г. Самара |
|
28 сентября 2018 г. |
Дело N А49-12606/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 28 сентября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бажана П.В.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рахматуллиной А.Н.,
с участием:
от заявителя - Емелькина Н.С., доверенность N 91 от 01 ноября 2018 года,
от ответчика - не явился, извещён,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" в лице филиала в городе Пенза на решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 мая 2018 года по делу N А49-12606/2017 (судья Стрелкова Е.А.),
по заявлению акционерного общества "Эр-Телеком Холдинг" (ОГРН 1065902028620, ИНН 5902202276) в лице филиала в городе Пенза, город Пенза,
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (ОГРН 1045803007139, ИНН 5836013227), город Пенза,
об оспаривании предписания,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Эр-Телеком Холдинг" в лифе филиала в городе Пенза (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Пензенской области (далее - ответчик, управление) о признании незаконным предписания об устранении выявленного нарушения от 28.07.2017 г. N П-58/3/63-нд/127712/1/9, которым обществу предписано в срок до 23.11.2017 г. устранить нарушение обязательных требований абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 07.07.2003 г. N 126-ФЗ "О связи" (далее - Федеральный закон "О связи"), п. 4 Российской системы и плана нумерации, утв. приказом Министерства информационных технологий и связи РФ от 17.11.2006 г. N 142 (далее - Российская система и план нумерации), п.п. "а" п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. N 1342 (далее - Правила оказания услуг телефонной связи), п. 5 лицензионных требований лицензии N 127712 на оказание услуг местной телефонной связи.
Решением суда от 14.05.2018 г. в удовлетворении заявления обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, о чем просил в судебном заседании и представитель общества.
Управление, апелляционную жалобу отклонило, по основаниям, приведенным в отзыве, приобщенном к материалам дела, и просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей управления, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя общества, оценив в совокупности, имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель зарегистрирован 22.03.2006 г., запись в Единый государственный реестр юридических лиц внесена за основным государственным регистрационным номером 1065902028620, и имеет филиалы в городах РоФ, в том числе в г. Пенза (т. 1 л.д. 60 - 140), а в соответствии с уставом общество осуществляет деятельность по предоставлению услуг связи.
Заявитель имеет лицензию N 127712 от 19.04.2015 г. на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа и лицензию N 127772 от 19.04.2015 г. на оказание услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (т. 2 л.д. 2 - 13).
На основании приказа от 20.06.2017 г. N 63-нд управлением проведена плановая выездная проверка общества, по результатам которой составлен акт проверки от 28.07.2017 г. N А-58/3/63-нд/72, в котором отражены выявленные в результате проверки нарушения, в частности, нарушение обязательных требований абз. 1 и 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", п. 4 Российской системы и плана нумерации, п.п. "а" п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи, п. 5 лицензионных требований лицензии N127712 на оказание услуг местной телефонной связи.
Нарушение выразилось в использовании десятичного знака "7", являющегося кодом страны РФ и расположенного в составе номера сети телефонной связи на месте нахождения кода страны, в качестве идентификатора выбора абонентом услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и возникновения у оператора связи обязанности предоставить данную услугу связи (т. 2 л.д. 30 - 34).
В адрес общества выдано предписание об устранении выявленного нарушения N П-58/3/63-нд/127712/1/9 от 28.07.2017 г., которым ему предписано в срок до 23.11.2017 г. устранить допущенное нарушение (т. 1 л.д. 14 - 15).
Полагая, что предписание вынесено с нарушением законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд с вышеуказанным заявлением.
Исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 198 и 200 АПК РФ ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на находящихся под юрисдикцией РФ территориях, полномочия органов государственной власти в области связи, а также права и обязанности лиц, участвующих в деятельности в области связи или пользующихся услугами связи, установлены нормами Федерального закона "О связи".
Статьёй 26 Федерального закона "О связи" установлено, что регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Правительством РФ определяется порядок распределения и использования ресурсов нумерации единой сети электросвязи РФ, в том числе российских сегментов международных сетей связи, с учётом рекомендаций международных организаций, участником которых является РФ, в соответствии с российской системой и планом нумерации.
