г. Красноярск |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А74-12586/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена "01" октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "03" октября 2018 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бабенко А.Н.,
судей: Белан Н.Н., Парфентьевой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания Лизан Т.Е.
в отсутствии лиц, участвующих в деле
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики, министерства финансов Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия
от "18" мая 2018 года по делу N А74-12586/2017, принятое судьёй Коршуновой Т.Г.
установил:
Администрация города Черногорска (далее - администрация) (ИНН 1903006887, ОГРН 1021900697356) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (ИНН 1901098931, ОГРН 1111901000903) о взыскании убытков в сумме 1 182 997 рублей 66 копеек и неустойки, предусмотренной пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, за период, начиная со следующего дня после принятия арбитражным судом решения по исковому заявлению до даты полного погашения суммы убытков.
Определением суда от 31 августа 2017 года в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле привлечено Министерство финансов Республики Хакасия (далее - Минфин Хакасии).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 18.05.2018 исковые требования Администрации города Черногорска удовлетворены частично.
С Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия за счёт казны Республики Хакасия взыскано 1 182 997 рублей 66 копеек убытков. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики, министерство финансов Республики Хакасия обратились в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, просят отменить обжалуемое решение, в обоснование доводов, изложенных в жалобах, указали следующее: материалы дела не подтверждают наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Госкомтарифэнерго Хакасии и заявленными убытками в виде неустойки и судебных расходов по делу N А74-399/2017, администрация не приняла разумных мер для исключения возникновения убытков, либо уменьшения их размера, а равно как не предпринимала действий для получения суммы субсидии; администрация не информировала Госкомтарифэнерго Хакасии об обращении ООО "Синтез Н" с исковым заявлением, сведения о досудебной работе администрации с подрядчиком также не поступали; муниципальный контракт N Ф.2016.194974 от 02 августа 2016 года не подпадает под условия государственной программы, заключенного Соглашения и Дополнительного соглашения.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда жалобы приняты к производству, их рассмотрение назначено на 10.08.2018, рассмотрение апелляционных жалоб откладывалось.
От министерства финансов Республики Хакасия в материал дела поступили дополнения к апелляционной жалобе.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие лиц, участвующих в деле, на основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При повторном рассмотрении настоящего дела арбитражным апелляционным судом установлены следующие обстоятельства.
Между Госкомтарифэнерго Хакасии в лице исполняющего обязанности председателя комитета и муниципальным образованием город Черногорск в лице Главы города 29 апреля 2016 года (с учётом дополнительного соглашения от 05 августа 2016 года N 1/4-16) заключено Соглашение N 4-16 о предоставлении субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджету муниципального образования г. Черногорск на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на 2016 год (далее - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения Госкомтарифэнерго Хакасии обязуется предоставить муниципальному образованию субсидию на реализацию мероприятий муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2010-2015 годы", утверждённой постановлением Главы города Черногорска от 28 июля 2010 года N 1828-П в размере 21 574 100 рублей, муниципальное образование обязуется принять указанную субсидию и использовать её по целевому назначению, определённую настоящим Соглашением на объектах, согласно приложению N 5 к настоящему Соглашению, обеспечить финансирование муниципальной программы в размере 217 920 рублей за счёт средств бюджета муниципального образования.
В приложении N 5 к Соглашению на объект "Модернизация насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов (приобретение насосного обрудования на котельной ГПТУ, ул. Октябрьская; замена подпиточных насосов на котельной ГПТУ, ул.Октябрьская)" предусмотрено финансирование в сумме 20 174 100 рублей за счёт средств субсидии и в сумме 203 778 рублей 60 копеек за счёт средств местного бюджета.
Перечисление субсидии осуществляется на основании направленной муниципальным образованием в Госкомтарифэнерго Хакасии заявки о перечислении субсидии и предоставленных документов (пункт 1.3 Соглашения).
Пунктом 2.1 Соглашения на муниципальное образование возложены обязательства, в том числе: целевое использование субсидии в соответствии с приложениями N 1, 2 к Соглашению; соблюдать сроки осуществления мероприятий муниципальной программы, источником финансового обеспечения которых является субсидия; осуществить выбор подрядчиков на исполнение мероприятия "Модернизации насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов" путём проведения централизованных государственных торгов через Министерство по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия.
