г. Хабаровск |
|
01 октября 2018 г. |
А37-235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 октября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тихоненко А.А.
судей Дроздовой В.Г., Иноземцева И.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коковенко Д.С.
при участии в заседании:
от Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области - не явились;
от Общества с ограниченной ответственностью "Магаданстальизделия" - Тарасов С.А., представитель по доверенности от 27.11.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области
на решение от 13.06.2018
по делу N А37-235/2018
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Марчевской А.М.
по иску Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области (ОГРН 1024900958708, ИНН 4909062523)
к Обществу с ограниченной ответственностью "Магаданстальизделия" (ОГРН 1074910002386, ИНН 4909095374)
о взыскании 3 606 194 руб. 63 коп.
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области Министерство строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Магаданстальизделия" (далее - ООО "Магаданстальизделия", ответчик) (с учетом уточнения исковых требований, принятых судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - АПК РФ) о взыскании 3 606 194 руб. 63 коп., из которых:
- 3 541 716 руб. - неосновательное обогащение;
- 64 478 руб. 63 коп. - проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 26.12.2017 по 22.03.2018.
Решением суда от 13.06.2018 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение от 13.06.2018 и принять новый судебный акт об удовлетворении иска. В обоснование жалобы приводит доводы о том. что фактически застройщик не устанавливал временные здания и сооружения, следовательно, обязанность по оплате работ, которые фактически не выполнялись, у Министерства отсутствует.
Определением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2018 апелляционная жалоба принята к производству, судебное заседание назначено на 18.09.2018 на 15 часов 40 минут, информация об этом размещена публично на официальном сайте суда в сети интернет.
В судебном заседании представитель ответчика представил в материалы дела отзыв на жалобу, высказал возражения по жалобе, полагая ее необоснованно заявленной и не подлежащей удовлетворению судом апелляционной инстанции.
Истец, извещенный в соответствии с требованиями статей 121 - 123 АПК РФ, с учетом постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", в заседание суда своего представителя не направил, ходатайств не заявил.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статьи 156 АПК РФ в отсутствие заявителя жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 11.06.2016 на основании протокола рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе от 31.05.2016 N 2-02К-16 между Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области (государственный заказчик) и ООО "Магаданстальизделия" (застройщик) заключен государственный контракт N 10/1-2016 (в редакции дополнительных соглашений N N 1 - 8), согласно пунктам 1.1, 1.2 которого застройщик принял на себя обязательство выполнить собственными и/или привлеченными силами и средствами строительно-монтажные работы по объекту: "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" на основании переданной государственным заказчиком проектно-сметной документации по объекту, технического задания (приложение N 1 к контракту).
Заказчик, согласно пунктам 4.2, 4.8 контракта, принял на себя обязательства произвести приемку работ, выполненных застройщиком и принять от застройщика законченный строительством объект, а также произвести оплату выполненных работ по объекту в порядке, установленном разделом 2 контракта.
Календарные сроки выполнения работ установлены в пункте 3.1 контракта: срок начала выполнения работ установлен с момента заключения настоящего контракта, конечный срок выполнения работ - 31.12.2017.
Согласно пункту 2.2 контракта (в редакции дополнительного соглашения к нему от 08.09.2017 N 6) цена контракта составляет 825 396 247 руб., в том числе НДС - 125 907 902 руб. 08 коп.
Финансирование производится за счет средств федерального и областного бюджетов в соответствии с приложением N 2 к государственному контракту N 10/1-2016 (пункт 1.3 контракта в редакции дополнительного соглашения к нему от 02.12.2016 N 2).
Согласно пунктам 2.11, 2.12 контракта оплата выполненных работ государственным заказчиком производится в течение 90 календарных дней с момента предоставления застройщиком справки о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) за отчетный период в пределах лимита финансирования на соответствующий год.