Нумерация - это цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) её узловых или оконечных элементов (п.п. 9 ст. 2 Федерального закона "О связи").
Ресурс нумерации - совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи (п.п. 23 ст. 2 Федерального закона "О связи").
В соответствии с п. 5.2.10 Положения и Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 02.07.2008 г. N 418, Минкомсвязь России наделено полномочиями по принятию акта о российской системе и плане нумерации.
С 25.07.2017 г. Российская система и план нумерации утверждены приказом Минкомсвязи России от 25.04.2017 г. N 205, а до этого действовали Российская система и план нумерации, утв. приказом Минкомсвязи России от 17.11.2006 г. N 142.
Согласно положениям указанных нормативных правовых актов российская система нумерации устанавливает требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинаций таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) её узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи.
Российский план нумерации, входящий в седьмую зону всемирной нумерации, устанавливает назначение кодов и ресурса нумерации за зонами нумерации, сетями связи и услугами электросвязи.
Для идентификации оконечных элементов телефонных сетей связи используются комбинации цифровых обозначений: код страны (Кс) состоит из комбинации от одной до трёх цифр (РФ, Кс=7); коды зоны нумерации: АВС - для географически определяемой зоны нумерации, DEF - для географически не определяемой зоны нумерации, состоят из комбинации трёх цифр.
Зоновый телефонный номер () - 7 цифр.
Местный телефонный номер может включать от трёх до семи или десять цифр и совпадать по значности с зоновым, национальным (значащим) телефонным номером или быть более коротким.
В соответствии с руководящими указаниями Международного союза электросвязи присвоенным номером РФ является цифра "7".
Обязанность оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг связи и в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации возложена на общество п.п. "а" п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи и п. 5 лицензионных требований лицензии N 127712.
Проверкой управления установлено, что общество оказывает услуги телефонной связи с нарушением приведённых выше норм законодательства, которое состоит в следующем.
В описании предоставляемой обществом услуги связи "Домашний телефон "ДОМ.ru" (т. 2 л.д. 57 - 61) указано, что для получения услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и установления абонентом исходящего соединения по сети передачи данных (сеанс связи) абонент должен осуществить набор по следующим правилам: "7", далее набор кода зоны нумерации (или кода оператора сотовой связи) вызываемого абонента, далее набор абонентского номера вызываемого абонента.
Набор абонентом "7" является подтверждением выбора абонентом заказываемой им услуги по передаче данных для целей передачи голосовой информации и возникновения у оператора связи обязанности предоставить данную услугу связи.
Для получения услуг внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и установления абонентом соответствующей услуги телефонной связи абонент должен осуществить набор по следующим правилам: "8", далее набор кода зоны нумерации (или кода оператора сотовой связи) вызываемого абонента, далее набор абонентского номера вызываемого абонента.
Набор абонентом "8" является подтверждением выбора абонентом заказываемой им услуги внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи и возникновения у оператора связи обязанности предоставить доступ к данным услугам связи (при условии, что абонент при подписании договора и /или заказа выразил согласие на доступ к данным услугам), если иное не предусмотрено договором и /или настоящим описанием.
Маршрутизацию вызова, осуществлённого описанным выше способом, в сеть передачи данных осуществляет АТС (РТУ), являющаяся основным элементом сети местной телефонной связи данного оператора, посредством анализа цифр абонентского номера, набираемого абонентом.
В ходе проверки должностными лицами управления были произведены контрольные вызовы по сети телефонной связи и по сети передачи данных общества, которые оформлены протоколами проведения контрольных наборов.
Для проведения контрольных мероприятий обществом было представлено, в том числе, оконечное абонентское оборудование (телефонные аппараты), идентифицированные абонентскими номерами 8412997001, 8412998931, входящими в ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации единой сети электросвязи РФ, выделенными обществу для целей оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на территории Пензенской области.
