г. Саратов |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А12-9695/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Степуры С.М., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Круиз" на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2018 года по делу N А12-9695/2018, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Д.М. Бритвин),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Круиз" (400082, г. Волгоград, ул. им. Фадеева, д. 43, ОГРН 1023404368767, ИНН 3448021270)
к Волгоградскому линейному отделу Волжского управления государственного морского и речного надзора строительного надзора Волгоградской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, д.3)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
без вызова сторон,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Круиз" (далее - Общество, ООО "Круиз", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением, в котором просит признать незаконным и отменить постановление Волгоградского линейного отдела Волжского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 073200045 от 15.11.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Круиз" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2018 года по делу N А12-9695/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Письменных отзывов в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) на апелляционную жалобу не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства без вызова сторон.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 31 августа 2018 в Волгоградский линейный отдел Волжского УГМРН Ространснадзора из Волгоградской транспортной прокуратуры поступил материал проверки исполнения Обществом требований законодательства о безопасности судоходства, соблюдения правил пожарной безопасности при осуществлении пассажирских перевозок с использованием судов Общества.
Административным органом установлено, что Общество не организовало контроль за соблюдением установленного противопожарного режима на принадлежащем ему т\х "Москва-158", что является нарушением п.п. "а" п.219 Технического регламента "О безопасности объектов внутреннего водного транспорта", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.2010 N 623 (далее-Технический регламент).
Волгоградским линейным отделом Волжского УГМРН Ространснадзора в отношении Общества составлен протокол от 15.11.2017 N 073200053 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ.
В тот же день постановлением Волгоградского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора от 15.11.2017 N 073200045 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 100 000 рублей.
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене, указывая, в том числе, на нарушения процедуры привлечения к административной ответственности.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, поскольку посчитал установленным в деянии общества состав правонарушения и не усмотрел каких-либо существенных нарушений порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции находит указанные выводы суда сделанными при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела (п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ), поскольку при производстве по делу об административном правонарушении нарушена процедура привлечения ООО "Круиз" к административной ответственности, а именно, составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении состоялось в один день, что, по мнению суда апелляционной инстанции, не позволило лицу, привлекаемому к ответственности, реализовать свое право на защиту.
В силу части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу положений части 7 указанной статьи Кодекса при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Как определено в статье 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ч. 3, 4 и 5 ст. 28.2 КоАП РФ, при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные вышеуказанным Кодексом, о чем делается запись в протоколе. Лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомиться с протоколом об административном правонарушении, представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к нему прилагаются.
В силу ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, должно быть извещено надлежащим образом и заблаговременно, что является гарантией соблюдения прав и законных интересов лица, привлекаемого к ответственности.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенным в п. 17 Постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", суду при оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений ст. 28.2 КоАП РФ, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа по ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Исходя из смысла и содержания указанной нормы, административный орган обязан предоставить лицу, привлекаемому к административной ответственности, возможность реализовать гарантии зашиты его прав и интересов, предусмотренные названной нормой Кодекса.
Суд апелляционной инстанции установил, что административным органом в доказательства соблюдения процедуры привлечения общества к административной ответственности представлено Уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02.11.2017 N 12-13/289, из которого следует, что на 15.11.2017 к 09 час. 00 мин. законный представитель ОО "Круиз" приглашается для дачи объяснений по факту нарушений, подписания протокола об административном нарушении, рассмотрения дела о существу и принятия процессуального решения по указанному делу или направить представителя. Данное уведомление получено обществом 07.11.2017 года, что подтверждается Отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40000116296944 (л.д. 31-32).
Волгоградским линейным отделом Волжского УГМРН Ространснадзора в отношении Общества составлен протокол от 15.11.2017 N 073200053 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, в отсутствие привлекаемого лица.
В этот же день постановлением Волгоградского линейного отдела Волжского УГМРН Ространснадзора от 15.11.2017 N 073200045 Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, назначенное наказание - административный штраф в размере 100 000 рублей., в отсутствие представителя ООО "Круиз".
Запрета составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении в один день КоАП РФ не устанавливает, однако лицу, привлекаемому к ответственности, должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными КоАП РФ.
В соответствии со статьей 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно статье 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием законного представителя юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. В протоколе отражаются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения, при составлении протокола названным лицам разъясняются права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Они вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3 статьи 25.4 КоАП РФ).
Процессуальные действия, совершаемые в рамках административного производства, предполагают участие в их совершении определенных лиц, которым действующее законодательство предоставляет тот или иной объем процессуальных прав - как на стадии составления протокола, так и на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с данным Кодексом.
Поскольку Общество не явилось на составление протокола от 15.11.2017 при надлежащем извещении, административный орган обязан предоставить возможность лицу, привлекаемому к ответственности, ознакомится с протоколом, чтобы заявитель мог воспользоваться гарантиями, предусмотренными КоАП РФ.
После составления протокола об административном правонарушении лицу, привлекаемому к административной ответственности, должно быть предоставлено время для ознакомления с протоколом об административном правонарушении и подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
В статье 28.2 КоАП РФ указано, что стороны вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Административный орган путем вынесения постановления об административном правонарушении в тот же день когда был составлен протокол в отсутствие стороны с разницей в 40 минут, не предоставил возможность ООО "Круиз" ознакомится с протоколом, тем самым ограничив права юридического лица, предусмотренные положением ст. 28.2 КоАП РФ.
Учитывая, что заявитель оспаривает привлечение его к ответственности и отрицает свою вину и событие правонарушения, составление протокола и рассмотрение административного дела в один день, является нарушением права лица, которое, несмотря извещение в составлении протокола и вынесении постановления, не смогло в должной мере воспользоваться своими правами и обязанностями, ознакомиться с материалами административного дела, представить необходимые документы, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменяемого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника. В рассматриваемом случае гарантии защиты прав и законных интересов обществу не предоставлено.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенными в Постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
По мнению суда апелляционной инстанции, привлечение к ответственности в день составлением протокола лишило заявителя возможности воспользоваться предоставленными им ч. 1 ст. 25.1. КоАП РФ правами. Доводы апелляционной жалобы о невозможности должным образом защитить свои права не опровергнуты административным органом. Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ в установленный срок административный орган не представил. При этом суд апелляционный инстанции учитывает, что установленные законом сроки привлечения к ответственности позволяли административному органу назначить дату рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и известить об этом заявителя заблаговременно.
Согласно ч. 2 ст. 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения.
Учитывая вышеизложенное, решение суда первой инстанции в силу п. 1 ч. 1 ст. 270 АПК РФ подлежит отмене в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела. По делу суд принимает новый судебный акт и признает незаконным и отменяет оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2018 года по делу N А12-9695/2018, принятое в порядке упрощенного производства, отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить постановление Волгоградского линейного отдела Волжского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта N 073200045 от 15.11.2017 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Круиз" к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Судья |
С.М.Степура |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.