г. Саратов |
|
05 октября 2018 г. |
Дело N А12-16893/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 01.10.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 05.10.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пудовой В.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года по делу N А12-16893/2018 (судья Репникова В.В.)
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (ОГРН 1133443005200, ИНН 3459001501, 400105, г. Волгоград, ул. Таращанцев, д. 19, офис 12),
к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139400066, г. Волгоград, ул. Им. Володарского, д. 5),
третьи лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Унитарная некоммерческая организация "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (ОГРН 1143400000875, ИНН 3460000502, 400074, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 32а); Общество с ограниченной ответственностью "Художественный фонд" (ОГРН 1133443010139, ИНН 3460007040, 400120, г. Волгоград, ул. Липецкая, д. 6),
о признании недействительным предписания.
при участии в судебном заседании:
участники процесса в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" (далее - ООО "УЖФ КОР", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Управлению "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда (далее - Управление, инспекция) о признании незаконным предписания N 544-р-4 от 22.02.2018.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены, признано незаконным и отменено предписание Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда N 544-р-4 от 22.02.2018.
Управление "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда не согласилось с вынесенным решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
Лица, участвующие в деле отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участники процесса извещены о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, явку представителей не обеспечили. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 08.09.2018, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной должностным лицом Управления "Жилищная инспекция Волгограда" администрации Волгограда выездной проверки по обращению (N УЖИВ/Г-701 от 08.02.2018) гражданина многоквартирного дома N 119 по пр.им. Ленина г. Волгограда было установлено, что при обследовании квартиры N 24 обнаружены затечные пятна на потолке в жилом помещении квартиры.
На момент проверки определить время и причину образования затечных пятен не представилось возможным. На момент проведения проверки выполнить обследование кровли в границах квартиры N 24 многоквартирного дома N 119 по пр.им. Ленина Волгограда не удалось в связи с наличием снежного покрова.
По результатам проверки составлен акт N 544-р от 22 февраля 2018 года и выдано предписание от 22.02.2018 г. N 544-р-4 ООО "УЖФ КОР" как организации, осуществляющей управление многоквартирным домом N 119 по пр.им. Ленина Краснооктябрьского района Волгограда, со сроком выполнения до 21.03.2018 со следующими требованиями: во исполнение требований п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила содержания); п.п. 4.6.1.1., 4.6.1.2 с целью обеспечения безопасных и комфортных условий проживания граждан, в период таяния снега, выполнить обследование кровли и квартиры N 24 многоквартирного дома N 119 по пр.им. Ленина, при выявлении протечек устранить в нормативные сроки, акт с подписью жителя квартиры N 24 представить в Управление.
Полагая предписание управления "Жилищная инспекция Волгограда" от 22.02.2018 N 544-р-4 незаконным, ООО "УЖФ КОР" обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что предписание N 544-р-4 от 22.02.2018 выдано в отсутствии выявленных нарушений нормативных актов со стороны ООО "УЖФ КОР".
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам.
Инспекцией установлено, что многоквартирный дом N 119 по пр.им. Ленина в
Краснооктябрьском районе Волгограда, находится в управлении управляющей организации ООО "УЖФ КОР".
В соответствии с пунктом 1.1 договора управления многоквартирным домом N 119 по пр.им. Ленина Волгограда от 01.08.2015, Общество заключило настоящий договор с собственниками помещений указанного дома, с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий проживания граждан, управления, содержания и текущего ремонта общего имущества многоквартирного дома, решения вопросов пользования указанным имуществом.
Управляющая организация ООО "УЖФ КОР" осуществляет деятельность по
управлению многоквартирным домом, являющимся объектом проверки на основании лицензии от 14.05.2015 N 034-000236, при этом сведения об этом доме внесены в установленном порядке в реестр лицензии Волгоградской области на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами.
Таким образом, ООО "УЖФ КОР", осуществляющее деятельность по управлению многоквартирным домом N 119 по пр.им. Ленина Краснооктябрьского района Волгограда на основании лицензии, несет ответственность за соблюдение лицензионных требований при его управлении.
