город Москва |
|
1 октября 2018 г. |
Дело N А40-85818/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яниной Е.Н.
судей: Верстовой М.Е., Петровой О.О.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Заболотним С.Н.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу СРО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЕЙ" на решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2018 года по делу N А40-85818/18, вынесенное судьей Кравчик О.А.
по иску Ассоциации "НОСТРОЙ" (ОГРН 1097799041482)
к СРО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЕЙ" (ОГРН 1097799018657)
о взыскании компенсационного фонда.
при участии в судебном заседании:
от истца - Дегтярев О.Ю., доверенность от 04.04.17;
от ответчика - Рябкова М.А., доверенность от 01.11.17г.
УСТАНОВИЛ:
Ассоциация "НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ СТРОИТЕЛЕЙ" (далее -НОСТРОЙ) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с иском к Союзу СРО "ОБИНЖ СТРОЙ" (далее - Союз СРО "ОБИНЖ СТРОЙ", Союз) о взыскании с целью зачисления на специальный банковский счет НОСТРОЙ средства компенсационного фонда в размере 5 053 700 154 руб. 04 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2018 года по делу N А40-85818/18 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, СРО "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИНЖЕНЕРОВ СТРОИТЕЛЕЙ" обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение суда первой инстанции отменить, отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неправильное определение размера средств компенсационного фонда, подлежащих взысканию с ответчика, требование истца не основано на законодательстве, значительная часть компенсационного фонда находится в банках-банкротах.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил ее удовлетворить.
В судебном заседании Девятого арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Заслушав представителей сторон, Исследовав доказательства, представленные в материалы дела, оценив их в совокупности и взаимной связи в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ, с учетом установленных обстоятельств по делу апелляционный суд считает доводы подателя жалобы необоснованными в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в период с 26.10.2009 по 03.11.2017 Союз СРО "ОБИНЖ СТРОЙ" являлся саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство.
НОСТРОЙ является Национальным объединением саморегулируемых организаций, основанных на членстве лиц, осуществляющих строительство.
В соответствии с ч. 1 ст. 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации национальные объединения саморегулируемых организаций являются общероссийскими негосударственными некоммерческими организациями, объединяющими саморегулируемые организации на основе обязательного членства, и создаются в форме ассоциации (союза).
Согласно п. 3 ч. 3 ст. 55.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации некоммерческая организация вправе приобрести статус саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, при условии соответствия некоммерческой организации следующим требованиям, в том числе наличие у некоммерческой организации компенсационного фонда возмещения вреда, сформированного в размере, установленном статьей 55.16 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации по обязательствам, возникшим вследствие причинения вреда личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания или сооружения, формирует компенсационный фонд возмещения вреда. Саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда несет солидарную ответственность по обязательствам своих членов, возникшим вследствие причинения вреда, в случаях, предусмотренных статьей 60 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 12 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд возмещения вреда на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) сто тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее в целях настоящей части - строительство), стоимость которого по одному договору не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
один миллион пятьсот тысяч рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
два миллиона рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
пять миллионов рублей в случае, если член саморегулируемой организации планирует осуществлять строительство, стоимость которого по одному договору составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В соответствии с ч. 13 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации минимальный размер взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств на одного члена саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, в зависимости от уровня ответственности члена саморегулируемой организации составляет:
1) двести тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает шестьдесят миллионов рублей (первый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
2) два миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает пятьсот миллионов рублей (второй уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
четыре миллиона пятьсот тысяч рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает три миллиарда рублей (третий уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
семь миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам не превышает десять миллиардов рублей (четвертый уровень ответственности члена саморегулируемой организации);
5) двадцать пять миллионов рублей в случае, если предельный размер обязательств по таким договорам составляет десять миллиардов рублей и более (пятый уровень ответственности члена саморегулируемой организации).
В силу ч. 3 ст. 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд возмещения вреда, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, а также освобождение члена саморегулируемой организации, подавшего заявление о намерении принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров, от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в случае, если саморегулируемой организацией принято решение о формировании такого компенсационного фонда. Не допускается уплата взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации в рассрочку или иным способом, исключающим единовременную уплату указанного взноса (взносов), а также уплата взноса (взносов) третьими лицами, не являющимися членами такой саморегулируемой организации, за исключением случая, предусмотренного частью 16 настоящей статьи.
Согласно ч. 15 ст. 55.6 Градостроительного кодекса Российской Федерации саморегулируемая организация в отношении каждого лица, принятого в члены саморегулируемой организации, ведет дело члена саморегулируемой организации.
На основании приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.11.2017 N СП-126 сведения об ответчике исключены из государственного реестра саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
01.11.2017 Союз СРО "ОБИНЖ СТРОЙ" представил в НОСТРОЙ в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, сведения о 11492 членов СРО для внесения в единый реестр членов СРО.
В указанных сведениях, на основании ст. 55.9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 1 ч. 2 ст. 7 и п. 4 ч. 3 ст. 7.1 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-Ф "О саморегулируемых организациях", содержалась информация о сумме взносов в компенсационный фонд, внесенных указанными 11 492 членами саморегулируемой организации, в общем размере 5 179 674 000 руб., из которых:
490 200 000 руб. - компенсационный фонд возмещения вреда,
429 600 000 руб. - компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств,
4 259 874 000 руб. - не распределено между фондами возмещения вреда и обеспечения договорных обязательств.
