г. Чита |
|
3 октября 2018 г. |
Дело N А19-9078/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 2 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Желтоухова Е.В., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей Территориального фонда обязательного медицинского страхования по Иркутской области Кажарской Ю.В. (доверенность от 0.10.2018), Егоровой Е.А. (доверенность от 01.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Областного государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Братская районная больница" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2018 года по делу N А19-9078/2018 (суд первой инстанции - Пугачев А.А.),
установил:
Областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Братская районная больница" (ОГРН 1167536058480, ИНН 7536162983, далее - заявитель, ОГБУЗ "Братская районная больница") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования по Иркутской области (ОГРН 1023801547395, ИНН 3811028531, далее - ТФОМС по Иркутской области) о признании недействительным требования Братского филиала ТФОМС Иркутской области об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2016 года до 01.01.2018 года N 359 от 10.04.2018 и обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2018 года по делу N А19-9078/2018 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОГБУЗ "Братская районная больница"" обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции в полном объеме по мотивам, изложенным в жалобе.
Заявитель жалобы полагает, что федеральное законодательство в сфере ОМС и в сфере охраны здоровья граждан, а также Тарифные соглашения, не содержат в себе нормы о том, что расходование средств ОМС на осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии на данную деятельность, является нецелевым использованием средств ОМС.
Заявитель жалобы указал, что введение штатных единиц врача-эпидемиолога и помощника врача-эпидемиолога в лечебном учреждении является правомерным, так как обусловлено приказом Минздрава РФ от 17.09.1993 года N 220 "О мерах по развитию и совершенствованию инфекционной службы в Российской Федерации", в п. 1.1 которого приказано "ввести в штат лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, республиканских (краевых, областных) и многопрофильных городских больниц должностей эпидемиологов и помощников эпидемиологов.
При таких условиях обоснованным является направление финансовых средств ОМС как на лицензионные, так и на нелицензионные виды деятельности.
Наличие обязанности медицинской организации в обязательном порядке лицензировать медицинскую деятельность, не может служить доказательством нецелевого использования средств ОМС в части выплаты заработной платы помощнику врача - эпидемиолога.
ТФОМС в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласился.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 08.09.2018. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
ОГБУЗ "Братская районная больница" явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило. Руководствуясь частью 2 статьи 200, частью 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыв на жалобу, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, заслушав доводы представителя ТФОМС по Иркутской области, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Братского филиала Территориального фонда обязательного медицинского страхования Иркутской области от 22.02.2018 года N 7 "О проведении плановой комплексной проверки ОГБУЗ "Братская РБ", комиссией ТФОМС в период с 01.03.2018 года по 30.03.2018 года была проведена плановая комплексная проверка использования средств ОМС в ОГБУЗ "Братская РБ".
По результатам проверки Комиссией был составлен акт плановой комплексной проверки ОГБУЗ "Братская РБ" от 29,03.2018 года, в котором в числе прочего, было указано следующее нарушение - в штатном расписании в разделе "общебольничный медицинский персонал" ОГБУЗ "Братская РБ" были введены должности врач-эпидемиолог, помощник врача-эпидемиолога, которые соответствуют номенклатуре должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
В проверяемый период ставка врача-эпидемиолога оставалась вакантной. На должность помощника врача-эпидемиолога назначена Сухореброва В.Н., имеющая среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Гигиена и санитария", что соответствует требованиям "Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения", "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541 н.
Проверкой за проверяемый период с 01.04.2016 года по 01.01.2018 года установлено, что при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность но эпидемиологии, медицинской организацией осуществлялась данная деятельность.
Фонд пришел к выводу, что средства фонда обязательного медицинского страхования в размере 658292 руб. 46 коп. направленные медицинской организацией на выплату заработной платы помощнику врача-эпидемиолога по нелицензированному виду деятельности (эпидемиология) использованы не по целевому назначению.
10.04.2018 года Братским филиалом ТФОМС Иркутской было направлено в ОГБУЗ "Братская РБ" требование об устранении нарушений по результатам проверки за период с 01.04.2016 года до 01.01.2018 года (исх. N 359):
- вернуть в бюджет ТФОМС Иркутской области в течении десяти рабочих дней со дня предъявления настоящего требования средства ОМС в сумме 658292,46 рублей, использованные не по целевому назначению, в том числе: 270124, 96 руб. за период с 01.04.2016 года до 01.01.2017 года, 388167,50 руб. за период с 01.01.2017 года до 01.01.2018 года.
- уплатить 65829,25 рублей штрафа в размере 10% от суммы нецелевого использования средств ОМС за указанный период.
