город Ростов-на-Дону |
|
19 сентября 2018 г. |
дело N А32-11121/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Филимоновой С.С.,
судей Гуденица Т.Г., Ефимовой О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коноплевым И.А.,
при участии заявителя лично, представителя заинтересованного лица Согоян Д.А. по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Чигриной Галины Михайловны на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 по делу N А32-11121/2018, принятое в составе судьи Любченко Ю.В. по заявлению индивидуального предпринимателя Чигриной Галины Михайловны к заинтересованному лицу Администрации муниципального образования город Краснодар о признании незаконным решения комиссии по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Чигрина Г.М. (далее - заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями к администрации муниципального образования г. Краснодар (далее - заинтересованное лицо, администрация) о признании незаконным решения комиссии по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов от 14.12.2017 N 35.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обжаловал его в порядке, определенном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), просил решение отменить.
Апелляционная жалоба мотивирована незаконными основаниями к отказу во внесении спорного торгового объекта в Схему.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласилось по основаниям, изложенным в отзыве, просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители сторон поддержали правовые позиции по делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва администрации, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Чигрина Галина Михайловна является индивидуальным предпринимателем.
Чигрина Г.М. 07.08.2008 приобрела в собственность магазин некапитального типа, площадью 17,8 кв.м., находящийся по адресу: г. Краснодар ул. Трудовой Славы б/н (вблизи жилого дома N 14), расположенный на земельном участке с кадастровым номером 23:43:0408005:0022.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 23.04.2010 N 2401 "О предоставлении гражданке Г.М. Чигриной земельного участка в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара" Чигриной Г.М. предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:43:0408005:22 общей площадью 16 кв.м, расположенный в Карасунском внутригородском округе г. Краснодара по ул. Трудовой Славы, 14/4 с кадастровым номером 23:43:0408005:22 для временного размещения объекта движимого имущества (магазин).
23.06.2010 между администрацией муниципального образования город Краснодар (арендодатель) и Чигриной Галиной Михайловной (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 4300016414 сроком до 23.04.2016.
Администрация муниципального образования город Краснодар в порядке статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации отказалась от указанного договора аренды земельного участка.
Чигрина Г.М. обратилась с заявлением в комиссию по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар о внесении в схему размещения нестационарных торговых объектов торгового объекта, расположенного по адресу: Карасунский внутригородской округ г. Краснодара по ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14) 17.11.2017, то есть после прекращения договора аренды земельного участка от 23.06.2010 N 4300016414.
Комиссией по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Комиссия) рассмотрено заявление Чигриной Г.М. о включении в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Схема) торгового объекта (павильона) со специализацией: "бытовые услуги" площадью 12 кв.м по адресу: г. Краснодар, ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14).
Согласно представленной в материалы дела выписке (N 5339/18-УР от 15.12.2017) из протокола заседания комиссии по актуализации схемы размещения объектов на территории муниципального образования город Краснодар от 14.12.2017 N 35, по результатам рассмотрения, заявителю отказано во внесении указанного торгового объекта в Схему по следующим основаниям:
- ширина пешеходной зоны (тротуара) при размещении объекта на заявленном месте составит менее 3 метров, что является нарушением п. 7 Положения об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.07.2014 N 4462;
- отсутствует необходимость размещения торговых объектов и объектов по оказанию бытовых услуг в связи с наличием устойчиво развитой территории по адресу: ул. Трудовой Славы (вблизи строения N 14) и обеспечения ее площадями торговых объектов по оказанию бытовых услуг. Согласно требованиям части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" объекты вносятся в Схему при необходимости устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью объектов.
Не согласившись с указанным отказом, предприниматель обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу статей 65, 198 и 200 Кодекса обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
В силу пункта 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Схема размещения нестационарных торговых объектов, разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (часть 3 статьи 10 Закона N 381-ФЗ).
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 04.07.2014 N 4462 утверждено положение об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар (далее - Положение), разработанное в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.11.2014 N 1249 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов на территории Краснодарского края", постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182 "О размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" и определяет правила учета и актуализации сведений о нестационарных торговых объектах в зданиях, строениях, сооружениях, а также на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования город Краснодар, и земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, в схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар.
Согласно указанному положению размещение нестационарных торговых объектов (далее - НТО) в зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках на территории муниципального образования город Краснодар осуществляется в соответствии со Схемой и с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
В соответствии с пунктом 7 Положения при актуализации Схемы на 2015 и последующие годы в Схему подлежат включению сведения об объектах, размещенные при ширине пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров.
Согласно пункту 8 указанного Положения размещение НТО должно обеспечивать свободное движение и доступ пешеходов к торговым объектам, в том числе обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности маломобильных групп населения, беспрепятственный подъезд специального автотранспорта при чрезвычайных ситуациях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 9 Положения о размещении нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар, утвержденного постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 28.02.2007 N 182, размещение нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе исключения негативного влияния объектов на пешеходную и транспортную инфраструктуру, и достижения установленных субъектом Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов муниципального образования город Краснодар.