В силу пункта 2.2.1 Соглашения Госкомтарифэнерго Хакасии обязуется перечислить в доход муниципального образования субсидию в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Соглашением.
Указанной обязанности корреспондирует установленное пунктом 2.3.1 Соглашения право муниципального образования требовать перечисления субсидии на цели, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных Соглашением, при условии выполнения соответствующих обязательств по настоящему Соглашению.
В соответствии с пунктом 4.1 Соглашения за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего Соглашения стороны несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В целях реализации муниципальной программы, направленной на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, на 2016 год, в соответствии с условиями Соглашения, между Администрацией г. Черногорска и обществом с ограниченной ответственностью Фирмой "Синтез Н" (далее - ООО "Синтез Н") 02 августа 2016 года на основании результатов электронного аукциона заключён муниципальный контракт N Ф.2016.194974 на выполнение работ по модернизации котельных (котельная ГПТУ, ул. Октябрьская) (далее - муниципальный контракт).
Цена контракта составила 20 377 878 рублей 60 копеек (пункт 2.1 муниципального контракта).
В соответствии с пунктом 2.6 муниципального контракта источником финансирования являются средства субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на реализацию мероприятий муниципальной программы (99%) в сумме 20 174 099 рублей 82 копейки и средства местного бюджета (1%) в сумме 203 778 рублей 78 копеек.
Платёжными поручениями от 21 ноября 2016 года N 184627, 184628 Администрация г. Черногорска исполнила свои обязательства как по Соглашению в части софинансирования объектов субсидирования, так и по муниципальному контракту в части оплаты за счёт средств муниципального бюджета, путём перечисления ООО "Синтез Н" 203 778 рублей 78 копеек.
01 декабря 2016 года Администрация г. Черногорска направила в Госкомтарифэнерго Хакасии заявку N 2 (исх. N 1562-ипр) на финансирование субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия в сумме 20 174 099 рублей 82 копеек на реализацию мероприятия "Модернизация насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов".
Заявка N 2 и приложенные к ней документы получены Госкомтарифэнерго Хакасии 02 декабря 2016 года (вх. N 5230), о чём свидетельствует штамп входящей корреспонденции.
13 декабря 2016 года администрацией в адрес Госкомтарифэнерго Хакасии направлена претензия о невыполнении условий Соглашения от 29 апреля 2016 года N 4-6 (получена комитетом 13 декабря 2016 года вх. N 5394).
В ответном письме от 20 марта 2017 года (исх. N ГКТЭ-584/Ц) Госкомтарифэнерго Хакасии сообщил администрации о том, что оплата будет произведена по мере финансирования из республиканского бюджета Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 14 апреля 2017 года по делу N А74-399/2017, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 20 июня 2017 года, удовлетворено исковое заявление ООО "Синтез Н" о взыскании с Администрации г. Черногорска 20 802 633 рублей 15 копеек, в том числе 20 174 099 рублей 82 копейки задолженности по муниципальному контракту, 628 533 рублей 33 копеек неустойки, а также 124 756 рублей судебных расходов. Решением арбитражного суда по делу N А74-399/2017 также предусмотрено начисление пеней на сумму задолженности 20 174 099 рублей 82 копеек за период с 22 марта 2017 года до полного погашения данной задолженности.
Госкомтарифэнерго Хакасии платёжным поручением от 30 мая 2017 года N 49841 перечислил на лицевой счёт Администрации г. Черногорска субсидию в сумме 20 174 100 рублей.
Платёжными поручениями от 01 июня 2017 года N 64854, 64855, 64856 администрация произвела оплату услуг подрядчика (ООО "Синтез Н") в сумме 20 174 099 рублей 82 копеек.
Администрация возвратила излишне перечисленную Госкомтарифэнерго Хакасии платёжным поручением от 30 мая 2017 года N 49841 сумму (18 копеек) платёжным поручением от 07 июня 2017 года N 87580.
19 июля 2017 года ООО "Синтез Н" предъявило к исполнению исполнительный лист по делу N А74-399/2017 на взыскание 628 533 рублей 33 копеек неустойки по состоянию на 21 марта 2017 года, 124 756 рублей судебных расходов и 429 708 рублей 33 копеек неустойки, начисленной за период с 22 марта 2017 года по 31 мая 2017 года.