В силу ч. 2 ст. 193 ЖК РФ положение о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами утверждает Правительство Российской Федерации.
Лицензионные требования к управляющей организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии (лицензиату), установлены Положением о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 "О лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами" (далее - Положение о лицензировании).
В соответствии с подпунктами "а", "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионными требованиями к лицензиату являются: соблюдение требований, предусмотренных частью 2.3 статьи 161 ЖК РФ (в том числе об оказании услуг и (или) выполнении работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме; исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Согласно подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании, лицензионным требованием к лицензиату является исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 ЖК РФ.
Инспекция ссылается на нарушение Обществом пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила содержания), согласно которому общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг);
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Также Инспекцией в оспариваемом предписании указано на необходимость исполнения п.п. 4.6.1.1., 4.6.1.2, при этом, как обоснованно отмечено судом первой инстанции, наименование нормативного акта в предписании не содержится.
В отзыве заинтересованное лицо указывает, что Обществом нарушены п.п. 4.6.1.1., 4.6.1.2 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила и нормы).
Согласно пункту 4.6.1.1 Правил и норм организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить:
- исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода;
- защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования;
- воздухообмен и температурно-влажностный режим, препятствующие конденсатообразованию и переохлаждению чердачных перекрытий и покрытий;
- обеспечение проектной высоты вентиляционных устройств;
- чистоту чердачных помещений и освещенность;
- достаточность и соответствие нормативным требованиям теплоизоляции всех трубопроводов и стояков; усиление тепловой изоляции следует выполнять эффективными теплоизоляционными материалами;
- исправность в местах сопряжения водоприемных воронок с кровлей, отсутствие засорения и обледенения воронок, протекания стыков водосточного стояка и конденсационного увлажнения теплоизоляции стояка;
- выполнение технических осмотров и профилактических работ в установленные сроки.
Согласно п.п. 4.6.1.2 Правил и норм следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровельных несущих конструкциях: деревянных (нарушения соединений между элементами, разрушение гидроизоляции мауэрлатов, загнивание и прогиб стропильных ног, обрешетки и др. элементов); железобетонных (разрушение защитного слоя бетона, коррозия арматуры, прогибы и трещины, выбоины в плитах и др.); в кровлях из листовой стали (ослабление гребней и фальцев, пробоины и свищи, коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя); в кровлях из асбестоцементных плиток, листов черепицы и других штучных материалов (повреждения и смещения отдельных элементов, недостаточный напуск друг на друга и ослабление крепления элементов кровель кобрешетке); в кровлях из рулонных материалов (отслоение от основания, разрывы и пробоины, местные просадки, расслоение в швах и между полотнищами, вздутия, растрескивание покровного и защитного слоев); мастичных (отслоение, разрушение мастичного слоя).
Исследовав материалы дела, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Инспекцией не представлено доказательств наличия у ООО "УЖФ КОР" обязанности по устранению протечек в кровле и неисполнения им требований указанных в предписании нормативных актов.
Как правомерно отмечено судом первой инстанции, согласно информации с сайта, УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" (http://капремонт34.рф) осуществил ремонт кровли дома N 119 по пр.Ленина.
Региональным фондом был заключен договор N 210-В-СМР-2015 на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, являющихся объектами культурного наследия от 20.09.2016 года с подрядной организацией ООО "Художественный фонд".
Согласно п. 1.1 Договора, подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту многоквартирного дома N 119 по пр. Ленина (капитальный ремонт: крыши, фасада).
Согласно акта о приемке выполненных работ, заключенного между УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и подрядной организацией ООО "Художественный фонд", работы по ремонту кровли по пр. Ленина, 119 проводились с 20.09.2016 по 21.02.2017. Сметная стоимость работ составила 5 597 535,00 руб.
