19 сентября 2018 г. |
Дело N А83-20615/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.09.2018.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.09.2018.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Омельченко В.А., судей Градовой О.Г., Приваловой А.В., при ведении протокола и его аудиозаписи секретарем судебного заседания Стефаненко Ю.В.,
с участием представителя от Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) - Судаков С.А. по доверенности от 09.01.2018 N 2,
в отсутствии Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, общества с ограниченной ответственностью "Территория", общества с ограниченной ответственностью "Валигер", надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2018 года по делу N А83-20615/2017 (судья Куртлушаев М.И.), принятое по заявлению Главного управления природных ресурсов и экологии города Севастополя (Севприроднадзор) о признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю, при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Территория", общества с ограниченной ответственностью "Валигер",
установил:
Главное управление природных ресурсов и экологии города Севастополя (далее по тексту - Севприроднадзор, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с заявлением о признании недействительным пункта 2 решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (далее по тексту - антимонопольная служба, Крымский УФАС России) от 25.08.2017 по делу N 08/3008-17, принятого по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее по тексту - Закон N 135-ФЗ), в части установленных в действиях Севприроднадзора нарушений при организации и проведении процедуры открытого аукциона.
Решением Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2018 года заявленные требования удовлетворены в полном объёме. Признан недействительным пункт 2 решения Комиссии по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров города федерального значения Севастополя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 25.08.2017 по делу N 08/3008-17 по результатам рассмотрения жалобы в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части установленных в действиях Севприроднадзора нарушений при организации и проведении процедуры открытого аукциона.
Не согласившись с принятым решением, антимонопольная служба обратилась с апелляционной жалобой на решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2018 года, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Двадцать первого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу www.21aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда от 12.09.2018 произведена замена судьи Голика В.С. на судью Градову О.Г. и судьи Карева А.Ю. на судью Привалову А.В. для участия в рассмотрении апелляционной жалобы общества.
Севприроднадзор представил отзыв на апелляционную жалобу, в судебном заседании его представитель просил решение суда оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения, ссылаясь на обоснованность и законность обжалуемого решения.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в порядке ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ). При этом судом апелляционной инстанции не установлено оснований для его отмены или изменения, предусмотренных ст. 270 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, решением антимонопольной службы по делу N 08/3008-17 от 25.08.2017 жалоба ООО "Территория" на действия Севприроднадзора (Организатор торгов) при проведении открытого аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования для использования части акватории Черного моря в бухте Круглая, площадью 0,000275 кв.м, извещение N 050617/8182287/02 признана необоснованной. Однако в действиях Севприроднадзора выявлены нарушения пунктов 20, 67, 68, 90, 91, 92 Административного регламента Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденного приказом Минприроды России от 22.05.2014 N 225 (далее по тексту - Регламент).
Полагая, что указанное решение в части пункта 2 является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, Севприроднадзор обратился в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ с настоящим заявлением.
Удовлетворяя требования Севприроднадзора, суд первой инстанции пришел к выводу, что поскольку ООО "Валигер" обратилось в Севприроднадзор с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для размещения плавательных средств по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 22.05.2007 N 128, действия Севприроднадзора по подготовке договора водопользования в соответствии с Правилами N 230 не противоречат закону.
Апелляционная коллегия, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, соглашается с указанными выводами суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 и частью 3 статьи 201 АПК РФ, а также разъяснениями, изложенными в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Судом установлено и материалами дела подтверждено, что 05.06.2017 на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ было опубликовано извещение N 050617/8182287/02 о проведении открытого аукциона N 36 по приобретению права на заключение договора водопользования.
Одновременно на сайте была размещена аукционная документация, согласно которой настоящий аукцион проводится в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Соглашением между Федеральным агентством водных ресурсов и Правительством Севастополя о передаче Правительству Севастополя осуществления части полномочий в области водных отношений, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 02.07.2014 N 1203-р, Правилами проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230, Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по предоставлению водных объектов в пользование на основании договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона, по оформлению перехода прав и обязанностей по договорам водопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 22 мая 2014 года N 225 и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, Минприроды России, Росводресурсов.
На участие в аукционе были поданы 2 заявки (ООО "Территория и ООО "Валигер"). Согласно протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 26-27.07.2017 в отношении заявки ООО "Территория" было принято решение об отказе в допуске к участию в аукционе.
Аукционной комиссией по результатам рассмотрения заявки на участие в аукционе было принято решение о признании аукциона несостоявшимся и заключении договора водопользования с единственным участником, который был признан участником аукциона - ООО "Валигер".
Не согласившись с решением комиссии об отказе в допуске к участию в аукционе, ООО "Территория" обратилось в антимонопольную службу с жалобой на действия организатора аукциона, которая была признана необоснованной.
Однако по результатам рассмотрения материалов дела, в действиях Севприроднадзора Комиссия усмотрела нарушения пунктов 20, 67, 68, 90, 91, 92 Регламента.
