город Ростов-на-Дону |
|
27 сентября 2018 г. |
дело N А32-44677/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 сентября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Глазуновой И.Н., судей Мисника Н.Н., Илюшина Р.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 по делу N А32-44677/2014 (судья Назыков А.Л.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Имеретинская Ривьера"
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае об обязании заключить договор,
при участии третьих лиц: администрации города Сочи; ГУП КК "Дагомысское ДРСУ"; департамента имущественных отношений Краснодарского края; департамента строительства администрации муниципального образования города Краснодар; АНО популяризации и развития автоспорта "Росгонки"; НАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега"; Министерства транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края,
при участии:
от истца: Панина Н.В. (доверенность от 29.12.2017),
от остальных лиц, участвующих в деле: представителей не направили, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Имеретинская Ривьера" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее-ответчик, управление) об обязании заключить договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019, площадью 294 кв. м., расположенного по адресу: Краснодарский край, г.Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, на условиях договора аренды, изложенных в исковом заявлении.
Решением от 23.09.2016, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 15.12.2016, исковые требования удовлетворены. Судебные акты мотивированы тем, что в случае образования земельных участков из участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды (пункт 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - Земельный кодекс). Преимущественное право на заключение договора аренды в отношении вновь образуемых и измененных участков имеет лицо, ранее использовавшее впоследствии разделенный земельный участок на основании договора аренды. При образовании нового участка взамен переданного в аренду арендные отношения могут быть возобновлены с прежним арендатором или на основе заключения нового договора или посредством заключения соглашения о внесении изменений в ранее действовавший договор. Выбор варианта продолжения договорных отношений оставлен законодателем на усмотрение сторон. Суды установили, что для размещения олимпийских объектов у общества изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1220, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019. Образованный наряду с указанным земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 не подлежал изъятию в соответствии с Федеральным законом от 01.12.2007 N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Параолимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", поэтому общество обладает правом на заключение договора аренды спорного участка, образованного в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019. Ссылки Управления на отсутствие у общества титула на исходный земельный участок, а также выводы о недействительности (ничтожности) договора купли-продажи недвижимости от 10.11.2006, заключенного ФГУП "Южзеленхоз" и ООО "РогСибАл", содержащиеся в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 12.08.2009 по делу N А32-4502/2009, суды отклонили.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14.04.2017 по делу N А32-44677/2014 решение и апелляционное постановление отменены, дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, указал на необходимость исследовать вопрос о наличии на участке объектов, не принадлежащих истцу, а также вопрос о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги.
При новом рассмотрении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечено НАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" (ИНН 2309102040), а также администрация муниципального образования город-курорт Сочи.
Определением от 20.09.2017 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены департамент имущественных отношений Краснодарского края, министерство транспорта и дорожного хозяйства Краснодарского края, ГУП КК "Дагомысское ДРСУ", департамент по архитектуре и градостроительству Краснодарского края.
Определением от 28.03.2018 судом произведено процессуальное правопреемство в виде замены Территориального управления Росимущества в Краснодарском крае на Межрегиональное Теруправления Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея.
По ходатайству НАО "Центр "Омега" к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований привлечена автономная некоммерческая организация популяризации и развития автоспорта "Росгонки" (далее - АНО "Росгонки") (ИНН - 7730240248, ОГРН - 1177700021388) как новый собственник трассы "Формула-1".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 по делу N А32-44677/2014 иск удовлетворен, суд обязал Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея заключить с обществом с ограниченной ответственностью 12 "Имеретинская Ривьера" договор аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019, площадью 294 кв. м, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, на условиях, изложенных в резолютивной части решения.
