилагаемой к ним Сводной таблицей, подписанной и утвержденной Пользователем и Исполнителем, должны быть представлены Исполнителем Заказчику в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней после окончания Расчетного периода за исключением случаев, указанных в пункте 4.1.4 Контракта.
Предельный срок рассмотрения и утверждения Ответчиком отчетных документов составляет не более 20 (двадцати) календарных дней (пункт 7.5). Согласно пункту 4.4. Контракта,
Заказчик оплачивает Услуги, оказанные и принятые в соответствии с Контрактом путем перечисления стоимости фактически оказанных и принятых Заказчиком Услуг, в соответствии с предоставленными Исполнителем отчетными документами, указанными в пункте 4.3 Контракта, а также счетом и счетом-фактурой на банковский счет Исполнителя в течение 60 (шестидесяти) банковских дней с даты подписания Заказчиком Актов сдачи-приемки Услуг.
Датой оплаты считается дата списания денежных средств со счетов Заказчика.
В соответствии с пунктом 4.6. Контракта, обязательства Заказчика по оплате Контракта считаются исполненными с момента списания денежных средств с лицевого счета Заказчика.
ОАО "Ростелеком" во исполнение условий договора оказало согласованные услуги по Контракту в спорный период на общую сумму 96 879 675 руб. 48 коп..
Вместе с тем, оказанные истцом в спорный период услуги ответчиком не оплачены, доказательств обратного суду не представлено, в связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования о взыскании задолженности по договору. При этом, суд первой инстанции обоснованно произвел перерасчет неустойки.
Одним из способов обеспечения исполнения обязательств согласно пункту 1 статьи 329 ГК РФ является неустойка.
В соответствии со статьей 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
В силу части 4 статьи 421 ГК РФ, условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предусмотрено законом или иными правовыми актами. В соответствии с пунктом 8 статьи 34 Закона N 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности подрядчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 10.2. Контракта, в случае просрочки исполнения Заказчиком обязательств по оплате оказанных Услуг Исполнитель вправе потребовать от Заказчика уплату неустойки.
Неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства по оплате оказанных Услуг, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного Контрактом срока исполнения обязательства по оплате оказанных Услуг.
Размер такой неустойки устанавливается как одна трехсотая действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от стоимости оказанных, но неоплаченных в установленный Контрактом срок Услуг.
Заказчик освобождается от уплаты неустойки, если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине Исполнителя.
Предусмотренная настоящим пунктом Контракта неустойка может быть уплачена Заказчиком Исполнителю исключительно на основе письменной претензии Исполнителя, срок рассмотрения которой Заказчиком составляет 20 (двадцать) рабочих дней с момента получения претензии Заказчиком.
Следовательно, согласно нормам гражданского права стороны вправе самостоятельно определить в договоре размер неустойки, обеспечивающей исполнение обязательства. Стороны воспользовались предоставленным ГК РФ правом, самостоятельно согласовав в размер неустойки в размере 1/300 действующей на день уплаты неустойки ставки рефинансирования ЦБ РФ от неоплаченной части цены контракта.
В соответствии с представленными в материалы дела доказательствами, срок оплаты за расчетный период с 01 апреля по 30 июня 2016 года (2 квартал) - до 31.10.2016 г., за период с июля по сентябрь 2016 год (3 квартал) - до 30.01.2017 г., за период с октября по декабрь 2016 года (4 квартал) - до 14.03.2017 г. Таким образом, согласно представленному истцом расчету, размер неустойки за расчетный период с 01 апреля по 30 июня 2016 года (2 квартал) - составляет 2 392 308 руб. 63 коп. (33 694 487,80 х 213 дней х 1/300 х 10 % = 3292308,63), за расчетный период с июля по сентябрь 2016 год (3 квартал) - составляет 1 273 028 руб. (31562688,81 х 121 день х 1/300 х 10 % = 1273028,45), за период с октября по декабрь 2016 года (4 квартал) - составляет 822 184 руб. 97 коп. (31622498,87 х 78 дней х 1/300 х 10 % = 822184,97).
При этом, согласно пункту 38 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2017 года, при расчете пени, подлежащей взысканию в судебном порядке за просрочку исполнения обязательств по государственному контракту в соответствии с частями 5 и 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, суд вправе применить размер ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на момент вынесения судебного решения. Поскольку ответчик своевременно не исполнил обязательства по оплате по Государственному контракту, суд первой инстанции, применив разъяснения и Информацию Банка России от 23.03.2018 о снижении с 26.03.2018 ключевой ставки до 7,25%, произвел перерасчет размера неустойки, и пришел к выводу о взыскании с ответчика 3 158 988 руб. 90 коп. неустойки за весь период просрочки по состоянию на 31.05.2017.
Согласно разделу 1 Государственного контракта, отчетными документами по контракту являются Акт начала оказания услуги, акт сдачи-приемки услуг, сводная таблица оказанных услуг.
