город Ростов-на-Дону |
|
28 сентября 2018 г. |
дело N А53-5501/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 сентября 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фахретдинова Т.Р.,
судей Глазуновой И.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ламбрианиди А.А.,
при участии: от истца: Беликова С.В. по доверенности от 16.01.2016,
от ответчика: Майсурадзе Л.К. по доверенности 31.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
акционерного общества "Теплокоммунэнерго"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2018 по делу N А53-5501/2018
по иску общества с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона"
к акционерному обществу "Теплокоммунэнерго"
о взыскании неосновательного обогащения,
принятое в составе судьи Губенко М.И.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальщик Дона" обратилось в суд с требованием к акционерному обществу "Теплокоммунэнерго" о взыскании неосновательного обогащения в размере 2 424 857,41 руб. (в т.ч. за период с мая по сентябрь 2015 года - 1 432 566,57 руб., с мая по сентябрь 2016 г. - 992 290,84 руб.), процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.07.2015 по 28.02.2018 в размере 455 426,33 руб., а также процентов за пользование чужими денежными средствами в размере ключевой ставки Банка России, действующей в день фактической оплаты, от невыплаченной в срок суммы за каждый день просрочки, начиная с 01.03.2018 по день фактической оплаты (уточненные требования с учетом корректировки расчета).
Решением суда от 28.06.2018 иск удовлетворен.
Ответчик обжаловал решение суда в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, просил решение отменить, в иске отказать.
Жалоба мотивирована следующим.
В связи с тем, что в условиях открытой системы горячего водоснабжения потребитель отбирает из сети часть химически очищенной горячей воды, в котельную возвращается значительно меньший её объем, нежели изначально подавался по подающему трубопроводу. Кроме того, при заполнении системы многоквартирного дома, химически очищенная горячая вода (теплоноситель) отдает часть содержащейся в ней тепловой энергии и охлаждается. Поэтому температура возвращенной воды значительно ниже нормативной температуры воды, поступившей в дом по подающему трубопроводу. Теплоснабжающей организации каждый раз необходимо восполнять объемы химически очищенной горячей воды, отобранной потребителем из сети, путем дозаполнения системы холодной подпиточной водой и её нагрева до температуры химически очищенной горячей воды в системе. При этом для нагрева подпиточной воды о тветчиком расходуется дополнительный объем тепловой энергии. Приборы учета не позволяют в автоматическом режиме учитывать количество тепловой энергии, израсходованной на донагрев подпитки при открытой системе теплоснабжения. обстоятельство недостаточности параметров, измеряемых спорными приборами, для определения полного объема теплопотребления был подтвержден и письменными доказательствами и данными в ходе судебного разбирательства пояснениями ответчика относительно особенностей ведения учета объема тепловой энергии в условиях функционирования открытой системы ГВС. Технические возможности приборов учета Истца (с тепловычислителями марок "ВКТ-7") не позволяют получать с котельной ответчика и фиксировать в базе данных тепловычислителя фактические ежесуточные значения температур подпиточной воды на источнике теплоэнергии. Их конструкция не предполагает получение таких данных с котельной в автоматическом режиме. В том случае, когда в тепловычислитель внесен параметр настройки ФТ=0, тепловычислитель рассчитывает не весь объем потребленного тепла, а только часть энергии по короткой формуле, которая не позволяет учесть количество тепла, потраченное на донагрев холодной подпиточной воды. Производители тепловычислителей подтвердили, что без последующей корректировки результатов вычислений невозможно достоверно определить количество отпущенной тепловой энергии, так как при расчете и по короткой, и по полной формуле измеряемых прибором параметров недостаточно для определения объема фактического потребления.
В целом доводы жалобы относительно невозможности учета прибором учета потребленной тепловой энергии основаны на выводах суда по делу N А53-14393/2017.