Заявитель, полагая, что указанное требование Фонда не соответствует требованиям действующего законодательства, а также нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, оценив доводы и возражения сторон, а также доказательства, представленные сторонами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, на основе правильного установления фактических обстоятельств по делу, верного применения норм материального и процессуального права сделал обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165- ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", денежные средства бюджетов фондов конкретных видов обязательного социального страхования расходуются на цели, устанавливаемые федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и о бюджетных фондах конкретных видов обязательного социального страхования на очередной финансовый год. Нецелевое расходование денежных средств бюджетов фондов не допускается и влечет за собой ответственность должностных лиц, допустивших указанное в настоящем пункте нарушение, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что расходование средств государственных внебюджетных фондов осуществляется исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, регламентирующим их деятельность, в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 БК РФ).
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 29.11.2010 года N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.
В силу части 1 статьи 30 Закона N 326-ФЗ тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования.
В соответствии с частью 6 статьи 39 Закона N 326-ФЗ оплата медицинской помощи, оказанной застрахованному лицу, осуществляется на основании представленных медицинской организацией реестров счетов и счетов на оплату медицинской помощи в пределах объемов предоставления медицинской помощи, установленных решением Комиссии по разработке территориальной программы, по тарифам на оплату медицинской помощи и в соответствии с порядком оплаты медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, установленным правилами обязательного медицинского страхования.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя, в том числе, расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, транспортные расходы, прочие выплаты.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н утверждены Правила обязательного медицинского страхования (далее - Правила), регулирующие правоотношения субъектов и участников обязательного медицинского страхования при реализации Закона N 326-ФЗ.
Согласно пункту 158 Правил в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).
В составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются, в том числе, затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) (пункт 158.1 Правил).
Пунктом 158.2 Правил установлено, что к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемым непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги), относятся затраты, которые невозможно отнести напрямую к затратам, непосредственно связанным с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).
Согласно пункту 158.3 Правил в составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются, в частности, следующие группы затрат: затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги).
В проверяемый период (01.04.2016 года - 01.01.2018 года) действовали Территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденные на 2016 год - постановлением Правительства Иркутской области от 30.12.2015 года N 689-пп; на 2017 год - постановлением Правительства Иркутской области от 29.12.2016 года N 848-пп. (далее - Программы на 2016 и 2017 годы).
Разделом 3 Программ перечислены заболевания и состояния при которых гражданам оказывается бесплатная медицинская помощь, в том числе инфекционные и паразитарные болезни. Согласно разделу 4 Программ на 2016 и 2017 годы в рамках ОМС застрахованным лицам оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь и т.д., направления расходования средств ОМС, тарифы, уровень тарифов, вопросы оплаты медицинской помощи в системе ОМС в Иркутской области определяются соответствующими тарифными соглашениями.
Разделом 5 Программ предусмотрено, что все расходы медицинских организаций государственной системы здравоохранения, не вошедшие в тариф на медицинские услуги в системе обязательного медицинского страхования, финансируются из соответствующих бюджетов.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, областного бюджета в установленном порядке оказывается медицинская помощь и предоставляются иные государственные и муниципальные услуги (работы) в медицинских организациях, подведомственных министерству здравоохранения Иркутской области.
В спорный период (01.04.2016 - 01.01.2018) действовали Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 27.01.2016 года (далее - Тарифное соглашение на 2016 года) и Тарифное соглашение на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию на территории Иркутской области от 30.12.2016 года (далее - Тарифное соглашение на 2017 год).
Главой 5 раздела 2 Тарифных соглашений на 2016 год, на 2017 год предусмотрено, что расходование средств ОМС на заработную плату осуществляется в переделах фонда оплаты труда в соответствии с утвержденным штатным расписание персонала медицинской организации, участвующего в оказании медицинских услуг по Территориальной программе ОМС. В штатное расписание по ОМС включаются должности согласно Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной Минздравом России и в соответствии с видами работ (услуг), предусмотренными лицензией медицинской организации.
Следовательно, целевым использование средств ОМС направляемых на расходы на заработную палату, является соблюдение следующих условий:
- медицинский работник участвует в оказании медицинской помощи, в рамках территориальной программы ОМС, застрахованным лицам;
- должность медицинского работника должна быть включена в штатное расписание медицинской организации и соответствовать номенклатуре должностей медицинских работников, утвержденной приказом Минздрава РФ от 20.12.2012 г. N 1183н;
- оказываемые медицинским работником работы / услуги должны быть предусмотрены лицензией медицинской организации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в штатном расписании в разделе "общебольничный медицинский персонал" ОГБУЗ "Братская РБ" были введены должности врача- эпидемиолога, помощника врача-эпидемиолога, которые соответствуют номенклатуре должностей, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 N 1183н "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников".
В проверяемый период ставка врача-эпидемиолога оставалась вакантной. На должность помощника врача-эпидемиолога была назначена Сухореброва В.П., имеющая среднее профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "Гигиена и санитария", что соответствует требованиям "Квалификационных характеристик должностей работников в сфере здравоохранения", "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих", утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".
