г. Санкт-Петербург |
|
27 сентября 2018 г. |
Дело N А56-57271/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 сентября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Фуркало О.В.
судей Савиной Е.В., Смирновой Я.Г.
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Марченко Е.С.
при участии:
от истца: Сергеева С.Ю. по доверенности от 01.01.2018
от ответчика: Слепченок В.О. по доверенности от 17.11.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-32556/2017) ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района"
на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2017 по делу N А56-57271/2017 (судья Хорошева Н.В.), принятое
по иску ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1"
к ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района"
о взыскании
установил:
Публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 1" (далее - ПАО "ТГК N 1") обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с исковым заявлением о взыскании с Общества с ограниченной ответственностью "ЖКС N 2 Кировского района" (далее - ООО "ЖКС N 2 Кировского района") 505023,06 руб. задолженности по оплате тепловой энергии, потребленной в период с 01.01.2016 по 31.12.2016 на основании договора теплоснабжения (в горячей воде) от 01.04.2008 N 9712 (общая сумма задолженности составила 1515069,19 руб.). При рассмотрении дела заявленные требования были уточнены истцом в порядке статьи 49 АПК РФ, он просил взыскать 1515069,19 руб.
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2017 иск удовлетворен. Суд первой инстанции указал на то, что факт подачи ответчику тепловой энергии в горячей воде в спорном периоде подтвержден и ответчиком не оспаривается. Примененный истцом расчет соответствует требованиям Постановления РФ от 06.05.2011 N 354. Каких-либо документов, подтверждающих отсутствие поставок либо поставку со стороны истца тепловой энергии ненадлежащего качества, ответчик не представил. Расчет стоимости тепловой энергии, предъявляемой к взысканию, произведен, исходя из тарифов, утвержденных Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга. Поскольку ответчик не представил возражений относительно количества, качества и стоимости полученной тепловой энергии, а также доказательств погашения задолженности в полном размере, суд посчитал исковые требования обоснованными по праву и по размеру.
На решение суда подана апелляционная жалоба ООО "ЖКС N 2 Кировского района", которое просило отменить обжалуемое решение и отказать в удовлетворении иска в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель сослался на то, что истец в отсутствие правовых оснований определил объем поставленной тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения на основании показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, которыми фиксируется объем тепловой энергии, поступающий в систему горячего водоснабжения МКД без учета нормативного. расхода тепловой энергии на подогрев воды. В настоящее время для граждан действует средневзвешенный тариф на горячую воду, рассчитанный исходя из среднего количества тепловой энергии, необходимого для приготовления одного куб.м. горячей воды: 0,06 Гкал/куб.м. В случаях, когда при централизованной открытой или закрытой системе теплоснабжения (двухтрубная/четырехтрубная), расход тепловой энергии превышает расчетное количество 0,06 Гкал/куб.м горячей воды, возникает разница в платежах граждан и суммой, предъявленной к оплате теплоснабжающей организацией. В спорный период тарифы на горячую воду в рублях за куб.м установлены Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р.Тариф в размере 92,51 руб. /куб.м является однокомпонентным тарифом, который получен расчетным путем их двухкомпонентного с учетом нормативного расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, и, соответственно, подлежит применению в расчетах между исполнителем коммунальных услуги ресурсоснабжающей организации за услугу горячее водоснабжение, с учетом абзаца 8 пункта 38 Правил 354. Приобретение исполнителем тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами. Кроме того, истец предъявил ко взысканию стоимость тепловых потерь в сетях, не принадлежащих к общедомовому имуществу (правовая позиция определения Верховного Суда РФ от 26.12.2016 N 308-ЭС16-7314 по делу N А56-8395/2015, от 03.10.2016 N 308-ЭС16-7310 от 21.12.2015 N 305-ЭС15-11564). Вынесение точки поставки за пределы внешней стены многоквартирного дома без соглашения собственников означает незаконное возложение на них бремени содержания имущества, не относящегося к общему имуществу многоквартирного дома. Расчет тепловых потерь не представлен, требования по размеру не обоснованы.
