Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 13 декабря 2018 г. N Ф10-5492/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
03 октября 2018 г. |
Дело N А64-1660/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 октября 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Ольшанской Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания: Панковой И.Н.,
при участии:
от Управления Пенсионного фонда России в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области: Корнишина Л.А. - представитель по доверенности б/н от 29.01.2018, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т": Субботина Н.А. - представитель по доверенности б/н от 02.04.2018, выдана сроком на 1 год, паспорт гражданина РФ;
от ИФНС России по г.Тамбову: представитель не явился, имеются доказательства надлежащего извещения;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда России в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2018 по делу N А64-1660/2018 (судья Павлов В.Л.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т" (ОГРН 1106829004237, ИНН 6829067008) к УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (ОГРН 1126829004554, ИНН 6829083507), ИФНС России по г.Тамбову, о признании недействительным решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018; обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т" (далее - ООО "Магистраль-Т", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Тамбовской области с заявлением к Управлению Пенсионного фонда России в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области (далее - пенсионный фон, Управление), Инспекции Федеральной налоговой службы России по г.Тамбову (далее - налоговый орган) о признании недействительным решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018; обязании ИФНС России по г.Тамбову возвратить денежные средства, взысканные с ООО "Магистраль-Т" в рамках исполнения решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018 в полном объеме в течении 10 дней с момента вынесения решения (с учетом уточнения).
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2018 по делу N А64-1660/2018 заявленные требования удовлетворены.
Решение Управления Пенсионного фонда России в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018 признано недействительным.
Суд обязал ИФНС России по г.Тамбову восстановить нарушенные права Общества.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Пенсионный фонд обратился в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель указывает, что ООО "Магистраль-Т" занижена база для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам, а также не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу за 2014-2015 г.г.
Считает, что дополнительный тариф выступает как финансовый инструмент, призванный, прежде всего, улучшить условия на рабочих местах, снизить риск профессиональных заболеваний среди рабочих, а также устанавливающий приоритет превентивного механизма регулирования над компенсационным.
Представитель Пенсионного фонда в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании представитель ООО "Магистраль-Т" просил обжалуемое решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В представленных суду пояснениях налоговый орган ссылается на то, что поскольку предметом настоящего спора является решение Пенсионного фонда, налоговый орган вопрос о рассмотрении исковых требований оставляет на рассмотрение суда.
От ИФНС России по г. Тамбову поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие ее представителей.
Учитывая наличие у суда доказательств надлежащего извещения данного лица, о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в его отсутствие в порядке статей 123, 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судебное заседание проходило посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тамбовской области.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 20.09.2018 по 27.09.2018.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пояснения налогового органа, заслушав мнение участников судебного процесса, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции полагает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т" зарегистрировано в качестве юридического лица.
Управлением Пенсионного фонда России в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области в отношении ООО "Магистраль-Т" в период с 11.09.2017 по 09.11.2017 была проведена выездная проверка.
Выявленные в ходе проверки нарушения были отражены в акте от 08.12.2017 N 359.
По результатам рассмотрения материалов проверки заместителем начальника УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области 16.01.2018 было принято решение N 7 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах.
Данным решением ООО "Магистраль-Т" начислены:
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в размере 176 500,90 руб. за период с 01.01.2014 по 31.12.2016;
- штраф по п. 1 ст. 47 ФЗ-212 в размере 26 834,98 руб.;
- пени по состоянию на 31.12.2016 на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный Фонд РФ в сумме 22 654,05 руб.
Не согласившись с решением Пенсионного фонда ООО "Магистраль-Т" обратилось в Арбитражный суд Тамбовской области с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконных решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из оспариваемого решения, выявленное нарушение состояло в том, что общество не включило в базу, подлежащую обложению страховыми взносами при исчислении дополнительного тарифа, заработную плату сварщиков термитной сварки.
Управление Пенсионного фонда указывает, что профессия сварщик термитной сварки (позиция 2151200а-18350), предусмотрена в разделе XIV. "Металлообработка" Списка N 2.
В ООО "Магистраль-Т" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 годы действовала аттестация рабочих мест.
Согласно карты аттестации рабочего места, должности сварщика термитной сварки присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса -2 (допустимый) и предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Управление Пенсионного фонда сочло,что если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны вредными или опасными, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, соответственно, установленному в отношении его рабочего места классу условий труда - опасный или вредный, с учетом их подклассов.
Если работник занят в видах работ, указанных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ и подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 30 Федерального закона N 400-ФЗ, и при этом условия труда на его рабочем месте по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда признаны оптимальными или допустимыми, либо результаты аттестации его рабочего места отсутствуют, то страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данного работника, следует начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным соответственно частями 1 или 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
По мнению Пенсионного фонда, страховые взносы на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу данных работников в 2014, 2015, 2016 годах, необходимо начислять по дополнительным тарифам, предусмотренным ч.2 ст.58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ по ставкам: в 2014 году - 4%, в 2015 году - 6%, в 2016 году - 6%.
ООО "Магистраль-Т", которое является плательщиком страховых взносов, не была включена в объект обложения страховыми взносами и в базу для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу заработная плата работников, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федеральный закон N 173-ФЗ, (с 1 января 2015 года - в пунктах 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ) за 2014 г. в размере 1058149,85 руб., за 2015 г. в размере 767750,20 руб., за 2016 г. в размере 1468498,77 руб. Неуплаченная сумма страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014, 2015, 2016 годы составила 176500,90 руб.
На неуплаченные (неполностью уплаченные) суммы страховых взносов по дополнительному тарифу в Пенсионный фонд в соответствии с ч.3 ст.25 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ начислил пени в сумме 22 654,05 руб.
