г. Москва |
|
24 сентября 2018 г. |
Дело N А41-100468/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 сентября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бархатова В.Ю.,
судей Пивоваровой Л.В., Семушкиной В.Н.,
при ведении протокола судебного заседания Исаченковой А.А.,
при участии в заседании:
от Акционерного общества Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля": Савицкий Р.В., представитель по доверенности от 01.12.2017, Романов П.К., представитель по доверенности 02.06.2018, Махеньков А.Г., представитель по доверенности от 01.12.2017,
от ИФНС России по городу Воскресенску Московской области: Антонова Ю.Ю., представитель по доверенности от 10.01.2018; Власов Д.М., представитель по доверенности от 09.01.2018,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" на решение Арбитражного суда Московской области от 29.05.2018, принятое судьей Юдиной М.А., по делу N А41-100468/17 по заявлению Акционерного общества Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" к ИФНС России по городу Воскресенску Московской области о признании незаконным решения ИФНС России по городу Воскресенску Московской области N 559 от 10.08.2017,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" (далее также - заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции ФНС России по г. Воскресенску Московской области (далее также - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) от 10.08.2017 N 559 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 29.05.2018 в удовлетворении заявленных обществом требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить.
Инспекция представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители инспекции возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Инспекцией ФНС России по г. Воскресенску Московской области проведена камеральная налоговая проверка представленной заявителем уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой составлен акт N 3395 камеральной налоговой проверки от 15.12.2016.
Рассмотрев указанный акт, заместитель начальника ИФНС России по г. Воскресенску Московской области принял решение N 559 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.08.2017, в соответствии с которым акционерному обществу Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" доначислены земельный налог в размере 35 620 233 руб. и пени в сумме 15 752 891 руб. 48 коп.
Основанием для вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о занижении налоговой базы при исчислении земельного налога за 2012 год ввиду применения заявителем неверной кадастровой стоимости земельных участков при исчислении земельного налога.
Не согласившись с решением инспекции, АО Управляющая компания "Траст лайт" Д.У. закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Своя земля" в порядке ст. 101.2 НК РФ обратилось с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС России по Московской области от 02.11.2017 N 07- 12/107599@ решение ИФНС России по г. Воскресенску Московской области N 559 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.08.2017 оставлено без изменения.
Заявитель просит признать решение ИФНС России по ИФНС России по г. Воскресенску Московской области N 559 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 10.08.2017 недействительным, ссылаясь на неверное исчисление инспекцией земельного налога без учета кадастровой стоимости земельных участков, установленной решениями Арбитражного суда Московской области от 20.09.2013 по делу NА41-57619/12, от 23.08.2013 по делу N А41-7431/13, от 01.10.2013 по делу N А41-57619/12, от 16.09.2013 по делу N А41-57617/12, а также на процессуальные нарушения при вынесении решения
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, суд первой инстанции исходил из того обстоятельства, что установленная решениями Арбитражного суда Московской области по делам: N А41-57619/12, N А41-7431/13, N А41-57619/12, N А41-57617/12 рыночная стоимость спорных земельных участков не является налоговой базой для исчисления земельного налога за 2012 год, указав, что решением суда не может быть установлено, что кадастровая стоимость распространяет действие на прошедшие налоговые периоды, а лишь указывает на дату проведения оценки.
Исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции не были приняты во внимание следующие обстоятельства.
В силу с п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 3 ст. 391 НК РФ, налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного кадастра недвижимости о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования, представляемых в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение кадастра и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Пунктом 14 ст. 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель сведения о кадастровой стоимости земельных участков предоставляются налогоплательщикам в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации, в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.
В настоящее время п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации действует в редакции Федерального закона от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации": в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Таким образом, названные нормы права допускают не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Как следует из резолютивной части решения Арбитражного суда Московской области от 23.08.2013 по делу N А41-7431/13, суд обязал ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице Филиала по Московской области внести изменения в государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030214:45 его рыночную стоимость в размере 38 803 426 рублей с 24.03.2011; в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030214:46 его рыночную стоимость в размере 18 351 959 рублей с 30.03.2011.
Решение суда исполнено органом кадастрового учета, как следует из выписок из ЕГРН о кадастровой стоимости объекта недвижимости:
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030214:45 но состоянию на 01.01.2012 составляет 38 803 426 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 24.03.2011;
- кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030214:46 по состоянию на 01.01.2012 составляет 18 351 959 рублей, дата внесения сведений о кадастровой стоимости в реестр объектов недвижимости 30.03.2011.
