г. Вологда |
|
02 октября 2018 г. |
Дело N А66-4810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 сентября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 октября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
при участии от общества с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко" Громова Р.М. по доверенности от 15.03.2018 N 2, от Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области Фомина А.Н. по доверенности от 06.02.2018 N 4, Мельничук А.А. по доверенности от 18.05.2018, от правительства Тверской области Мельничук А.А. по доверенности от 30.07.2018 N 63,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко" на решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2018 года по делу N А66-4810/2018 (судья Романова Е.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко" (ОГРН 1026901603024, ИНН 6920007551; место нахождения: 171158, Тверская область, город Вышний Волочек, улица Парижской Коммуны, дом 43/49; далее - ООО "Старатель и Ко", общество) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Тверской области (ОГРН 1066950063905, ИНН 6950015221; место нахождения: 170042, город Тверь, улица Горького, дом 97; далее - министерство) о признании незаконным решения от 07.11.2017 N 596-пи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Тверской области, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области.
Решением Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2018 года по делу N А66-4810/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Старатель и Ко" с судебным актом не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой с учетом дополнений к ней просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права и на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела.
Министерство и правительство Тверской области в отзывах на жалобу с изложенными в ней доводами не согласились, просят решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области отзыв на апелляционную жалобу не представило, надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей общества, министерства и правительства Тверской области, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, обществу выдана лицензия серии ТВЕ N 56706 ТЭ на право пользования недрами для добычи валунно-гравийно-песчаного материала Северного участка месторождения "Октябрьское" площадью 322 га, расположенного южнее деревень Дуплево и Паньково и севернее деревень Кожино и Кузлово Вышневолоцкого района Тверской области, срок действия до 01.01.2015 (том 1, листы 14-21).
Министерством 21.11.2014 зарегистрировано изменение (дополнение) к указанной лицензии, согласно которому срок окончания действия лицензии продлен до 01 января 2022 года, при этом приложение 1 к лицензии изложено в новой редакции (том 1, листы 22-32).
Министерством в адрес общества направлено уведомление от 02.03.2017 N 2619-06 о том, что в период с 2012 года по 2016 года ООО "Старатель и Ко" в нарушение положений подпункта "е" пункта 4.1 и подпункта "е" пункта 4.2 Условий пользования недрами, являющимися приложением 1 к лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ (далее - Условия), не осуществляло добычу общераспространенного полезного ископаемого на предоставленном ему месторождении "Октябрьское".
При этом названным уведомлением общество предупреждено о том, что ему необходимо в трехмесячный срок приступить к добыче общераспространенного полезного ископаемого по указанной выше лицензии.
Уведомление от 02.03.2017 N 2619-06 получено обществом 10.03.2017, что подтверждается копией уведомления о вручении почтового отправления (том 1, лист78).
В ответ на указанное уведомление общество представило министерству обращение, в котором указало на невозможность разработки месторождения в виду отсутствия перевода земельного участка, в границах которого расположено месторождение, в категорию разрешенного для целей недропользования использования.
В ходе рассмотрения материалов о досрочном прекращении права пользования недрами Комиссией для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области установлено, что спорно месторождение расположено на землях лесного фонда, землях сельскохозяйственного назначения, землях запаса и землях нераспределенного фонда, на которых в соответствии с законодательством допускается пользование недрами.
При этом в отведенный трехмесячный срок выявленное министерством нарушение обществом не устранено.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе Комиссии от 28.09.2017 N 596-пи (том 1, листы 75-77).
В связи с изложенным министерством в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон N 2395-1, Закон о недрах) и с учетом протокола заседания Комиссии для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр местного значения на территории Тверской области от 28.09.2017 N 596-пи принято решение от 07.11.2017 N 596-пи о досрочном прекращении права пользования ООО "Старатель и Ко" участками недр местного значения в Тверской области по лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ (том 1, лист 74).
О принятом решении общество уведомлено письмом от 14.12.2017 N 16539-06 (том 1, лист 73).
Не согласившись с названным решением, общество оспорило его в судебном порядке.
При рассмотрении заявленного требования апелляционная инстанция исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ввиду изложенного, требование о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, может быть удовлетворено судом при одновременном наличии двух обстоятельств: оспариваемые решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы заявителя.
В соответствии со статьей 11 Закона N 2395-1 предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускаются только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством (статья 12 Закона о недрах).
Пунктом 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах закреплена обязанность недропользователя обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.
В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
Согласно части четвертой статьи 21 Закона о недрах, в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части 2 статьи 20 данного Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Пунктом 9.2 Условий, установлено, что существенные условия, несоблюдение которых в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона N 2395-1 влечет досрочное прекращение права пользования недрами, содержатся в пункте 4.1.