Также заявитель не согласился с выводом суда о том, что затраты тепловой энергии на донагрев холодной подпиточной воды в условиях функционирования открытой системы ГВС заложены в тариф. Принцип работы открытой системы ГВС заключается в том, что в результате отбора потребителями теплоносителя из сети по обратному трубопроводу на источник тепловой энергии возвращается значительно меньший объем воды, нежели был изначально поставлен по подающему трубопроводу. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 108 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам Российской Федерации от 13.06.2013 N 760-э, расчет тарифов на тепловую энергию (мощность), отпускаемую от источника тепловой энергии, основывается на полном возврате теплоносителя на источник тепловой энергии.
При этом данными Методическими указаниями не предусмотрен отдельный порядок расчета тарифов на тепловую энергию в зависимости от системы теплоснабжения. Таким образом, в тарифах на тепловую энергию не учитываются расходы на водоподготовку (т.е. донагрев подпиточной воды) при не возврате потребителями теплоносителя на источник тепловой энергии, а также на заполнение и подпитку сетей потребителей. Из представленных в материалы дела тарифных смет за период 2015-2016 годы, очевидно, что статья затрат организации - "потери тепловой энергии, возникающие в связи с отбором потребителем из сети теплоносителя" отсутствует. Единственным видом теплопотерь, которые учитываются при установлении тарифов, являются нормативные потери. При этом учитываемые нормативные потери являются сетевыми, т.е. возникают при транспортировке теплоэнергии по теплосетям. Величины нормативных потерь утверждаются приказом Минэнерго на каждый очередной год. Методическими указаниями N 760-э и Основами ценообразования N 1075 не предусмотрено включение расходов теплоснабжающей организации на компенсацию потерь тепловой энергии, возникающих в связи с отбором потребителями из сети теплоносителя, в тариф на тепловую энергию.
В отзыве на апелляционную жалобу истец возражал против ее удовлетворения.
В судебном заседании стороны свои позиции по делу поддержали.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.11.2013 компания (теплоснабжающая организация) и общество (абонент) заключили договор теплоснабжения N 204/2, N 1/16 от 01.01.2015, по которому энергоснабжающая организация обязалась подавать абоненту тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду, а абонент - принимать и оплачивать их. В соответствии с разделом 5 договора учет тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды осуществляется по показаниям общедомовых приборов учета, а при их отсутствии или выходе из строя - в соответствии с действующим законодательством.
Многоквартирные дома, находящиеся в управлении общества имеют открытую систему водоснабжения и оборудованы общедомовыми приборами учета.
Ежемесячно к отчетам о суточных параметрах теплопотребления общедомовых приборов учета (УУТЭ) ответчик производит доначисление за тепловую энергию по нагреву горячей воды от температуры холодной воды до температуры в обратном трубопроводе (акты корректировки объемов тепловой энергии по отчетам УУТЭ помесячно представлены в материалы дела).
Между сторонами договора возникли разногласия в части правомерности корректировки по доначислению объемов тепловой энергии по горячему водоснабжению (ГВС).
По мнению истца, переплата за неправомерно начисленный расход теплоносителя на нагрев холодной воды до температуры воды в обратном трубопроводе 2 424 857,41 руб. (в т.ч. за период с мая по сентябрь 2015 года -1 432 566,57 руб., с мая по сентябрь 2016 г. 992 290,84 руб.), что послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с иском.
Суд первой инстанции руководствовался следующим.
Согласно статье 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Общество, будучи управляющей организацией и абонентом, приобретает тепловую энергию, теплоноситель и горячую воду для оказания коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Правоотношения по определению объема коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3 (1) и 3 (2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 38 Правил N 354 (в редакции от 14.02.2015) в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, общий объем поставленной в многоквартирный дом электроэнергии должен соответствовать объему, зафиксированному общедомовым прибором учета. Общество должно приобретать коммунальный ресурс (в частности, горячую воду) у компании по тарифам, установленным для населения (граждан). Общество (исполнитель коммунальных услуг) лишено возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за горячее водоснабжение сверх объема, определенного приборами учета.
Как видно из материалов дела, ответчик в спорный период предъявил к оплате обществу количество тепловой энергии на горячее водоснабжение, превышающее показания приборов учета, ссылаясь на то, что система горячего водоснабжения открытая.
