г. Челябинск |
|
01 октября 2018 г. |
Дело N А76-5771/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Костина В.Ю.,
судей Ивановой Н.А., Бояршиновой Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гариповой А.Ж., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Металлические решения" на решение Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2018 года по делу N А76-5771/2018 (судья Зайцев С.В.),
В заседании приняли участие представители:
Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району г. Челябинска - Гаврилов Илья Андреевич (доверенность N 05-1-05/000115 от 09.01.2018, служебное удостоверение N 061599), Панфилова Наталья Михайловна (доверенность N 05-1-05/000072 от 09.01.2018, служебное удостоверение N 060900);
Управления Федеральной налоговой службы по Челябинской области - Гаврилов Илья Андреевич (доверенность N 06-31/1/5 от 11.01.2018, служебное удостоверение N 061599).
Общество с ограниченной ответственностью "Металлические решения" (далее - заявитель, ООО "Металлические решения", Общество) обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы России по Советскому району г. Челябинска (далее - заинтересованное лицо, инспекция, налоговый орган) о признании незаконными действий по отказу в принятии налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2017 года, выраженных в ответе налогового органа от 13.11.2017.
В качестве третьего лица к участию в деле привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Челябинской области.
Решением Арбитражного суда Челябинской области от 11.05.2018 (резолютивная часть решения объявлена 03.05.2018) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель не согласился с указанным решением, обжаловав его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе общество просило решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В обоснование жалобы ссылается на незаконность оспоренных действий инспекции. Полагает, что налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации.
Обращает внимание на то, что в случае, если налоговый орган выявляет ошибки в декларациях, либо несоответствие отраженных в них сведений имеющимся в налоговом органе сведениям, об этом должно быть сообщено налогоплательщику с предложением представить соответствующие пояснения или достоверные сведения, однако этого инспекцией сделано не было.
Судом первой инстанции не был исследован вопрос о том, на основании каких документов внесены записи в ЕГРЮЛ о недостоверности сведений и подписаны ли эти документы уполномоченными лицами.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2018 рассмотрение дела отложено на 08.08.2018, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 рассмотрение дела отложено на 29.08.2018, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2018 рассмотрение дела отложено на 24.09.2018, в соответствии со статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с очередным ежегодным отпуском судьи Арямова А.А., произведена замена судьи Арямова А.А. на судью Бояршинову Е.В. (определение от 24.09.2018).
Объявлено, что в связи с заменой судьи рассмотрение дела начато с самого начала.
До начала судебного заседания ИФНС России по Советскому району г. Челябинска представила в арбитражный апелляционный суд отзыв на апелляционную жалобу, в котором отклонила доводы апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители налогового органа против удовлетворения апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Полагают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители общества с ограниченной ответственностью "Металлические решения", извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым руководствоваться следующим.
Как следует из материалов дела, ООО "Металлические решения", расположенное по адресу: 454053, г.Челябинск, Троицкий тракт, дом 19В, офис 222/2, зарегистрировано в качестве юридического лица 26.12.2016 межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области. Сведения о регистрации Общества внесены в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1167456143470 (л.д.14-20).
ООО "Металлические решения" по ТКС посредством специализированного оператора связи ЗАО "НТЦ СТЭК" 25.10.2017 направило в налоговый орган первичную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2017 года с применением усиленной квалифицированной подписи директора ООО "Металлические решения" Якупова В.А.
Поскольку в отношении Якупова В.А. на момент представления налоговой декларации в ЕГРЮЛ имелись недостоверные сведения о нем, как об учредителе и лице, имеющем право без доверенности действовать от имени ООО "Металлические решения", налоговый орган не принял указанную декларацию, так как она представлена неуполномоченным лицом.
Информация о недостоверности сведений на момент рассмотрения дела в суде не оспорена Обществом и не исключена регистрирующим органом из ЕГРЮЛ.
Обществу по ТКС направлено информационное сообщение от 13.11.2017 с объяснениями причин отказа в приеме налоговой декларации, которое получено ООО "Металлические решения" 13.11.2017, что подтверждается извещением о получении электронного документа.
Заявитель, считая действия инспекции, выразившиеся в отказе принять налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2017 года незаконными, обратился с жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением УФНС по Челябинской области N 16-07/000004 от 22.01.2018 о результатах рассмотрения жалобы ООО "Металлические решения", жалоба заявителя оставлена без удовлетворения.