В силу п. 7.5 Контракта, общий срок рассмотрения Заказчиком представленных Исполнителем Отчетных документов устанавливается сторонами продолжительностью не более 20 (двадцати) календарных дней с момента представления Актов сдачи-приемки Услуг со сводными таблицами заказчику. По отчетному периоду 4 квартал соответствующего года такой срок составляет 10 дней.
Согласно пункту 10.3. Контракта, за ненадлежащее исполнение Заказчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств по Контракту, начисляется штраф. Размер штрафа составляет 0,5 процента цены Контракта.
Истец направил ответчику отчетные документы за период с 01 января по 31 марта 2015 года (1 квартал 2015 г.), а именно: акт сдачи - приемки Услуг, сводные таблицы оказанных Услуг, счет, счет-фактуру.
Отчетные документы были получены ответчиком 14 апреля 2015 г. (отметка Ответчика от 14.04.2015 г. вх. N Ювх-7548).
Акт сдачи - приемки Услуг был подписан со стороны ответчика только 23 декабря 2015 года, т.е. с нарушением более чем 180 дней. Размер штрафа за расчетный период с 01 января по 31 марта 2015 года (1 квартал 2015 г.) составляет денежную сумму в размере 2 549 731 руб. 38 коп.
Истец направил ответчику отчетные документы за период с 01 апреля по 30 июня 2015 года (2 квартал 2015 г.), а именно: акт сдачи - приемки Услуг, сводные таблицы оказанных Услуг, счет, счет-фактуру (Сопроводительное письмо исх. N 09/05/19053-15 от 17.07.2015 г.).
Акт сдачи - приемки Услуг был подписан со стороны ответчика 23 декабря 2015 года, т.е. с нарушением более чем 150 дней. Размер штрафа за расчетный период с 01 апреля по 30 июня 2015 года (2 квартал 2015 г.) составляет денежную сумму в размере 2 549 731 руб. 38 коп.
Истец направил ответчику отчетные документы за период с 01 июля по 30 сентября 2015 года (3 квартал 2015 г.), что подтверждается отметкой ответчика от 14.10.2015 г. вх. N Юот-26524.
В соответствии с Контрактом, по факту оказания Услуг в расчетном периоде, Истец предоставляет Ответчику отчетную документацию в срок не позднее 15 (пятнадцати) календарных дней после окончания расчетного периода, а Ответчик производит оплату фактически оказанных за расчетный период Услуг (пункты 4.1.4, 4.2. Контракта).
По отчетному периоду 4 квартал соответствующего года срок представления документов - не позднее 10 декабря соответствующего календарного года.
Согласно п. 4.3 Контракта, сводная таблица принимается рассмотрению Заказчиком только при условии ее оформления в соответствии с Приложением N 5 к Контракту. Достоверность содержащихся в Сводной таблице данных подтверждается печатями и подписями уполномоченных лиц Исполнителя и Пользователя. В Сводные таблицы и составленный на их основе Акт сдачи- приемки Услуг могут быть включены и, соответственно, могут быть оплачены только те Услуги, в отношении которых одновременно соблюдены следующие условия: - Заказчик представил Исполнителю Заказы на начало оказания Услуг, оказанных в Сводной таблице; - Исполнитель и Пользователь составили, подписали и утвердили печатями Акт начала оказания Услуг, указанных в Сводной таблице; - Исполнитель представил Заказчику подписанные и утвержденные печатями, надлежащим образом оформленные Акты начала оказания Услуг, указанных в Сводной таблице и Акты начала оказания Услуг рассмотрены и приняты Заказчиком.
Ответчик своевременно (в рамках установленного п. 7.5 Контракта срока) реагировал на представленные истцом отчетные документы, указывал на замечания к ним, необходимость представления в полном объеме. ПАО "Ростелеком" не оспаривается, что отчетные документы представлялись истцом по мере поступления их от Пользователей.
Вместе с тем, условиями контракта предусмотрено, что заказчик принимает к рассмотрению сводные таблицы только в том, случае, если они соответствуют Приложению N 5, подписаны Пользователями. Таким образом, до указанного момента, у Заказчика не возникало обязанности по их рассмотрению.
ПАО "Ростелеком" при заключении государственного контракта было известно о составе отчетных документов, порядке их составления и представления на рассмотрение, какого-либо спора или разногласий по указанным условиям при заключении контракта у сторон не имелось.
При таких обстоятельствах, в удовлетворении требования ПАО "Ростелеком" в части взыскания неустойки за нарушение срока рассмотрения отчетных документов обоснованно отказано, а требования встречного иска Министерства государственного управления, информационных технологий и связи Московской области о взыскании неустойки в сумме 10 198 925 руб.. за нарушение обязательства по предоставлению отчетных документов по спорным периодам оказанных услуг (2, 3, 4 квартал 2016 и 1 квартал 2017) обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы изложенные в апелляционных жалобах отклоняются по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 7.4 и 8.1.1 Контракта в течение срока оказания Услуг Заказчик на постоянной основе осуществляет контроль объема, количества и качества оказываемых Услуг с использованием программно-аппаратного комплекса контроля качества Услуг, путем измерения и сопоставления фактических характеристик Услуг указанных в Заказе. Показатели (параметры передачи сигналов электросвязи при оказании Услуг VPN L2/L3 ), которые подлежат измерению и контролю на постоянной основе, должны соответствовать рекомендациям Приказа Минсвязи Российской Федерации от 09 сентября 2002 года N 113 "Об утверждении Правил ввода в эксплуатацию сооружений связи", руководящего документа отрасли РД 45.128-2000 "Сети и службы передачи данных", Приказу Мининформсвязи Российской Федерации от 27 сентября 2007 года N 113 "Об утверждении требований к организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сети связи общего пользования" и ITU-T Y.1541, МСЭ-Т Y.1561.