Удовлетворяя иск на новом рассмотрении, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности ответчиком обременения спорного земельного участка режимом земель общего пользования, в связи с чем не имеется оснований считать спорный участок изъятым из оборота или ограниченным в обороте. Также суд счел установленным при повторном рассмотрении дела, что испрашиваемый ООО "Имеретинская Ривьера" земельный участок не входит в полосы отвода автомобильной дороги по улице Триумфальная и трассы "Формула-1", земельный участок свободен от объектов недвижимости, не принадлежащих истцу, на участке имеется часть асфальтового покрытия, чью принадлежность и цель использования не пояснила ни одна из сторон, участвующих в процессе, в том числе и администрация города Сочи. Обстоятельств, объективно исключающих аренду земельного участка, в том числе, таких как застройка участка, использование участка для размещения автомобильных дорог или включение участка в состав территорий общего пользования, судом не установлено. Суд указал, что доводы ответчика не исключают возможность аренды спорного земельного участка и не свидетельствуют о прекращении права его аренды, кроме этого возражений относительно конкретных условий договора аренды земельного участка ответчик не привел, иной вариант условий договора аренды не представил.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в иске.
Апелляционная жалоба мотивирована следующими доводами.
Как указывает апеллянт, согласно совместному акту обследования (осмотра) земельного участка, находящегося в федеральной собственности от 12.07.2017, при участии представителей Межрегионального территориального управления и общества было установлено, что на части обследуемого земельного участка расположена часть, приблизительно 10 кв.м асфальтового мощения (пешеходная дорожка).
Несмотря на то, что действующим законодательством не установлен прямой запрет на предоставление в аренду земельных участков, образованных за счет территорий общего пользования, предоставление в аренду земельного участка на территории общего пользования недопустимо, поскольку такое предоставление исключает возможность реализации неограниченным кругом лиц права на беспрепятственное пользование таким участком.
Проход на территорию обследуемого земельного участка осуществляется через территорию смежного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1080, с видом разрешенного использования: "Для размещения объекта: "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)", являющемся объектом специального назначения.
Распоряжение главы администрации (губернатора) Краснодарского края 15.03.2013 N 213-р, принято в целях строительства иного олимпийского объекта федерального значения ("Сети канализации, водоснабжения, теплоснабжения, система водоочистки в Имеретинском низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)") чем цели, для которых был первоначально предоставлен земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 в аренду обществу ("Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)"). Уведомление Департамента по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года N 81-2546/13-02.2 от 25.03.2013 о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 при таких обстоятельствах, по мнению апеллянта, является обоснованным и достаточным.
Заключение договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 на прежних условиях не представляется возможным, поскольку данные условия в отношении земельного участка в части целей его использования, изменились.
Кроме того земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019, согласно Распоряжению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.09.2012 г. N 866-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийских объектов федерального значения" имеет обременение в виде сервитута в интересах ОАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега" для строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формулы-1" в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В судебном заседании представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Также представитель истца ходатайствовала о приобщении письменных пояснений на апелляционную жалобу, ходатайство судом удовлетворено, пояснения истца приобщены к материалам дела.
Остальные лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва на жалобу, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17 июня 2009 года Управление Росимущества (арендодатель) и ООО "Имеретинская Ривьера" (арендатор) заключили договор аренды N 77000001276 3 земельного участка площадью 606 675 кв.м с кадастровым номером 23:49:0000000:405, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик.
На основании распоряжения Территориального управления N 1091-р от 30 сентября 2010 года "О внесении изменений в договор аренды от 17.06.2009 N 7700001276 земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 23:49:0000000:405", из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:405 площадью 606 675 кв.м был образован земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:24 площадью 29 654 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, с разрешенным использованием - для размещения олимпийских объектов и предоставлен в аренду Обществу по договору N 7700001598 от 30.09.2010 сроком до 29 декабря 2055 года.
В соответствии с документацией по планировке территории олимпийского объекта федерального значения "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)", утвержденной приказами Минрегионразвития РФ от 01.09.2010 N 60-ОИ "Об утверждении проекта планировки территории Имеретинской низменности Адлерского района города Сочи", от 11.11.2010 N 117-ОИ "Об утверждении проекта межевания территории для размещения олимпийского объекта "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)", земельные участки с кадастровыми номерами 23:49:0402037:24, 23:49:0402037:124 и 23:49:0000000:74 частично вошли в границы строительства олимпийского объекта "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)".
