г. Москва |
|
04 октября 2018 г. |
Дело N А41-8197/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Марченковой Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания: Старчиковым А.В.,
при участии в заседании:
от ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" - Веселова О.В. по доверенности от 20.06.2018;
от Министерства строительного комплекса Московской области - Шамсутдинова Э.Х. по доверенности от 20.11.2017;
от администрации городского округа Красногорск Московской области - представитель не явился, извещено надлежащим образом.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотая Вертикаль-Красногорск"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 28 мая 2018 года по делу N А41-8197/18,
принятое судьей Гриневой А.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золотая Вертикаль-Красногорск"
к Министерству строительного комплекса Московской области
при участии в деле третьего лица: администрации городского округа Красногорск Московской области
об оспаривании решений и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Золотая Вертикаль-Красногорск" (далее - заявитель, общество, ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее - министерство, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
- признать незаконным решение Министерства строительного комплекса Московской области об отказе в продлении обществу разрешения на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-575, выданного администрацией городского поселения Красногорск (уведомление от 10.10.2017 N 35980, уведомление от 02.11.2017 N 37142, уведомление от 13.12.2017 N 39062, уведомление от 29.12.2017 N 40246);
- признать незаконным решение Министерства строительного комплекса Московской области об отказе в продлении обществу разрешения на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-576, выданного администрацией городского поселения Красногорск (уведомление от 10.10.2017 N 36038, уведомление от 02.11.2017 N 37144, уведомление от 13.12.2017 N 39066, уведомление от 29.11.2017 N 40253);
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области продлить ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" разрешение на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-575, выданного администрацией городского поселения Красногорск, на 1 (Один) год с даты вступления решения суда в силу.
- обязать Министерство строительного комплекса Московской области продлить ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" разрешение на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-576, выданного администрацией городского поселения Красногорск, на 1 (один) год с даты вступления решения судя в силу.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация городского округа Красногорск Московской области (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2018 года по делу N А41-8197/18 в удовлетворении заявления отказано (т. 1 л. д. 114-117).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации, извещенной надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, заявление удовлетворить.
Представитель Министерства возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" осуществляет строительство объекта капитального строительства:
- торговый комплекс-1 на основании разрешения на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-575, выданного администрацией городского поселения Красногорск (т. 1 л. д. 33);
- торговый комплекс-2 на основании разрешения на строительство от 29.12.2014 N RU 50505102-576, выданного администрацией городского поселения Красногорск (т. 1 л. д. 34).
Строительство указанных объектов ведется на земельном участке по адресу: Московская область, г. Красногорск, Железнодорожная, дом 37, кадастровый номер: 50:11:0010302:3116, категория земель - "земли населенных пунктов", разрешенное использование - "для размещения торгового комплекса", принадлежащем обществу на праве собственности, о чем в ЕГРП 16 декабря 2014 года сделана запись регистрации N 50 - 50-11/155/2014-285.
04.10.2017 общество обратилось в адрес Министерства строительного комплекса Московской области за продлением разрешения на строительство объекта 1 (регистрационный номер заявления от 04.10.2017 N Р001-8812816053-8655150).
05.10.2017 общество обратилось за продлением разрешения на строительство объекта 2 (регистрационный номер заявления от 05.10.2017 N Р001-8812816053-8675073). Подача документов осуществлялась через портал РПГУ Московской области.
Обществу были направлены уведомления об отказе в продлении срока действия разрешений на строительство: в отношении объекта 1 (уведомление от 10.10.2017 N 35980) и в отношении объекта 2 (уведомление от 10.10.2017 N 36038).
Общество повторно обратилось за продлением срока действия разрешения на строительство объекта 1 (регистрационный номер заявления от 27.10.2017 Р001-8812816053-9059624) и за продлением срока действия разрешения на строительство объекта 2 (регистрационный номер заявления от 27.10.2017 Р001-8812816053-9060748).
Обществу были направлены уведомления об отказе в продлении срока действия разрешений на строительство в отношении объекта N 1 (уведомление от 02.11.2017 N 37142) и в отношении объекта N 2 (уведомление от 02.11.2017 N 37144).
Общество повторно подало заявление о продлении разрешения на строительство: в отношении объекта 1 (регистрационный номер заявления от 07.12.2017 Р001- 8812816053-9747661) и в отношении объекга 2 регистрационный номер заявления от 07.12.2017 Р001-8812816053-9748674).
Общество 13.12.2017 получило отказы в продлении разрешений на строительство в отношении объекта N 1 (уведомление от 13.12.2017N 39062) и в отношении объекта N 2 (уведомление от 13.12.2017 N 39066).
ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" обратилось с заявлениями о продлении разрешений на строительство в отношении объекта 1 (регистрационный номер заявления от 25.12.2017 Р001-8812816053-10085980) и в отношении объекта 2 (регистрационный номер заявления от 25.12.2017 Р001-8812816053-10086952)
Уведомлениями от 29.12.2017 N 40246 и N 40253 обществу было отказано в продлении разрешений на строительство в отношении объекта N 1 и объекта N 2 (т. 1 л. д. 44-47).
