Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 ноября 2018 г. N Ф05-19384/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
20 сентября 2018 г. |
Дело N А40-22373/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена "19" сентября 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме "20" сентября 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.И. Тетюка
Судей: Е.Е. Кузнецовой, В.Я. Гончарова
при ведении протокола судебного заседания А.С. Гавриковой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Компания Оргстройинвест"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года,
принятое судьей В.В. Регнацким (шифр судьи 161-132) по делу N А40-22373/18
по иску Правительства Москвы
к ООО "Компания Оргстройинвест"
о взыскании денежных средств
от истца: Кашина Л.А. - дов. от 05.09.2017
от ответчика: Косилкин С.В. - дов. от 05.12.2017
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен Правительством Москвы в Арбитражный суд города Москвы к ООО "Компания Оргстройинвест" о взыскании денежных средств по инвестиционному контракту от 26.10.1998 N 53/и-98 (реестровый N 10-000010-5501-0148-00001-98 от 16.11.2004 г.) в размере 291 002 045 руб. 76 коп. и 177 125 934 руб. 75 коп.
Решением суда от 06.07.2018 г. удовлетворены исковые требования Правительства Москвы к ООО "Компания Оргстройинвест" о взыскании денежных средств по инвестиционному контракту от 26.10.1998 N 53/и-98 (реестровый N 10-000010-5501-0148-00001-98 от 16.11.2004 г.) в полном объеме.
Взысканы с ООО "Компания Оргстройинвест" в пользу Правительства Москвы денежные средства в размере 291 002 045, 76 руб. и 177 125 934, 75 руб.
Взыскана с ООО "Компания Оргстройинвест" в доход федерального бюджета госпошлина в размере 200 000 руб.
ООО "Компания Оргстройинвест", не согласившись с решением суда, подало апелляционную жалобу, в которой считает его незаконным и необоснованным, принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, при недоказанности имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права.
В своей жалобе заявитель указывает на пропуск истцом срока исковой давности.
Также заявитель жалобы указывает на то, что наличие и размер неосновательного обогащения истцом не доказаны.
Кроме того, заявитель жалобы указывает на то, что истец не доказал внесение вклада в реализацию инвестиционного проекта.
Помимо этого, заявитель жалобы указывает на то, что реальная стоимость предполагаемого вклада истца не определена.
По доводам, приведенным в жалобе, заявитель просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказатью
В судебном заседании апелляционного суда заявитель доводы жалобы поддерживает в полном объеме.
Истец с доводами жалобы не согласен, решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено Девятым арбитражным апелляционным судом в порядке ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Оснований для отмены либо изменения решения суда не установлено.
Как следует из материалов дела, между Правительством Москвы и ООО "Компания Оргстройинвест" (Инвестор) заключен инвестиционный контракт от 26.10.1998 N 53/и-98 (реестровый N 13-000010-5501-0148-00001-98 от 16.11.2004), предметом которого является комплексная реконструкция кварталов пятиэтажной застройки первого периода индустриального домостроения N 75-77 и N 37-79 района "Нагорный" ЮАО города Москвы, со строительством первоочередного жилого дома по адресу: ул. Бехтерева, вл. 13, общей жилой площадью около 9,0 тыс. кв. м, в рамках реализации в Южном административном округе Программы Правительства Москвы по массовой замене 5-этажного и ветхого жилищного фонда города и переселения из него жителей по Постановлению Правительства Москвы от 20.01.98 N 48 "О ходе реконструкции пятиэтажного и ветхого жилищного фонда города до 2000 г.".
В рамках реализации инвестиционного проекта Инвестор обязуется за свой счет и с привлечением средств юридических и физических лиц как соинвестор строительства, произвести финансирование работ по комплексной реконструкции кварталов со строительством первоочередного жилого дома, указанных в п. 2.1. настоящего контракта (п. 6.2.1. Контракта).