Справка о стоимости выполненных работ (форма N КС-3) составляется на основании актов выполненных работ (форма N КС-2), подписанных обеими сторонами. Окончательный расчет производится в течение 60 календарных дней с момента подписания сторонами акта приёмки законченного строительством объекта (форма N КС-3) (пункт 2.13 контракта).
Как следует из положений пункта 2.4 контракта, в цену контракта включена стоимость всех затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость выполнения всех работ на объекте; затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование рабочих и строительной техники; транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых застройщиком и привлекаемыми им субподрядчиками; накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты, страхование строительных рисков, охрана объекта, затраты на временные здания и сооружения, удорожание работ в зимнее время, а также все налоги, действующие на момент заключения контракта; стоимость понесённых застройщиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи при строительстве, обслуживание, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки объекта и оборудования до сдачи объекта; иные затраты, сопряжённые со строительством и сдачей объекта.
Согласно сводному сметному расчету стоимости строительства в рамках исполнения государственного контракта N 10/1-2016, с учетом внесенных изменений в сметную документацию, являющемуся частью государственного контракта и приложением N 2 к дополнительному соглашению от 09.06.2017 N 5 к контракту, стороны предусмотрели затраты на временные здания и сооружения в процентах от сметной стоимости предусмотренных контрактом работ по итогам глав 1 - 7 - 1,8 %.
Цена контракта является твердой на весь период строительства объекта и может быть изменена исключительно в случаях, установленных действующим законодательством Российской Федерации, что оформляется сторонами дополнительным соглашением к контракту (пункт 2.5 контракта).
Порядок сдачи и приемки работ установлен в разделе 6 контракта.
Выполнение ответчиком в период действия контракта строительно-монтажных работ на объекте подтверждается подписанными сторонами без возражений актами выполненных работ унифицированной формы N КС-2, на основании которых были составлены и подписаны справки о стоимости выполненных работ унифицированной формы N КС-3.
На основании документов, подтверждающих факт выполнения работ, истцом осуществлялись платежи в счет оплаты цены контракта
Письмом от 02.11.2017 N 5674/025-21 Министерство направило в адрес ООО "Магаданстальизделия" требование передать государственному заказчику в срок до 17.11.2017 временные здания и сооружения объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" с предоставлением документов согласно текущему законодательству Российской Федерации или вернуть уплаченные денежные средства за временные здания и сооружения.
ООО "Магаданстальизделия" в письме от 07.11.2017 N 299 сообщило государственному заказчику о неправомерности данных требований, сославшись на обязанность заказчика возмещать расходы застройщика на временные здания и сооружения по установленной контрактом процентной норме.
Повторно письмом от 21.11.2017 N 5900/025-21 истец потребовал от ООО "Магаданстальизделия" передать государственному заказчику временные здания и сооружения объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" с предоставлением документов согласно текущему законодательству Российской Федерации или вернуть уплаченные денежные средства за временные здания и сооружения, установив срок до 30.11.2017.
24.11.2017 в письме N 325 застройщик сообщил государственному заказчику о том, что требования о передаче временных зданий и сооружений с предоставлением документов, либо расшифровок сумм затрат, либо о возврате денежных средств, затраченных на временные здания и сооружения, неправомерны и противоречат условиям государственного контракта N 10/1-2016, а также действующим нормативным документам. При этом ООО "Магаданстальизделия" сообщило о готовности к комиссионному осмотру и представлению к освидетельствованию помещений, складов и пр., относящегося к перечню приложений 2 ГСН и 7МДС.
Как указано в представлении Прокуратуры Магаданской области от 12.03.2018 N 7-37-2018 об устранении нарушений градостроительного, бюджетного законодательства при исполнении государственных контрактов и не оспаривается сторонами, акт приемки законченного строительством объекта "Магаданский областной онкологический диспансер с радиологическим корпусом на 20 коек. Радиологический корпус на 20 коек" унифицированной формы N КС-11 подписан Министерством строительства, ЖКХ и энергетики Магаданской области и ООО "Магаданстальизделия" 06.12.2017.