Судом установлено, что в многоквартирных домах теплоснабжение и поставка горячей воды осуществляется от двухтрубной тепловой магистрали (одна труба отопление, другая горячая вода, а также обратка по каждой из труб). Тепловые пункты встроены в здание и присоединены к двум трубам тепловых сетей по зависимой схеме с открытым водозабором. Для получения горячей воды нужной температуры производится ее смешивание в разной пропорции непосредственно из подающего и обратного трубопроводов тепловой сети, нагрев воды с использованием тепловой энергии не производится. Общедомовой узел учета оснащен средствами измерения тепловой энергии - расходомерами, установленными на вводе подающего трубопровода и на трубопроводе системы горячего водоснабжения.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), установлено, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Тарифы на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды, определяемые как произведение количества тепловой энергии, необходимого для нагрева кубического метра холодной воды до определенной температуры и тарифа на тепловую энергию, установленного в соответствии с Основами ценообразования в отношении энергии.
Соответственно возражения заявителя, сводящиеся к тому, что теплоснабжающей организации каждый раз необходимо восполнять объемы химически очищенной горячей воды, отобранной потребителем из сети, в тарифах на тепловую энергию не учитываются расходы на водоподготовку (т.е. донагрев подпиточной воды) при не возврате потребителями теплоносителя на источник тепловой энергии, не могут быть приняты.
Расход ресурса на ГВС приборами учета фиксируется, тариф на горячую воду включают в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды.
Следовательно, объем дозаполнения системы ввиду расходования ресурса на ГВС в полном объеме учитывается и компенсирован тарифом ГВС, поскольку объем дозаполнения системы, за исключением сетевых потерь, равен объему потребления горячей воды, тариф на которую, в свою очередь, состоит из стоимости кубического метра холодной воды и расходов на подогрев воды.
Пунктом 5.1 договора установлено, что учет и расчет тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды производится в соответствии с действующем законодательством РФ.
Поскольку ответчик не доказал неисправность прибора либо недостаточность измеряемых прибором параметров, у суда отсутствуют основания для применения в спорный период приборно-расчетного метода, иск подлежит удовлетворению.
Апелляционный суд поддерживает вышеуказанную позицию суда первой инстанции и также отмечает следующее.
В соответствии с пунктами 1, 5, 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребители тепловой энергии приобретают теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. Местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации. Параметры качества теплоснабжения и ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения определяются сторонами в договоре теплоснабжения.
Количественные и качественные характеристики поставленного теплоносителя фиксируются в точке учета средствами коммерческого учета (статьи 2, 19 Закона о теплоснабжении).
Таким образом, приоритет отдается законодательством осуществлению учета поставляемых коммунальных ресурсов с помощью приборов учета.
При этом Федеральный закон "О теплоснабжении" определяет случаи осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем и относит к ним отсутствие в точках учета приборов учета, неисправность приборов учета, нарушения установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (часть 3 статьи 19).
Исчисление ответчиком объемов потребления спорного ресурса расчетным способом, при наличии узлов учета, неработоспособность которых не доказана, не может быть признано обоснованным.
В силу положений статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации наличие прибора учета, принятого в эксплуатацию в установленном законодательством порядке, исключает применение расчетного метода определения объемов тепловой энергии, в том числе использование ориентировочных объемов теплопотребления, которые предусматривались договором до установки прибора учета. В связи с этим доводы ответчика об обратном противоречат положениям статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также статье 19 Федерального закона от 27.07.2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Ответчик при расчетах с истцом при проведении расчетов объемов потребленной тепловой энергии многоквартирным домом применяет приборно-расчетный метод на основании Постановления Правительства РФ N 1034 от 18.11.2013 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (Далее Правила 1034) и методики, осуществления коммерческого учета тепловой, энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр.