Измерению на постоянной основе подлежат следующие показатели: скорость потока данных (Приложение N 1 к Техническим требованиям, являющихся Приложением N 2 к Контракту); коэффициент доступности услуги (согласно пункту 16.2 Технических требований Исполнитель должен обеспечивать Коэффициент доступности Услуги не хуже 0,995, рассчитанный за период, равный 30 (Тридцати) дням); качество обслуживания (QoS) (пункт 5.5.9. Технических требований). В соответствии с условиями Контракта, проверка качества оказываемых услуг связи проходит до момента подписания Истцом (Исполнителем) и Пользователями актов начала оказания Услуг после демонстрации их Пользователям (пункты 6.1.4 - 6.4). Подписание акта начала оказания услуг подтверждает, что заказанная ответчиком услуга связи оказывается надлежащим образом.
По расчетным периодам 2 и 3 кварталы 2016 года, между Пользователями и Исполнителем были подписаны акты на начало оказания услуг и сводные таблицы, содержащие данные об услугах, полученных Пользователями в этот период. Достоверность сведений, содержащихся в сводных таблицах подтверждается печатями и подписями уполномоченных лиц со стороны Истца и Пользователей, в интересах которых осуществлялось оказание услуг связи (пункт 4.3).
Вышеуказанные документы, оформленные надлежащим образом, являются составной частью отчетной документации на основании которой производится расчет стоимости оказанных за расчетный период услуг.
В спорный расчетный период (4 квартал 2016 года), Истец продолжал в полном объеме оказывать Ответчику услуги связи, в рамках исполнения условий Контракта.
Регламентом взаимодействия при обнаружении ухудшения качества Услуги (Приложение N 3 к Технических требований) предусмотрен порядок обращения Пользователей при обнаружении ухудшения качества Услуги и порядок устранения причин ухудшения качества Услуг.
Согласно пункта 6.8. Регламента, Истец должен обеспечить функционирование Службы технической поддержки в течение всего срока действия Контракта, а Служба технической поддержки Истца должна быть готова круглосуточно принять сведения Службы технической поддержки Ответчика об Ухудшении качества Услуг и незамедлительно принять меры по устранению причин Ухудшения качества Услуг, взаимодействуя со Службой технической поддержки Ответчика.
При этом, как следует из условий Контракта, Пользователь не обращается в Службу технической поддержки Истца напрямую, минуя Службу технической поддержки Ответчика, а Служба технической поддержки Истца, в свою очередь, не принимает сведения о любом ухудшении качества Услуг непосредственно от Пользователя, рекомендуя при этом Пользователю в установленном порядке обратиться в Службу технической поддержки Ответчика.
За периоды с 01 апреля по 30 июня, с 01 июля по 30 сентября и с октября по декабрь 2016 года 2016 года Службой технической поддержки Истца было зафиксировано всего 28 обращений Пользователей по вопросу ухудшения качества предоставляемых Услуг.
Истец признал вышеуказанное количество обращений Пользователей по поводу ухудшения качества оказанных Услуг, в связи с чем, стоимость оказанных Услуг за 2, 3 и 4 расчетные периоды 2016 года была рассчитана Истцом с учетом снижения за факты ухудшения качества Услуг (Акт сдачи - приемки услуг N 1014-6 за период с 01 апреля по 30 июня 2016 г., Акт сдачи - приемки услуг N 1014-7 за период с 01 июля по 30 сентября 2016 г., Акт сдачи - приемки услуг N 1014-8 за период с 01 октября по 31 декабря 2016 г.).
Таким образом, заявленные истцом требования рассчитаны с учетом выявленных фактов.
Доводы ПАО "Ростелеком" судом отклоняются как не соответствующие условиям контракта, которые предусматривали необходимость представления к определенной дате строго определенного объема отчетной документации соответствующей формы. Данные условия ПАО "Ростелеком" выполнены не были, в связи с чем встречные исковые требования обоснованно удовлетворены в размере 10 198 925 руб. 52 коп.
В соответствии с п. 10.4 Контракта установлен штраф в размере 0,5% от цены контракта за любое неисполнение или ненадлежащее исполнение исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом.
Доводы заявителей, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения Арбитражного суда Московской области.
Иное толкование заявителями апелляционных жалоб положений закона не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, сделанных при рассмотрении настоящего спора по существу, апелляционным судом не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, судом первой инстанции не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 30 мая 2018 года по делу N А41-41823/17 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в срок, не превышающий двух месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий |
С.В. Боровикова |
Судьи |
С.А. Коновалов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.