В отзыве на апелляционную жалобу ПАО "ТГК-1" возражало против ее удовлетворения, ссылаясь на то, что между сторонами неоднократно производились сверки расчетов. Ответчик не обосновал непредставление дополнительной позиции с возражениями на иск в суд первой инстанции. Участки внутридомовых тепловых сетей расположенные между точкой раздела балансовой принадлежности абонента и узлом учета являются общедомовым имуществом многоквартирного дома в силу пунктов 2,6, 8 Правил N 491. Поскольку узлы учета в спорных многоквартирных домах размещены не на границе балансовой принадлежности тепловых сетей, а на расстоянии от нее, внутри дома истец начислил стоимость потерь к стоимости потребленных тепловой энергии теплоносителя по показаниям прибора учета тепловой энергии, теплоносителя. Расчет тепловых потерь выполнены истцом в соответствии с Порядком определения нормативов технологических потерь при передаче энергии, теплоносителя, утв. Приказом Минэнерго РФ от 30.12.2008 N 325. Утверждение ответчика о том, что стоимость предъявленных ему теплопотерь возникла не на сетях, относящихся к общедомовому имуществу не подтверждено доказательствами. Кроме того в расчет ответчика включен расход тепловой энергии, связанной с гидропневматической промывкой, необходимость проведения которой предусмотрена пунктом 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, а также правил пункта 9.2.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115. Действующие нормативы потребления коммунальных услуг не включают объем тепловой энергии на промывку систем теплоснабжения, находящихся на балансе либо в зоне эксплуатационной ответственности абонента, т.к. данная процедура проводится в межотопительный период. Соответственно, данные расходы не учитываются при формировании тарифов на тепловую энергию для энергоснабжающей организации. Величина теплопотребления с промывкой определяется с учетом подтвержденных абонентом в акте объема израсходованной горячей воды и ее температуры а минусом температуры холодной воды, измеренной на источнике..Количество потребленной многоквартирными жилыми домами тепловой энергии определено на основании показаний общедомовых приборов учета, зафиксированных в отчетах в гигокалориях, с учетом уменьшения количества тепловой энергии, определенного по общедомовому прибору на величину теплоты, содержащейся в исходной холодной воде (энтальпию). В судебных актах, на которые ссылается ответчик, рассматривались иные обстоятельства, в частности было установлено, что для энергоснабжающих организаций на региональном (местном) уровне были установлены соответствующие тарифы на горячую воду для группы потребителей "население" в руб./куб.м., то есть существовали двухкомпонентные тарифы с использованием отдельных компонентов на теплосноситель и компонента на тепловую энергию. На территории Санкт-Петербурга применительно к спорному период (2016) отсутствовал установленный для истца тариф на горячую воду для группы потребителей "население" в руб./куб.м. Кроме того, для расчетов с потребителями коммунальных услуг в части ГВС ответчик использует не данные с ОДПУ, а данные индивидуальных приборов учета (ИПУ), установленных у потребителей и норматив потребления коммунальной услуги по ГВС в отношении потребителей, у которых нет ИПУ. Из анализа расчетов ответчика по отношению к отопительному периоду следует, что когда температура подаваемой истцом воды на границ (ИТП) ответчика приближается к 80 градусам (что необходимо для обеспечения поставки тепловой энергии на цели отопления в связи с низкими температурами наружного воздуха), то увеличивается и количество тепловой энергии, содержащееся в теплоносителей, слитом из тепловой сети. Истец не располагает и не должен располагать информацией об объеме горячей воды предъявленной ответчиком к оплате потребителям (ИПУ плюс норматив потребления горячей воды по помещениям без ИПУ). В соответствии с положениями абзаца 5 пункта 42 (1) Правил N 354, при наличии отрытой системы теплоснабжения (горячего водоснабжения), в случае, если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объём (количество) тепловой энергии, потреблённой на нужды отопления и горячего водоснабжения, ИКУ должен рассчитать плату за отопление остаточным методов, а именно - объем тепловой энергии на нужды отопления, подлежащий распределению между потребителями за расчетный период определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, и произведения объёма (количества) потребленной за расчётный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, определенного исходя и норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуг по горячему водоснабжению и объёма (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды. Ответчик обязан оплатить количество потребляемой энергии по ОДПУ и распределить это количество (включая образовавшуюся у ответчика разницу в части ГВС, на которую он указывает в отопительный период, исходя из вышеуказанной нормы Правил N 354) в счет платы за ГВС и за отопление (разницу отнести в отопление).
