24 сентября 2018 г. |
Дело N А38-206/2018 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Долговой Ж.А.,
судей Богуновой Е.А., Волгиной О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Рогановым С.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2018 по делу N А38-206/2018,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" (ИНН 1215165477, ОГРН 1121215005251) к муниципальному бюджетному учреждению "Волжская централизованная библиотечная система" (ИНН 1216009992, ОГРН 1041205001001), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Жилищно-эксплуатационное управление "Центр", муниципального образования городской округ "Город Волжск" в лице администрации городского округа "Город Волжск" и финансового управления городского округа "Город Волжск", о взыскании расходов на установку приборов учета,
при участии в судебном заседании:
от истца - Кашанов Р.В. по доверенности от 29.12.2017 N 07 (сроком до 31.12.2018);
от ответчика - не явился, извещен;
от третьих лиц - не явились, извещены.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил.
Общество с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" (далее - ООО "Марийская Теплосетевая Компания", ООО "МТсК", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к муниципальному бюджетному учреждению "Волжская централизованная библиотечная система" (далее - МБУ "Волжская централизованная библиотечная система", ответчик) о взыскании расходов на установку коллективных (общедомовых) приборов учета в сумме 28 026 руб.
Исковое требование обосновано правовыми ссылками на статьи 12, 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), пункт 38 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), статью 1102 ГК РФ (т. 1, 11-17, т. 2, л.д. 5-6, 30-31, 44-46).
Решением от 28.05.2018 Арбитражный суд Республики Марий Эл в удовлетворении исковых требований отказал в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ООО "Марийская Теплосетевая Компания" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Оспаривая законность решения, заявитель указал на несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что иск заявлен к ненадлежащему ответчику.
Развивая данный довод, истец отмечает, что в результате подписания между ООО "Марийская Теплосетевая Компания" и ООО "УК "ЖЭУ "Центр" агентского договора от 06.10.2012 N 4, обязанность по оплате на приобретение и установку ОДПУ должна быть возложена на собственников помещений в многоквартирных домах, управление которыми возложено на "УК "ЖЭУ "Центр".
Считает, что судом первой инстанции не учтены судебные акты Арбитражного суда Республики Марий Эл, принятые по результатам рассмотрения дел N А38-2709/2017, N А38-7487/2017, по аналогичным обстоятельствам дела и с тем же составом участников спора.
В судебном заседании представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал.
Судом, в порядке статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв до 17.09.2018 до 15 час. 40 мин.
После перерыва заседание продолжено 17.09.2018 в 17 час. 12 мин. в том же составе.
Дело рассматривается в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ответчика и третьих лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу решения в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены данного судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" является теплосетевой и теплоснабжающей организацией, осуществляющей свою деятельность в муниципальном образовании городском округе "Город Волжск" Республики Марий Эл.
30.12.2008 Главой администрации городского округа "Город Волжск" вынесено постановление N 1589, согласно которому находящееся в муниципальной собственности муниципального образования городского округа "Город Волжск" нежилое помещение общей площадью 870,6 кв. м. передано в оперативное управление МБУ "Волжская централизованная библиотечная система (т.1, л.д. 103-107).
20.01.2011 на общем собрании собственников многоквартирного жилого дома N 20 по ул. Щербакова г. Волжска принято решение о выборе способа управления домом в форме управления управляющей организации - ООО "УК "ЖЭУ "Центр", что подтверждается протоколом общего собрания собственников (т. 2, л.д 55-56).
06.12.2012 между ООО "МТсК" (агентом) и ООО "УК "ЖЭУ "Центр" (принципалом) был заключен агентский договор N 4, в соответствии с условиями которого в редакции дополнительного соглашения от 28.04.2017 агенту предоставлено право обращаться в суды с требованием о взыскании имеющейся задолженности за тепловую энергию, горячее водоснабжение и за установку общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии (т. 1, л.д. 23-26).
В нарушение требований части 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ собственники помещений в многоквартирном доме N 20 по ул. Щербакова г. Волжска Республики Марий Эл, введённых в эксплуатацию до дня вступления в силу Закона N 261-ФЗ не установили коллективные (общедомовые) приборы учета в срок, предписанный законом, до 1 июля 2012 года.
Истец в соответствии с требованиями части 12 статьи 13 вышеназванного закона в сентябре 2014 года произвёл в указанном доме установку коллективных (общедомовых) приборов учёта тепловой энергии и горячей воды, что подтверждается актом о приемке выполненных работ N 1 от 11.09.2014 (т. 1, л.д. 73-94).
Согласно акту допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 11.09.2014 указанный прибор учета введен эксплуатацию (т. 1, л.д. 96).
Расчет суммы расходов произведен истцом исходя из доли ответчика в общей площади многоквартирного дома по формуле: "Сметная стоимость" / "Общая площадь помещений без учета общего имущества" Х "Площадь жилого помещения", что соответствует частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ. Расчет проверен арбитражным судом и признан верным (т. 1 л.д. 17).