В соответствии с частью 1 статьи 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Региональный оператор в целях обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов (п. 2 ч. 2 ст.182 ЖК РФ).
В силу п. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ региональный оператор несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Согласно п. 8.2, п. 8.4 Договора подряда N 210-В-СМР-2015 гарантийный срок на результат работ устанавливается продолжительностью 180 месяцев с момента подписания сторонами акта о приемке выполненных работ; подрядчик обязан за свой счет устранить обнаруженные дефекты и недостатки, являющиеся следствием ненадлежащего исполнения Подрядчиком либо привлеченными им субподрядчиками обязательств по настоящему договору, в течение десяти рабочих дней с момента подписания Акта обнаружения дефектов или в иные сроки, согласованные в Акте обнаружения дефектов.
В соответствии с положениями ст. 755 Гражданского кодекса РФ, подрядчик, если иное не предусмотрено договором строительного подряда, гарантирует достижение объектом строительства указанных в технической документации показателей и возможность эксплуатации объекта в соответствии с договором строительного подряда на протяжении гарантийного срока. Ответственность за недостатки (дефекты), обнаруженные в пределах гарантийного срока, если не докажет, что они произошли вследствие нормального износа объекта или его частей, неправильной его эксплуатации или неправильности инструкций по его эксплуатации, разработанных самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами, ненадлежащего ремонта объекта, произведенного самим заказчиком или привлеченными им третьими лицами несет подрядчик.
Согласно ч. 1 ст. 188 и ч. 5 ст. 178 Жилищного кодекса Российской Федерации убытки, причиненные собственникам помещений в многоквартирных домах в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения региональным оператором своих обязательств, вытекающих из договоров, заключенных с такими собственниками в соответствии с настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством.
Из приведенных норм законодательства следует, что УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" является лицом, ответственным перед собственниками помещений многоквартирного дома за последствия ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями.
Заявителем в суд представлен акт обследования жилого (нежилого) помещения от 07.02.2018 года, составленный сотрудниками ООО "Управление жилищным фондом Краснооктябрьского района" совместно с представителем подрядной организации ООО "Художественный фонд", с участием собственника квартиры, согласно которому затопление квартиры N 24 произошло с кровли после проведения ремонта кровли, заказчиком работ является УНО "Региональный фонд капитального ремонта". Затопление произошло 4 февраля 2018 года.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, из материалов проверки следует, что представители Инспекции не обследовали кровлю, причины образования затечных пятен на потолке в квартире N 24 не устанавливали.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации бремя доказывания законности и обоснованности оспариваемого акта возлагается на орган, его принявший.
Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при их проведении регулируются положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального", в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание.
Судебная коллегия апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что предписание от 22.02.2018 г. N 544-р-4 выдано в отсутствие выявленных нарушений нормативных актов со стороны ООО "УЖФ КОР".
Требования об исполнимости предписания заложены в статье 17 Федерального закона N 294-ФЗ, по смыслу которой предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что оспариваемое предписание, не соответствует указанным требованиям, выдано при отсутствии нарушений требований закона, ненадлежащему лицу и содержит требования, которые являются неисполнимыми со стороны управляющей компании.
Кроме того, требования об обследовании кровли и квартиры и установления причины затопления выполнены Обществом 7 февраля 2018 года, еще до выдачи предписания до 22 февраля 2018 года.
При этом, административный орган не представил в материалы дела документов, подтверждающих законность выданного предписания и опровергающих доводы ООО "УЖФ КОР" о том, что обязанность по устранению протечки кровли лежит на УНО "Региональный фонд капитального ремонта многоквартирных домов" и подрядной организации.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции правомерно удовлетворены заявленные требования ООО "УЖФ КОР" и признано незаконным предписание от 22.02.2018 г. N 544-р-4.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Управления "Жилищная инспекция Волгограда" Администрации Волгограда не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 16 июля 2018 года по делу N А12-16893/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Поволжского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий судья |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.