Определением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2018 производство по делу приостанавливалось до вынесения постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-90470/2016. После вынесения указанного судебного акта производство по делу возобновлено.
Ответчиком представлена письменная позиция, в которой он ссылается на то, что, согласно сложившейся судебной практике, расчет стоимости тепловой энергии при оказании услуги горячего водоснабжения многоквартирного дома должен определяться исходя из объема потребленной воды в куб.м, с применением нормативного порядка расчета объема теплоносителя, необходимого для ее подогрева, как это имеет место при оплате соответствующей коммунальной услуги конечными потребителями, тогда как истец предъявляет к оплате стоимость тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения, исходя из объема, поставленного в многоквартирный дом, определенного по показаниям ОГПУ, в Гкал. Расчет оплаты за коммунальные услуги для управляющей компании должен определяться аналогично порядку расчетов с потребителями, что предусмотрено Правилами N N 354, 307, 124. Для расчетов с потребителями за оказание услуг горячего водоснабжения предусмотрен однокомпонентный тариф, применяемый в отношении количества горячей воды, рассчитанного по показаниям индивидуального прибора учета потребителя. Тариф установлен исходя из нормативного количества тепловой энергии, необходимого для подогрева 1 куб.м. воды для целей горячего водоснабжения. Количество тепловой энергии, определенное по показаниям общедомового прибора учета в Гкал превышает определенное с применением указанных выше тарифов количество тепловой энергии, необходимое для подогрева воды в целях горячего водоснабжения потребителей. Истец является поставщиком коммунальных услуг, следовательно, в отношении него распространяется и порядок осуществления горячего водоснабжения. Доводы истца о том, что в отношении него не был установлен двухкомпонентный тариф не имеет правового значения, поскольку истец не был лишен возможности руководствоваться тарифами на оплату соответствующей коммунальной услуги, установленным для граждан. Возложение на управляющую организацию обязанности по оплате коммунальных услуг в размере большем, нежели она была бы возложена на конечных потребителей коммунальной услуги при получении ими соответствующей коммунальной услуги непосредственно по ресурсоснабжающей организации, не допускается. Согласно расчету ответчика, с учетом разницы в тарифах, неправомерно предъявлена к оплате за спорный период сумма в размере 4228966,10 руб.