Как следует из письма департамента по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года от 12.04.2013 N 81-3352/13-05.2, на основании п. 13 ст. 15 Закона N 310-ФЗ в результате раздела в границах земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:24 были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 23:49:0402037:1015 площадью 366 кв.м., 23:49:0402037:1014 площадью 23 471 кв.м., 23:49:0402037:1016 площадью 1 284 кв.м., 23:49:0402037:1017 площадью 940 кв.м., 23649:0402037:1018 площадью 2 349 кв.м., 23:49:0402037:1019 площадью 1 004 кв.м.
На основании п. 16 ст. 15 Закона N 310-ФЗ главой администрации (губернатором) Краснодарского края издано распоряжение 213-р от 15.03.2013 г. об изъятии для федеральных нужд в целях строительства олимпийского объекта федерального значения "сети канализации, водоснабжения, теплоснабжения, система водоочистки в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство)" путем прекращения права аренды ООО "Имеретинская Ривьера" земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв.м., который будет образован в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1 004 кв.м.
В результате выдела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв.м. оставшаяся площадь земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 составила 294 кв.м.
Уведомлением департамента по реализации полномочий при подготовке зимних олимпийских игр 2014 года от 25.03.2013 исх. N 81-2546/13-02.2 ООО 4 "Имеретинская Ривьера" поставлено в известность об изъятии путем прекращения права аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1220 площадью 710 кв.м., который будет образован в результате раздела земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1 004 кв.м. и о расторжении договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 1 004 кв.м. 24.08.2013 управление и общество заключили дополнительное соглашение N 1 к договору аренды N 7700001598 от 30.09.2010, согласно которому предметом договора аренды стали земельные участки, общей площадью 5673 кв.м., адрес Нагорный тупик, образованные из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:24 площадью 29 654 кв.м., в том числе: - участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1079 площадью 4367 кв.м., для размещения объекта "Автомобильные дороги в Имеретинской низменности_"; - земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1015 площадью 366 кв.м., разрешенное использование "крытый конькобежный центр_"; - участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1017 площадью 940 кв.м., разрешенное использование: организация особо охраняемой природной территории регионального значения природного орнитологического парка в Имеретинской низменности.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв.м., также образованный при разделе земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:24, в вышеуказанное дополнительное соглашение не вошел.
Общество обратилось в Территориальное управление с заявлением, в котором в соответствии с пунктом 4 статьи 11.8 Земельного кодекса РФ, просило заключить договор аренды земельного участка, находящегося в федеральной собственности, с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 площадью 294 кв.м. (письмо N ИР-28/10- 39 от 28.10.2013 г., N ИР-14/03-54 от 14.03.2014).
В силу пункта 4 статьи 11.8 Земельного кодекса (в применимой редакции) в случае образования земельных участков из земельных участков, используемых на основании договоров аренды или безвозмездного срочного пользования, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков или договоров безвозмездного срочного пользования ими на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов (конкурсов, аукционов) либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды земельных участков или безвозмездного срочного пользования ими.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11.4 Земельного кодекса при разделе земельного участка образуются несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает свое существование, за исключением случаев, указанных в пунктах 4 и 6 данной статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
В пункте 6 названной нормы закреплено, что при разделе земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, могут быть образованы один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, раздел которого осуществлен, сохраняется в измененных границах.
Как следует из материалов дела и установлено судами трех инстанций при рассмотрении настоящего дела, для размещения олимпийских объектов у общества изъят земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1220, образованный из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019.
Образованный наряду с указанным земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 изъятию в соответствии с Законом N 310-ФЗ не подлежал.
В соответствии с пунктами 1 и 15 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1); полоса отвода автомобильной дороги - земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15).
В пункте 16 статьи 3 Закона N 257-ФЗ дано определение придорожных полос автомобильной дороги как территорий, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги. В соответствии со статьей 25 Закона N 257-ФЗ границы полосы отвода автомобильной дороги определяются на основании документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории, предназначенной для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса, осуществляется с учетом утверждаемых Правительством Российской Федерации норм отвода земель для размещения указанных объектов.