Несение администрацией убытков в связи с ненадлежащим исполнением Госкомтарифэнерго Хакасии принятых по Соглашению обязательств по перечислению денежных средств субсидии на 2016 год послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимаемые судом решения, постановления, определения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
Согласно части 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
По настоящему делу истцом заявлено требование о взыскании убытков, причиненных истцу в связи с неисполнением ответчиком обязательств по перечислению субсидии на реализацию мероприятий в рамках государственной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - государственная программа).
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьёй 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чьё право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьёй 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причинённые гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Статьёй 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причинённый гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счёт соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
По смыслу названных норм возмещение убытков - мера гражданско-правовой ответственности, в силу чего по требованию о взыскании убытков в виде реального ущерба лицо, требующее такое возмещение, в соответствии со статьёй 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать совокупность следующих фактов: причинение убытков и размер понесённых убытков, противоправности действий (бездействия) ответчиков, наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) ответчиков и наступившими неблагоприятными последствиями для истца.
Отсутствие одного из предусмотренных условий состава правонарушения влечёт за собой отказ судом в удовлетворении требования о возмещении убытков.
Противоправность поведения нарушителя при наступлении гражданско-правовой ответственности, предусмотренной статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, выражается в незаконности актов, действий или бездействия органов публичной власти.
Субъектами данной ответственности являются органы государственной власти или местного самоуправления, исполняющие свои властные публичные обязанности и выступающие от имени соответствующих публично-правовых образований, которые возмещают внедоговорной вред за счёт казны.
От имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств отвечает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или другими законами причинённый вред подлежит возмещению за счёт казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статья 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные обязательства - расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году; расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казённого учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета; главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 79 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в рамках государственных (муниципальных) программ, могут предусматриваться бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в форме капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности в соответствии с решениями, указанными в пунктах 2 и 3 настоящей статьи.
Законом о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов.
Предоставление указанных субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и решениями Президента Российской Федерации, а также за счет бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации (инвестиционных фондов субъектов Российской Федерации) в соответствии со статьей 179.2 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 79.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей в спорный период).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года N 858 утверждена государственная программа Республики Хакасия "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (далее - государственная программа), предусматривающей мероприятия по обеспечению энергоэффективности и энергосбережения на объектах муниципальной собственности, источником финансирования которых является средства республиканского бюджета Республики Хакасия.
В государственной программе закреплено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности и на решение вопросов по организации теплоснабжения в период прохождения отопительного периода (приложение к Программе) (далее - Правила предоставления субсидии).
Согласно пункту 1.2 Правил субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности (далее - субсидии), в том числе на мероприятие по модернизации насосного оборудования с целью экономии энергоресурсов.
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, определённым по результатам отбора (пункт 1.3 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в спорный период) отбор муниципальных образований осуществляет исполнительный орган - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и (или) Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Пунктом 3.5 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.
В силу пункта 5.4 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются местному бюджету на основании соглашения между муниципальным образованием и исполнительным органом.
При этом пунктами 5.1, 5.2, 5.6 Правил предоставления субсидий установлено, что субсидии предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке исполнительному органу.
Перечисление средств субсидии в местный бюджет осуществляется на основании заявки муниципального образования о перечислении субсидии по форме и в срок, которые установлены исполнительным органом.
Заявка на финансирование мероприятий, источником финансового обеспечения которых является субсидия, представляется в исполнительный орган, к которой прилагается перечень подтверждающих документов.
Законом Республики Хакасия от 21 декабря 2015 года N 115-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" предусмотрены в 2016 году бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий в рамках государственной программы "Энергосбережение и повышение энергоэффективности в Республике Хакасия на 2013 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года" (статья расходов республиканского бюджета 7400000000) Госкомтарифэнерго Хакасии (код ведомственной структуры 822), являющимся ответственным исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств данной целевой программы.
Изложенное свидетельствует о том, что расходы администрации на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности, в 2016 году на условиях софинансирования приняты органом государственной власти Республики Хакасия как расходные обязательства республиканского бюджета.