Сроки проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию каждого конкретного жилого дома при комплексной реконструкции кварталов и первоочередного жилого дома, указанных в п. 2.1. контракта, уточняются графиком производства и финансирования работ по проектированию и строительству каждого конкретного жилого дома, согласованным сторонами (п. 2.2. Контракта).
Имущественные права сторон определены статьей 4 Контракта, согласно которой распределены жилые площади, а именно: после ввода в эксплуатацию каждого конкретного жилого дома производится раздел долевой собственности в натуре в следующих размерах: 65% общей жилой площади передается в собственность Инвестору, при этом Инвестор вправе переуступить другим юридическим и физическим лицами право получения в собственность жилой площади, причитающейся Инвестору по настоящему контракту; 35% общей жилой площади и 100% площадей общего пользования и инженерного назначения передается в собственность Администрации под переселение граждан из подлежащих сносу и реконструкции пятиэтажных жилых домов (п. 4.3. Контракта).
При этом размер долей в отношении нежилых площадей и машиномест участников контракта инвестиционным договором не определен.
В рамках реализации инвестиционного контракта Инвестором на земельных участках, предоставленных городом по договорам аренды от 18.01.2008 N М-05- 509041 и от 15.07.2004 N М-05-506340 построены жилые дома с нежилыми помещениями и автостоянками по адресам: г. Москва, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, Черноморский бул., д. 4, корп. 3, coop. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1.
Жилой дом по адресу: Москва, Варшавское шоссе, д. 94 (строительный адрес Волхонка-ЗИЛ, кв. 75-55, Варшавское шоссе, корп. 28) введен в эксплуатацию 25.01.2008 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77165000-0000499).
Жилые дома по адресам: Москва, Черноморский бульвар, 4, корп. 1 (строительный адрес: Волхонка-ЗИЛ, кв.75-77, корп. 55), Москва, Черноморский бульвар, 4, корп. 2 (строительный адрес: Волхонка-ЗИЛ, кв. 75-77, корп. 54), Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 3 (строительный адрес Волхонка-ЗИЛ кв. 75-77, корп. 53), введены в эксплуатацию 25.01.2008 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77165000-00001583).
Подземные автостоянки, расположенные по адресу: Черноморский бульвар, 4, корп 3, coop. 1 и Черноморский бульвар, 4, корп. 1, coop. 1 (строительный адрес: Волхонка-ЗИЛ, кв. 75-77, корп. 63, 64) введены в эксплуатацию 01.04.2010 (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию N RU77171000-00002525).
Согласно материалам Южного ТБТИ г. Москвы возведенные объекты недвижимости характеризуются следующими показателями:
- здание по адресу: г. Москва, Варшавское шоссе, д. 94, (в части нежилых помещений и гаражей) площадь нежилых помещений 3 204,0 кв.м; площадь общего пользования и инженерного назначения нежилой части объекта 15,6 кв. м; площадь 121 машиноместа 3 016,8 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения гаража-стоянки 3 564,1 кв. м;
- здание по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 1, (в части нежилых помещений) площадь нежилых помещений 316,3 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения нежилой части объекта 9,0 кв. м;
- здание по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 2, (в части нежилых помещений) площадь нежилых помещений 317,8 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения нежилой части объекта 9,2 кв. м;
- здание по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 3, (в части нежилых помещений) площадь нежилых помещений 317,0 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения нежилой части объекта 8,9 кв. м;
- здание по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 1, coop. 1 (в части нежилых помещений) площадь нежилых помещений 157,6 кв. м; площадь 199 машиноместа 3 282,9 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения гаража-стоянки 4 753,9 кв. м;
- здание по адресу: г. Москва, Черноморский бульвар, д. 4, корп. 3, coop. 1 (в части нежилых помещений) площадь нежилых помещений 109,0 кв. м; площадь 120 машиномест 1 825,6 кв. м; площадь общего пользования и инженерного назначения гаража-стоянки 2 877,6 кв. м.
Конкретное имущество, подлежащее передаче в собственность сторон по итогам реализации инвестиционного контракта, определяется на основании Акта о результатах реализации инвестиционного проекта, подписание которого является этапом реализации инвестиционного проекта и основанием для прекращения обязательств по нему.
