г. Чита |
|
04 октября 2018 г. |
дело N А78-10355/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 октября 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Капустиной Л.В.,
судей Скажутиной Е.Н., Юдина С.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юнусовой К.О., рассмотрев в открытом заседании в помещении суда апелляционную жалобу ответчика на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27.06.2018 по делу N А78-10355/2017 по иску администрации сельского поселения "Новокукинское" (ОГРН 1057524018881, ИНН 7524012493, адрес: Читинский район, с. Новая Кука) к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, адрес: г. Чита, ул. Амурская, д. 68) о взыскании денежных средств,
при привлечением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, адрес: г. Чита, ул. Чкалова, д. 136), администрации муниципального района "Читинский район" (ОГРН 1027500847934, ИНН 7524000811, адрес: г. Чита, ул. Ленина д. 157) (суд первой инстанции: судья Малышев Л.В.),
с участием в судебном заседании представителя истца Девятериковой Е.В., действовавшего по доверенности от 25.10.2017,
УСТАНОВИЛ:
администрация сельского поселения "Новокукинское" (далее - администрация, истец) обратилась в Арбитражный суд Забайкальского края к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (далее - министерство финансов, ответчик) с требованием о взыскании 598 012,54 руб. убытков.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориального развития Забайкальского края, администрация муниципального района "Читинский район" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 03.10.2017, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2017 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.04.2018 решение Арбитражного суда Забайкальского края от 03.10.2017 по делу N А78-10355/2017, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 13.12.2017 по тому же делу отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Забайкальского края. Принимая постановление, суд кассационной инстанции нашел преждевременным вывод судов о пропуске истцом срока исковой давности и прекращении обязательств Забайкальского края по перечислению субсидий по окончании 2013 финансового года. Суд указал, что с учетом пояснений министерства финансов о том, что Законом Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов на мероприятия по реализации вышеназванной программы было предусмотрено 9 665,0 тыс. руб., а в 2016 году на указанные выше мероприятия истцу перечислено 43 009 руб., также заявления о пропуске истцом срока давности на предъявление требований, в предмет судебного исследования необходимо включить вопросы, связанные с условиями перечисления денежных средств за спорный период.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 27.06.2018 с учетом опре5днления Арбитражного суда Забайкальского края от 28.06.2018 об исправлении опечатки иск удовлетворен. С Забайкальского края в лице министерства финансов за счет казны в пользу истца взыскано 598 012,54 руб. убытков.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, министерство финансов обжаловало его в апелляционном порядке.
Жалоба мотивирована тем, что в действующем законодательстве не установлена обязанность ответчик предоставлять субсидии местному бюджету сверх предусмотренных лимитов бюджетных обязательств; в материалы дела не представлено доказательств наличия совокупности обстоятельств, необходимых для привлечения Забайкальского края к ответственности; истец обратился в арбитражный суд с иском за пределами трехлетнего срока исковой давности, который следует исчислять по окончании срока исполнения обязательства - 2013 финансового года.
От ответчика и третьих лиц отзывы на апелляционную жалобу в суд не поступили.
В судебном заседании представитель истца изложил возражения на доводы апелляционной жалобы. Полагал решение суда принято по правильно и полно установленным обстоятельствам, при правильном применении норм материального права, не подлежит отмене, а жалоба не подлежит удовлетворению.
Ответчик и третьи лица извещены о возбуждении судебного производства по делу, однако в судебное заседание апелляционной инстанции своих представителей не направили. В соответствии с частями 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание представителей ответчика и третьих лиц не препятствовала судебному разбирательству.
Законность и обоснованность обжалованного судебного акта проверены в апелляционном порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценив доказательства в деле в их совокупности, достаточности и взаимной связи, проверив доводы участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 N 473 утверждена краевая долгосрочная целевая программа "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013- 2015 годы)", перечнем мероприятий которой было предусмотрено оказание государственной поддержки из бюджета Забайкальского края городским и сельским поселениям, городским округам Забайкальского края в виде субсидий местным бюджетам на мероприятия по подготовке документов территориального планирования в рамках аналогичных программ, реализуемых за счет местных бюджетов (пункт 6.4.1).