Истцом, в свою очередь представлена письменная позиция, в которой он ссылается на то, что в данном случае истец не осуществляет поставку в многоквартирные дома коммунального ресурса - горячего водоснабжения. Приготовление горячей воды для целей горячего водоснабжения осуществляется силами истца, на индивидуальном тепловом пункте. Истец предъявляет к оплате ответчику тепловую энергию в количестве, определяемом по показаниям приборов общедомового учета. Истец не располагает информацией о показаниях индивидуальных приборов учета. Определение количестве потребляемой энергии по показаниям приборов учета соответствуют положениям статьи 544 ГК РФ и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере энергоснабжения. В силу положений пункта 42 (1) Правил предоставления коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирных и жилых домах, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 N 354, при открытой системе теплоснабжения и наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, плата за отопление должна быть определена остаточным методом, за вычетом тепловой энергии, потребленной для нужд горячего водоснабжения. В спорный период на территории Санкт-Петербурга для истца был установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду для соответствующей группы потребителей. Тарифное регулирование отношений, связанных с поставкой тепловой энергии выведено из регулирования тарифов организаций жилищно-коммунального комплекса. На территории Санкт-Петербурга наряду с тарифами для население на горячее водоснабжение в руб./куб.м установлены также тарифы на тепловую энергию для целей горячего водоснабжения в руб./Гкал. Идентичные тарифы в руб./Гкал установлены для истца. Согласно разъяснениям Комитета по тарифам, изложенным в Информационном письме от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0, разница в оплате тепловой энергии, образовавшаяся при применении средневзвешенных тарифов для оплаты тепловой энергии на подогрев горячей воды в руб./куб.м., между платежами граждан и суммой, предъявленной к оплате теплоснабжающей организации, подлежит оплате исполняющей организацией. По решению собственников указанная сумма может быть отдельно отражена в платежном документе. Норматив расчета тепловой энергии для подогрева горячей воды не установлен, определен только переводной коэффициент 0,06 для перевода куб.м в Гкал. Расчет, составленный ответчиком, представлен лишь за те периоды, в которые разница был в пользу ответчика. Кроме того, расчет истца был скорректирован на то количество тепла, которое содержалось в холодной воде до ее нагрева на источнике теплоснабжения. Также в расчет истца включен коммунальный ресурс, поставленный на общие нужды многоквартирного дома. Данные, отраженные в расчете ответчика, не подтверждены первичными документами. Ответчиком применен тариф, установленный для потребителей коммунальных услуг, в то время как по условиям договора теплоснабжения, спорные отношения возникли в отношении поставки тепловой энергии исполнителю коммунальной услуги. Разница в размере платы за тепловую энергию, определенной исходя из данных общедомового прибора учета и начисленной гражданам зависит от первоначальной температуры поставленного теплоносителя, то есть, от окружающей температуры. Общедомовые приборы учеты определяют количество тепловой энергии, поставленной как на отопление, так и для обогрева горячей воды. Также ОДПУ фиксирует количество тепловой энергии, поставленной для обогрева нежилых помещений, не являющихся общим имуществом многоквартирного дома.
Ответчиком представлен новый расчет неправомерно начисленной истцом стоимости поставленной тепловой энергии, а также потерь тепловой энергии.
Истцом представлены разъяснения по сверке расчетов с ответчиком, в которых указано на то, что в суд первой инстанции ответчиком контррасчет не представлялся, возражений не заявлено. Первичные расчеты в обоснование позиции ответчика не представлены. Определение количества потребленной тепловой энергии не по данным приборов учета противоречит положениям действующих нормативных актов. Истец не располагает показаниями приборов индивидуального учета потребителей. Тарифы для населения, установленные в руб./Гкал уже включают в себя стоимость теплоносителя. Также истец сослался на ранее заявленные возражения по обоснованности расчета ответчика.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы. Представитель истца против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционный суд считает, что имеются основания для его отмены.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, между ПАО "ТГК N 1" (энергоснабжающая организация) и ООО "ЖКС N 2 Кировского района" (абонент) заключен договор теплоснабжения (в горячей воде) от 01.04.2008 N 9712 (с протоколом согласования разногласий от 09.07.2008, по условиям которого энергоснабжающая организация обеспечивает подачу абоненту через присоединенную сеть тепловой энергией в горячей воде от сети энергоснабжающей организации на ее границе, а абонент обязуется своевременно оплачивать принятую тепловую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим потребления энергии, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 2.1 договора энергоснабжающая организация обязуется обеспечить подачу абоненту тепловой энергии от сети энергоснабжающей организации на ее границе через присоединенную сеть для целей теплоснабжения жилых домов со встроенными помещениями.