Ответчик, возражая против иска, а также в обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что размер компенсационного фонда составляет не 5 179 674 000 руб., а 4.622.000.000 руб.
Суд апелляционной инстанции по результатам оценки доказательств представленных в материалы дела, отклоняет данный довод ответчика, поскольку в данном случае размер компенсационного фонда в сумме 5.179.674 руб., подтвержден надлежащими доказательства, ранее представленными самим ответчиком истцу, за подписью соответствующего полномочного представителя ответчика, а довод о том, что размер компенсационного фонда составляет 4.622.000.000 руб. бесспорными надлежащими доказательствами в виде платежных поручений не подтвержден, данный размер выполнен ответчиком путем совершения арифметических действий исходя из количества организаций-членов и размера компенсационного фонда, который данные члены должны были оплатить при вступлении с СРО.
В адрес ответчика 22.11.2017 истцом направлено письмо N 03-02/1-10702/17 с требованием о необходимости перечислить средства компенсационного фонда на специальный банковский счет истца.
Союз СРО "ОБИНЖ СТРОЙ" перечислены на специальный счет НОСТРОЙ средства компенсационного фонда в размере 125 973 845 руб. 96 коп. (платежные поручения N 000014 от 30.11.2017 и N 000012 от 30.11.2017).
Таким образом, обязательство ответчика перед истцом не выполнено на сумму 5.053.700.154 руб. 04 коп., в связи с чем суд обоснованно взыскало данную сумму с ответчика в пользу истца, поскольку на момент разрешения спора по существу законных оснований для удержания данных денежных средств у ответчика не имеется.
Доводы апелляционной жалобы о нахождении значительной части денежных средств компенсационного фонда в банках банкротах повторяют позицию ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
Ответчиком указывалось на то, что сформированные ранее с 2009 года средства компенсационного фонда находятся в банках-банкротах и Союз не может перечислить указанные средства.
Судом первой инстанции правомерно указано, что Утрата средств компенсационного фонда СРО в кредитных организациях, признанных в установленном порядке несостоятельными (банкротами), и порядок восстановления таких средств компенсационных фондов не имеют специального четкого правового регулирования ни в статье 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ, на которую ссылается ответчик, ни в Градостроительном кодексе Российской Федерации.
Вопросы формирования имущества, в том числе денежных средств, имеющих особый правовой режим (например, компенсационных фондов некоммерческих организаций со статусом СРО), - это вопросы, прежде всего, гражданско-правового характера, и правоотношения по формированию, сохранению, расходованию и восстановлению компенсационных фондов СРО должны охватываться, в том числе нормами гражданского права.
Анализ статьи 55.4 и статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что компенсационные фонды формируются членами СРО как сумма взносов членов СРО в зависимости от выбранного уровня ответственности каждого члена, а также в Градостроительном кодексе Российской Федерации существует общая норма о порядке восстановления средств компенсационного фонда СРО вне зависимости от причин его утраты.
Согласно части 6 статьи 55.16 Градостроительного кодекса Российской Федерации при снижении размера компенсационного фонда возмещения вреда или размера компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств ниже минимального размера, определяемого в соответствии с настоящим Кодексом, лица, указанные в частях 7 - 9 настоящей статьи, в срок не более чем три месяца должны внести взносы в соответствующий компенсационный фонд в целях увеличения размера соответствующего компенсационного фонда в порядке и до размера, которые установлены внутренними документами СРО исходя из фактического количества членов такой саморегулируемой организации и уровня их ответственности по обязательствам.
Порядок восстановления компенсационного фонда, утраченного вследствие несостоятельности (банкротства) кредитной организации, в которой он был размещен, должен быть аналогичным порядку восстановления, при любом другом уменьшении компенсационного фонда ниже установленного уровня (постановление Арбитражного суда Московского округа от 13.09.2017 N Ф05-12442/2017 по делу N А40-35005/17).
Отзыв лицензии у кредитной организации не установлен в качестве основания прекращения обязательства СРО по перечислению компенсационного фонда на счет Национального объединения саморегулируемых организаций, членом которого являлась такая саморегулируемая организация, в полном объеме.
Довод ответчика о том, что, решениями арбитражного суда на ответчика возложена обязанность по перечислению на специальные счета региональных СРО средств внесенных членами Союза СРО "ОБИНЖ СТРОЙ" в качестве взноса в компенсационный фонд, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку доказательств фактического исполнения принятых судебных актом суду не представлено, а при их наличии таких доказательств они могут быть представлены в Службу судебных приставов-исполнителей на стадии исполнения судебного акта.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе не приведены документально обоснованные доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, принял судебный акт с соблюдением норм материального и процессуального права. Оснований для отмены решения по безусловным основаниям, не усматривается.
Выводы суда соответствуют содержанию имеющихся в деле доказательств, при оценке которых положения статей 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не нарушены.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения, апелляционным судом не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 11 июля 2018 года по делу N А40-85818/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа
Председательствующий судья |
Е.Н. Янина |
Судьи |
М.Е. Верстова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.