Управляющая организация, являясь исполнителем коммунальных услуг в многоквартирном доме, приобретает у ресурсоснабжающей организации коммунальные ресурсы не для перепродажи, а для предоставления соответствующей. коммунальной услуги потребителям и оплачивают потребленный в таком многоквартирном доме объем коммунального ресурса из платежей, поступивших от потребителей за коммунальную услугу.
Согласно решению Верховного суда Российской Федерации от 08.0.2012 г. N АКПИ12-604, в рамках Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.2.2012 N 124 (далее - Правила N 124) управляющая организация, товарищество: или кооператив, не являются хозяйствующими субъектами с самостоятельными экономическими, интересами, отличными от интересов жильцов как непосредственных потребителей коммунальных услуг. Данные организации осуществляют деятельность по предоставлению коммунальных услуг на. основании договора управления многоквартирным домом и оплачивают объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, только из поступивших платежей потребителей: При таком положении размер платы за коммунальный ресурс по договору ресурсоснабжения должен быть равен размеру платы за коммунальную услугу,. оплачиваемую всеми потребителями. коммунальных услуг.
Подпунктом "а" пункта 21 Правил N 124 определено, что объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
При открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения) в случае если узел учета тепловой энергии многоквартирного дома оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, учитывающим общий объем (количество) тепловой энергии, потребленной на нужды отопления и горячего водоснабжения, для определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в соответствии с положениями абзацев второго и третьего настоящего пункта объем (количество) тепловой энергии, потребленной за расчетный период на нужды отопления, в течение отопительного периода определяется как разность объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, определенного по показаниям коллективного (общедомового): прибора учета тепловой энергии, которым оборудован. многоквартирный дом, и произведения объема (количества) потребленной за расчетный период тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению,, определенного исходя из норматива расхода тепловой энергии, использованной на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и объема. (количества) горячей воды, потребленной в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома и на общедомовые нужды.
При таких обстоятельствах применение формулы Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 17.03.2014 N 99/пр, влечет исключение порядка расчета установленного, требованиями Правил N 354.
Аналогичная позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 20.09.2016 по делу N А12-36973/2015.
Осуществление коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем допускается в следующих случаях: отсутствие в точках учета приборов учета; неисправность приборов учета; нарушение установленных договором теплоснабжения сроков представления показаний приборов учета, являющихся собственностью потребителя (п.З ст. 19 ФЗ N 190 "О теплоснабжении").
Таким образом, порядок расчета между Управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией не по показаниям УУТЭ ограничен законом. Расчет отпущенного (потребленного) количества тепловой энергии и горячей воды, поставленный в зависимость от модификации тепловычислителя и произведенный по формулам Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом N 99/пр от 17.03.2014 Министерства строительства и жилищно- коммунального хозяйства Российской Федерации, не является допустимым и не подлежит применению при расчете объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома.
Указанное также подтверждается Решением Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 07.04.2017 г. по рассмотрению дела N 2206/2 о нарушении антимонопольного законодательства ООО "Ростовские тепловые сети".
Ранее вышеуказанная правовая позиция также применена судами в рамках спора между теми же сторонами по делу N А53-3243/2016.
В постановлении от 30.11.2017 по делу N А53-3243/2016 кассационный суд, поддерживая судебные акты нижестоящих инстанций об удовлетворении исковых требований ООО "Коммунальщик Дона" к АО "Теплокоммунэнерго" по аналогичным основаниям, исходил из следующего.
Правоотношения по определению объема коммунальных услуг в жилых домах регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации, Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), и Правилами, обязательными при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами для целей оказания коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124).
В соответствии с пунктом 42(1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к данным Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно пункту 38 Правил N 354 (в редакции от 14.02.2015) в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Правил N 124 объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета).
Таким образом, общий объем поставленной в многоквартирный дом электроэнергии должен соответствовать объему, зафиксированному общедомовым прибором учета. Общество должно приобретать коммунальный ресурс (в частности, горячую воду) у компании по тарифам, установленным для населения (граждан). Общество (исполнитель коммунальных услуг) лишено возможности взимать с собственников помещений многоквартирных домов плату за горячее водоснабжение сверх объема, определенного приборами учета.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) централизованная система горячего водоснабжения представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения)) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (закрытая система горячего водоснабжения).