Отсутствие подписанного в соответствии со ст. 70 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" акта о результатах реализации инвестиционного проекта нарушает права Сторон контракта, так как препятствует регистрации права собственности и создает правовую неопределенность в отношении построенного в рамках реализации контракта недвижимого имущества.
Акты о результатах частичной реализации инвестиционного контракта в части площади нежилых помещений и площади машиномест не подписаны
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015, Правительству Москвы отказано в удовлетворении требований к ООО "Компания Оргстройинвест" об обязании исполнить обязательство по инвестиционному контракту.N"2 53/и-98 от 26.10.1998 путем подписания Актов о результатах частичной реализации инвестиционного контракта в части строительства и распределения нежилой площади и площади машиномест в жилом доме по адресу: Варшавское ш., д. 94; в части строительства и распределения нежилой площади в жилом доме по адресу: Черноморский бул., д. 4, корп. 1; в части строительства и распределения нежилой площади в жилом доме по адресу: Черноморский бул., д. 4, корп. 2; в части строительства и распределения нежилой площади в жилом доме по адресу: Черноморский бул., д. 4, корп. 3; в части строительства и распределения площади двухуровневой подземной автостоянки по адресу: Черноморский бул., д. 4, корп. 3, ;оор. 1; в части строительства и распределения площади двухуровневой подземной автостоянки по адресу: Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11.06.2014 по делу N А40- 187114/13, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2014 и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 25.12.2014, удовлетворены требования ООО "Компания Оргстройинвест" о расторжении инвестиционного контракта от 26.10.1998 N 53-и/98.
Сторонами определен размер долей в праве общей долевой собственности на объект инвестирования после завершения работ по инвестиционному контракту (п. 4.3. Контракта).
Постановлением Правительства Москвы от 04.09.2007 г. N 762-ПП установлено, что раздел имущества по итогам комплексной реконструкции квартала N 75-77 осуществляется следующим образом: в собственность города Москвы - 100% объектов, финансируемых за счет средств городского бюджета, 35% общей жилой площади для переселения граждан, 40% нежилой площади, 20% машиномест и площади общего пользования во встроенно-пристроенных гаражах-стоянках и отдельно стоящих гаражах; в собственность инвестору - 65% общей жилой площади, 60% нежилой площади, 80% машиномест и площади общего пользования во встроенно-пристроенных гаражах-стоянках и отдельно стоящих гаражах.
Однако дополнительные соглашения к инвестиционному контракту на условиях вышеуказанных правовых актов, устанавливающие порядок раздела нежилых помещений и машиномест, сторонами заключены не были.
В соответствии с п. 1 ст. 1043 ГК РФ имущество, внесенное товарищами в качестве вклада, а также произведенное в результате совместной деятельности, признается их общей долевой собственностью, если иное не предусмотрено законом, договором либо не вытекает из существа обязательства.
Согласно ст. 1048 ГК РФ прибыль, полученная товарищами в результате их совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей в общее дело, если иное не предусмотрено договором простого товарищества или иным соглашением товарищей. Соглашение об устранении кого-либо из товарищей от участия в прибыли ничтожно.
Учитывая, что Правительство Москвы и ООО "Компания Оргстройинвест" объединили свои вклады в виде земельного участка (вклад Правительства Москвы) и денежных средств (вклад ответчика) в целях возведения спорных объектов, следовательно, на объекты инвестиционной деятельности возникла общая собственность в силу положений ст. 1043 ГК РФ.
Согласно ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Если выдел доли невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.
Несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности его доле в праве собственности, устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсации.
В случае, когда до расторжения или изменения договора одна из сторон, получив от другой стороны исполнение обязательства по договору, не исполнила свое обязательство либо предоставила другой стороне неравноценное исполнение, к отношениям сторон применяются правила об обязательствах вследствие неосновательного обогащения (глава 60), если иное не предусмотрено законом или договором либо не вытекает из существа обязательства (ч. 4 ст. 453 ГК РФ).