При осуществлении контрольных мероприятий с телефонного аппарата с абонентским номером 8412998931 абонентского номера 8412997001 с использованием цифры "7" (78412997001), т.е. при выполнении действий по получению услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации в соответствии с описанием услуги связи "Домашний телефон "ДОМ.ru", соединение между телефонными аппаратами было установлено. Аналогичные соединения были установлены между иным абонентским оконечным оборудованием, подключённым к сети местной телефонной связи (т. 2 л.д. 51 - 54).
По результатам анализа контрольных мероприятий должностными лицами управления было составлено заключение N 3-127712-58-03/021 от 28.07.2017 г., в котором сделан вывод о нарушении обществом п. 5 условий осуществления деятельности в соответствии с лицензией N 127712 на оказание услуг местной телефонной связи.
Такой вывод сделан должностными лицами управления на основании того, что телефонный аппарат (абонентский терминал), на котором осуществляется набор префикса "7", и АТС, принимающая и обрабатывающая при вызове указанный префикс, являются элементами сети местной телефонной связи, в связи с чем должны выполняться требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений или комбинациям таких обозначений, в том числе к кодам, предназначенным для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) её узловых или оконечных элементов, а также требования к использованию таких обозначений в сочетании с индикаторами, позволяющими осуществить выбор различных форматов номера, операторов связи или услуг связи, установленные Российской системой нумерации (т. 2 л.д. 35 - 50).
Доводы заявителя о том, что управление неверно квалифицировало вид услуг связи и установило нарушение положений нормативных актов, не подлежащих применению, поскольку общество оказывает две самостоятельные услуги связи: услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, а также услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, которые реализуются на разных сооружениях связи, при этом, по мнения заявителя, управление ошибочно провело проверку соответствия оказания услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации требованиям, установленным для регулирования услуг телефонной связи, допустив при этом нарушение установленных административным регламентом процедур проведения контрольных мероприятий; посредством набора "7" абонент заказывает, а оператор предоставляет услугу связи по передаче данных, на которую не распространяются требования Российской системы и плана нумерации, правомерно отклонены судом по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ГОСТ Р 53728-2009 "Национальный стандарт РФ. Качество услуги "передача данных". Показатели качества", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1192-ст от 15.12.2009 г., передача данных: перенос данных в виде двоичных сигналов из одного пункта в другой средствами электросвязи, как правило, для последующей обработки средствами вычислительной техники (п. 3.1).
Данные: это информация, представленная в виде, подходящем для автоматической обработки ее автоматическими средствами при возможном участии человека (п. 3.2).
Сеть передачи данных (сеть данных): совокупность узлов и каналов электросвязи, специально созданная для организации связей между определенными точками с целью обеспечения передачи данных между ними (п. 3.3).
Услуга передачи данных (услуга службы передачи данных): деятельность оператора (операторов) связи по приему и передаче данных (п. 3.5).
Оконечное оборудование данных, ООД: оконечное оборудование, являющееся источником данных или получателем данных, или тем и другим (например, ЭВМ). ООД не входит в состав сети передачи данных. В роли ООД могут выступать также серверы телеслужб, присоединенные к сети передачи данных или к каналам передачи данных, организованным на неспециализированной сети электросвязи (п. 3.6).
Согласно п. 2 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утв. постановлением Правительства РФ N 32 от 23.01.2006 г. (далее - Правила оказания услуг связи по передаче данных), в целях регулирования отношений при оказании услуг по передаче данных используются следующие понятия: абонент - пользователь услугами связи по передаче данных, с которым заключен договор об оказании услуг связи по передаче данных при выделении для этих целей уникального кода идентификации; пакет информации - сообщение электросвязи, которое передается по сети передачи данных и в составе которого присутствуют данные, необходимые для его коммутации узлом связи; протокол передачи данных - формализованный набор требований к структуре пакетов информации и алгоритму обмена пакетами информации между устройствами сети передачи данных; соединение по сети передачи данных (сеанс связи) - установленное в результате вызова или предварительно установленное взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
В соответствии с ГОСТ Р53727-2009 "Национальный стандарт РФ. Качество услуги "местная телефонная связь". Показатели качества", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 1191-ст от 15.12.2009 г., телефонное соединение: установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию (п. 3.3).