По состоянию на 06.12.2017 государственным заказчиком (Министерством) произведена оплата застройщику (ООО "Магаданстальизделия") работ по контракту в общей сумме 789 534 682 руб. 45 коп.
Письмом от 18.12. 2017 N 6492/025-21 Министерство уведомило ответчика о том, что комиссионный осмотр, на который ответчик был приглашен (письмо от 27.11.2017 N 6098/025-21), состоялся 28.11.2017 в 14:45. Были осмотрены временные сооружения и обустроенные существующие помещения для обслуживания работников строительства, которые относятся к реконструкции онкологического диспансера по государственному контракту от 25.07.2017 N 10/2017. Временные здания и сооружения радиологического корпуса по государственному контракту от 11.06.2016 N 10/1-2016 представлены не были и осмотру не подвергались.
22.12.2017 Министерство по акту приема-передачи передало государственному бюджетному учреждению здравоохранения "Магаданский областной онкологический диспансер" исполнительную документацию, полученную от ООО "Магаданстальизделия".
25.12.2017 ответчику вручена претензия Министерства от 22.12.2017 N 6590/025-6 с требованием в срок, не превышающий 15 календарных дней с момента получения указанной претензии, выплатить государственному заказчику излишне полученные в рамках контракта денежные средства в сумме 3 337 037 руб. при отсутствии документального подтверждения несения застройщиком затрат на возведение временных зданий и сооружений. В указанной претензии содержалось также предупреждение о том, что в случае ее неудовлетворения, государственный заказчик будет вынужден обратиться в арбитражный суд, в том числе с требованием о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Поскольку указанная претензия оставлена ответчиком без ответа и без удовлетворения, истец обратился с настоящим иском в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований, суд первой инстанции руководствовался следующим.
Правоотношения, возникшие между сторонами, регулируются положениями параграфа 1 "Общие положения о подряде", параграфа 3 "Строительный подряд" главы 37 "Подряд" Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), общими положениями об обязательствах, Федеральным законом Российской Федерации от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), условиями контракта.
По государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 768 ГК РФ к отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
По договору строительного подряда подрядчик обязуется в установленный договором срок построить по заданию заказчика определенный объект либо выполнить иные строительные работы, а заказчик обязуется создать подрядчику необходимые условия для выполнения работ, принять результат и уплатить обусловленную цену (статья 740 ГК РФ).
Договор строительного подряда заключается на строительство или реконструкцию предприятия, здания (в том числе жилого дома), сооружения или иного объекта, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимся объектом работ. Правила о договоре строительного подряда применяются также к работам по капитальному ремонту зданий и сооружений, если иное не предусмотрено договором.
В соответствии с пунктом 2 статьи 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьей 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
Согласно пунктам 4, 6 статьи 753 ГК РФ сдача результата работ подрядчиком и приемка его заказчиком оформляются актом, подписанным обеими сторонами.
Заказчик вправе отказаться от приемки результата работ в случае обнаружения недостатков, которые исключают возможность его использования для указанной в договоре строительного подряда цели и не могут быть устранены подрядчиком или заказчиком.
Согласно статье 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком работ производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.
При отсутствии соответствующих указаний в законе или договоре оплата работ производится в соответствии со статьей 711 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбережённое имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 ГК РФ.
Из данной нормы следует, что содержанием обязательства из неосновательного обогащения являются право потерпевшего требовать возврата неосновательного обогащения от обогатившегося и обязанность последнего возвратить неосновательно полученное (сбереженное) потерпевшему.
Следовательно, основанием для возникновения обязательства из неосновательного обогащения является сам факт обогащения лица за счет иного лица без легитимирующего это юридического факта.
В соответствии с действующим гражданским законодательством, под обогащением понимается увеличение стоимости собственного имущества приобретателя, присоединение к нему новых ценностей (приобретение имущества) или сохранение того имущества, которое по всем законным основаниям неминуемо должно было выйти из состава его имущества (сбережение имущества).