В соответствии со ст.ст. 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями, односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Согласно ч. 1 ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 1105 ГК РФ в случае невозможности возвратить в натуре неосновательно полученное или сбереженное имущество приобретатель должен возместить потерпевшему действительную стоимость этого имущества на момент его приобретения, а также убытки, вызванные последующим изменением стоимости имущества, если приобретатель не возместил его стоимость немедленно после того, как узнал о неосновательности обогащения.
Сумма неосновательного обогащения определяется в размере рыночной стоимости неполученной доли города.
При этом размер доли города определяется на основании соотношения вкладов Инвестора и Правительства Москвы в реализацию инвестиционного проекта, а именно установленной судами в рамках рассмотрения дела N А40-164109/2012 суммы финансового участия инвестора в проекте в размере 2 573 805 810,38 руб. и результатов рыночной оценки вклада города.
Согласно Отчету об оценке от 29.06.2017 N 822г-51/16аа, выполненному ООО "Центр оценки собственности", рыночная стоимость права на заключение договоров аренды земельных участков от 18.01.2008 N М-05-509041 площадью 22 4 00,00 кв. м по адресу: г. Москва, "Волхонка-ЗИЛ", кв. 75-77, корп. 53, 54, 55, 63 и 64 и от 15.07.2004 N М-05-506340 площадью 8 200,00 кв. м по адресу: г. Москва, Волхонка-ЗИЛ", кв. 75-77, корп. 28 (Варшавское ш., вл. 94-96), кадастровый номер 77:05:0003005:164; составляет 1 095 458 000,00 руб. + 886140 000 руб. На указанный Отчет получено положительное экспертное заключение от 30.06.2017 20/219-17 саморегулируемой организаций оценщиков Ассоциация - Межрегиональный союз оценщиков".
В рамках рассмотрения арбитражного дела N А40-140213/14 суды пришли к выводу, что раздел между Сторонами построенных в рамках реализации инвестиционного контракта от 26.10.1998 N 53/и-98 нежилых помещений и машиномест должен осуществляться пропорционально внесенному ими вкладу.
Согласно Отчету об оценке от 25.08.2017 N 876г-27-1, выполненному ООО "Центр оценки собственности", рыночная стоимость неполученной доли города в части нежилых помещений и машиномест в объектах по адресам: Черноморский бул., 4, корп. 3, coop. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, составляет 291 002 045,76 руб. (без учета НДС) и 177 125 934,75 руб. (без учета НДС). На указанный Отчет получено положительное экспертное заключение от 02.11.2017 N 1058/17-st саморегулируемой организаций оценщиков Ассоциация "Межрегиональный союз оценщиков".
Ссылка ответчика на письмо председателя Контрольного комитета города Москвы от 11.02.2010 N 01-04-05-417/7 правомерно не принята судом первой инстанции во внимание, так как данный документ является внутренней служебной перепиской и не является основанием для возникновения правоотношений между сторонами.
Дополнительные соглашения к инвестиционному контракту, устанавливающие порядок раздела нежилых помещений и машиномест, Сторонами заключены не были. При этом как следует из Постановления Правительства Москвы от 04.09.2007 г. N 762- ПП раздел имущества по итогам комплексной реконструкции квартала N 75-77, в том числе и нежилых помещений сторонами предусматривался.
На основании изложенного, суд первой инстанции правильно установил, что на стороне Инвестора образовалось неосновательное обогащение в размере рыночной стоимости неполученной доли города в отношении площади нежилых помещений и машиномест в рамках реализации указанного инвестиционного контракта.
Письмом от 04.12.2017 N ДГИ-И-61814/17 Департаментом в адрес ООО "Компания Оргстройинвест" направлена претензия с требованием оплатить указанную задолженность в добровольном порядке. Инвестор от погашения задолженности в добровольном порядке уклонился, в связи с чем истец был вынужден обратится в суд.