Из материалов дела видно и судом установлено, что отказ во внесении объекта в Схему обоснован невыполнением требования п. 7 Положения постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 04.07.2014 N 4462 "Об актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования город Краснодар" в отношении соблюдения ширины пешеходных зон (тротуаров) более 3 метров и наличием устойчивого развития данной территории и обеспечением площадью торговых объектов в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона N 381-ФЗ.
Материалами дела, подтверждается, что ширина пешеходного тротуара от границ предполагаемого места размещения объекта до дорожного полотна автомобильной дороги составляет 2 метра, что является прямым запретом на размещение НТО.
Довод апелляционной жалобы о том, что в соответствии с разъяснением ГИБДД от 26.07.2016, с учетом установленных рядом со спорным объектом дорожных знаков, имеется возможность движения пешеходов как по тротуару, так и по проезжей части, не принимается судом апелляционной инстанции как не имеющий правового значения для настоящего дела.
Кроме того, в части наличия устойчивого развития территории ул. им. Игнатова - ул. Трудовой Славы заинтересованное лицо указало, что на данной территории расположено большое количество стационарных торговых объектов, в том числе во встроенно-пристроенных, цокольных помещениях и на первых этажах многоквартирных жилых домов (МЖД): МЖД N 14 по ул. Трудовой Славы - 3 магазина и 2 объекта по оказанию бытовых услуг (по ремонту одежды и парикмахерская); МЖД N 10 по ул. Трудовой Славы - 1 магазин и парикмахерская; МЖД N 8 по ул. Трудовой Славы - 1 объект по оказанию бытовых услуг (парикмахерская); строение N 226 по ул. им. Игнатова - 4 магазина и 2 объекта по оказанию бытовых услуг (ювелирная мастерская и изготовление ключей); строение N 22а по ул. им. Игнатова - 3 магазина; строение N 22 по ул. им. Игнатова - 18 магазинов и 3 объекта по оказанию бытовых услуг (парикмахерская, ремонт сотовых телефонов, ремонт бытовой техники).
В непосредственной близости расположен розничный рынок "Летсар" и ярмарка "Лэтсар" по адресу: ул. Трудовой Славы, 9 (угол с ул. им. Игнатова). На территории ярмарки функционирует 4 объекта по оказанию бытовых услуг: 2 объекта по ремонту обуви, 1 объект по изготовлению ключей и 1 по ремонту одежды. Торговая площадь ярмарки и розничного рынка составляет 6283 кв.м.
На примыкающих к территории ярмарки и розничного рынка размещено 52 стационарных торговых объектов в составе 2 торговых рядов общей торговой площадью 3080 кв.м., в том числе 3 объекта по оказанию бытовых услуг: ремонт ювелирных изделий и ремонт одежды.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 10 Закона N 381-ФЗ НТО вносятся в Схему при необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью объектов.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 21.11.2016 N 916 "Об установлении нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов для Краснодарского края" установлена минимальная обеспеченность населения площадью торговых объектов по городу Краснодару на 1000 человек - не менее 589,6 кв.м, из них по реализации непродовольственными товарами - 387,4 кв.м, по продаже продовольственными товарами - 202,2 кв.м.
Расчётные данные территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Краснодарскому краю свидетельствуют о превышении установленных муниципальных нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов почти в 3 раза.
Довод апелляционной жалобы о том, что при вынесении оспариваемого решения судом неверно применена часть 6 статьи 10 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" отклоняется судом по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ утверждение схемы размещения нестационарных торговых объектов, а равно как и внесение в нее изменений, не может служить основанием для пересмотра мест размещения нестационарных торговых объектов, строительство, реконструкция или эксплуатация которых были начаты до утверждения указанной схемы.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-0 положения закона направлены на обеспечение условий для предоставления населению торговых услуг, стабильности прав хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, возможности долгосрочного планирования ими своего бизнеса, на недопущение передела рынка, сокращения или прекращения торгового бизнеса, ухудшения положения субъектов предпринимательской деятельности при изменении органами публичной власти схемы размещения нестационарных торговых объектов, сокращения сферы торговых услуг.
Таким образом, Закон N 381-ФЗ предоставляет предпринимателям гарантии сохранения торговых мест, эксплуатация которых была начата до утверждения органами местного самоуправления схем размещения нестационарных торговых объектов.
По смыслу закона эти гарантии реализуются муниципальными органами путем включения в схему объектов, эксплуатация которых осуществлялась хозяйствующими субъектами на законных основаниях до утверждения такой схемы.
Иные доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Таким образом, с учетом вышеизложенного, суд считает обжалуемое решение комиссии по актуализации схемы размещения нестационарных торговых объектов от 14.12.2017 N 35 законным и обоснованным, в связи с чем, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что заявление предпринимателя не подлежит удовлетворению.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.06.2018 по делу N А32-11121/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через Арбитражный суд Краснодарского края в течение двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
С.С. Филимонова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.