Пунктом 4.1 договора установлено, что измерения и регистрация параметров теплоносителя, учет и расчет объемов потребления тепловой энергии производятся в соответствии с указаниями "Правил учета тепловой энергии и теплоносителя". При наличии у абонента приборов учета, допущенных в эксплуатацию энергоснабжающей организацией, абонент ежемесячно не позднее первого числа месяца, следующего за отчетным, представляет в энергоснабжающую организацию отчет о фактическом теплопотреблении установленной формы (пункт 4.4 договора). При отсутствии у абонента приборов учета, а также их неисправности свыше 15 суток в течение года (с момента допуска узла учета в эксплуатацию), расчет количества потребляемой тепловой энергии производится по фактическому теплоотпуску от источника теплоты пропорционально договорной нагрузке абонента с учетом отключения систем теплопотребления в расчетном периоде (пункт 4.9 договора).
В соответствии с пунктом 5.4 договора расчеты между энергоснабжающей организацией и абонентом за потребленную тепловую энергию производятся на основе тарифов, устанавливаемых органом государственной власти в области регулирования тарифов. Согласно пункта 5.5 договора в редакции дополнительного соглашения от 09.07.2008 абонент в срок до 20 числа расчетного (оплачиваемого) месяца производит в акцептном порядке оплату энергии, потребленной в первой половине расчетного месяца (1-15 число) на основании счета энергоснабжающей организации. Размер платежа за первую половину расчетного месяца соответствует 50% стоимости среднемесячного количества энергии величины потребления из расчета по тарифу, действующему на момент оплаты.
В соответствии с пунктом 5.6.1 договора и пунктами 2.2 - 2.5 дополнительного соглашения от 30.07.2008 Энергоснабжающая организация ежемесячно до 15 числа месяца, следующего за расчетным (оплачиваемым), выписывает и направляет в банк Абонента платежный документ, содержащий плату за потребленную в расчетном месяце энергию и приложенную к документу счет-фактуру, с указанием количества тепловой энергии, потребленной в расчетном месяце. Сумма платежного документа уменьшается на сумму произведенного платежа за первую половину расчетного месяца. Платежный документ, выставленный энергоснабжающей организацией, должен быть оплачен до 25 числа месяца, в котором выставлен платежный документ.
Согласно пункту 1 статьи 548 ГК РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
По положениям пункта 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
На основании пункта 1 статьи 541 ГК РФ энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Пунктом 1 статьи 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Подача абоненту через присоединенную сеть тепловой энергии и горячей воды осуществляется в целях оказания соответствующих коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном жилом доме, следовательно, эти отношения подпадают под действие жилищного законодательства (подпункт 10 пункта 1 статьи 4 ЖК РФ), положения которого в данном случае являются специальными по отношению к общим положениям ГК РФ, регулирующим правоотношения по приобретению тепловой энергии.
В этом случае в силу пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Приведенные законоположения в их системном истолковании в судебной практике рассматриваются как исключающие возложение на управляющую организацию - исполнителя коммунальных услуг в отношениях с ресурсоснабжающими организациями обязанностей по оплате коммунальных ресурсов в большем объеме, чем аналогичные коммунальные ресурсы подлежали бы оплате в случае получения гражданами - пользователями коммунальных услуг указанных ресурсов напрямую от ресурсоснабжающих организаций, минуя посредничество управляющей организации.
Таким образом, вопреки утверждению истца, условия оплаты тепловой энергии исполнителем коммунальной услуги и размер этой оплаты не может отличаться от условий и размера оплаты коммунальной услуги потребителем тепловой энергии.
Пунктами 47-49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, определено, что органы регулирования тарифов устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию.