В качестве основания для отказа, Министерство строительного комплекса Московской области указало следующее: строительство, реконструкция объекта капитального строительства не начато до истечения срока подачи заявления о продлении срока действия разрешения на строительство, предусмотренного частью 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, что подтверждается отсутствием документов, подтверждающих факт начала строительства.
Полагая, что данные решения об отказе (уведомления от 29.12.2017 N 40246 и N 40253) является незаконным и нарушает права и законные интересы ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск"" в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) предусмотрено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.
В силу части 1 и 2 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 статьи 51 ГрК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос". Заявление о выдаче разрешения на строительство может быть подано через многофункциональный центр в соответствии с соглашением о взаимодействии между многофункциональным центром и уполномоченным на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления. Данной статьей также предусмотрен перечень документов, необходимых для получения разрешения на строительство.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Из части 20 статьи 51 ГрК РФ следует, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения.
Застройщик имеет право на продление срока действия разрешения на строительство даже тогда, когда подал заявление о продлении этого срока менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия разрешения, или даже после того, как срок действия данного разрешения истек
Однако, в продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
Как следует из материалов дела, по состоянию на 05.10.2017 работы по строительству объектов до истечения срока подачи заявления застройщиком начаты небыли.
Произведение работ по выносу кабеля, установки ограждения участка, строительства автостоянки и тротуара не доказывают начало строительства объектов установленных в разрешениях на строительство.
Представленные застройщиком документы, также подтверждают, нарушения истцом сроков начала строительства объектов установленных в разрешениях на строительство.
Рассмотрение заявлений о продлении срока действия разрешений на строительство торгового комплекса - 1, торгового комплекса - 2 на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010302:3116 в целях подтверждения начала строительства был осуществлен выезд представителя ГБУ МО "Стройэксперт", находящегося в ведомственном подчинении Главгосстройнадзора Московской области основной задачей которого является проведение осмотров объектов капитального строительства на предмет соответствия требованиям, установленным в разрешении на строительство, проектной документации и градостроительном плане земельного участка.
Согласно сведениям, представленным ГБУ МО "Стройэксперт" от 13.12.2017 N 489/17, строительство торговых комплексов, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:11:0010302:3116 по адресу Московская область, Красногорский район, г. Красногорск, ул. Железнодорожная, д. 37, настоящего времени не начато, соответственно факт начала строительства не был подтвержден.
Пунктом 19 статьи 51 ГрК РФ предусмотрено, что законодатель закрепил правило, согласно которому разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев (исключение если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи и строительство ИЖС).
Поскольку в проекте организации строительства объекта, являющемся одним из разделов проектной документации застройщика, указывается срок строительства, то для продления строительства и для продления срока действия разрешения на строительство предварительно нужно внести изменения в проект организации строительства в части сроков строительства (реконструкции). Иными словами, законодатель установил положение, согласно которому срок строительства должен быть технически обоснован и указан в проектной документации, являющейся основополагающей в вопросе срока строительства (реконструкции).
Таким образом, уполномоченный орган (в том числе суд) может продлить действие разрешения на строительство только на срок, указанный в проекте организации строительства застройщика.
Лицом, определяющим срок, на который может быть продлено разрешение на строительство является технический специалист - проектировщик.
Проект организации строительства (с измененным сроком строительства или реконструкции) доказывает факт увеличения срока строительства (реконструкции), обоснованность и продолжительность этого срока.
Поскольку возведение объектов строительства находится на этапе земляных работ, а срок их возведения, предусмотренный проектом организации, составляет три года, застройщик не представил доказательств, обосновывающих необходимость продления разрешений до 29.12.2018.
Заявитель при обращении с заявлениями о продлении разрешения на строительство, не представил убедительных доказательств начала работ по строительству в адрес Министерства строительного комплекса.
Кроме того, частью 4 статьи 198 АПК РФ предусмотрено, что заявление о признании незаконными ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействий) государственных органов, может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, заявитель оспаривает решения об отказе (уведомление от 10.10.2017 N 35980, уведомление от 02.11.2017 N 37142; уведомление от 10.10.2017 N 36038, уведомление от 02.11.2017 N 37144).
С настоящим заявлением ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" обратилось в арбитражный суд 05 февраля 2018 года, то есть за пропуском установленного пунктом 4 статьи 198 АПК РФ процессуального срока.
Причины пропуска срока обжалования, и ходатайства о восстановлении пропущенного срока в материалы дела не представлено.
Пропуск установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Довод апелляционной жалобы о том, что согласно статье 191 АПК РФ срок на обжалование уведомления об отказе в продлении срока действия разрешения на строительство от 02.11.2017 N 37142 и N 37144 начинается с 03.11.2017 по 05.02.2018, является необоснованным, кроме того, статья 191 АПК РФ "Порядок рассмотрения дел об оспаривании нормативных правовых актов Судом по интеллектуальным правам" данной нормы на которую ссылается заявитель не содержит.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку противоречат фактическим обстоятельствам дела, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого решения суда первой инстанции.
ООО "Золотая Вертикаль-Красногорск" не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28 мая 2018 года по делу N А41-8197/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.