Доводы ответчика о том, что истцом не вносился вклад по инвестиционному контракту, изложенные в отзыве, суд первой инстанции правомерно признал необоснованными, поскольку вкладом Правительства Москвы является предоставление земельных участков под строительство по договорам аренды от 18.01.2008 N М-05-509041 и от 15.07.2004 N М-05-506340 без взимания платы за право заключения договора аренды под строительство.
Взимание платы за право заключения договора аренды земельного участка для целей строительства предусмотрено как законодательством, действующим в период заключения договоров (ст. 23 Закона г. Москвы N 27 от 14.05.2003 "О землепользовании и застройке в г. Москве), так и действующим в настоящее время Законом г. Москвы N 48 от 19.12.2007 "О землепользовании в г. Москве" (ст. 19).
Таким образом, как правильно указал суд в решении, принимая во внимание, что инвестор помимо арендных платежей по указанным договорам аренды, не уплачивал в бюджет города Москвы иных денежных средств, являющихся платой за право заключения договора аренды для целей строительства, предоставление Инвестору земельных участков под строительство как раз и является вкладом Правительства Москвы.
Обратное ответчиком не доказано.
Вкладом Инвестора являются денежные средства в размере 2 573 805 810,38 руб. (размер вклада установлен судебными актами по делу N А40-164109/2012).
Таким образом, Правительством Москвы и Инвестором объединены вклады; в рамках реализации инвестиционного контракта Инвестором на земельных участках, предоставленных городом по договорам аренды от 18.01.2008 N М-05-509041 и от 15.07.2004 N М-05-506340, построены и введены в эксплуатацию жилые дома с нежилыми помещениями и автостоянками по адресам: г. Москва, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, Черноморский бул., д. 4, корп. 3, coop. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1.
Поскольку единственным способом защиты нарушенного права города Москвы в рамках реализации рассматриваемого инвестиционного контракта является взыскание стоимости недополученной доли города, Правительством Москвы произведена оценка права на заключение договоров аренды земельных участков под строительство. Учитывая, что предоставление земельных участков Инвестору осуществлялось городом без взимания оплаты права на заключение договоров, следовательно, предоставление земельных участков - это вклад города.
Кроме того, судебными актами по делу N А40-164109/12 установлено, что выдел доли Правительства Москвы должен быть осуществлен пропорционально внесенным вкладам участников договора простого товарищества. Следовательно, как правильно указал суд в решении, вступившими в законную силу судебными актами установлена необходимость и правомерность требований Правительства Москвы о выделе доли.
Также судебными актами по делу N А40-164109/12 установлен размер вклада Инвестора в реализацию инвестиционного проекта.
На заседании Рабочей группы по вопросам завершения реализации инвестиционных контрактов (договоров) Градостроительно-земельной комиссии города Москвы от 29.02.2016 (протокол N 6 п. 1) принято решение согласиться с проведением оценочных мероприятий по определению рыночной стоимости за право заключения договора аренды земельного участка, предоставленного инвестору для комплексной реконструкции, по состоянию на сегодняшний день.
Стоимость внесенных вкладов истцом установлена на основании оценки рыночной стоимости и правомерно рассмотрена судом первой инстанции как обоснованная и подлежащая удовлетворению в заявленном размере.
Заявленное истцом ходатайство о пропуске срока исковой давности суд первой инстанции отклонил как необоснованное на основании следующего.
В соответствии со ст. 195 ГК РФ, исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Согласно ст. 196 ГК РФ, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Пунктом 2 ст. 199 ГК РФ установлено, что истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Статьей 203 ГК РФ установлено, что течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. После перерыва течение срока исковой давности начинается заново; время, истекшее до перерыва, не засчитывается в новый срок.
