город Москва |
|
17 сентября 2018 г. |
Дело N А40-2499/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Левиной Т.Ю.,
судей Веклича Б.С., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем с/з Петровым Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
АО "ФПК"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 15.06.2018 по делу N А40-2499/18,
принятое судьей Хайло Е.А.
по иску АО "Федеральная пассажирская компания" (ОГРН 1097746772738)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ (ОГРН 1037739085636)
третье лицо - Федеральное агентство железнодорожного транспорта
о взыскании денежных средств
при участии в судебном заседании:
от истца Белицкая В.Е. по доверенности от 21.06.2017
от ответчика Луценко Е.В. по доверенности от 11.12.2017
от третьего лица представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Федеральная пассажирская компания" (далее - истец, АО "ФПК") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (далее - ответчик) о взыскании 26 218 850 руб. 70 коп. невозмещенных потерь в доходах, возникших в связи с выравниванием тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской обл. в (из) другие регионы Российской Федерации в 2014.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Решением суда первой инстанции от 15.06.2018 года в удовлетворении заявленных требований АО "ФПК" отказано.
АО "ФПК" не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, указав на неправильное применение судом норм материального права.
Министерство Финансов Российской Федерации представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие представителя третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, выслушав объяснение представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
Как установлено судом и следует из материалов дела, АО "Федеральная пассажирская компания", являясь публичным перевозчиком, осуществляет перевозку пассажиров по регулируемым государством тарифам в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы России в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по провозной плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании действующих нормативных актов возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней.
В соответствии с постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.12.2002 года N 92-т/5 "О снижении стоимости проезда из Калининградской области в Россию и обратно в плацкартных и купейных вагонах пассажирских поездов" с 01.01.2003 года установлен пониженный тариф на перевозки пассажиров в плацкартных и купейных вагонах в поездах дальнего следования при проезде из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации до уровня стоимости проезда на аналогичные расстояния по внутригосударственному тарифу.
Перевозка пассажиров в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации предполагает проследование поезда по территории Республики Беларусь, и Литовской республики. Расчеты за перевозку пассажиров по территории данных стран осуществляются в соответствии с Соглашением о межгосударственном пассажирском тарифе (принято 19.05.1995 года на 13-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 1 данного Соглашения АО "ФПК" осуществляет расчеты за перевозку пассажиров по территории Республики Беларусь и Литовской Республики с применением Межгосударственного пассажирского тарифа. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Соглашения для МГПТ тарифной валютой считается швейцарский франк. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Соглашения железнодорожные администрации имеют право устанавливать повышающие коэффициенты индексации базовых тарифов на перевозку пассажиров багажа и грузобагажа по своей территории.
Учитывая требования постановления Федеральной энергетической комиссии от 17.12.2002 года N 95-т/5 АО "ФПК" вправе взыскивать с пассажира стоимость тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации, в то время как оплачивает перевозку по территории Республики Беларусь и Литовской Республики по межгосударственному пассажирскому тарифу.
Во исполнение требований статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 3 статьи 8 Закона о железнодорожном транспорте Правительством Российской Федерации было принято Постановление от 21.01.2007 года N 916 "Об утверждении Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации". Под "выравниванием тарифа" понимается применение перевозчиком при расчете стоимости проезда в сообщении в (из) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации тарифа, применяемого для расчета стоимости проезда по территории Российской Федерации.
Между тем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Порядок государственного регулирования указанных тарифов и возмещения потерь урегулированы статьей 790 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 10 января 2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", Положением о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 августа 2009 года N 643, Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате выравнивания тарифов на перевозку пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 916, приказами Федеральной службы по тарифам об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на пассажирские перевозки.
В соответствии с п. 3 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте", потери в доходах владельца инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок и условия предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров в дальнем следовании в плацкартных и общих вагонах регламентированы Правилами предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах, возникающих в результате выравнивания тарифов на перевозку пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 916, в силу которых получателями субсидий являются организации железнодорожного транспорта, осуществляющие перевозку пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации по регулируемым государством тарифам.
Потери же в доходах организации, возникшие в результате применения регулируемых государством тарифов, определяются как разность между доходами, которые организация могла бы получить без применения выравнивания тарифа, и доходами организации, полученными в результате выравнивания тарифа.
На основании пункта 3 Правил предоставления субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2007 года N 916, предоставление субсидии осуществляется в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных в установленном порядке Федеральному агентству железнодорожного транспорта, на основании заключаемого Агентством и организацией договора.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2007 года N 916 между АО "ФПК" и Росжелдором был заключен договор от 07.02.2012 года N 985д/ФПК-12-16 о предоставлении субсидий АО "ФПК" на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации.
Федеральным законом от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" Росжелдору были предусмотрены средства федерального бюджета на предоставление субсидий организациям железнодорожного транспорта на компенсацию потерь в доходах от выравнивания тарифов при перевозке пассажиров в сообщении из (в) Калининградской области в (из) другие регионы Российской Федерации на 2014 год в объеме 601 500 000 рублей.
Объем указанной субсидии был установлен в рамках формирования проекта Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в соответствии с представленной бюджетной заявкой АО "ФПК".
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 08.11.2014 N 2240-р "О внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2014 год", от 12.12.2014 N 2526-р "О внесении изменений в показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 2014 год" Росжелдору были увеличены (на 129 800 000 рублей и 50 300 000 рублей) и доведены средства федерального бюджета на предоставление указанной субсидии.
В соответствии с этим Росжелдор и АО "ФПК" было заключено, в том числе дополнительное соглашение N 6/ФПК-12-16(6) от 25.12.2014 к Договору от 07.02.2012 N 985д/ФПК-12-16, согласно условиям которого сумма предоставляемой в 2014 году субсидии составляет 781 600 000 рублей.
По итогу 2014 года в соответствии с разделом I Договора от 07.02.2012 N 985д/ФПК-12-16 в редакции дополнительного соглашения N 6/ФПК-12-16(6) от 25.12.2014 Росжелдором была предоставлена субсидия АО "ФПК" на вышеуказанные цели в 2014 году в объеме выделенных Росжелдору лимитов бюджетных обязательств на 2014 год в размере 781 600 000 рублей.
Таким образом, Росжелдором обязательства по данному договору, в том числе за 2014 год, исполнены в полном объеме.
Потери в доходах АО "ФПК" в размере 26 218 850, 70 рублей заявлены сверх суммы, предусмотренной вышеуказанным договором.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 15.06.2018 по делу N А40-2499/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.