Таким образом, убытки, возникшие вследствие ненадлежащего исполнения расходных обязательств соответствующего бюджета, также относятся к расходным обязательствам данного бюджета. Соответственно, истец правомерно обратился с требованиями о взыскании указанных расходов к Республике Хакасия.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 06 июня 2012 года N 372 (действующего в спорный период) утверждено Положение о Государственном комитете по тарифам и энергетике Республики Хакасия (далее - Положение о Госкомитете).
Согласно пункту 1.1 Положения о Госкомитете Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия является государственным органом исполнительной власти Республики Хакасия, уполномоченным осуществлять, в том числе координацию государственной политики в Республике Хакасия в области энергетики и сбережения энергетических ресурсов.
Среди полномочий Госкомтарифэнерго Хакасии в указанной сфере деятельности обозначены проведение государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности на территории Республики Хакасия, разработка и участие в реализации региональной программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (пункты 6.1.1, 6.1.2 Положения о Госкомитете).
В силу пункта 9.9 Положения о Госкомитете Госкомтарифэнерго Хакасии осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета Республики Хакасия, предусмотренных на его содержание и реализацию возложенных на него функций.
Таким образом, истец правомерно указал Госкомтарифэнерго Хакасии в качестве надлежащего государственного органа субъекта Российской Федерации полномочным выступать от имени Республики Хакасия в деле о возмещении вреда в указанной сфере деятельности.
Вместе с тем Госкомтарифэнерго Хакасии прекратил деятельность с передачей части своих функций Минэкономразвития Хакасии, части - Минстрою Хакасии.
В пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" указано, что в том случае, если государственный (муниципальный) орган, являвшийся главным распорядителем бюджетных средств на момент возникновения спорных правоотношений, утратил соответствующий статус (в связи с передачей соответствующих полномочий иному органу или в связи с ликвидацией), в качестве представителя публично-правового образования надлежит привлекать орган, обладающий необходимыми полномочиями на момент рассмотрения дела в суде, а при отсутствии такового (в случае, если соответствующие полномочия не переданы иному органу) - соответствующий финансовый орган публично-правового образования.
Как установлено в ходе рассмотрения настоящего дела, постановлением Правительства Республики Хакасия от 28 июля 2017 года N 388 "О реализации постановления Главы Республики Хакасия - Председателя Правительства Республики Хакасия от 14.07.2017 N 41-ПП "О внесении изменения в приложение к постановлению Председателя Правительства Республики Хакасия от 27.03.2009 N 07-ПП "О структуре исполнительных органов государственной власти Республики Хакасия" Министерство экономического развития Республики Хакасия реорганизовано путем присоединения к нему Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Министерству экономического развития Республики Хакасия переданы функции реорганизуемого Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия (за исключением функций, передаваемых Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия).
Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия переданы функции реорганизуемого Государственного комитета по тарифам и энергетике Республики Хакасия в сфере энергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности (за исключением функции по установлению требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций установлены Госкомитетом).
В паспорте государственной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Республике Хакасия на 2013-2015 годы и на перспективу до 2020 года", утверждённой Постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года N 858, в качестве ответственного исполнителя на дату рассмотрения настоящего дела указано Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Учитывая, что рассматриваемые убытки возникли в результате несвоевременного финансирования Госкомтарифэнерго Хакасии, прекратившего свою деятельность, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению с Республики Хакасия в лице Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия.
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", исковые требования подлежат удовлетворению за счёт средств казны Республики Хакасия.
Согласно расчёту истца общая сумма убытков составила 1 182 997 рублей 66 копеек, из них: 628 533 рубля 33 копейки неустойка, 124 756 рублей - судебные расходы, 429 708 рублей 33 копейки - неустойка, начисленная за период с 22 марта по 31 мая 2017 года.
Исходя из имеющихся материалов дела, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что размер убытков истцом обоснован в заявленной сумме.
Довод Минстроя Хакасии и Минфина Хакасии о том, что материалы дела не подтверждают наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Госкомтарифэнерго Хакасии и заявленными убытками в виде неустойки и судебных расходов по делу N А74-399/2017, Администрация не приняла разумных мер для исключения возникновения убытков, либо уменьшения их размера, а равно как не предпринимала действий для получения суммы субсидии, был обоснованно отклонен судом первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принят Закон Республики Хакасия от 05 октября 2012 года N 77-ЗРХ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности на территории Республики Хакасия" (далее - Закона N 77-ЗРХ).