Свои выводы УФАС обосновывает тем, что на аукционе приобретается право на заключение договора водопользования в целях строительства в соответствии с размещением плавсредств, не относящихся к объектам недвижимости. В том случае, когда с заявлением о заключении договора водопользования обращается собственник уже существующего, построенного объекта недвижимости, расположенной в части водной акватории, в целях эксплуатации такого объекта, то не имеется оснований для приобретения таким лицом права на заключение договора водопользования на аукционе в порядке, предусмотренном Постановлением N 230. УФАС считает, что организатор, получив 15 февраля 2017 (вх.N 3272) заявление ООО "Валигер", которому согласно паспорта принадлежит причал N 203 должен был при рассмотрении отклонить данное заявление, указав, что договор водопользования подлежит заключению в порядке, установленном Постановлением N 165.
Согласно ч. 1 ст. 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование на основании договоров водопользования для: забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.
Статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что договор водопользования заключается в соответствии с гражданским законодательством, если иное не предусмотрено Водным кодексом Российской Федерации. Договор водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, заключается по результатам аукциона в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также в случае, если имеется несколько претендентов на право заключения такого договора. Порядок подготовки и заключения договора водопользования относительно водного объекта, находящегося в государственной или муниципальной собственности, форма примерного договора водопользования и порядок проведения аукциона на право заключить договор водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Предоставление права пользования водным объектом на основании договора водопользования предусмотрено Правилами подготовки и заключения договора водопользования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.03.2008 N 165 (далее - Правила N 165); Правилами подготовки и заключения договора водопользования, право заключения которого приобретается на аукционе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" (далее - Правила N 230).
Для каждого порядка предусмотрены разные формы заявлений, утвержденные разными приказами Минприроды России - форма заявления о предоставлении водного объекта в пользование для порядка, предусмотренного Правилами N 165 - приказом от 23.04.2008 N 102, форма заявления для порядка, предусмотренного Правилами N 230 - приказом от 22.05.2007 N 128.
Согласно аукционной документации ООО "Валигер" было подано заявление по форме, предусмотренной приказом Минприроды России от N 128.
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 "О договоре водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе, и о проведении аукциона" установлено, что право на заключение договора водопользования в части использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, приобретается на аукционе в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта, в соответствии с водным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В данном случае ООО "Валигер" предполагало использовать акваторию водного объекта для размещения на ней плавательных средств, а поэтому соответствующее заявление должно быть представлено по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 22.05.2007 N 128.
Сроки и последовательность административных процедур (действий) при подготовке и заключении договора водопользования, в том числе заключенного по результатам аукциона определены Регламентом, пунктом 23 которого установлено, что для получения государственной услуги заявитель представляет в уполномоченный орган заявление по форме, утвержденной приказом Минприроды России N 128 для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей, в случаях, когда договором водопользования предусматриваются разметка границ акватории водного объекта, размещение на ней зданий, строений, плавательных средств, других объектов и сооружений, а также в случаях, предусматривающих иное обустройство акватории водного объекта.
Правила N 165 устанавливают порядок подготовки и заключения договоров водопользования, на основании которых в соответствии с частью 1 статьи 11 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты или их части, находящиеся в федеральной собственности (далее - водный объект), предоставляются в пользование для: а) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов; б) использования акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; в) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для производства электрической энергии.
При этом Правилами N 230 установлено специальное требование, предусматривающее, что право на заключение договора водопользование, предметом которого является использование водного объекта для размещения плавательных средств приобретается на аукционе.
Согласно пункту 2 Правил N 165 действие Правил не распространяется на порядок подготовки и заключения договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что поскольку ООО "Валигер" обратилось в Севприроднадзор с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование для размещения плавательных средств по форме, утвержденной приказом Минприроды России от 22.05.2007 N 128, действия Севприроднадзора по подготовке договора водопользования в соответствии с Правилами N 230 не противоречат закону.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что вопросы, которые явились предметом внеплановой проверки не относятся к компетенции антимонопольного органа, и не подлежали правовой оценке с его стороны поскольку выводы УФАС о нарушении заявителем пунктов 20, 67, 68, 90, 91, 92 Регламента свидетельствуют о незаконном применении конкурентных процедур к правоотношениям между заявителем и ООО "Валигер", что изначально исключает какое - либо нарушение Закона N 135-ФЗ.
Апелляционная жалоба не содержит доводов и фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем апелляционная жалоба не может быть признана апелляционным судом обоснованной и не может служить основанием для отмены обжалуемого решения.
Неправильного применения норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов в силу части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь ст. 266, ст. 268, п. 1 ст. 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Крым от 07 июня 2018 года по делу N А83-20615/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.А. Омельченко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А83-20615/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 января 2019 г. N Ф10-5674/18 настоящее постановление отменено
Истец: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ (СЕВПРИРОДНАДЗОР)
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Третье лицо: ООО "Валигер", ООО "Территория", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО РЕСПУБЛИКЕ КРЫМ И ГОРОДУ СЕВАСТОПОЛЮ
Хронология рассмотрения дела:
17.01.2019 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5674/18
15.01.2019 Определение Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1912/18
19.09.2018 Постановление Двадцать первого арбитражного апелляционного суда N 21АП-1912/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Республики Крым N А83-20615/17