Исходя из положений статьи 1102 ГК РФ и основываясь на общем принципе доказывания в арбитражном процессе, предусмотренном статьей 65 АПК РФ, истец, предъявивший требование о взыскании неосновательного обогащения, должен доказать факт приобретения или сбережения ответчиком денежных средств за его счет в отсутствие к тому правовых оснований, а также размер неосновательного обогащения.
Как следует из представленных в материалы документов, в том числе представления Прокуратуры Магаданской области от 12.03.2018 N 7-37-2018, общая итоговая сметная стоимость временных зданий и сооружений по контракту составила 825 396 247 руб., государственным заказчиком произведена оплата застройщику (ООО "Магаданстальизделия") в сумме 789 534 682 руб. 45 коп. (с учетом НДС), из которых затраты застройщика на временные здания и сооружения составили 3 541 716 руб., которые, по мнению истца, являются неосновательным обогащением ответчика.
При определении сметной стоимости строительства составление смет осуществляется в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации МДС 81-35.2004 (далее - МДС 81- 35.2004), утвержденной постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1.
Положения, приведенные в Методике, рекомендуются для использования организациями, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществляющими строительство с привлечением средств государственного бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников финансирования.
В соответствии с пунктом 4.71 МДС 81-35.2004 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений или их очередей рассматриваются как документы, определяющие сметный лимит средств, необходимых для полного завершения строительства всех объектов, предусмотренных проектом.
Утвержденный в установленном порядке сводный сметный расчет стоимости строительства служит основанием для определения лимита капитальных вложений и открытия финансирования строительства.
Сводные сметные расчеты стоимости строительства рекомендуется составлять и утверждать отдельно на производственное и непроизводственное строительство.
В силу пункта 4.73 МДС 81-35.2004 в сводных сметных расчетах стоимости производственного и жилищно-гражданского строительства средства рекомендуется распределять по следующим главам:
1. "Подготовка территории строительства".
2. "Основные объекты строительства".
3. "Объекты подсобного и обслуживающего назначения".
4. "Объекты энергетического хозяйства".
5. "Объекты транспортного хозяйства и связи".
6. "Наружные сети и сооружения водоснабжения, канализации, теплоснабжения и газоснабжения".
7. "Благоустройство и озеленение территории".
8. "Временные здания и сооружения".
9. "Прочие работы и затраты".
10. "Содержание службы заказчика-застройщика (технического надзора) строящегося предприятия".
11. "Подготовка эксплуатационных кадров".
12. "Проектные и изыскательские работы, авторский надзор".
В Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденном постановлением Госстроя России от 07.05.2001 N 45, введенном в действие с 15.05.2001 (далее - ГСН 81-05-01-2001), указано, что к временным зданиям и сооружениям относятся специально возводимые или приспосабливаемые на период строительства производственные, складские, вспомогательные, жилые и общественные здания и сооружения, необходимые для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства. Временные здания и сооружения подразделяются на титульные и не титульные.
Согласно пункту 4.83 МДС 81-35.2004 в главе 8 "Временные здания и сооружения" включаются средства на строительство и разборку титульных временных зданий и сооружений (специально возводимых или приспособляемых на период строительства производственных, складских, вспомогательных, жилых и общественных зданий и сооружений, необходимых для производства строительно-монтажных работ и обслуживания работников строительства).
Рекомендуемый перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, приведен в приложении N 7 к настоящей Методике.
Согласно пункту 5.6 СНиП 12-01-2004 "Организация строительства", введенных в действие постановлением Госстроя России от 19.04.2004 N 70 (далее - СНиП 12-01- 2004), состав временных зданий и сооружений, размещаемых на территории строительной площадки, должен быть определен стройгенпланом, разрабатываемым в составе проекта организации строительства.