Услуга телефонной связи: деятельность исполнителя (оператора связи) по удовлетворению путем установления телефонного соединения потребности пользователя услуг связи в обмене телефонными сообщениями (п. 3.5).
Пользовательское оборудование (оконечное оборудование): технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи по линиям связи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей (п. 3.9).
Вызов: действия, совершаемые абонентом или пользователем услуг телефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи (п. 3.11).
В соответствии с п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи при регулировании отношений в области оказания телефонной связи используются следующие понятия: абонент - пользователь услуг телефонной связи, с которым заключен договор об оказании услуг телефонной связи при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации; абонентский номер - телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем; вызов - действия, совершаемые абонентом или пользователем услуг телефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услуг телефонной связи или с оконечным элементом сети телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи; телефонный номер - последовательность десятичных цифр, соответствующая требованиям, установленным в российской системе и плане нумерации или в международном плане нумерации электросвязи общего пользования, содержащая информацию, необходимую для совершения вызова в сети телефонной связи; телефонное соединение - установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услуг телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
Из приведенных норм следует, что для обеспечения сеанса связи по сети передачи данных в целях передачи голосовой информации необходимо наличие соответствующего оконечного оборудования, способного преобразовать информацию в соответствующий формат, подходящий для автоматической обработки ее узлами и каналами электросвязи, которому выделен для этих целей уникальный код идентификации, подключенного к линии связи, соединенной с сетями передачи данных.
Сеанс телефонной связи - это соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети телефонной связи.
Исходя из положений п. 1 Российской системы и плана нумерации, утв. приказом Роскомнадзора N 205 от 25.04.2014 г. (вступивших в законную силу 25.07.2017 г.), требования к структуре цифровых, буквенных, символьных обозначений и комбинациям таких обозначений установлены в целях однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов.
При проведении контрольных мероприятий использовалось оконечное абонентское оборудование (телефонные аппараты), предназначенные, по сообщению общества, для оказания услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
В качестве идентификаторов данному абонентскому оборудованию обществом присвоены абонентские телефонные номера 8412997001, 8412998931, входящие в ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации РФ. Эти номера были выделены обществу решением Федерального агентства связи N 118023 от 13.05.2015 г. (т. 2 л.д. 55) для целей оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на территории Пензенской области в соответствии с лицензией N 127712 от 19.04.2015 г.
Из представленных обществом в ходе проведения проверки объяснений следует, что маршрутизацию вызова в сеть передачи данных осуществляет АТС (РТУ) посредством анализа цифр абонентского номера, набираемого абонентом, то есть точкой разграничения между услугами телефонной связи и услугами связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации является оборудование АТС (РТУ) (т. 2 л.д. 62 - 69).
Комплекс оборудования АТС (РТУ) введен в эксплуатацию как узел сети местной телефонной связи Общества, предназначен для оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в соответствии с лицензией N 127712 от 19.04.2015 г. (т. 2 л.д. 56, 80 - 83).
Ссылки общества на то, что данный комплекс оборудования был введен в эксплуатацию в составе сети передачи данных на основании акта N 1-2016-ПЕН от 15.12.2016 г., правильно отклонены судом, поскольку опровергаются материалам дела.
Как видно из представленной самим обществом при проверке схем маршрутизации вызовов при оказании услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, оборудование, введенное в эксплуатацию в декабре 2016 г., не задействовано в представленной схеме.
Таким образом, телефонные аппараты (абонентский терминал), на котором при проведении проверки осуществлялся набор префикса "7", и АТС, принимающая и обрабатывающая при вызове данный префикс, являются элементами сети местной телефонной связи, вызов был завершен также на оборудовании телефонной сети, т.е. вызов инициирован и завершен на абонентском оборудовании, подключенном к сети местной телефонной связи.