Предыдущая редакция указанной статьи ГК РФ предусматривала, что течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Впоследствии, предъявление иска исключено из оснований прерывания срока исковой давности на основании Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
Пункт 9 указанного закона, предусматривающий действие во времени указанного нормативного правового акта, гласит, что установленные положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) сроки исковой давности и правила их исчисления применяются к требованиям, сроки предъявления которых были предусмотрены ранее действовавшим законодательством и истекли до 1 сентября 2013 года.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Изменение ст. 203 ГК РФ, имело целью разрешить давно возникшую проблему последствий предъявления иска для течения и исчисления срока исковой давности. Авторы Закона исходили из того, что предъявление иска должно приводить не к перерыву течения срока исковой давности, после которого исчисление данного срока начинается вновь, а к тому, что срок более не будет течь во все время осуществления судебной защиты права.
Правительство Москвы обращалось с исковым заявлением к ООО "Компания Оргстройинвест" об определении и выделе доли города Москвы в размере 50% в жилых домах с нежилыми помещениями и автостоянках по адресам: г. Москва, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, Черноморский бул., д. 4, корп. 3, coop. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1 (дело N А40-164021/12).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 08.05.2013, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.08.2013, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 07.11.2013, Правительству Москвы отказано в удовлетворении заявленных требований.
Также Правительство Москвы обращалось в исковым заявлением к ООО "Компания Оргстройинвест" об обязании исполнить обязательство в натуре по инвестиционному контракту от 26.10.1998 N 53/и-98 (реестровый N 13-000010-5501 - 0148-00001-98 от 16.11.2004) путем подписания актов о результатах реализации инвестиционного проекта в части нежилых помещений и автостоянок по адресам: г. Москва, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, Черноморский бул., д. 4, корп. 3, coop. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, coop. 1 (дело N А40-140213/14).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015, Правительству Москвы отказано в удовлетворении заявленных требований.
Учитывая наличие данных судебных споров, с учетом прерывания течения срока исковой давности, рассматриваемый в настоящем деле, судом первой инстанции установлено, что иск был подан в пределах трехлетнего срока исковой давности.
На основании вышеизложенного, с учетом норм законодательства и раннее установленных обстоятельств по делу решениями судом, суд первой инстанции установил, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы жалобы ответчика не могут быть признаны апелляционным судом обоснованными.
В частности, довод жалобы о пропуске истцом срока исковой давности, отклоняется апелляционным судом, учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание следующее.
Как указано выше, Правительство Москвы обращалось в исковым заявлением к ООО "Компания Оргстройинвест" об обязании исполнить обязательство в натуре по инвестиционному контракту от 26.10.1998 N 53/и-98 (реестровый N 13-000010-5501-0148-00001-98 от 16.11.2004) путем подписания актов о результатах реализации инвестиционного проекта в части нежилых помещений и автостоянок по адресам: г. Москва, Варшавское ш., д. 94, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, 2, 3, Черноморский бул., д. 4, корп. 3, соор. 1, Черноморский бул., д. 4, корп. 1, соор. 1 {дело N А40-140213/14).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 20.01.2015, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 02.04.2015, постановлением Арбитражного суда Московского округа от 09.07.2015, Правительству Москвы отказано в удовлетворении заявленных требований.
Исходя из изложенного, о нарушении своих прав Правительству Москвы стало известно 02.04.2015, поскольку в случае удовлетворения заявленных требований по делу N А40-140213/14, спорные нежилые помещения были бы распределены между городом и инвестором в соответствии с актом о результатах частичной реализации, и, следовательно, на стороне ООО "Компания Оргстройинвест" не возникло бы неосновательного обогащения.
С настоящим исковым заявлением Правительство Москвы обратилось в Арбитражный суд города Москвы 07.02.2018, то есть в пределах трехлетнего срока исковой давности.
Учитывая изложенное, у суда первой инстанции правовых оснований для применения срока исковой давности не имелось.
Довод жалобы о том, что истцом не доказаны обстоятельства, которые могли бы свидетельствовать о наличии и размере неосновательного обогащения, отклоняется апелляционным судом как необоснованный, учитывая вышеизложенные обстоятельства.