В связи с выявленными нарушениями, в соответствии с п.1 ст. 47 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ Общество привлечено к ответственности за расчетный период 2015-2016 гг. в сумме 26834,98 руб. (134 174,92*20%). За 2014 г. Общество не привлекалось к ответственности в связи с истечением срока давности.
Признавая решение Пенсионного фонда незаконным, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" N 212-ФЗ (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) (в редакции, действовавшей в спорный период) регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование (далее также - страховые взносы), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
На основании подпункта "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона N 212-ФЗ страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (в том числе организации), являются плательщиками страховых взносов, обязанными, в силу статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ, своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы на обязательное страхование.
Указанным Федеральным законом в целях осуществления органами фонда пенсионного страхования надлежащего контроля за уплатой страховых взносов установлен ряд обязательств для плательщиков страховых взносов (страхователей). Порядок исчисления и уплаты страховых взносов, а также порядок осуществления контроля за их уплатой, установлен Федеральным законом N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты физическим лицам, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.
Согласно подпункту 2.1 пункта 58.3 Федерального закона от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования" для плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в частях 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяется дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в том числе, к классу условий труда - Допустимый, подклассу условий труда - 2, дополнительный тариф страхового взноса - 0,0 процента.
Из материалов дела усматривается, что основанием для принятия оспариваемого решения послужил вывод Управления Пенсионного фонда о неправомерной неуплате обществом страховых взносов по дополнительному тарифу в сумме 176500,90 руб. с выплат, произведенных в 2014-2016 г.г. сварщику термитной сварки.
Вместе с тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в ООО "Магистраль-Т" за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 действовала аттестация рабочих мест.
Согласно карты аттестации рабочего места, должности сварщика термитной сварки присвоена степень вредности и (или) опасности факторов производственной среды и трудового процесса - 2 (допустимый) и предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
С 01.01.2013 в соответствии со статьей 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (Закон N 173-ФЗ), применяются дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ перечислены категории граждан, имеющих право на досрочное, то есть ранее достижения общеустановленного Законом пенсионного возраста, назначение трудовой пенсии по старости и установлены основания досрочного назначения трудовой пенсии по старости для каждой из перечисленных категорий.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона N 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи Закона и имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона N 212-ФЗ.
При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 статьи 27 Закона N 173-ФЗ, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в данной норме закона, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Правила исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона N 173-ФЗ утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила).
Согласно части 4 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов освобождаются от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, устанавливаемом отдельным федеральным законом.
С 01.01.2014 при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный Фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда (пункт 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда").
Согласно части 4 статьи 27 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" если до 01.01.2014 в отношении рабочих мест была проведена аттестация, спецоценка условий труда на этих рабочих местах может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации.
Результаты аттестации, проведенной до 01.01.2014, которые действительны до окончания срока их действия, применяются при определении установленного частью 2.1 статьи 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации, начисляемых на выплаты работникам, условия труда которых признаны вредными и (или) опасными (пункт 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда").
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 18, 58.3 Федерального закона N 212-ФЗ (в редакции, действовавшей в проверяемый период), Федеральным законом от 03.12.2012 N 243-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования", статьей 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", пришел к правильному выводу о том, что у общества отсутствовала обязанность уплачивать в 2014-2016 г.г. дополнительные тарифы страховых взносов с выплат, произведенных сварщику термитной сварки.
Следовательно, правомерно признано незаконным начисление страховых взносов по дополнительному тарифу за 2014, 2015, 2016 годы - 176500,90 руб., пени в сумме 22 654,05 руб. и штрафа в сумме 26834,98 руб. по оспариваемому решению.
Возлагая обязанность восстановления прав заявителя на налоговый орган, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Во исполнение Указа Президента РФ от 15.01.2016 N 13 Правительством Российской Федерации принято решение о передаче функций администрирования страховых взносов налоговым органам. Передача функций администрирования страховых взносов нормативно оформлена в федеральных законах от 03.07.2016 N 243-ФЗ, 250-ФЗ, 346-ФЗ.
Исходя из положений Закона N 250-ФЗ, после 01.01.2017 полномочиями по осуществлению фактического возврата излишне уплаченных сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней обладают только налоговые органы.
Как следует из материалов дела и не оспаривается налоговым органом, ИФНС России по г.Тамбову, во исполнение решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018 выставлены требования от ИФНС по г. Тамбову N 6491 от 16.02.2018, N 14048 от 19.04.2018 и инкассовые поручения N 30933 (на сумму 22586,45 руб.) от 21.05.2018, N 19633 (на сумму 22654,05 руб.) от 19.03.2018, N 19632 (на сумму 176500,90 руб.) от 19.03.2018.
В связи с чем налоговым органом в принудительном порядке взысканы суммы решения УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области N 7 от 16.01.2018.
На основании изложенного, в рамках ст. 201 АПК РФ суд первой инстанции обоснованно обязал восстановить нарушенные права общества с ограниченной ответственностью "Магистраль-Т".
Доводы заявителя апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Пенсионного фонда, рассмотренную судом области, они не опровергают выводы суда первой инстанции, а выражают несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Аргументированных доводов, опровергающих выводы суда области, в апелляционной инстанции не заявлено.
При принятии обжалуемого судебного акта суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал все представленные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку и правильно применил нормы материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом области допущено не было.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 05.07.2018 по делу N А64-1660/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-1660/2018
Истец: ООО "Магистраль-Т"
Ответчик: ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области УПФР в г.Тамбове и Тамбовском районе Тамбовской области, Инспекция федеральной налоговой службы по г.Тамбову (ИФНС России по г.Тамбову)
Хронология рассмотрения дела:
09.12.2019 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда России N 261-ПЭК19
13.12.2018 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5492/18
03.10.2018 Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 19АП-6215/18
05.07.2018 Решение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1660/18
20.03.2018 Определение Арбитражного суда Тамбовской области N А64-1660/18