В статье 9 Закона N 77-ЗРХ определены основные направления проведения государственной политики в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Республике Хакасия, в том числе поддержка муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, предусматривающих, в частности, достижение наиболее высоких целевых показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Финансирование мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности осуществляется в рамках реализации государственных программ Республики Хакасия в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в объёмах, предусмотренных законом Республики Хакасия о республиканском бюджете на очередной финансовый год и плановый период, а также за счёт иных источников, не запрещённых законодательством Российской Федерации (статья 16 Закона N 77-ЗРХ).
Как уже указывалось выше, постановлением Правительства Республики Хакасия от 11 декабря 2012 года N 858 в соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации утверждена соответствующая государственная программа, предусматривающая предоставление субсидий муниципальным образованиям на осуществление мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
Правилами предоставления субсидий установлены пределы уровня софинансирования за счёт субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия и порядок их предоставления из республиканского бюджета.
В целях реализации данной государственной программы в республиканском бюджете Республики Хакасия на 2016 год предусмотрены субсидии на указанные цели, проведён отбор муниципальных образований, заключены соответствующие соглашения, в частности, с муниципальным образованием г. Черногорск, на предоставление субсидий.
Постановлением Администрации г. Черногорска от 15 декабря 2015 года 4112-п утверждена муниципальная программа "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в городе Черногорске на 2016 - 2020 годы" (далее - муниципальная программа).
В соответствии с муниципальной программой механизм её реализации осуществляется на правовой базе, основанной на положениях действующего законодательства, постановлениях Правительства Российской Федерации по вопросам программной разработки и направлениям решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности России, Республики Хакасия, муниципального образования город Черногорск.
Для решения проблем энергосбережения и повышения энергетической эффективности в городе муниципальная программа предусматривает финансирование из местного бюджета на безвозвратной основе и за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия (приложение N 1).
Муниципальной программой финансирование рассматриваемых мероприятий на 2016 год предусмотрено за счёт средств муниципального образования в размере 5 336 000 рублей, за счёт средств республиканского бюджета - 22 832 100 рублей.
Решением Совета депутатов г. Черногорска от 22 декабря 2015 года N 450 "О бюджете города Черногорска на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов" бюджетные ассигнования в рамках реализации муниципальной программы были предусмотрены Администрации г. Черногорска в сумме 21 504 100 рублей по целевой статье расходов 4200000000, код 905, в том числе на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности 21 174 100 рублей.
В Решении о бюджете в качестве источников доходов бюджета г. Черногорска указаны субсидии бюджетам городских округов на реализацию муниципальной программы в сумме 21 574 100 рублей.
Таким образом, принимая на себя расходное обязательство перед ООО "Синтез Н" Администрация г. Черногорска исходила из вышеуказанных нормативных актов и заключённого с Госкомтарифэнерго Хакасии Соглашения, как главного распорядителя средств республиканского бюджета в рассматриваемой сфере деятельности и исполнительного органа в рамках государственной программы.
Источники финансирования также отражены в муниципальном контракте с подрядчиком. При этом подрядчиком самостоятельно принимались меры для получения оплаты по муниципальному контракту за счёт средств республиканского бюджета Республики Хакасия, о чём свидетельствует письмо ООО "Синтез Н" на имя Главы Республики Хакасия - Председателю Правительства Республики Хакасия и направлением копии в Госкомтарифэнерго Хакасии.
Как правильно отмечено истцом, в силу статьи 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств бюджета, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.
Доведённые до Администрации г. Черногорска, как главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования в рамках муниципальной программы, лимиты должны быть использованы в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определённых соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.
Таким образом, администрация не могла в отсутствие на то правовых оснований исполнить расходное обязательство перед ООО "Синтез Н" за счёт средств бюджета муниципального образования, предусмотренных на иные цели.