Как следует из представленного в материалы дела кадастрового паспорта от 15.12.2014, земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 расположен в непосредственной близости от автомобильной дороги и имеет обременение в виде сервитута для строительства и эксплуатации олимпийского объекта федерального значения "Трасса для проведения шоссейно-кольцевых автомобильных гонок серии "Формулы-1" в Имеретинской низменности и объекты инфраструктуры, обеспечивающие ее функционирование (проектные и изыскательские работы, строительство)".
В кадастровом паспорте также указано, что земельный участок предназначен для сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, системы водоочистки в Имеретинской низменности (проектные и изыскательские работы, строительство).
Следуя указанию суда кассационной инстанции на новом рассмотрении, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал вопросы о наличии на участке объектов, не принадлежащих истцу, а также о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги.
С целью исследования вопроса о наличии на спорном земельном участке объектов, не принадлежащих ООО "Имеретинская Ривьера", суд первой инстанции обязал стороны провести совместный осмотр земельного участка с кадастровым номером 23:43:0402037:1019.
Согласно представленному в материалы дела Акту обследования (осмотра) земельного участка, находящегося в федеральной собственности, от 12.07.2017 земельный участок не огорожен, объекты капитального строительства отсутствуют. На территории обследуемого земельного участка расположена часть, приблизительно площадью 10 кв.м, асфальтового мощения (пешеходная дорожка). Проход, доступ на территорию обследуемого земельного участка осуществляется через территорию смежного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1080, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации Краснодарскому краю (государственная регистрация запись от 08.06.2016 N 23-23/050-23/050/006/2016-1663). Также установлено, что ограждение трассы "Формула-1" расположено на расстоянии 4,07 м от границы обследуемого земельного участка с кадастровым номером 23:49:04020037:1019. Расстояние от дорожного полотна трассы "Формула1" до ближайшей границы обследуемого земельного участка составляет 14 м. Акт обследования имеет фототаблицу, на которой видно, что земельный участок свободен от строений, на части земельного участка имеется асфальтовое мощение.
Как следует из имеющихся в материалах дела сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности (ИСОГД) города-курорта Сочи от 11.12.2017 N 21.01-21/38767, разрешенное использование земельного участка - канализационная насосная станция в составе сетей канализации, водоснабжения, теплоснабжения, системы водоочистки в Имеретинской низменности (Проектные и изыскательские работы, строительство). Земельный участок не располагается в зонах охраны памятников истории и культуры, в границах особо охраняемых природных территорий, границах водоохранных зон.
В соответствии с Проектом планировки территории Имеретинской низменности (приказ Минрегионразвития РФ от 27.07.2011 N 104-ОИ, приказ Минстроя РФ от 28.03.2016 N 622/пр "Об утверждении ДПТ, предназначенной для размещения "Детский образовательный центр" в Имеретинской низменности Адлерского района 8 г. Сочи") земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 частично расположен в границах красных линий.
Судом первой инстанции также обосновано учтены общедоступные сведения Публичной кадастровой карты (http://pkk5.rosreestr.ru/), которые также обозревались судом апелляционной инстанции в ходе судебного заседания.
С учетом изложенного коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 расположен вблизи автомобильной дороги - улица Триумфальная, а также вблизи трассы "Формула-1".
В соответствии со статьёй 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ") автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. Законодатель разделяет понятия "полоса отвода автомобильной дороги" и "придорожная полоса автомобильной дороги". Под полосой отвода понимаются земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса (пункт 15 статьи 1 257-ФЗ). Под придорожной полосой понимаются территории, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим использования земельных участков (частей земельных участков) в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта, ремонта, содержания автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги (пункт 16 статьи 3 Федерального закона N257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ").
В отношении придорожных полос автомобильных дорог устанавливается их ширина в 20, 50, 75, 100, 150 метров (статья 26 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ").