Поскольку затраты истца в разумный срок возмещены не были, ООО "МТсК" обратилось в арбитражный суд с требованием к МБУ "Волжская централизованная библиотечная система" о принудительном взыскании понесённых им расходов на установку приборов учета.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, арбитражный суд Республики Марий Эл руководствовался следующими нормами материального права, применение которых суд апелляционной инстанции считает правильным.
На основании части 3 статьи 161 ЖК РФ способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Как следует из протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (г. Волжск, ул. Щербакова, дом 20) от 20.01.2011 выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией - ООО "УК "ЖЭУ "Центр" (т. 2, л.д. 47-48).
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 ЖК РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2 статьи 162 ЖК РФ).
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах (часть 2.3 статьи 161 ЖК РФ).
Согласно статье 36 ЖК РФ, пунктами 2, 5 Правил N 491, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в состав которого входят, в том числе, внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2 статьи 36 ЖК РФ).
В целях создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности принят Закон N 261-ФЗ.
Частью 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ предусмотрено, что до 1 июля 2012 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии.
Согласно части 9 статьи 13 Закона N 261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.
В соответствии с частью 12 статьи 13 указанного Федерального закона до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.
На основании частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета.
При этом в силу закона обязанность по оснащение жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Расходы ресурсоснабжающей организации по оснащению многоквартирных жилых домов приборами учета используемых энергетических ресурсов подлежат взысканию с собственников помещений в многоквартирных домах.
В соответствии с подпунктами "и", "к" пункта 11 Правил N 491 содержание общего имущества многоквартирного дома включает проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, и обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Установка индивидуального прибора учета (как самостоятельная обязанность) не освобождает собственника помещения от обязанности установить общедомовой прибор учета или возместить расходы лица, выполнившего за него данную обязанность в силу закона.
Таким образом, проанализировав в совокупности и взаимосвязи положения частей 5 и 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, арбитражный суд приходит к выводу, что обязанность по оплате расходов энергоснабжающих организаций на установку коллективных (общедомовых) приборов учета энергетических ресурсов возложена на лиц, не исполнивших в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета. При этом, в силу закона обязанность по оснащение жилых домов, за исключением указанных в части 6 статьи 13 Закона N 261-ФЗ, и многоквартирных жилых домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, возложена на собственников жилых домов и собственников помещений в многоквартирных домах.
Согласно пункту 38 (1) Правил N 491 в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме до 01.01.2013 не обеспечили оснащение такого дома коллективным (общедомовым) прибором учета используемого коммунального ресурса и при этом в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установлен коллективный (общедомовой) прибор учета, собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку такого прибора учета на основании счетов и в размере, указанных в абзаце втором настоящего пункта, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе установленных для членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества.
Абзацем вторым пункта 38 (1) Правил N 491 предусмотрено, что счета на оплату расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета с указанием общего размера расходов на установку такого прибора учета и доли расходов на установку такого прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, выставляются собственникам помещений организацией, осуществившей в соответствии с частью 12 статьи 13 Закона N 261-ФЗ установку коллективного (общедомового) прибора учета. Доля расходов на установку коллективного (общедомового) прибора учета, бремя которых несет собственник помещения, определяется исходя из его доли в праве общей собственности на общее имущество.
Таким образом, нормами Закона N 261-ФЗ обязанность по оснащению многоквартирного жилого дома общедомовым прибором учета потребляемых ресурсов возложена на собственников помещений такого дома и предусмотрено, что установка и эксплуатация прибора учета осуществляется на возмездной основе, что согласуется с положениями постановления Правил N 491, которым определен состав общего имущества собственников помещений многоквартирного жилого дома, в который, помимо прочего, включены коллективные (общедомовые) приборы учета электрической энергии.
Из материалов дела видно, что в рассматриваемом случае собственники помещений многоквартирного дома не исполнили обязанность, предусмотренную статьей 13 Закона N 261-ФЗ.
Учитывая вышеизложенные нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно управляющая компания как организация, специально нанятая собственниками для решения всех общих вопросов управления многоквартирным домом, является надлежащим ответчиком по иску о взыскании расходов ресурсоснабжающей организации на установку общедомовых приборов учета.
При этом суд учел правовую позицию Верховного Суда Российской Федерации, изложенную в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 23.12.2015.
Доводу истца о том, что в результате подписания между им и управляющей организацией агентского договора от 06.10.2012 N 4, в соответствии с условиями которого бремя оплаты на приобретение и установку ОДПУ должны нести собственники помещений, судом первой инстанции дана надлежащая правовая оценка, с которой суд апелляционной инстанции соглашается в полном объеме. Учитывая, что собственники помещений не являются стороной указанного договора, следовательно, на них не может быть возложена обязанность по внесению платежей.
Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам отклоняется апелляционным судом, поскольку обстоятельства, установленные судебными актами по делам N А38-2709/2017, N А38-7487/2017, не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего спора, приняты в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам дела. Судебные акты по каждому делу принимаются с учетом конкретных доводов и доказательств, представленных сторонами. Нарушения единообразия судебной практики судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 28.05.2018 по делу N А38-206/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марийская Теплосетевая Компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок со дня его принятия в Арбитражный суд Волго-Вятского округа через суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
Ж.А. Долгова |
Судьи |
Е.А. Богунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.