Аналогичное требование об установлении двухкомпонентного тарифа на горячую воду в открытой системе теплоснабжения для теплоснабжающих организаций содержит пункт 87 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 N 1075.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 377-р ООО "ТГК-1" на 2016 год установлены тарифы:
1.1. Тариф на тепловую энергию в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
1.2. Тариф на тепловую энергию в размере 1541,78 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
1.3. Тариф в размере 92,51 руб./куб. м (с НДС) на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
С 01.07.2016 по 31.12.2016 на территории Санкт-Петербурга:
2.1. Тариф на тепловую энергию в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
2.2. Тариф на тепловую энергию в размере 1621,95 руб./Гкал (с НДС) для расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в открытой и закрытой централизованной системе горячего водоснабжения, предоставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
2.3. Тариф в размере 97,32 руб./куб. м (с НДС) на горячую воду, поставляемую гражданам, проживающим в многоквартирных домах с открытой и закрытой централизованной системой горячего водоснабжения, и для граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 27.11.2015 N 364-р ПАО "ТКГ-1" установлены тарифы в сфере теплоснабжения на территории Санкт-Петербурга на 2016 -2018 годы. В приложении N 5 к этому распоряжению (строка 3) на горячую воду (горячее водоснабжение), поставляемую в открытых системах теплоснабжения для населения, на первое полугодие 2016 года установлен тариф в размере 1541,78 руб./Гкал, а на второе полугодие 2016 года - 1621,95 руб./Гкал.
Таким образом, истцу, вопреки его утверждению, для населения на 2016 год был установлен однокомпонентный тариф, который включал в себя стоимость теплоносителя.
При этом, разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.
В соответствии с пунктом 26 названного приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяется по формуле, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) (формула 24 того же приложения).
Таким образом, количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения, независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения жилого дома.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 ЖК РФ, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия в данном случае не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qiп и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Соответствующая правовая позиция приведена Верховным Судом Российской Федерации в определении от 15.08.2017 по делу N 305-ЭС17-8232.
Из информационного письма Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 01.08.2014 N 01-14-2310/14-0-0 "Об оплате коммунальных услуг" следует в спорный период для граждан на территории Санкт-Петербурга действовал средневзвешенный тариф на горячую воду, рассчитанный исходя из среднего расчетного количества тепловой энергии, необходимого для приготовления 1 куб. м горячей воды: 0,06 Гкал./куб.м.
В пункте 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и постановлении Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется в соответствии с правилами коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя.
В то же время в отношении определения объема коммунальных ресурсов, поставленных в многоквартирные дома, действует специальное правовое регулирование, имеющее в силу статьи 4 ЖК РФ приоритет перед законодательством о теплоснабжении.
Согласно пункту 21 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (в редакции, относящейся к спорному периоду), объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
В совокупном объеме коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, выделяются объем коммунального ресурса, использованного для предоставления коммунальной услуги соответствующего вида собственникам и пользователям нежилых помещений, и объем потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, подлежащие оплате собственниками и пользователями нежилых помещений.
Горячая вода является одним из видов коммунального ресурса (пункт 2 Правил N 354), который используется для предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения.
В соответствии с абзацем первым пункта 42 Правил N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения N 2 к названным Правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, а именно: объем потребленного коммунального ресурса за месяц умножается на тариф за коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расход горячей воды в жилом помещении определяется по показаниям индивидуального прибора учета (куб. м в месяц). При отсутствии индивидуального прибора учета для определения расхода горячей воды в жилом помещении применяется такой показатель как норматив потребления горячей воды в куб. м в месяц на 1 человека (подпункт "б" пункта 7 постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг"). В пункте 7(1) названных Правил установлено, что при выборе единицы измерения нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме используется куб. м горячей воды на 1 кв. м общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, население, проживающее в жилом доме, оплачивает горячую воду исходя из объема коммунального ресурса, определенного в куб. м, и по тарифу, установленному Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга для оплаты одного куб. м горячей воды.
Следовательно, суммарный расход горячей воды за месяц исполнитель коммунальных услуг должен определять в куб. м по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета в многоквартирном доме и оплачивать его исходя из тарифа, установленного Комитетом для населения для оплаты одного куб. м горячей воды.