С учётом изложенного, эти услуги правильно квалифицированы управлением как услуги местной телефонной связи, при оказании которых должны соблюдаться условия лицензии N 127712 от 19.04.2015 г. на оказание услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в том числе, требования, установленные Российской системой нумерации.
Сеть передачи данных используется в рассматриваемом случае для пропуска трафика при оказании услуг телефонной связи между АТС, что не противоречит действующему законодательству о связи, но не позволяет однозначно квалифицировать оказываемые услуги в качестве самостоятельной услуги по передаче данных, при том условии, что вызов начинается и завершается на абонентском оконечном оборудовании, предназначенном для получения услуг телефонной связи.
Использование обществом цифры "7", являющейся кодом страны РФ, в составе номера сети телефонной связи на месте нахождения кода страны является нарушением ч. 1 ст. 46 Федерального закона "О связи", Российской системы и плана нумерации, п.п. "а" п. 24 Правил оказания услуг телефонной связи, п. 5 лицензионных условий лицензии N 127712.
Этот факт установлен решением суда от 27.10.2017 г. по делу N А49-11887/2017, которое оставлено без изменения постановлением апелляционной инстанции от 26.12.2017 г. и вступило в законную силу (т. 3 л.д. 8 - 13, 32 - 37).
В силу положений ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные данным решением, имеют для настоящего дела преюдициальное значение и не доказываются вновь при рассмотрении настоящего дела.
Оспариваемое предписание выдано по результатам проведения плановой выездной проверки общества.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ) в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством РФ, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Следовательно, управление правильно выдало обществу предписание об устранении нарушения, выявленного в ходе плановой выездной проверки.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу, что предписание соответствует требованиям законодательства, фактическим обстоятельствам дела и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что ответчик неверно квалифицировал вид оказываемой заявителем услуги связи, вследствие чего необоснованно применил нормы, регулирующие порядок оказания услуг местной телефонной связи к услугам связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, отклоняется апелляционным судом по следующим основаниям.
В описании услуги связи "Домашний телефон "Дом.ru", предоставленном заявителем в рамках плановой выездной проверки, проводившейся в период с 03 по 28.07.2017 г., приведены следующие последовательности действий для получения услуг: для получения услуг внутризоновой, междугородной, международной телефонной связи абонент должен осуществить набор по следующим правилам: "8", далее набор кода зоны нумерации вызываемого абонента (или кода оператора сотовой связи), далее набор абонентского номера вызываемого абонента; для получения услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации и установления абонентом исходящего соединения по сети передачи данных (сеанс связи) абонент должен осуществить набор по следующим правилам: "7", далее набор кода зоны нумерации вызываемого абонента (или кода оператора сотовой связи), далее набор абонентского номера вызываемого абонента.
Иных алгоритмов получения услуги по передачи данных для целей передачи голосовой информации заявителем не предусмотрено.
Таким образом, действия абонента при получении обеих услуг идентичны (за исключением значения префикса).
На основании абз. 4 п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. N 1342, абонентский номер - телефонный номер, однозначно определяющий (идентифицирующий) оконечный элемент сети связи или подключенную к сети подвижной связи абонентскую станцию (абонентское устройство) с установленным в ней (в нем) идентификационным модулем.
В соответствий с п. 4 Российской системы и плана нумерации, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25.04.2017 г. N 205, комбинация цифровых обозначений, используемая для идентификации оконечных элементов телефонных сетей связи в РФ включает в себя код страны - 1 цифра, код зоны нумерации - 3 цифры, зоновый или местный телефонный номер - 7-10 цифр.
В соответствии с п. 6, 8 Российской системы и плана нумерации, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25.04.2017 г. N 205, последовательность, состоящая из кода зоны нумерации и зонового номера образует национальный (значащий) телефонный номер, однозначно определяющий оконечный элемент сети местной телефонной связи или сети подвижной связи в пределах территории РФ.
Таким образом, изложенный заявителем алгоритм действий для получения услуг телефонной связи и услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации предполагает набор национального (значащего) телефонного номера и, как следствие, в обоих случаях соединение может быть установлено только с оконечным (абонентским) оборудованием сети местной телефонной связи или сети подвижной связи.