Исходя из смысла пункта 1 статьи 26 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ" придорожные полосы устанавливаются для автомобильных дорог, за исключением автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов.
Автомобильная дорога - улица Триумфальная расположена в границах муниципального образования город Сочи, учитывая это суд первой инстанции обоснованно указал на то, что в отношении данной дороги могут быть установлены только полосы отвода, границы которых согласно статьи 25 Федерального закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности РФ" определяются на основании документации по планировке территории.
В отношении автомобильной дороги, расположенной в населенном пункте (улица Триумфальная в г. Сочи) границы полосы отвода должны устанавливаться на основании документации по планировке территории с учётом требований Постановления Правительства РФ от 2 сентября 2009 г. N 717 "О нормах отвода земель для размещения автомобильных дорог и (или) объектов дорожного сервиса".
Согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 30.09.2008 N 977 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего 9 пользования регионального и межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края", постановления главы администрации Краснодарского края от 16 февраля 2016 г. N 67 "Об утверждении перечней имущества, принимаемого из муниципальной собственности муниципального образования город-курорт Сочи в государственную собственность Краснодарского края на безвозмездной основе, и о внесении изменений в постановление главы администрации Краснодарского края от 30 сентября 2008 года N 977 "Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, находящихся в государственной собственности Краснодарского края", а также согласно отзывам Министерства транспорта Краснодарского края и ГУП КК "Дагомысское ДРСУ", автомобильная дорога по улице Триумфальной в городе Сочи является дорогой краевого уровня собственности, и последнее осуществляет её содержание на основании соответствующего государственного контракта.
В представленном департаментом по архитектуре и градостроительству Краснодарского края Приказе Минрегионразвития РФ от 12.02.2013 N 19-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории (проекта планировки и проекта межевания) для размещения олимпийских объектов, предусмотренных пунктами NN 8,9,10,11,12,13,14,54 (1) Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 N991", границы полосы отвода автомобильной дороги по ул. Триумфальная не установлены.
Как было указано выше, с целью исследования вопроса о нахождении спорного земельного участка с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 в границах полосы отвода автомобильной дороги трассы "Формула-1" к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, привлечена управляющая компания трассы "Формула-1" - НАО "Центр передачи технологий строительного комплекса Краснодарского края "Омега".
Суд первой инстанции обоснованно отклонил как бездоказательный довод НАО "Центр "Омега" о том, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 в период проведения международных мероприятий "Гран при России "Формула-1" попадает под требования к антитеррористической защищённости мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 N 272., поскольку входит в комплекс мер, установленных подпунктом "а" пункта 11 Паспорта безопасности места массового пребывания людей.
Паспорт безопасности на земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019 НАО "Центр "Омега" не представлен.
Пункт 8 Постановления Правительства РФ от 25 марта 2015 N 272 предусматривает, что для проведения категорирования места массового пребывания людей и оценки состояния его антитеррористической защищенности решением руководителя исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (главы муниципального образования), на территории которого расположено место массового пребывания людей, создается межведомственная комиссия по обследованию места массового пребывания людей, которая в 10- дневный срок со дня обследования оформляет акт обследования, а на его основании составляется паспорт безопасности объекта.
Паспорт безопасности является информационно-справочным документом, который отражает состояние антитеррористической защищенности места массового пребывания людей и содержит перечень необходимых мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов в месте массового пребывания людей.
Паспорт безопасности является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.
С учетом изложенного коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что Постановление Правительства N 272 регулирует только вопросы по возможным ограничениям в эксплуатации земельных участков их собственниками, арендаторами и лицами, использующими земельные участки на ином виде прав, лишь в период проведения массовых мероприятий, а не на протяжении всего периода владения земельным участком.
Земельный участок с кадастровым номером 23:49:0402037:1019, площадью 294 кв. м, расположенный по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Адлерский район, ул. Нагорный тупик, 13, ранее являлся частью земельного участка площадью 606 675 кв.м с кадастровым номером 23:49:0000000:405, который использовался на основании договора аренды N 77000001276, заключенного с Теруправлением Росимущества по Краснодарскому краю.