Заявитель, считая действия налогового органа об отказе в приеме налоговой декларации незаконными, обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемые действия соответствуют действующему законодательству и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются ошибочными, поскольку не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
На основании ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как установлено частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Пунктом 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из изложенного следует, что для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 80 НК РФ, налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 3 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики, плательщики страховых взносов вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.
Налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, являющегося российской организацией и соответствующего требованиям, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по контролю и надзору в сфере налогов и сборов, если иной порядок представления информации, отнесенной к государственной тайне, не предусмотрен законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 4 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, и обязан проставить по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) на копии налоговой декларации (копии расчета) отметку о принятии и дату ее получения при получении налоговой декларации (расчета) на бумажном носителе либо передать налогоплательщику (плательщику сбора, плательщику страховых взносов, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронной форме - при получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.
Налогоплательщик (плательщик сбора, плательщика страховых взносов, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете) (пункт 5 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Налогового кодекса Российской Федерации).
Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н (далее - Административный регламент), где в пункте 28 указан перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, заявителем ООО "Металлические решения" 25.10.2017 представлена в налоговый орган в электронной форме налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2017 года, которая не была принята налоговым органом.
26.12.2016 в ЕГРЮЛ внесены сведения о создании ООО "Металлические решения".
Учредителями при создании Общества выступили Якупов Вадим Абузарович (директор Общества) и Парфильев Сергей Владимирович, место нахождения Общества заявлено по адресу: г.Челябинск, Троицкий тракт, дом 19 В, офис 222/2.
Межрайонной ИФНС России N 17 по Челябинской области (далее - регистрирующий орган) 27.06.2017 внесена в реестр запись за ГРМ 2177456853066 о недостоверности сведений об адресе ООО "Металлические решения".
Указанная запись внесена на основании заявления заинтересованного лица по форме N Р34002, представленного руководителем ООО "Каскад" (арендатор помещения по адресу: г.Челябинск, Троицкий тракт, дом 19В, офис 222/2) Похабовым А.Н.
Также ЕГРЮЛ содержит информацию о недостоверности сведений о руководителе и учредителе ООО "Металлические решения" Якупове В.А. Записи о недостоверности указанных сведений внесены регистрирующим органом 20.10.2017, ГРН 6177456296572, 6177456296561 на основании заявлений заинтересованного лица по форме N Р34002, представленных Межрайонной ИФНС России N 10 по Челябинской области.
На основании вышесказанного, налоговая инспекция пришла к выводу о том, что в налоговой декларации указаны недостоверные сведения в отношении руководителя и учредителя ООО "Металлические решения" Якупова В.А. и сведения об адресе ООО "Металлические решения".
Обществу по ТКС направлено информационное сообщение от 13.11.2017 с объяснениями причин отказа в приеме налоговой декларации.
Вместе с тем, в пункте 28 Административного регламента, на который ссылается в своем отказе инспекция, дан исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме налоговой отчетности.
К таким основаниям относятся:
1) отсутствие документов, удостоверяющих личность физического лица, или отказ физического лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы в случае представления налоговой декларации (расчета) непосредственно этим лицом;
2) отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия физического лица - уполномоченного представителя заявителя на представление налоговой декларации (расчета) или подтверждение достоверности и полноты сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), либо отказ указанного лица предъявить должностному лицу, предоставляющему государственную услугу, такие документы;
3) представление налоговой декларации (расчета) не по установленной форме (установленному формату);
4) отсутствие в налоговой декларации (расчете), представленной на бумажном носителе, подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации - заявителя (физического лица - заявителя или его представителя), уполномоченного подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), печати организации;
5) отсутствие усиленной квалифицированной электронной подписи руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) или несоответствие данных владельца квалифицированного сертификата данным руководителя (иного представителя - физического лица) организации-заявителя (физического лица - заявителя или его представителя) в налоговой декларации (расчете) в случае ее представления в электронной форме по ТКС;
6) представление налоговой декларации (расчета) в налоговый орган, в компетенцию которого не входит прием этой налоговой декларации (расчета).
Основание, которое предполагает, что декларация (расчет) содержит ошибки и не принята к обработке, не является причиной для отказа в приеме соответствующей налоговой декларации, поскольку отсутствует в пункте 28 Административного регламента.
