г. Саратов |
|
25 сентября 2018 г. |
Дело N А12-9694/2018 |
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Акимовой М.А.,
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Круиз" (400082, г. Волгоград, ул. им. Фадеева, д. 43, ОГРН 1123461003302, ИНН 3448058440)
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2018 года по делу N А12-9694/2018, рассмотренному в порядке упрощённого производства (судья Бритвин Д.М.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Круиз" (400082, г. Волгоград, ул. им. Фадеева, д. 43, ОГРН 1123461003302, ИНН 3448058440)
к государственному инспектору Волгоградского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Белицкому А.В. (400001, г. Волгоград, ул. Канунникова, д. 3)
о признании незаконным постановления по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Круиз" (далее - ООО "СК "Круиз", заявитель) с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Волгоградского линейного отдела Волжского управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - административный орган), вынесенного государственным инспектором Белицким А.В., от 14 ноября 2017 года N 073200044 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 100000 руб.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "СК "Круиз" не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, отменив оспоренное постановление, производство по делу прекратить.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощённого производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьёй единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Определение о принятии апелляционной жалобы к производству размещено на официальном сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" 26 июля 2018 года, что подтверждено отчётом о публикации судебных актов на сайте.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что обжалованное решение подлежит отмене ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что 31 августа 2018 года в административный орган из Волгоградской транспортной прокуратуры поступил материал проверки в отношении ООО "СК "Круиз" по вопросу исполнения требований законодательства о безопасности судоходства, правил пожарной безопасности при осуществлении пассажирских перевозок с использованием судов ООО "СК "Круиз".
Административным органом установлено, что ООО "СК "Круиз" не организовало контроль за соблюдением установленного противопожарного режима на принадлежащих ему т/х "Отдых", т/х "Ростов-Дон", т/х "Москва-173".
Установленные обстоятельства, по мнению административного органа, свидетельствуют о нарушении заявителем подпункта "а" пункта 219 технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 12 августа 2010 года N 623 (далее - технический регламент).
Допущенное нарушение квалифицировано административным органом по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
14 ноября 2017 года в отношении заявителя составлен протокол N 073200052 об административном правонарушении (т.1 л.д.38).
14 ноября 2017 года административным органом вынесено постановление N 073200044 о привлечении ООО "СК "Круиз" к ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 руб. (т.1 л.д.39).
Заявитель с указанным постановлением не согласился и обратился в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и о его отмене.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из доказанности события административного правонарушения и вины ООО "СК "Круиз", а также соблюдения административным органом установленной законом процедуры привлечения к административной ответственности.
ООО "СК "Круиз" согласно апелляционной жалобе считает решение суда первой инстанции незаконным и подлежащим отмене. По его мнению, по данному делу не были доказаны имеющие значение для дела обстоятельства, которые суд считал установленными. Административным органом не был доказан факт нарушения ООО "СК "Круиз" требований законодательства о безопасности судоходства, правил пожарной безопасности при осуществлении пассажирских перевозок с использованием его судов. В материалах дела отсутствуют доказательства (фотоматериалы), с достоверностью подтверждающие обстоятельства, изложенные в оспоренном постановлении.
Кроме того, суд первой инстанции счёл соблюдённым порядок привлечения ООО "СК "Круиз" к административной ответственности, в то время как это не соответствует обстоятельствам дела. Протокол об административном правонарушении должен был быть составлен и направлен в адрес ООО "СК "Круиз", прежде чем могло быть вынесено постановление о привлечении к административной ответственности. Указанные процессуальные документы составлены административным органом в один день, что грубо нарушило права заявителя, лишило возможности привлечь защитника для оказания юридической помощи при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Апелляционный суд считает решение подлежащим отмене, поскольку пришёл к выводу о наличии процессуальных нарушений, допущенных административным органом при осуществлении производства по делу об административном правонарушении.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом (часть 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
При привлечении к административной ответственности должны быть соблюдены требования статей 25.1, 28.2 и 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечивающие гарантию прав и интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
Согласно частям 3, 4 и 5 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, физического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные Кодексом, о чём делается запись в протоколе.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Протокол об административном правонарушении подписывается физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведётся производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
В пункте 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с названным Кодексом.
Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В пункте 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Приведённые правовые нормы призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Без предоставления лицу возможности воспользоваться своими процессуальными правами дело об административном правонарушении не может быть рассмотрено всесторонне, полно и объективно. Именно на административном органе лежит обязанность не только уведомить лицо о времени и месте совершения процессуальных действий, но и убедиться в том, что это лицо извещено о проведении этих процессуальных действий заблаговременно, то есть располагает соответствующей информацией и имеет возможность подготовиться к участию в данном процессуальном действии.
Из материалов дела следует, что в адрес законного представителя юридического лица - директора ООО "СК "Круиз" Анистратенко И.А. направлено уведомление о возбуждении дела об административном правонарушении от 02 ноября 2017 года N 12-13/288, содержащее сведения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Законный представитель ООО "СК "Круиз" был приглашён для дачи объяснений по факту нарушений, подписания протокола об административном правонарушении, рассмотрения дела по существу и принятия процессуального решения по указанному делу (т.1 л.д.36).
Указанное уведомление получено заявителем 07 ноября 2017 года, что подтверждено отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 40000116296951 (т.1 л.д.37).
Административным органом в отношении ООО "СК "Круиз" составлен протокол от 14 ноября 2017 года N 073200052 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отсутствие привлекаемого лица.
В тот же день постановлением административного органа от 14 ноября 2017 года N 073200044 ООО "СК "Круиз" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 100000 руб. в отсутствие представителя ООО "Круиз".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что запрета составлять протокол об административном правонарушении и рассматривать дело об административном правонарушении в один день Кодекс не устанавливает, однако лицу, привлекаемому к ответственности, должна быть предоставлена реальная возможность воспользоваться гарантиями, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ООО "СК "Круиз" явку представителя на составление протокола от 14 ноября 2017 года при надлежащем извещении не обеспечило, административный орган обязан был в соответствии со статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предоставить возможность лицу, привлекаемому к ответственности, ознакомиться с протоколом, чтобы заявитель мог воспользоваться гарантиями, предусмотренными Кодексом.
В статье 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что стороны вправе представлять объяснения и замечания по факту правонарушения и содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Административный орган путём вынесения постановления об административном правонарушении в день составления протокола с интервалом во времени в 40 минут в отсутствие лица, привлекаемого к ответственности, не предоставил возможность ООО "СК "Круиз" ознакомиться с протоколом, тем самым ограничив права юридического лица, предусмотренные статьёй 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные действия административного органа являются нарушением права лица, которое, несмотря на извещение о составлении протокола и вынесении постановления, не смогло воспользоваться своими правами, ознакомиться с материалами дела об административном правонарушении, представить необходимые документы, квалифицированно возражать и давать объяснения по существу вменённого ему правонарушения, воспользоваться помощью защитника. В рассматриваемом случае гарантий защиты прав и законных интересов ООО "СК "Круиз" не предоставлено.
В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в постановлении от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что допущенное процессуальное нарушение является существенным, поскольку лишило ООО "СК "Круиз" возможности воспользоваться процессуальными правами, предоставленными частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая, что заявитель оспаривает привлечение его к ответственности и отрицает свою вину и событие правонарушения, составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении в один день не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы ООО "СК "Круиз" о невозможности должным образом защитить свои права не опровергнуты административным органом. Отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в установленный срок административный орган не представил. При этом суд апелляционный инстанции учитывает, что установленные законом сроки привлечения к ответственности позволяли административному органу назначить дату рассмотрения вопроса о привлечении к ответственности и известить об этом заявителя заблаговременно.
Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения (часть 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Оспоренное постановление о привлечении к административной ответственности подлежит признанию незаконным и отмене.
При указанных обстоятельствах имеются правовые основания для отмены решения суда первой инстанции в полном объёме. Апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28 мая 2018 года по делу N А12-9694/2018 отменить.
Принять по делу новый судебный акт. Признать незаконным и отменить постановление Волгоградского линейного отдела Волжского Управления государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 14 ноября 2017 года N 073200044 о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Судоходная компания "Круиз" (400082, г. Волгоград, ул. им. Фадеева, д. 43, ОГРН 1123461003302, ИНН 3448058440) к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа в размере 100000 руб.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном статьями 273-277 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Судья |
М.А. Акимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.