В целях реализации краевой долгосрочной целевой программы Министерством территориального развития Забайкальского края и администрацией муниципального района "Читинский район" подписаны соглашения о предоставлении из краевого бюджета субсидий бюджету муниципального района "Читинский район" в целях реализации краевой долгосрочной целевой программы "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края от 29.04.2013, от 22.06.2014 и от 30.07.2015.
Минтерразвития Забайкальского края обязалось обеспечить предоставление муниципальному району субсидии на разработку проектов генеральных планов городских и сельских поселений (в том числе сп. "Новокукинское") в размере, не превышающем 70% от общей стоимости соответствующих муниципальных контрактов, а муниципальный район обязался принять данную субсидию и использовать ее по назначению, а также обеспечить выполнение условий настоящего соглашения (пункт 1.2 соглашений).
Пунктом 1.3 соглашений предусмотрена обязанность муниципального района и (или) городских (сельских) поселений обеспечить софинансирование из местных бюджетов в размере 30% от стоимости соответствующих контрактов.
Между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью "Корпус" (далее - ООО "Корпус") заключен муниципальный контракт на разработку проекта Генерального плана сельского поселения "Новокукинское" Читинского района Забайкальского края от 05.08.2013 N 0191300023413000002-0143835-01 (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что заказчик обязуется оплатить выполненные работы в соответствия с условиями муниципального контракта на условиях софинансирования за счет средств бюджета Забайкальского края в пределах 70% и за счет средств бюджета сельского поселения "Новокукинское" в пределах 30% цены контракта.
Согласно пункту 2.1 контракта источниками оплаты по контракту являются средства бюджета Муниципального образования сельское поселение "Новокукинское" в пределах 25% от цены контракта, средства бюджета муниципального района "Читинский район" в пределах 5% от цены контракта, субсидия из краевого бюджета на софинансирование расходов по подготовке генерального плана в рамках адресной инвестиционной программы Забайкальского края в пределах 70% цены контракта.
В связи с не поступлением денежных средств из бюджета Забайкальского края у администрации образовалась задолженность перед ООО "Корпус".
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.09.2016 по делу N А78-5660/2016 с муниципального образования сельское поселение "Новокукинское" муниципального района Читинский район Забайкальского края в лице Администрации сельского поселения "Новокукинское" за счет средств его казны в пользу ООО "Корпус" взыскано 512 250 руб. задолженности по муниципальному контракту от 05.08.2013 N 0191300023413000002-0143835-01, 61 982,39 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 10 246,50 руб. расходов на оплату услуг представителя, проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму основного долга 512 250 руб. с 13.05.2016 по день уплаты задолженности в полном объеме.
Предметом иска в деле стало требование администрации о взыскании 598 012,54 руб. убытков, возникших в связи с невыплатой субъектом Российской Федерации субсидий на мероприятия по подготовке документов территориального планирования.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 133 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 8, статей 15, 195, 199, 200, 203, 309, 396, пункта 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 1, статей 2, 3, 5, 6, 85, 135, пункта 1 статьи 139, пункта 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 18, пунктов 2 и 5 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.2003 N 131- ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Правительства Забайкальского края от 31.10.2012 N 473 "Об утверждении краевой долгосрочной целевой программы "Территориальное планирование и обеспечение градостроительной деятельности на территории Забайкальского края (2013 - 2015 годы)". Суд учел правовые позиции, сформулированные в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения Арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", в определениях Верховного суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 306-ЭС15-17027, от 20.01.2016 N 306-ЭС15-18367, от 04.02.2016 N 306-ЭС-19146, от 25.02.2016 N 306-ЭС16-388. Суд посчитал Забайкальский край в лице министерства финансов надлежащим ответчиком по требованию администрации постольку, поскольку субъект исполнил своей законной обязанности своевременно и в полном объеме финансировать расходы муниципального района "Читинский район" при осуществлении государственного полномочия по подготовке документов территориального планирования, а министерство финансов является главным распорядителем бюджетных средств края на указанные цели, независимо от причин недофинансирования через субвенции муниципального образования. При этом суд исходил из доказанности наличия необходимой совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности.
Суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для пересмотра выводов суда по фактическим обстоятельствам и иного применения норм материального права, полагал решение суда правильным.
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В силу пункта 1 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Факт возникновения убытков у администрации в связи с заключением контракта на разработку проекта Генерального плана сельского поселения "Новокукинское" Читинского района Забайкальского края и их размер в сумме 598 012,54 руб. установлен решением Арбитражного суда Забайкальского края от 05.09.2016, принятым в деле N А78-5660/2016. Судебные расходы, возникшие у истца в деле N А78-5660/2016, отнесены на администрацию - ответчика в деле N А78-5660/2016, поскольку им добровольно не исполнены обязательства перед кредитором. Невозможность исполнения обязательства связана с отсутствием у администрации необходимых денежных средств, не предоставленных ответчиком в качестве субсидии из бюджета края.
В силу положений части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик, не вправе оспаривать обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом
Вопреки требованиям части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчик не предоставил доказательств софинансирования расходов истца по подготовке генерального плана в рамках адресной инвестиционной программы Забайкальского края в пределах 70% цены контракта.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Согласно пункту 3 названной статьи главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, предъявляемым при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных подведомственному ему получателю бюджетных средств, являющемуся казенным учреждением, для исполнения его денежных обязательств.
Из Положения о Министерстве финансов Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 25.02.2014 N 93, следует, что министерство является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением контроля в сфере закупок в части подготовки документов для размещения извещения о проведении закупки (контроль в сфере закупок), осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по предоставлению государственных услуг. Министерство является финансовым органом края, который на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края и Правительства края самостоятельно принимает нормативные правовые акты об установлении порядка исполнения бюджета края по расходам.
Исходя из вышеприведенного нормативно-правового регулирования, главным распорядителем средств бюджета Забайкальского края является министерство финансов.
Законы Забайкальского края о бюджете края на 2013-2015 года не содержат сведений об иных главных распорядителях бюджетных средств, которые предусмотрены на компенсацию расходов на подготовку документов территориального планирования.
Стало быть, лицом обязанным компенсировать администрации убытки, возникшие в связи с подготовкой документов территориального планирования сельского поселения "Новокукинское" Читинского района Забайкальского края по иску является Забайкальский край в лице главного распорядителя бюджетных средств - Министерства финансов.
Согласно статье 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (статья 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Не может быть также прекращено уже возникшее расходное бюджетное обязательство принятием впоследствии нормативного акта, отменяющего действие ранее принятого нормативного акта, в соответствии с которым возникло расходное обязательство. Бюджетное обязательство по выплате субсидии не может быть прекращено в одностороннем порядке со ссылкой на отсутствие бюджетного финансирования (или на превышение расходов над доходами бюджета в соответствующем финансовом году). Соответствующая правовая позиция изложена в определениях Верховного суда Российской Федерации от 22.12.2015 N 306-ЭС15-17027, от 20.01.2016 N 306-ЭС15-18367, от 04.02.2016 N 306-ЭС-19146, от 25.02.2016 N 306-ЭС16-388.
В данном случае субъект Российской Федерации - Забайкальский край в лице уполномоченного органа, на основании принятых нормативных актов, принял на себя обязательства по соответствующему софинансированию расходов на осуществление мероприятий по подготовке документов территориального планирования.
Согласно положениям статьи 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации. Возложение на муниципальные образования обязанности финансирования расходов, возникших в связи с осуществлением органами государственной власти и (или) органами местного самоуправления иных муниципальных образований своих полномочий, не допускается. Поскольку обязательства по финансированию мероприятий по подготовке документов территориального планирования приняты на себя субъектом федерации, отказ от исполнения предусмотренного соглашением обязательства по софинансированию, свидетельствующий о фактическом отказе от исполнения возникшего расходного обязательства субъекта федерации, в связи с истечением текущего финансового года не может быть признан соответствующим законодательству о местном самоуправлении, поскольку данным отказом Забайкальский край фактически возлагает на орган местного самоуправления обязательства, возникшие непосредственно у субъекта федерации.