В частности, судом первой инстанции правильно установлено, что вкладом Правительства Москвы является предоставление земельных участков под строительство по договорам аренды от 18.01.2008 N М-05-509041 и от 15.07.2004 N М-05-506340 без взимания платы за право заключения договора аренды под строительство, судебными актами по делу N А40-164109/12 установлено, что выдел доли Правительства Москвы должен быть осуществлен пропорционально внесенным вкладам участников договора простого товарищества, то есть, вступившими в законную силу судебными актами установлена необходимость и правомерность требований Правительства Москвы о выделе доли.
По заказу Департамента экономической политики и развития города Москвы была проведена оценка рыночной стоимости права на заключение договоров аренды земельных участков N М-05-509041 и N М-05-506340, согласно отчету об оценке N 822г-51/16аа от 29.06.2017 стоимость составила 1 981 598 000 руб.
В итоговом значении стоимости объекта оценки в Отчете N 822г-51/16аа указана рыночная стоимость права на заключение договора аренды земельных участков с учетом передачи 35% общей жилой площади и 100% площадей общего пользования и инженерного назначения Правительству Москвы и без учета такой передачи.
При расчете доли города в части нежилой площади и машиномест была выбрана стоимость "без учета передачи жилой площади" в связи с тем, что судами установлена сумма финансового участия инвестора во всем проекте (с учетом строительства жилой площади) в размере 2 573 805 810, 38 руб. (установлена решением по делу N А40-164109/2012). В случае уменьшения вклада Инвестора на строительство объектов на стоимость строительства жилой площади, пропорционально уменьшится и вклад Правительства Москвы, при этом процент вклада останется без изменения.
Учитывая, что, как указано выше, на объекты инвестиционной деятельности возникла общая собственность в силу положений ст. 1043 ГК РФ, с учетом положений ст. 252 ГК РФ, несоразмерность имущества, выделяемого в натуре участнику долевой собственности его доле в праве собственности, устраняется выплатой соответствующей денежной суммы или иной компенсации.
Исходя из ст. ст. 1102 и 1105 ГК РФ, а также разъяснений, изложенных в пункте 8 Информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.01.2000 N 49 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением норм о неосновательном обогащении", следует, что в предмет доказывания по данным спорам входят следующие обстоятельства: факт приобретения или сбережения имущества на стороне приобретателя (ответчик владеет и распоряжается нежилыми помещениями, относящимися к доле города Москвы); приобретение или сбережение имущества именно за счет потерпевшего (город Москва, вложив свой вклад в реализацию инвестиционного проекта, имеет право на получение своей доли, которой в настоящее время владеет и распоряжается ответчик); отсутствие надлежащего правового основания для наступления указанных имущественных последствий (условиями договора простого товарищества не предусмотрено возникновение права собственности на все имущество только у одной стороны договора, а именно - ответчика); размер неосновательного обогащения (определяется в размере рыночной стоимости неполученной доли города на основании Отчетов об оценке).
При этом, при рассмотрении дела в суде первой инстанции ООО "Компания Оргстройинвест" не представлено иных отчетов об оценке, также ответчиком не заявлялось ходатайств о проведении по делу судебно-оценочной экспертизы в случае несогласия с представленными Правительством Москвы Отчетами об оценке.
Учитывая изложенное, апелляционный суд приходит к выводу, что Правительством Москвы доказаны все обстоятельства, свидетельствующие о наличии и размере неосновательного обогащения.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу, что доводы жалобы ООО "Компания Оргстройинвест" не могут являться основанием для отмены либо изменения решения суда об удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь ст.ст. 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 06 июля 2018 года по делу N А40-22373/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
В.И. Тетюк |
Судьи |
Е.Е. Кузнецова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22373/2018
Истец: Правительство Москвы
Ответчик: ООО "Компания Огрстройинвест", ООО Компания Оргстройинвест
Хронология рассмотрения дела:
27.08.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19384/18
09.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40495/19
09.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40492/19
09.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41551/19
09.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40498/19
09.07.2019 Определение Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-41487/19
22.11.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19384/18
20.09.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-40712/18
06.07.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-22373/18