Согласно пункту 194 Административного регламента должностное лицо, ответственное за предоставление государственной услуги, при приеме налоговой декларации (расчета) проверяет наличие оснований, указанных в пункте 28 настоящего Административного регламента, и правильность заполнения налоговой декларации (расчета) в соответствии с установленным порядком. В частности, проверяется наличие в налоговой декларации (расчете) следующих реквизитов:
1) для физического лица: фамилии, имени, отчества (при наличии);
2) для организации:
а) полного наименования организации (ее обособленного подразделения, при наличии его наименования);
б) ИНН, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом Российской Федерации;
в) вида документа: первичный (корректирующий);
г) наименования налогового органа;
д) подписей лиц, уполномоченных подтверждать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
При получении налоговой декларации (расчета) в электронной форме по ТКС не позднее четырех часов с момента ее получения должностное лицо, ответственное за прием налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, выполняет с использованием программного обеспечения налоговых органов следующие действия: 1) проверяет в налоговой декларации (расчете) подлинность усиленной квалифицированной электронной подписи заявителя; 2) формирует извещение о получении налоговой декларации (расчета) с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата), и отправляет его заявителю; 3) проверяет наличие оснований, указанных в пунктах 28 и 194 Административного регламента (пункт 213 Административного регламента.
В силу пункта 5 статьи 80 НК РФ налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию, подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации.
Согласно пункту 1 статьи 27 НК РФ законными представителями налогоплательщика-организации признаются лица, уполномоченные представлять указанную организацию на основании закона или ее учредительных документов.
Таким образом, налоговая декларация должна быть подписана либо лицом, исполняющим функции единоличного исполнительного органа (руководитель, генеральный директор), действующим на основании учредительных документов, либо иным уполномоченным лицом. Именно подпись этих лиц может гарантировать достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете), и, как следствие, придает данному документу статус налоговой декларации.
Как следует из материалов дела, представленная налоговая декларация по НДС подписана руководителем общества Якуповым В.А., статус которого в качестве директора ООО "Металлические решения" подтверждается сведениями из ЕГРЮЛ, однако указанные обстоятельства опровергнуты Якуповым В.А. в ходе налоговой проверки, доказательств подписания налоговой декларации иным, уполномоченным лицом не представлено.
Допрошенный в качестве свидетеля Якупов В.А., числившийся директором общества, свое отношение к деятельности общества отрицал.
Судебная коллегия отмечает, что протоколы допроса свидетелей не могут быть признаны достаточными доказательствами подписания заявления неуполномоченным лицом. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает факт подписания от имени директора ООО "Металлические решения" Якупова В.А апелляционной жалобы по настоящему делу и отсутствие возражений инспекции в отношении этого обстоятельства.
Однако, в силу прямого указания в абзаце 2 пункта 4 статьи 80 НК РФ налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета), представленной налогоплательщиком (плательщиком сборов, налоговым агентом) по установленной форме (установленному формату).
Ни налоговым законодательством, ни Административным регламентом для целей принятия налоговым органом налоговой отчетности не установлены такие полномочия как оценка достоверности подписи лица на налоговой декларации, установление реальности исполнения обязанностей руководителем юридического лица, иного лица, подписавшего декларацию.
Как указал Конституционный суд Российской Федерации в своем определении от 23.04.2015 N 736-О камеральная налоговая проверка квалифицирована как форма текущего документарного контроля, направленного на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения.
Таким образом, исходя из анализа норм действующего налогового законодательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что приведенные налоговым органом обстоятельства могли быть учтены при проведении в установленном порядке проверки достоверности сведений, содержащихся в налоговой декларации, но не могут служить основанием для отказа в принятии декларации.
С отзывом по делу инспекция представила копию протокола допроса Якупова В.А. от 08.08.2018, в соответствии с которым Якупов В.А. отрицает факт подписания рассматриваемого заявления в Арбитражный суд Челябинской области.
Однако, этот документ не может быть признан достаточным доказательством подписания заявления неуполномоченным лицом, что по существу признано и судом первой инстанции, рассмотревшим указанное заявление и не установившим предусмотренного пунктом 7 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для оставления заявления без рассмотрения. При этом, суд апелляционной инстанции учитывает факт подписания от имени директора ООО "Металлические решения" Якупова В.А. апелляционной жалобы по настоящему делу и отсутствие возражений инспекции в отношении этого обстоятельства.