В рассматриваемом случае основанием для досрочного прекращения права пользования недрами явилось несоблюдение обществом положений подпункта "е" пункта 4.1 Условий, согласно которому общество обязано обеспечить среднегодовой уровень добычи полезного ископаемого в объеме 500 тыс. куб. м. Допускается отклонение годового объема добычи в большую или меньшую сторону в пределах 20 % от установленного.
То обстоятельство, что в период с 2012 года по 2016 год добыча общераспространенного полезного ископаемого на месторождении "Октябрьское" не осуществлялась, обществом не оспаривается.
Указанное также подтверждается и тем, что представленный обществом в рамках ежегодного предоставления статистической отчетности по вопросам добычи полезных ископаемых (формы 5-гр, 70-тп, 71-тп) отчет установленной формы, в графе движение балансовых запасов за отчетный период/добыча содержит показатели "0,0".
При этом, как и в суде первой инстанции в обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на наличие, по его мнению, объективных причин, препятствующих разработке месторождения, а именно отсутствие перевода земельного участка, в границах которого расположено месторождение, в категорию разрешенного для целей недропользования использования.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и ему дана надлежащая правовая оценка, с которой апелляционная коллегия соглашается.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - Закон о переводе) ходатайство о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение этого ходатайства
Согласно пункту 4.1 раздела 4 условий пользования недрами в обязанности недропользователя входит оформление в соответствии с земельным законодательством земельного участка в границах горного отвода.
Как установлено судом первой инстанции и не оспаривается заявителем, спорный земельный участок передан ООО "Старатель и Ко" по договору аренды. Контур и геометрические размеры месторождения недропользователем согласованы, при этом установленная лицензией обязанность оформить правоустанавливающие документы на землю пользователем недр не исполнена.
Представитель общества подтвердил, что с соответствующим заявлением в правительство Тверской области ООО "Старатель и Ко" не обращалось.
Исчерпывающих мер, направленных на исполнение Условий пользования недрами, общество не предприняло.
При этом тот факт, что общество приняло земельный участок, и осуществляло его пользование на протяжении длительного времени, свидетельствует о его воле сохранить силу сделки.
Довод подателя жалобы о том, что выполнение объемов добычи полезного ископаемого в размере, предусмотренном пунктом 3.1 Проекта разработки и рекультивации месторождения, а также пунктом 4.1 Условий пользования недрами, в данном случае невозможно в связи с отсутствием в указанном месторождении необходимого объема полезных ископаемых, подлежит отклонению.
Подпунктом "а" пункта 13 Положения о подготовке, согласования и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 (далее - Положение N 118) установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений общераспространенных полезных ископаемых включаются обоснованные варианты проектных решений, в том числе в отношении объема работ, сроков начала и завершения работ, порядка ввода эксплуатационных объектов в разработку.
Согласно подпункту "а" пункта 21 Положения N 118, проектная документация должна соответствовать условиям пользования недрами, установленным в лицензии на пользование недрами.
Согласно пункту 25 Положения N 118 подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
В рассматриваемом случае необходимых и достаточных мер по внесению соответствующих изменений в проектную документацию, в том числе, касающихся объемов необходимой добычи полезного ископаемого, обществом не принималось, что последним не отрицается.
Порядок принятия решения о досрочном прекращении права пользования участками недр Роснедрами или его территориальными органами детально регламентирован Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент)
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о соблюдении министерством порядка рассмотрения вопроса о досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ.
Довод подателя жалобы о несоблюдении министерством трехмесячного срока для вынесения оспариваемого решения от 07.11.2017 N 596-пи, подлежит отклонению, как противоречащий материалам дела.
При этом указанным Административным регламентом не предусмотрена обязанность уполномоченного органа проводить проверку устранения обществом выявленных нарушений.
Напротив, именно недропользователь, как лицо заинтересованное, самостоятельно должен по истечении указанного срока представить министерству доказательства устранения выявленного нарушения Условий пользования недрами.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение о прекращении права пользования участком недр, предоставленного на основании лицензии серии ТВЕ N 56706 ТЭ, является законным, соответствует положениям действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований общества.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, а лишь выражают несогласие с ними, направлены на переоценку уже исследованных и оцененных судом обстоятельств и материалов дела, поэтому отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании норм материального права применительно к установленным по делу обстоятельствам.
Вместе с тем несогласие общества с выраженной судом оценкой представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам не может являться основанием для отмены обжалуемого решения суда.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Тверской области от 04 июля 2018 года по делу N А66-4810/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Старатель и Ко" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.