Именно такой контррасчет представлен в материалы дела ответчиком. Указанный расчет основан на показаниях ОДПУ, которые не оспариваются истцом и подтверждаются представленными в материалы дела расчетными документами. Доводы истца об отсутствии первичных документов, подтверждающих обоснованность контррасчета ответчика противоречат материалам дела.
ООО "ЖКС N 2 Кировского района" как исполнитель коммунальных услуг не имеет собственного экономического интереса в приобретении коммунального ресурса и фактически действует как посредник между потребителями коммунальных услуг и ресурсоснабжающей организацией. Исходя из статуса исполнителя коммунальных услуг, а также учитывая требования пункта 13 Правил N 354, предписывающего соблюдать требования правил предоставления коммунальных услуг в договорах ресурсоснабжения, ООО "ЖКС N2 Кировского района" должно оплачивать коммунальный ресурс в том объеме, в котором его должны оплатить в совокупности конечные потребители по установленным для них правилам. Законных оснований возлагать на ООО "ЖКС N2 Кировского района" плату коммунального ресурса в большем объеме не имеется.
Верность применения указанного выше порядка расчета установлена постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 29.03.2018 А56-43072/2017, принятого по спору с участием тех же сторон. Выводы, содержащиеся в указанном судебном акте, в силу положений статьи 69 АПК РФ, имеют преюдициальное значение в рамках данного дела.
Вне зависимости от установленного истцу тарифа на поставку тепловой энергии и общих положений ГК РФ об оплате тепловой энергии, обязательство исполняющей организации по ее оплате не может превышать соответствующего обязательства конечных потребителей жилого дома.
Отнесение превышения платы за коммунальную услугу горячего водоснабжения, возникающего в результате применения разных тарифов и методик расчета стоимости теплоносителя для обогрева воды при поставке теплоносителя исполнителю коммунальных услуг и оказанию коммунальной услуги горячего водоснабжения конечному потребителю на последнего при оплате им тепловой энергии, поставленной на нужды отопления противоречит приведенным выше положениям об определении обязательства по оплате тепловой энергии исходя из количества фактически потребленной энергии.
Расчет ответчика основан не на показаниях индивидуальных приборов учета конечных потребителей, а на подлежащем применению тарифе, таким образом, ссылка истца на отсутствие у него сведений о показаниях индивидуальных приборов учета не может быть принята.
Письмо Комитета по тарифам Санкт-Петербурга не является нормативным актом, и его исполнение не может противоречит приведенным выше императивным положениям действующих нормативных актов.
В силу положений статьи 168 АПК РФ, суд первой инстанции должен был верно квалифицировать правоотношения сторон вне зависимости от представленных возражений.
При этом истец, в силу части 1 статьи 65 АПК РФ, должен доказать заявленные требования также и по размеру. Поскольку истцом принят неверный тариф и порядок расчетов при определении суммы задолженности, предъявленной ко взысканию, заявленные требования не могут быть признаны обоснованными.
Ссылаясь на некорректность расчета ответчика, истец, тем не менее, не представил расчета обязательства ответчика, основанного на действующих нормативных актов, с учетом изложенного выше, между тем, как указано выше, бремя доказывания размера задолженности и ее наличия возлагается именно на истца. Также истцом не представлено доказательств наличия в многоквартирных домах нежилых помещений, в отношении которых, по мнению истца, ответчиком произведен неверный расчет стоимости поставленных коммунальных услуг по тарифам, установленным для населения.
При таких обстоятельствах, иск не подлежат удовлетворению. Решение суда первой инстанции следует отменить, в удовлетворении иска отказать.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат взысканию с истца в пользу ответчика.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 23.10.2017 по делу N А56-57271/2017 отменить. В иске отказать.
Взыскать с ПАО "Территориальная генерирующая компания N 1" в пользу ООО "Жилкомсервис N 2 Кировского района" 3000 руб. расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Фуркало |
Судьи |
Е.В. Савина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.