Вместе с тем, указанный факт был подтверждён в ходе проведения 13.07.2017 г. контрольных вызовов по сети телефонной связи и сети передачи данных заявителя.
При осуществлении соединений, заявителем, кроме прочего, было предоставлено оконечное абонентское оборудование (телефонные аппараты), с помощью которого, по утверждению указанного лица, оказываются услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации (телефонные аппараты Cisco IPPhone 303). В качестве идентификаторов указанному абонентскому оборудованию заявителем, были присвоены абонентские номера 8412997001, 8412998931, входящие в ресурс нумерации географически определяемой зоны нумерации единой сети электросвязи РФ.
Данные номера были выделены заявителю, на основании решения Федерального агентства связи N 118023 от 13.05.2015 г. для целей оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа на территории Пензенской области, в соответствии с лицензией N 127712 от 19.04.2015 г.
При осуществлении набора с телефонного аппарата, имевшего абонентский номер 8412998931 абонентского номера 8412997001 с использованием цифры 7 (78412997001), т.е. при получении, по утверждению заявителя, услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, соединение с рядом находящимся телефонным аппаратом было успешно установлено.
В соответствии с п. 28 Правил оказания услуг связи по передаче данных, утв. постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 г. N 32, при заключении договора на оказание услуг по передаче данных (в том числе услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации) в качестве уникального кода идентификации не допускается выделение номера из ресурса нумерации географически определяемой или географически не определяемой зоны нумераций.
Вместе с тем, при оказании "услуг связи по передачи данных для целей передачи голосовой информации", заявителем фактически используется выделенная ему на основании решения Федерального агентства связи N 118023 от 13.05.2015 г. нумерация из ресурса нумерации географически определяемой зоны нумерации.
Кроме того, согласно сведениям, предоставленным оператором связи ПАО "Ростелеком" (вх. N 5747/58 от 11.10.2017 г.), оконечное абонентское оборудование, имеющее телефонные номера 88412945541, 88412499379, 8412936513, на которые осуществлялись контрольные вызовы, является телефонными аппаратами.
В соответствии с п. 3.5 Национального стандарта РФ "Качество услуги "передача данных", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1192-ст услугой передачи данных (услуга службы передачи данных) является деятельность оператора (операторов) связи по приему и передаче данных.
На основании п. 3.1 указанного Национального стандарта, под передачей данных понимается перенос данных в виде двоичных сигналов из одного пункта в другой средствами электросвязи, как правило, для последующей обработки средствами вычислительной техники.
В соответствии с п. 3.5 Национального стандарта РФ "Качество услуги "местная телефонная связь", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1191-ст, услугой телефонной связи является деятельность исполнителя (оператора связи) по удовлетворению путем установления телефонного соединения потребности пользователя услуг связи в обмене телефонными сообщениями.
Пунктом 3.3 Национального стандарта РФ "Качество услуги "местная телефонная связь", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1191-ст определено, что телефонное соединение - это установленное в результате вызова взаимодействие между средствами связи, позволяющее абоненту и (или) пользователю услугами телефонной связи передавать и (или) принимать голосовую и (или) неголосовую информацию.
На основании п. 3.1.1 указанного Национального стандарта, под вызовом понимаются действия, совершаемые абонентом или пользователем услуг телефонной связи в целях установления соединения своего пользовательского (оконечного) оборудования с пользовательским (оконечным) оборудованием другого абонента или пользователя услугами телефонной связи, и совокупность операций, порождаемых этими действиями в сети электросвязи.
В соответствии с абз. 6, 17 п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. N 1342: местным телефонным соединением является телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения внутризоновым телефонным соединением является телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же субъекта РФ, или телефонное соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи, и пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети подвижной связи, когда соответствующему абоненту этой сети подвижной связи выделен абонентский номер, входящий в ресурс географически не определяемой зоны нумерации, закрепленный за тем же субъектом РФ.