Частью проектной документации объекта является "Раздел 6. Проект организации строительства" (шифр 11/06), (ПОС) на странице 20 которого в разделе 10 закреплена потребность во временных зданиях, а именно: КПП, прорабская, гардеробная, душевые, помещение для сушки спецодежды и обуви, помещение для обогрева рабочих, помещение для приёма пищи, медпункт, туалет.
Этот же перечень временных зданий и сооружений отражен на стройгенплане, на котором в том числе, отображено их расположение на площадке строительства, а также содержатся указания по устройству временных зданий бытового и производственного назначения в подготовительный период строительства.
В соответствии с пунктом 4.84 МДС 81-35.2004 размер средств, предназначенных для возведения титульных зданий и сооружений, может определяться: по расчету, основанному на данных ПОС в соответствии с необходимым набором титульных временных зданий и сооружений; по нормам, приведенным в Сборнике сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений (ГСН 81-05-01-2001 и ГСНр 81-05-01-2001), в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (1 - 5) сводного сметного расчета и дополнительными затратами, не учтенными сметными нормами.
Расчеты за временные здания и сооружения могут производиться по установленным нормам или за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом расчеты за фактически построенные временные здания и сооружения производятся на основе проектно-сметной документации, а по установленной норме - в соответствии с договорными условиями.
Порядок определения в сводных сметных расчетах размера средств на строительство временных зданий и сооружений в зависимости от вида строительства установлен ГСН 81-05-01-2001.
Согласно пункту 1.2 ГСН 81-05-01-2001 сметные нормы затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений определяются в процентах от сметной 13 стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета стоимости строительства.
При этом, согласно пункту 3.1 рассматриваемых ГСН 81-05-01-2001 размер средств на строительство титульных временных зданий и сооружений может определяться по нормам рассматриваемого Сборника либо по расчету, основанному на данных ПОС.
В силу пункта 3.2 ГСН 81-05-01-2001 расчеты между заказчиками и подрядчиками за временные здания и сооружения производятся за фактически построенные временные здания и сооружения.
При этом из пункта 3.3 ГСН следует, что между заказчиком и подрядчиком должен быть установлен порядок расчетов за временные здания и сооружения, применяемый от начала и до конца строительства.
Построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда (пункт 3.4 ГСН).
В приложении N 1 ГСН 81-05-01-2001 сметная норма затрат на строительство титульных временных зданий и сооружений при строительстве учебных и лечебных зданий и сооружений, научно-исследовательских, конструкторских и проектных институтов установлена в размере 1,8 % от стоимости СМР по итогам глав 1 - 7 (графы 4 и 5) сводного сметного расчета.
Согласно главе 8 Сводного сметного расчета стоимости строительства (приложение N 2 к дополнительному соглашению от 09.06.2017 N 5 к контракту), общая сметная стоимость временных зданий и сооружений по контракту составляет 3 283,20 руб., то есть 1,8 % от сметной стоимости строительных и монтажных работ по итогам глав 1 - 7 (154 587,54 руб. + 27 812,58 руб.).
Согласно Приложению N 2 к ГСН 81-05-01-2001 в перечень работ и затрат, относящихся к титульным временным зданиям и сооружениям, учтенных в составе сметных норм, включены в том числе:
- аренда и приспособление существующих помещений с последующей ликвидацией обустройств (пункт 2);
- перемещение конструкций производственных, складских, вспомогательных контейнерных зданий и сооружений на строительную площадку (пункт 4);
- временные обустройства (площадки, платформы и др.) для материалов, изделий, конструкций и оборудования, а также для погрузо-разгрузочных работ (пункт 7);
- специальные и архитектурно оформленные заборы и ограждения в городах (пункт 23);
- устройство и разборка временных коммуникаций для обеспечения электроэнергией, проходящих по стройплощадке (пункт 26).
Условиями контракта установлена фиксированная, твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены вышеперечисленные лимитированные затраты.