Также, с пояснениями по делу налоговый орган представил заключение эксперта 07/32-18 от 06.08.2018, которым установлено, что подписи от имени Якупова В.А. в заявлениях о признании незаконными действия по отказу в принятии налоговой декларации от 24.05.2018, 27.02.2018 и подписи, изображения которых имеются в копиях апелляционных жалобах от 11.05.2018, 04.06.2018 подписанных от имени директора ООО "Металлические решения" Якупова В.А., выполнены не Якуповым Вадимом Абузаровичем, а другим лицом.
Однако, судебная коллегия не принимает ко вниманию данное доказательство на основании статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе по причине отсутствия предупреждения эксперта об уголовной ответственности.
Согласно абз. 2 пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 23 от 04.04.2014 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" ходатайство о проведении экспертизы в суде апелляционной инстанции рассматривается судом с учетом положений частей 2 и 3 статьи 268 АПК РФ, согласно которым дополнительные доказательства принимаются судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него (в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство о назначении экспертизы), и суд признает эти причины уважительными.
Апелляционный суд не нашел оснований для приобщения представленных документов к материалам дела, т.к. они получены после принятия обжалуемого решения, указанные документы не были и не могли быть оценены судом первой инстанции.
Налоговым органам предоставлен широкий спектр полномочий, которые позволяют им выявлять и пресекать налоговые нарушения, но в строго определенных и детально урегулированных Кодексом налоговых процедурах (камеральные и выездные проверки и другие мероприятия).
При этом факт недостоверность и неполнота сведений о ООО "Металлические решения", содержащихся в налоговой декларации, подлежит установлению в рамках проведения надлежащих мероприятий налогового контроля с принятием соответствующих решений, либо с применением уголовно процессуальных действий правоохранительными органами; вместе с тем, законодательство о налогах и сборах не содержит положений, которые позволяли бы налоговым органам в такой ситуации отказывать налогоплательщикам (налоговым агентам) в принятии налоговой отчетности.
На налоговый орган возложена обязанность по принятию от налогоплательщика деклараций, представленных по установленной форме. Отказ в принятии декларации возможен налоговым органом только по исчерпывающему перечню оснований, определенных Административным регламентом.
Апелляционная инстанция принимает во внимание, что деятельность налогового органа по реализации функции по принятию налоговой декларации, осуществляемая в рамках полномочий налогового органа, в силу положений статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" является государственной услугой, на которую распространяются требования вышеуказанного Федерального закона.
То, что функции по приему налоговой декларации являются государственной услугой, свидетельствует, в частности, наличие Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.
Соответственно, в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги.
Неправомерный отказ в принятии декларации нарушает указанное право заявителя. Так как прием деклараций является государственной услугой, в соответствии с регламентирующими ее стандартами, при отсутствии оснований, установленных пунктом 28 Административного регламента, соответствующим и своевременным ее оказанием будет являться только и исключительно выполнение действий, предусмотренных пунктом 215 Административного регламента, а именно в течение одного рабочего дня с момента получения налоговой декларации (расчета) осуществляется регистрация налоговой декларации; формируется квитанция о приеме с усиленной квалифицированной электронной подписью, позволяющей идентифицировать соответствующий налоговый орган (владельца квалифицированного сертификата); отправляется квитанция о приеме заявителю.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оснований для отказа в принятии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года у Инспекции не имелось, поскольку данный отказ препятствует реализации налогоплательщику возложенной на него обязанности по представлению налоговой декларации.
В соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться в том числе указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В связи с удовлетворением заявления и апелляционной жалобы, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уплаченная обществом при обращении в суд с заявлением госпошлина в сумме 3000 руб. (чек-ордер от 28.02.2018) подлежит возмещению за счет инспекции.
При обращении в суд с апелляционной жалобой заявителю предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины, в связи с чем, оснований для возмещение расходов заявителя в этой части не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 04.06.2017 по делу N А76-5771/2018 отменить.
Требования общества с ограниченной ответственностью "Металлические решения" удовлетворить.
Признать незаконными, как не соответствующие положениям Налогового кодекса Российской Федерации, действия Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска по отказу в принятии налоговой декларации общества с ограниченной ответственностью "Металлические решения" по налогу на добавленную стоимость за 3 квартал 2017 года, выраженных в ответе налогового органа от 13.11.2017
Обязать Инспекцию Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Челябинска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Металлические решения" в возмещение расходов по уплате госпошлины 3000 руб.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
В.Ю. Костин |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.