В соответствии с "Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих", утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23.07.2010 года N 541н, к должностным обязанностям помощника врача-эпидемиолога в частности относится: осуществление контроля за проведением гигиенических и противоэпидемических мероприятий, соблюдением действующих норм и правил санитарии, гигиенических нормативов медицинскими организациями в соответствии с действующим санитарным законодательством. Данные обязанности содержатся и в должностной инструкции помощника эпидемиолога ОГБУЗ "Братская РБ".
Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, регулируются Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии со статьей 1 названного Закона санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - это организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
В целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1 статьи 29 Закона N 52- ФЗ).
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 10 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинская деятельность - это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности (утверждено Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") предусмотрено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Работы (услуги) по эпидемиологии включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность (Приложение к Положению о лицензировании медицинской деятельности).
В соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и предоставление медицинских услуг; в свою очередь, медицинская услуга - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение, а профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя в том числе выявление причин и условий возникновения и развития заболеваний, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.
В связи с тем, что эпидемиологические работы (в комплексе или в отдельности) не выполняются по отношению к пациенту, они не являются медицинским вмешательством, и, соответственно, медицинской услугой и медицинской помощью, но являясь санитарно-противоэпидемическими (профилактическими) мероприятиями, включены в понятие "медицинская деятельность".
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством для осуществления деятельности при оказании работ/услуг по "эпидемиологии" юридические лица, должны иметь лицензию на медицинскую деятельность по "эпидемиологии" и иметь в своем штате специалистов с необходимым медицинским образованием.
Выполнение работ (оказание услуг) по эпидемиологии должно рассматриваться как деятельность в области охраны здоровья граждан и медицинская деятельность в соответствии с Законом об основах охраны здоровья граждан, а также как санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия в значении, данном в Законе N 52-ФЗ, и в соответствии с Законом о лицензировании отдельных видов деятельности, является лицензируемым видом деятельности.
Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2018 N 310-КГ17-14344 по делу N А23- 840/2016.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал ошибочным довод заявителя о том, что работы (услуги) по эпидемиологии подлежат лицензированию только в случае их организации и выполнения при оказании медицинской помощи.
Проверкой за проверяемый период с 01.04.2016 г. до 01.01.2018 г. установлено, что при отсутствии лицензии на медицинскую деятельность по осуществлению работ /услуг по эпидемиологии, медицинской организаций осуществлялась данная работа.
Доводы заявителя о том, что заработная плата помощника врача-эпидемиолога должна оплачиваться за счет средств фонда ОМС как административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи, судом первой инстанции обоснованно отклонены как несостоятельные, поскольку это в силу приведенного правового регулирования не освобождает медицинские организации от обязанности по лицензированию данной деятельности и целевому расходованию средств.
Кроме того, Приказ Минздрава РФ от 17.09.1993 N 220 не содержит прямого указания для медицинских организаций принимать в обязательном порядке на данные должности врачей-эпидемиологов и помощников эпидемиологов. Данный приказ лишь предписывает министрам здравоохранения республик, входящих в состав Российской Федерации, руководителям органов здравоохранения краев, областей, автономных образований, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга при формировании территориальных программ развития здравоохранения введение в штат лечебно-профилактических учреждений, прежде всего, республиканских (краевых, областных) и многопрофильных городских больниц должностей эпидемиологов и помощников эпидемиологов.
Суд апелляционной инстанции считает необоснованным довод апелляционной жалобы, поскольку в данном учреждении заработная плата помощника врача-эпидемиолога не могла выплачиваться за счёт средств фонда ОМС в силу того, что в лицензии учреждения данный вид деятельности не указан. В силу положений Программы на 2016 и 2017 годы, Тарифных соглашений на 2016, 2017 годы расходование средств ОМС на заработную плату должно было осуществляться в соответствии с утверждённым штатным расписанием персонала, участвующего в оказании услуг по этим территориальным программам; в упомянутое штатное расписание включались должности в соответствии с видами работ, предусмотренными лицензией учреждения. Поскольку в имеющейся у учреждения лицензии медицинские услуги по эпидемиологии не предусмотрены, средства ОМС в данном случае не могли быть направлены на эти цели.
Данная правовая позиция соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 13.07.2017 по делу N А19-16407/2016.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно посчитал правомерным вывод ответчика о том, что выплата заработной платы медицинскому работнику - помощнику врача - эпидемиолога за счет средств бюджета ТФОМС в размере 658282,46 рублей являются расходами не по целевому назначению, так как лицензия у ОГБУЗ "Братская районная больница" на осуществление медицинской деятельности по эпидемиологии отсутствовала. Расходование средств ОМС в нарушение норм федерального законодательства в сфере ОМС и в сфере охраны здоровья граждан, а также Тарифных соглашений, является нецелевым использованием средств ОМС.
В соответствии с пунктом 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Штраф в оспариваемой части в размере 65829 руб. 25 коп. исчислен верно.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 8 августа 2018 года по делу N А19-9078/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.