В силу пункта 9 статьи 32 Закона N 416-ФЗ тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 49 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Основы ценообразования), установлено, что тариф на горячую воду в открытой системе горячего водоснабжения (теплоснабжения) состоит из компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
Компонент на теплоноситель принимается равным тарифу на теплоноситель, установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
В случае если тариф на теплоноситель не установлен, то компонент на теплоноситель принимается равным стоимости 1 куб. метра воды, учитываемой при расчете тарифа на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Компонент на тепловую энергию принимается равным тарифу на тепловую энергию (мощность), установленному и применяемому в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения.
Региональная служба по тарифам Ростовской области постановлениями от 18.12.2013 N 68/9 на 2014 год и от 16.12.2014 N 82/38 на 2015 год установила компании двухкомпонентный тариф на горячую воду, поставляемую с использованием открытой системы горячего водоснабжения (компонент на холодную воду установлен в руб./куб. м, на тепловую энергию - руб./Гкал).
Ответчик не доказал неисправность прибора учета, соответствие которого необходимым требованиям проверялось им при принятии прибора в эксплуатацию, и не обосновал невозможность включения в тарифы тех расходов, которые связаны с технологией производства энергии и горячей воды, в том числе донагревом теплоносителя, возвращающегося от потребителей.
Ссылка заявителя жалобы на необходимость применения к спорным правоотношениям Правил N 1034 кассационным судом также отклонена с учетом того, что в рассматриваемом споре конечными потребителями тепловой энергии являются граждане, горячее водоснабжение осуществляется в отношении жилых домов, поэтому спорные правоотношения регулируются в первую очередь нормами жилищного законодательства и Правил N 354
Пунктом 5 договора теплоснабжения от 22.11.2013 предусмотрено определение количества потребляемой энергии прибором учета. Поскольку ответчик не доказал неисправность прибора либо недостаточность измеряемых прибором параметров, суды правильно указали на отсутствие оснований для применения в спорный период приборно-расчетного метода и удовлетворили иск.
Определением ВС РФ от 20.03.2018 отказано в передаче кассационной жалобы АО "Теплокоммунэнерго" по делу N А53-3243/2016 для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Различия фактических обстоятельств в рамках настоящего дела и дела N А53-3243/2016 заключаются лишь в периоде взыскания и количестве МКД. Иные обстоятельства дел являются тождественными.
Несмотря на ранее изложенную правовую позицию по аналогичному спору между теми же сторонами о том, что расчет отпущенного (потребленного) количества тепловой энергии и горячей воды, поставленный в зависимость от модификации тепловычислителя и произведенный по формулам Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом N 99/пр от 17.03.2014 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не является допустимым и не подлежит применению при расчете объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, о том, что к спорным правоотношениям Правила N 1034 не применимы, АО "Теплокоммунэнерго" настаивает на применении приборно-расчетного метода исходя из Правил N 1034, Приказа N 99/пр от 17.03.2014.
При этом ответчик ссылается на судебные акты по делу N А53-14393/2017.
Вместе с тем, ссылка на судебные акты по указанному делу не обоснована.
В рамках дела N А53-14393/2017 апелляционный суд, прейдя к выводу о невозможности применения правовой позиции судов по делу N А53-3243/2016, исходил из различий в системах теплоснабжения.
Так, апелляционным судом в рамках дела N А53-14393/2017 отмечено, что правовая позиция, сформулированная судом округа при рассмотрении спора по делу N А53-3243/16, неприменима при рассмотрении дела N А53-14393/2017, поскольку при рассмотрении спора делу N А53-3243/16 суд исходил из того, что в многоквартирном доме теплоснабжение и поставка горячей воды осуществляется от двухтрубной тепловой магистрали (одна труба отопление, другая горячая вода, а также обратка по каждой из труб). Тепловые пункты встроены в здание и присоединены к двум трубам тепловых сетей по зависимой схеме с открытым водозабором. Для получения горячей воды нужной температуры производится ее смешивание в разной пропорции непосредственно из подающего и обратного трубопроводов тепловой сети, нагрев воды с использованием тепловой энергии не производится. Общедомовой узел учета оснащен средствами измерения тепловой энергии - расходомерами, установленными на вводе подающего трубопровода и на трубопроводе системы горячего водоснабжения.