Несвоевременное доведение бюджетных ассигнований до получателя субсидии привело к тому, что истец был поставлен в условия, способствующие нарушению им либо муниципального контракта перед ООО "Синтез Н", но при соблюдении бюджетного законодательства (как в рассматриваемом случае), либо бюджетного законодательства Российской Федерации (и иного законодательства, как следствия недофинансирования по другим статьям расходов муниципального бюджета), но при выполнении обязательств по муниципальному контракту в части полной оплаты выполненных работ.
Материалами дела также опровергается довод ответчика о том, что администрация не информировала Госкомтарифэнерго Хакасии об обращении ООО "Синтез Н" с исковым заявлением, сведения о досудебной работе администрации с подрядчиком также не поступали. Более того, данный довод не имеет правового значения для признания несения истцом убытков в виде неустойки и расходов по уплате судебных расходов по причине ненадлежащего исполнения ответчиком обязательств по Соглашению в части несвоевременного доведения средств субсидии.
Так, к заявке от 01 декабря 2016 года N 2 приложены копии муниципального контракта, в котором предусмотрена ответственность заказчика за нарушение условий контракта, документов об объёмах выполненных работ по контракту, платёжные поручения, подтверждающие выполнение условия Соглашения в части софинансирования, актов ввода в эксплуатацию. К претензии от 13 декабря 2016 года N1629-Ипр приложена копия письма ООО "Синтез Н" в адрес администрации с требованием об уплате задолженности по муниципальному контракту в сумме 20 174 099 рублей 82 копеек. В письме от 17 марта 2017 года N 301-Ипр администрация обратилась к Госкомтарифэнерго Хакасии с просьбой в срок до 21 марта 2017 года осуществить финансирование по Соглашению, обосновав рассмотрением арбитражным судом искового заявления ООО "Синтез Н" о взыскании с администрации суммы долга и неустойки за нарушение сроков оплаты (на тот период в сумме 500 000 рублей). Письмом от 21 марта 2017 года N 312-Ипр администрация продублировала просьбу с указанием даты следующего судебного заседания по иску ООО "Синтез Н" и приложением заявки на финансирование субсидии.
Принятие Госкомтарифэнерго Хакасии мер по исполнению Соглашения путём направления заявок Минфину Хакасии на финансирование мероприятий государственной программы не является обстоятельством, освобождающим от ответственности за ненадлежащее исполнение принятых обязательств по Соглашению. Пунктом 6.1 Соглашения также закреплено, что не являются обстоятельством непреодолимой силы действия третьих лиц, не выполняющих какие-либо обязательства перед стороной Соглашения.
Доводу представителей Минфина Хакасии и Минстроя Хакасии о том, что муниципальный контракт N Ф.2016.194974 от 02 августа 2016 года не подпадает под условия государственной программы, заключенного Соглашения и Дополнительного соглашения также была дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции.
Так, отклоняя указанные доводы, суд первой инстанции обосновано руководствовался следующим.
Как было указано выше, в государственной программе закреплено, что субсидии предоставляются муниципальным образованиям согласно Правилам предоставления и распределения субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности и на решение вопросов по организации теплоснабжения в период прохождения отопительного периода (приложение к Программе).
Субсидии предоставляются муниципальным образованиям, определённым по результатам отбора (пункт 1.3 Правил предоставления субсидий).
В соответствии с пунктом 2.1 Правил предоставления субсидий (в редакции, действовавшей в спорный период) отбор муниципальных образований осуществляет исполнительный орган - Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия и (или) Государственный комитет по тарифам и энергетике Республики Хакасия.
Пунктом 3.5 Правил предоставления субсидий предусмотрено, что распределение субсидий из республиканского бюджета Республики Хакасия утверждается постановлением Правительства Республики Хакасия.
В силу пункта 5.4 Правил предоставления субсидий субсидии предоставляются местному бюджету на основании соглашения между муниципальным образованием и исполнительным органом.
В приложении N 5 Соглашения, заключённого по результатам вышеназванного порядка, в Перечне объектов муниципального образования г. Черногорск, источником финансового обеспечения которых является субсидия, поименованы объекты: приобретение насосного оборудования на котельной ГПТУ, ул. Октябрьская; замена подпиточных насосов на котельной ГПТУ, ул. Октябрьская.