Согласно пункту 4 статьи 11.8 Земельного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков из участков, используемых на основании договоров аренды, осуществляющее такое использование лицо имеет преимущественное право на заключение с ним договоров аренды образуемых и измененных земельных участков на прежних условиях, если иное не установлено соглашением сторон, без проведения торгов либо на внесение соответствующих изменений в ранее заключенные договоры аренды (редакция на момент обращения Общества в Управление Росимущества).
Довод апеллянта о том, что спорный земельный участок к землям общего пользования по признаку прохождения по земельному участку асфальтового покрытия по направлению к сооружению трассы "Формула-1", был предметом рассмотрения судом первой инстанции и обосновано им отклонен.
Из представленных фотоматериалов очевидно, что имеющееся на спорном участке асфальтовое мощение, занимает только незначительную часть спорного земельного участка, и упирается в глухое ограждение трассы "Формула-1".
Доказательств отнесения асфальтированного мощения ленточного типа к землям общего пользования муниципального образования в материалах дела не имеется.
Третье лицо - Администрация города Сочи пояснений относительно использования рассматриваемого земельного участка в составе территорий общего пользования, об отнесении асфальтированного замощения части спорного участка к территориям общего пользования, не представило.
Довод апеллянта о том, что проход на территорию спорного участка, осуществляется через смежный земельный участок с видом разрешенного использования "Для размещения автомобильной дороги", не может являться основанием для признания спорного участка ограниченным в обороте.
Также довод апеллянта о том, что ранее в отношении территории на которой располагается спорный земельный участок предполагалось размещение иного олимпийского объекта (сети канализации, водоснабжения, водоотчистки, теплоснабжения) и соответственно иное целевое использование данной территории, судом апелляционной инстанции оценивается критически и не принимается, поскольку доказательств реализации намерений по возведению сетевых объектов в материалы дела не представлено.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что не всякое асфальтовое мощение земельного участка безусловно свидетельствует об отнесении такого участка к территориям общего пользования, и не исключает данный земельный участок из гражданского оборота.
Наличие в данном случае на спорном участке незначительной части асфальтового мощения не препятствует заключению в отношении такого участка договора аренды.
Иных доказательств обременения спорного земельного участка режимом земель общего пользования в материалы дела не представлено.
Спорный земельный участок не входит в полосы отвода автомобильной дороги по улице Триумфальная и трассы "Формула-1". Земельный участок свободен от объектов недвижимости, не принадлежащих истцу. На участке имеется часть асфальтового покрытия, как было указано выше, не относящаяся к общему пользованию и не препятствующая передаче участка в аренду.
При таких обстоятельствах исковых требования обоснованы и правомерно удовлетворены судом.
Коллегия также соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае отказ в иске лишит истца права аренды спорного земельного участка в отсутствие актов об изъятии земельного участка и прекращении права аренды на него без предоставления равноценной компенсации.
Приведенные апеллянтом доводы не исключают возможность аренды спорного земельного участка и не свидетельствуют о прекращении права его аренды у истца с учетом того, что обстоятельств, исключающих аренду земельного участка, в том числе, таких как застройка участка, использование участка для размещения автомобильных дорог или включение участка в состав территорий общего пользования из имеющихся в материалах дела доказательств не следует.
Поскольку ответчик возражений относительно конкретных условий договора аренды земельного участка ответчик не привел, иной вариант условий договора аренды не представил, суд первой инстанции обосновано принял условия договора аренды в редакции истца.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования суда первой инстанции, получили надлежащую правовую оценку и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены правильного по существу судебного акта.
Иное толкование заявителем жалобы норм права и иная оценка фактических обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Суд правильно применил нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции при рассмотрении дела не допущено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку апеллянт освобожден от уплаты государственной пошлины, в силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении судебных расходов по апелляционной жалобе судом не разрешается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.08.2018 по делу N А32-44677/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в срок, не превышающий двух месяцев, с даты изготовления его полного текста, через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.Н. Глазунова |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.