В спорных многоквартирных домах по ул. Борко, 10 и Евдокимова, 37а теплоснабжение и горячее водоснабжение осуществляется по системе, при которой теплоноситель подается систему отопления многоквартирных домов, из которой потребитель отбирает часть теплоносителя на нужды горячего водоснабжения, в результате чего в котельную возвращается меньший объем воды, нежели подается по подающему трубопроводу после заполнения системы отопления.
В рамках настоящего дела N А53-3243/2016 судом установлено и ответчиком не опровергнуто, что в многоквартирных домах теплоснабжение и поставка горячей воды осуществляется от двухтрубной тепловой магистрали (одна труба отопление, другая горячая вода, а также обратка по каждой из труб). Тепловые пункты встроены в здание и присоединены к двум трубам тепловых сетей по зависимой схеме с открытым водозабором. Для получения горячей воды нужной температуры производится ее смешивание в разной пропорции непосредственно из подающего и обратного трубопроводов тепловой сети, нагрев воды с использованием тепловой энергии не производится. Общедомовой узел учета оснащен средствами измерения тепловой энергии - расходомерами, установленными на вводе подающего трубопровода и на трубопроводе системы горячего водоснабжения.
Ссылки заявителя на судебные акты по делу N А53-14393/2017 заявлены вопреки данному обстоятельству.
Заявленное ответчиком ходатайство о назначении экспертизы не подлежит удовлетворению, с учетом оснований отказа в удовлетворении исковых требований, а именно того, что расчет отпущенного (потребленного) количества тепловой энергии и горячей воды, поставленный в зависимость от модификации тепловычислителя и произведенный по формулам Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденной Приказом N 99/пр от 17.03.2014 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, не является допустимым и не подлежит применению при расчете объема коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирные дома, о том, что к спорным правоотношениям Правила N 1034 не применимы.
Также результаты экспертизы не могут иметь значения с учетом того, что объем ресурса на дозаполнение системы компенсирован тарифом на ГВС включающим в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды. По сути, объем ресурса необходимого на дозаполнение системы ввиду отбора воды на ГВС (за исключением сетевых потерь) равен объему ресурса отобранного для ГВС, а тариф на ГВС, как и указано судом первой инстанции, включает в себя стоимость кубического метра холодной воды и расходы на подогрев воды.
Представленными самим ответчиком постановлениями Региональной службы по тарифам Ростовской области (т. 4 л.д. 68-79) подтверждается факт установления тарифа на горячую воду, включающего в себя компонент на теплоноситель и компонент на тепловую энергию.
Учет ресурса потребленного на ГВС осуществляется, поскольку расходомеры установлены на трубопроводах систем горячего водоснабжения.
Ссылки заявителя на письма производителей приборов учета, сводящиеся к тому, что прибор учета не учитывает объем тепловой энергии необходимой для подогрева объема воды направленной на дозаполнения системы ввиду отбора ее на ГВС, в силу вышеизложенного также не могут быть приняты.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции допущено не было.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а понесенные по ней судебные расходы распределяются в соответствии с нормами статьи 110 АПК РФ.
Вопрос о возврате с депозитного счета суда денежных средств, внесенных ответчиком в счет обеспечения оплаты экспертизы, может быть разрешен после представления оригинала соответствующего заявления с печатью ответчика, указанием реквизитов счета для перечисления денежных средств, номера платежного поручения и суммы денежных средств подлежащих возврату.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
в удовлетворении ходатайства ответчика о назначении экспертизы отказать.
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 28.06.2018 по делу N А53-5501/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Т.Р. Фахретдинов |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.