Исходя из указанных положений Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. N 1342, Национального стандарта РФ "Качество услуги "местная телефонная связь", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1191-с, Национального стандарта РФ "Качество услуги "передача данных", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1192-ст, вид соединения по сети электросвязи определяется не набором какого-либо префикса или форматом набираемой последовательности цифр, а исключительно типом задействованного при установлении данного соединения оборудования.
Согласно схемам и пояснениям, предоставленным в исх. N ПНЗ-02-05/701-3 от 03.07.2017 г., сигнал от оконечного (абонентского) оборудования, независимо от того, какая цифра 7 или 8 набрана абонентом при наборе абонентского телефонного номера, поступает на комплекс оборудования РТУ.
В соответствии с уведомлением о вводе в эксплуатацию, направленному заявителем в адрес ответчика (вх. N 3704/58 от 02.11.2015 г.) во исполнение п. 14 Требований к порядку ввода сетей электросвязи в эксплуатацию, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 26.08.2014 г. N 258, введенный в эксплуатацию комплекс оборудования РТУ предназначен для оказания услуг местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа, в соответствии с лицензией N 127712 от 19.04.2015 г.
Таким образом, применение оборудования РТУ в качестве узла местной телефонной связи для заявителя является единственным легальным способом использования данного оборудования на территории Пензенской области.
В соответствии со схемами организации сетей связи "Сеть местной телефонной связи ЗАО "Эр-Телеком Холдинг" в городе Пенза", и "Схема организации Городской универсальной телекоммуникационной сети АО "Эр-Телеком Холдинг" в городе Пенза. Сеть передачи данных", предоставленных заявителем, в рамках плановой выездной проверки, комплекс оборудования РТУ является составным элементом исключительно сети местной телефонной связи, не входя при этом в сеть передачи данных.
Таким образом, эксплуатирующийся им на территории Пензенской области комплекс оборудования РТУ (равно как и присоединенное к нему оконечное (абонентское) оборудование) не является составным элементом сети передачи данных и не предназначен для оказания услуг по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Кроме того, в соответствии с сертификатом N ОС-1-Г-0Г09 от 01.07.2014 г. на территории РФ комплекс оборудования РТУ сертифицирован для использования на сети связи общего пользования в качестве местной (городской) телефонной станции, а не какого-либо элемента сети передачи данных (сервера, коммутатора, и т.п.).
Как следует из схемы маршрутизации вызовов, при наборе абонентом префикса "7" (рис. 4 исх. N ПНЗ-02-05/701-3 от 03.07.2017 г.), сеть передачи данных используется заявителем, на участке от собственной местной АТС (комплекс оборудование РТУ) до АТС стороннего оператора связи (т.н. участке межстанционной связи).
При этом использование на участке межстанционной связи сети передачи данных никак не влияет на существо оказываемой услуги связи, не превращает услугу телефонной связи в услугу связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации, поскольку независимо от того, как организовано прохождение трафика между АТС, вызов начинается и завершается на абонентском оборудовании, подключенном к сети местной телефонной связи.
В соответствии п.п. 17 п. 2 Правил оказания услуг телефонной связи, утв. постановлением Правительства РФ от 09.12.2014 г. N 1342 определено, что соединение между пользовательским (оконечным) оборудованием, подключенным к сети местной телефонной связи и размещенным в пределах территории одного и того же муниципального района, городского поселения, сельского поселения, города федерального значения является местным телефонным соединением.
В данном случае услуга связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации не является самостоятельной услугой связи. Её следует рассматривать в качестве дополнительной услуги связи в том смысле, какой предусмотрен п. 2.4.1 Национального стандарта ГОСТ Р 53731-2009 "Качество услуг связи. Термины и определения", утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 г. N 1195-ст, в соответствии с которым дополнительной услугой электросвязи является любая услуга электросвязи, предоставляемая службой (или сетью) электросвязи в дополнение к ее основной (базовой) услуге (или услугам) электросвязи согласно явно выраженному запросу пользователя.