Возмещение убытков является мерой гражданской ответственности при доказанности совокупности оснований возмещения убытков: противоправность действий (бездействия) причинителя вреда, причинная связь между противоправными действиями (бездействием) и убытками, наличие и размер понесенных убытков. Для удовлетворения требования о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов. В рассмотренном случае доказана необходимая совокупности обстоятельств для привлечения ответчика к ответственности.
В соответствии со статьями 195, 196 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено, общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Согласно пункту 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Срок исковой давности определяется в соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации со дня осведомленности лица о нарушении своего права.
Согласно условиям соглашения от 29.04.2013 заключенного между Минтерразвития Забайкальского края и администрацией муниципального района "Читинский район", его предметом были правоотношения по осуществлению в 2013 году совместных действий в рамках реализации целевой программы, за счет предусмотренных в краевом бюджете на 2013 год средств.
В соответствии со статьей 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
Поскольку Законом Забайкальского края на 2014 год и плановый период 2015-2016 годов на мероприятия по реализации вышеназванной программы было предусмотрено 9 665,0 тыс. руб. субсидий, расходные обязательства Забайкальского края по предоставлению субсидии в 2013 году возникли из соглашения от 29.04.2013, в 2014 году - из соглашения от 22.06.2014 и в 2015 году - из соглашения от 30.07.2015 и, как пояснил ответчик, субсидия в размер 43 009 руб. на указанные выше мероприятия из краевого бюджета перечислена только в 2016 году, в течении срока исковой давности на защиту нарушенного права истца был перерыв. После перерыва в 2016 году течение срока исковой давности началось заново. По указанным причинам к моменту обращения истца в арбитражный суд с иском - 14.07.2017, трехлетний срок исковой давности не истек.
В отсутствие в деле сведений о перечислении муниципальному району "Читинский район" из бюджета Забайкальского края денежной суммы, необходимой для возмещения администрации спорных убытков, и сведений о получении администрации полного возмещения убытков, возникших в 2013-2015 годах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов за счет средств казны.
Стало быть, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требование истца.
Доводы жалобы не содержали сведений о фактах, которые могли повлиять на принятое судом решение по делу. По существу они направлены на переоценку исследованных судом доказательств и субъективное мнение ответчика относительно применения норм материального права к спорным правоотношениям, что само по себе не является орснованием для отмены судебного акта. Однако выводы арбитражного суда, на которых основано решение, сделаны в результате надлежащей оценки доказательств в деле с соблюдением требований, установленных статьями 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. У апелляционной инстанции не имелось оснований для иной оценки доказательств в деле. По изложенным причинам доводы жалобы суд апелляционной инстанции их не принял.
Суд первой инстанции не допустил нарушения или неправильного применения норм процессуального права в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влекущих безусловную отмену судебного акта.
Следовательно, решение арбитражного суда законно и обоснованно, оснований для его отмены или изменения не имелось.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Министерство финансов Забайкальского края, как государственный орган, выступающий в деле в качестве ответчика, освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Забайкальского края от 27 июня 2018 года с учетом определения Арбитражного суда Забайкальского края от 28 июня 2018 года об исправлении опечатки по делу N А78-10355/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Капустина Л.В. |
Судьи |
Скажутина Е.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-10355/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 апреля 2018 г. N Ф02-899/18 настоящее постановление отменено
Истец: Администрация сельского поселения "Новокукинское" муниципального района "Читинский район"
Ответчик: Министерства финансов Забайкальского края
Третье лицо: Администрация муниципального района "Читинский район", Министерство территориального развития Забайкальского края
Хронология рассмотрения дела:
04.10.2018 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6238/17
27.06.2018 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10355/17
24.04.2018 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-899/18
13.12.2017 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-6238/17
03.10.2017 Решение Арбитражного суда Забайкальского края N А78-10355/17