Пунктом 2.4 контракта в цену контракта включена стоимость всех затрат застройщика, необходимых для выполнения работ по контракту, в том числе: стоимость выполнения всех работ на объекте; затраты, связанные с обеспечением строительства рабочими, в том числе иностранными, включая заработную плату, транспортные и командировочные расходы, питание, проживание, страхование рабочих и строительной техники; транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых застройщиком и привлекаемыми им субподрядчиками; накладные расходы, сметная прибыль, лимитированные затраты, страхование строительных рисков, охрана объекта, затраты на временные здания и сооружения, удорожание работ в зимнее время, а также все налоги, действующие на момент заключения контракта; стоимость понесенных застройщиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи при строительстве, обслуживание, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки объекта и оборудования до сдачи объекта; иные затраты, сопряженные со строительством и сдачей объекта.
В связи с отсутствием в контракте состава временных зданий и сооружений, необходимых для строительства объекта, проектно-сметной документации на временные здания и сооружения, разработанной проектной организацией, на основании сводного сметного расчета стоимости строительства, МДС 81-35.2004 оплата затрат на временные сооружения должна быть произведена ответчиком из расчета в процентах от сметной стоимости строительных (ремонтно-строительных) и монтажных работ.
На выполненные работы и понесенные затраты при возведении временных зданий и сооружений отдельные акты унифицированной формы N КС-2, справки унифицированной формы N КС-3 не составляются, а учитываются отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта, и расчеты за них должны были производиться в соответствии с условиями контракта (по сметной норме).
Материалами дела установлено, что акты приемки выполненных работ подписаны со стороны истца без возражений.
То обстоятельство, что при составлении актов приемки выполненных работ к сметной стоимости работ применялся коэффициент 1,8 % за титульные здания и сооружения, затраты с учетом указанного коэффициента учитывались отдельной строкой в актах о приемке выполненных работ, являющихся предметом контракта не оспорено.
Материалами дела подтверждается наличие на строительной площадке временных объектов (сооружений, в том числе контейнерного типа) (фотоматериалы).
Таким образом, установив фактические обстоятельства дела, применив вышеуказанные нормы права, в том числе специальные нормы (МДС 81- 35.2004), письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 13.05.2008 N 11402-СК/08, от 23.06. 2009 N 19269-ИП/08 и от 20.10.2009 N 34541-ИП/08, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, применение коэффициента 1,8 % на временные здания и сооружения не противоречит ни условиям контракта, ни сводному сметному расчету стоимости строительства, в связи с чем суд признал необоснованно заявленным и не подлежащим удовлетворению требование истца о взыскании с ответчика суммы неосновательного обогащения в размере 3 541 716 руб.
Кроме того, истцом заявлено требование о взыскании с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 64 478 руб. 63 коп., начисленных за период с 26.12.2017 по 22.03.2018.
Поскольку судом отказано в удовлетворении основного требования о взыскании неосновательного обогащения в сумме 3 541 716 руб., то и в удовлетворении акцессорного обязательства в части взыскании с ответчика процентов за пользование указанными чужими денежными средствами отказано.
Возражая против принятого судебного акта, заявитель настаивает на том, что фактически застройщик не устанавливал временные здания и сооружения, следовательно, и обязанность по оплате работ, которые фактически не выполнялись, у Министерства отсутствует. Данные доводы апелляционным судом не принимаются как противоречащие материалам дела, а также установленным судом первой инстанции обстоятельствам, которым дана надлежащая правовая оценка.
Правовых оснований для переоценки правильных выводов суда первой инстанции у апелляционного суда не имеется.
О фальсификации представленных в материалы дела доказательств не заявлено, фотоматериалы не опровергнуты.
В ходе повторной оценки имеющихся доказательств, с учетом доводов заявителя жалобы и установления всех юридически значимых обстоятельств, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не установлено.
Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Магаданской области от 13.06.2018 по делу N А37-235/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.А. Тихоненко |
Судьи |
В.Г. Дроздова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.