Исходя из изложенного заявитель, при оказании услуг связи (бренд "Домашний телефон ДОМ.РУ") обязан соблюдать требования Российской системы и плана нумерации, утв. приказом Министерства связи и массовых коммуникаций РФ от 25.04.2017 г. N 205, в том числе требования к структуре телефонного номера.
Доводы апелляционной жалобы о неисполнимости предписания, поскольку оно содержит ссылку на утративший законную силу нормативный правовой акт, отклоняются апелляционным судом по следующим основаниям.
Пунктом 3 приказа Минкомсвязи России от 25.04.2017 г. N 205 "Об утверждении и введении в действие российской системы и плана нумерации" признан не подлежащим применению приказ Министерства информационных технологий и связи РФ от 17.11.2006 г. N 142 "Об утверждении и введении в действие Российской системы и плана нумерации" с 25.07.2017 г.
Проверка деятельности общества проводилась управлением в период с 03 по 28.07.2017 г., то есть в проверяемый период действовал приказ от 17.11.2006 г. N 142 и управлением сделан правильный вывод о нарушении его положений действиями общества.
Вступивший в законную силу с 25.07.2017 г. приказ Минкомсвязи России от 25.04.2017 г. N 205 также устанавливает Российскую систему и план нумерации и предписывает соблюдение целевого назначения тех или иных цифровых символов.
Таким образом, в целях исполнения оспариваемого предписания для общества с введением в действие 25.07.2017 г. Российской системы и плана нумерации вместо Российской системы и плана нумерации от 17.11.2006 г. ничего не изменилось.
При этом в случае неясности предписания общество не лишено возможности обратиться в управление с заявлением о разъяснении порядка его исполнения.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции считает, что действия управления при проведении проверки соответствуют требованиями Федерального закона "О связи" и Федерального закона N 294-ФЗ, представленные суду доказательства не противоречат установленным на законодательном уровне требованиям, подтверждают факт допущенного обществом нарушения, и при получении доказательств нарушения прав проверяемого лица не допущено.
Указание общества в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции процессуальных положений отклоняется апелляционным судом, так как не отражение в решении суда всех доводов общества само по себе не привело к принятию неправильного по существу судебного акта, соответственно, не может служить обязательным основанием для его отмены или изменения.
Вышеизложенное в совокупности и взаимосвязи свидетельствует о том, что суд сделал правильный вывод об отказе обществу в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка общества на судебную практику является несостоятельной, поскольку не может рассматриваться как разъясняющая вопросы применения той или иной нормы права применительно к данному делу.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции, и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
Иных доводов, которые могли послужить основанием для отмены обжалуемого решения в соответствии со ст. 270 АПК РФ, из апелляционной жалобы не усматривается.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения ни норм материального права, ни норм процессуального права.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вместе с тем, обществом было заявлено ходатайство о зачете государственной пошлины в размере 3 000 руб. перечисленной по платежному поручению от 02.11.2017 г. N 3465 по делу N А49-11887/2017 в качестве оплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по настоящему делу.
Обществом в обоснование заявленного ходатайства представлены: оригиналы справки на возврат государственной пошлины от 27.12.2017 г. по делу N А49-11887/2017, платежное поручение от 02.11.2017 г. N 3465 на сумму 3 000 руб., и копия постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.12.2018 г.
Поскольку определением апелляционного суда от 13.08.2018 г., заявление общества о зачете государственной пошлины удовлетворено, и суд произвел зачет государственной пошлины, уплаченной платежным поручением N 3465 от 02.11.2017 г. по делу N А49-11887/2017, в счет оплаты государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по настоящему делу в размере 1 500 руб., а поэтому апелляционный суд считает необходимым возвратить обществу оставшуюся часть государственной пошлины в размере 1 500 руб., уплаченную платежным поручением N 3465 от 02.11.2017 г.
Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пензенской области от 14 мая 2018 года по делу N А49-12606/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить акционерному обществу "Эр-Телеком Холдинг" (ОГРН 1065902028620, ИНН 5902202276) в лице филиала в городе Пенза, город Пенза, из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 рублей, уплаченную платежным поручением от 02 ноября 2017 года N 3465.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
П.В. Бажан |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.