Налоговый орган при исчислении земельного налога в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0030214:45 и 50:29:0030214:46 использовал их кадастровую стоимость в размере 779 308 897,58 рублей и 350 160 674,37 рублей соответственно, первоначально определенную органом кадастрового учета на основании Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ с использованием удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2 179,11 рублей.
Между тем, вопрос о правомерности исчисления кадастровой стоимости данных земельных участков в указанных размерах являлся предметом рассмотрения в рамках дела N А41-7431/13 Арбитражного суда Московской области.
Как указал суд в решении от 23.08.2013 по делу N А41-7431/13, заинтересованным лицом не доказана обоснованность применения удельного показателя кадастровой стоимости спорных земельных участков в размере 2 179,11 руб.
Положения Распоряжения Минэкологии Московской области от 23.12.2009 N 121-РМ не распространяются на отношения по определению кадастровой стоимости спорных земельных участков.
Судом установлено, что сведения в государственный кадастр недвижимости в отношении спорных земельных участков внесены необоснованно.
Таким образом, арбитражный суд установил необоснованность исчисления кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 50:29:0030214:45 и 50:29:0030214:46 в размере 779 308 897,58 рублей и 350 160 674,37 рублей соответственно.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.10.2013 по делу N А41-57620/12 признана с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030215:36.
На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области возложена обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030215:36, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030215:36 в размере 36 839 477 рублей с 01.04.2011.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.09.2013 по делу N А41-5717/12 признана с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030401:111.
На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области возложена обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030401:111, с момента их внесения в Государственный кадастр недвижимости.
Суд обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030401:111 в размере 24 183 983 рублей с 01.04.2011.
Решением Арбитражного суда Московской области от 20.09.2013 по делу N А41-57619/12 признана с момента внесения в Государственный кадастр недвижимости несоответствующей рыночной стоимости кадастровая стоимость и удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030213:15.
На ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области возложена обязанность исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения об экономических характеристиках удельного показателя кадастровой стоимости в размере 2402 рублей 59 копеек и рассчитанной по этому показателю кадастровую стоимости земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030213:15.
Суд также обязал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Московской области внести изменения в Государственный кадастр недвижимости, указав в качестве новой кадастровой стоимости рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030213:15 в размере 18 704 235 рублей с 01.04.2011.
При указанных обстоятельствах арбитражный апелляционный суд пришел к выводу, что налоговый орган применил при исчислении суммы налога в отношении пяти спорных земельных участков с кадастровыми номерами; 50:29:0030214:45, 50:29:0030214:46, 50:29:0030213:15, 50:29:0030401:111 и 50:29:0030215:36 их кадастровую стоимость, признанную недостоверной вступившим в законную силу судебными актами арбитражного суда и исключенную в связи с этим из ГКН с момента ее внесения в кадастр.
В то же время налогоплательщик при подаче уточненной декларации использовал кадастровую стоимость, содержащуюся в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 01.01.2012.
В соответствии с ч. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
При расчете земельного налога за 2012 год в отношении земельных участков N N 50:29:0030213:15, 50:29:0030214:45, 50:29:0030214:46, 50:29:0030215:36, 50:29:0030401:111 обществом использованы сведения о кадастровой стоимости данных земельных участков по состоянию на 01.01.2012.
Так, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 50:29:0030215:36 составляла 36 839 477 рублей; кадастровая стоимость земельного участка 50:29:0030214:45 - 38 803 426 рублей, кадастровая стоимость земельного участка N 50:29:0030213:15 - 18 704 235 рублей, земельного участка 50:29:0030214:46 - 18 351 959 рублей, земельного участка 50:29:0030401:111 - 24 183 983 рублей.
Таким образом, заявитель, являясь плательщиком земельного налога, действовал в соответствии с законом: получил соответствующие сведения из ГКН о кадастровой стоимости земельных участков и использовал указанные сведения при определении налоговой базы.
Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права с принятием нового судебного акта о признании решения Инспекцией ФНС России по г. Воскресенску Московской области от 10.08.2017 N 559 недействительным.
Руководствуясь статьями 266, 268, п. 2 ст. 269, п. 4 ч. 1 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Московской области от 29.05.2018 по делу N А41-100468/17 отменить.
Признать недействительным решение ИФНС России по г. Воскресенску Московской области от 10.08.2017 N 559.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Московского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Ю. Бархатов |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.