Заявка администрации о выплате субсидии принята Госкомтарифэнерго Хакасии к исполнению, обязательства по перечислению администрации суммы субсидии по названным объектам на дату рассмотрения спора исполнены.
Учитывая вышеизложенное, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что вопросы о соблюдении порядка выделения и выплаты субсидии находятся за рамками рассмотрения настоящего спора.
Более того, суд апелляционной жалобы считает необходимым отметить, что в рамках аналогичного дела N А74-15913/2017 (постановление арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.09.2018) по результатам рассмотрения кассационной жалобы - Министерства финансов Республики Хакасия доводы о том, что убытки возникли не по вине органов государственной власти, а по вине администрации Ширинского района, не исполнившей обязательства по соглашениям не нашли своего подтверждения, размер убытков, включающих в себя, как и в рамках настоящего дела,судебные расходы, был признан судом обоснованным.
Учитывая изложенное, правомерен вывод суда первой инстанции о том, что истцом доказана вся совокупность элементов состава правонарушения, послужившего основанием для взыскания рассматриваемых убытков.
Исходя из положений статьи 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разъяснений, содержащихся в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22 июня 2006 года N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению за счет средств казны Республики Хакасия.
В рамках настоящего дела истцом также заявлено требование о взыскании неустойки за период, начиная со следующего дня после принятия арбитражным судом решения по исковому заявлению до даты полного погашения суммы убытков.
В соответствии с пунктом 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств.
Из толкования данной нормы следует, что проценты за пользование чужими денежными средствами представляют собой ответственность за нарушение денежного обязательства.
В соответствии с пунктом 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" сумма процентов, установленных статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации, засчитывается в сумму убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением денежного обязательства (пункт 1 статьи 394 и пункт 2 статьи 395 ГК РФ).
В силу главы 25 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки также являются формой ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником обязательства, следовательно, на сумму убытков проценты начислению не подлежат.
Учитывая вышеизложенного, у суда первой инстанции обосновано отсутствовали основания для удовлетворения требования истца в указанной части.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заявители указали следующее: материалы дела не подтверждают наличие причинно-следственной связи между действиями (бездействием) Госкомтарифэнерго Хакасии и заявленными убытками в виде неустойки и судебных расходов по делу N А74-399/2017, администрация не приняла разумных мер для исключения возникновения убытков либо уменьшения их размера, а равно как не предпринимала действий для получения суммы субсидии; администрация не информировала Госкомтарифэнерго Хакасии об обращении ООО "Синтез Н" с исковым заявлением, сведения о досудебной работе администрации с подрядчиком также не поступали; муниципальный контракт N Ф.2016.194974 от 02 августа 2016 года не подпадает под условия государственной программы, заключенного Соглашения и Дополнительного соглашения.
Доводы, изложенным в апелляционных жалобах дана надлежащая оценка при рассмотрении дела судом первой инстанции, о чем отражено в настоящем постановлении, суд апелляционной инстанции не находит оснований для их переоценки, указанные доводы по существу дублируют доводы, приведенные в суде первой инстанции, и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого судебного акта.
Оценив установленные по делу обстоятельства, правильно применив нормы материального права - положения статьи 5, пункта 3 статьи 242, пункта 1 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации суд первой инстанции сделал правильные и обоснованные выводы о том, что обязательства по перечислению истцу субсидии не исполнены, денежные средства, взысканные с администрации решением Арбитражного суда Республики от 14 апреля 2017 года по делу N А74-399/2017 являются убытками, которые на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежат возмещению за счет казны Республики Хакасия.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы Третий арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" мая 2018 года по делу N А74-12586/2017 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины не рассматривается судом, поскольку заявители освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Хакасия от "18" мая 2018 года по делу N А74-12586/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
А.Н. Бабенко |
Судьи |
Н.Н. Белан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А74-12586/2017
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЧЕРНОГОРСКА
Ответчик: Государственный комитет по тарифам и энергетике РХ, МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйтсва РХ, Министерство экономического развития Республики Хакасия, Министерство экономического развития РХ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Хакасия, Министерство Финансов РХ
Хронология рассмотрения дела:
20.02.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5976/18
06.02.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12586/17
17.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12586/17
03.10.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3486/18
13.08.2018 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12586/17
18.05.2018 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-12586/17