г. Москва |
|
04 октября 2018 г. |
Дело N А40-136539/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 04 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.В. Бекетовой,
судей: |
С.Л. Захарова, Е.В. Пронниковой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д. Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ГУ МРО ФСС РФ (филиал N 27)
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2018 по делу N А40-136539/18, принятое судьей О.Ю. Паршуковой (140-3950),
по заявлению АО "РусБурМаш" (ОГРН 1037739624328, адрес местонахождения: 109004, г. Москва, Большой Дровяной пер., д. 22)
к ГУ МРО ФСС РФ (Филиал N 27) (127006, г. Москва, Страстной бульвар, д. 7, стр. 12)
о признании недействительным решения, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Бухарева А.Ю. по дов. от 03.04.2017, Михайлова Е.В. по дов. от 26.09.2018; |
от ответчика: |
Локтева С. А. по дов. от 26.10.2017. |
УСТАНОВИЛ:
АО "РусБурМаш" (заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительными решения Государственного учреждения-Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ответчик, филиал N 27 ГУ МРО ФСС РФ) от 26.04.2018 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; об обязании устранить допущенные нарушения прав путем принятия решения об определении на 2018 г. 11 класса профессионального риска и установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в размере 1.2 процента, исходя из основного вида экономической деятельности "Разведочные бурения" и направить в адрес общества соответствующее уведомление.
Решением от 23.07.2018 Арбитражный суд города Москвы заявленные требования удовлетворил. Суд исходил из того, что ответчиком не предоставлено документов, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельности является "добыча руд прочих цветных металлов", что позволило ему установить размер страхового тарифа, соответствующий 32-му классу (код ОКВЭД 2-07.29) профессионального риска.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ГУ МРО ФСС РФ (Филиал N 27) обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу общество с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 27) 26.04.2018 установило АО "РУСБУРМАШ" с января 2018 года размер страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний 8,5% исходя из основного вида экономической деятельности "добыча руд прочих цветных металлов".
АО "РУСБУРМАШ" 25.01.2018 был направлен в ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 27) расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2017 год по форме 4-ФСС. Квитанция о получении расчета Филиалом N 27 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 8402-9446-2653-01-7735001202 от 25.01.2018 имеется в материалах дела. В строке код ОКВЭД Расчета Обществом указан код - 43.13 (разведочное бурение).
ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 27) установило АО "РУСБУРМАШ" размер тарифа страховых взносов 8,50% для кода 07.29 "добыча руд прочих цветных металлов" только исходя из информации, содержащейся в ЕГРЮЛ.
Общество направило в ГУ - МРО ФСС РФ (филиал N 27) письмо от 22.05.2018 N107/0100-05/877 с просьбой установить тариф, соответствующий основному виду деятельности - разведочное бурение. К указанному письму было приложено заявление о подтверждении основного вида деятельности, справка-подтверждение основного вида деятельности и копия пояснительной записки к бухгалтерскому балансу.
Письмом "О правомерности принятого решения" от 25.05.2018 N 04-11/05-3656 Ответчик указал об обязанности АО "РУСБУРМАШ" исчислять страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев исходя из размера страхового тарифа 8,5 %.
Не согласившись с решением от 26.04.2018, АО "РусБурМаш" обратилось в арбитражный суд с заявлением.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страхователь обязан правильно исчислять, своевременно и в полном объеме уплачивать (перечислять) страховые взносы. В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 декабря 2017 г. N 484-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" в 2018 году и в плановый период 2019 и 2020 годов страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год".
Согласно статье 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 г. N 179-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год" страховые тарифы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены в процентах в соответствии с видами экономической деятельности по классам профессионального риска в следующих размерах: для 11 класса профессионального риска - 1,2 %, для 32 класса профессионального риска - 8,5%.
Классификацией видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30 декабря 2016 г. N 851н установлен 11 класс профессионального риска для кода ОКВЭД 43.13 "разведочное бурение", для кода 07.29 "добыча руд прочих цветных металлов" установлен 32 класс профессионального риска.
При этом в соответствии с пунктом 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением
Правительства РФ от 1 декабря 2005 г. N 713 (далее - Правила) экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Пунктом 13 Правил предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2006 N 55 утвержден Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее -Порядок). Пунктом 5 указанного Порядка предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
АО "РУСБУРМАШ" в срок до 15 апреля 2018 года не представило в Отделение документы, подтверждающие основной вид осуществляемой им экономической деятельности, в связи с чем ему был установлен тариф страховых взносов, соответствующий наивысшему классу профессионального риска из видов экономической деятельности, присвоенных АО "РУСБУРМАШ" в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, сведения о которых содержались в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом АО "РУСБУРМАШ" не осуществляет и никогда не осуществляло добычи руд прочих цветных металлов, а основным видом его экономической деятельности является разведочное бурение. Согласно правовой норме, закрепленной пунктом 8 Правил, страховой тариф устанавливается организации по виду осуществляемой деятельности.
Учитывая изложенное, для АО "РУСБУРМАШ" должен быть установлен размер страхового тарифа 1,2 %. Установление АО "РУСБУРМАШ" тарифа страховых взносов исходя из тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности, который не осуществляется Обществом, неправомерно.
Филиал N 27 ГУ МРО ФСС РФ государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на момент принятия решения об установлении страхового тарифа на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с января 2018 года в размере 8,50 процентов был осведомлен о фактически осуществляемой Обществом деятельности. АО "РУСБУРМАШ" 25.01.2018 был направлен в Филиал N 27 государственного учреждения -Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2017 год по форме 4-ФСС. Квитанция о получении расчета Филиалом N 27 государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации N 8402-9446-2653-01-7735001202 от 25.01.2018 прилагается. В строке код ОКВЭД Расчета Обществом указан код - 43.13 (разведочное бурение).
В соответствии с пунктом 5.11 Порядка заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения (форма 4-ФСС), утвержденного приказом Фонда социального страхования РФ от 26 сентября 2016 г. N 381 поле "Код по ОКВЭД" указывается код согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) по основному виду экономической деятельности страхователя, определяемому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2005 г. N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" и приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2006 г. N 55 "Об утверждении Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний -юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами". В Едином государственном реестре юридических лиц основным видом деятельности Общества указано разведочное бурение (код ОКВЭД 43.13).
Разница в сумме страховых взносов, рассчитанных исходя из тарифов, определенных для видов деятельности "разведочное бурение" и "добыча руд прочих цветных металлов", для АО "РУСБУРМАШ" составит около 25 000 000 рублей. Для АО "РУСБУРМАШ" это существенная сумма, учитывая, что в настоящее время Общество находится в крайне тяжелом имущественном и финансовом положении, убыток АО "РУСБУРМАШ" по итогам 2017 года составил 70 800 000 рублей (раздел 6.13 Пояснений к бухгалтерской (финансовой) отчетности АО "РУСБУРМАШ" за 2017 год).
Согласно п.3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя (юридического лица) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.01.2006 г. N 55, страхователь подтверждает основной вид экономической деятельности ежегодно в срок не позднее 15 апреля.
Страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком (статьи 21 -22 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу 3 профессионального риска (далее - Правила). Основной вид деятельности страхователя -юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации (пункт 11 Правил).
Согласно пункту 8 Правил экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основной вид экономической деятельности коммерческой организации - это тог вид, который но итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
В силу пункта 2 Порядка основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно. Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность но нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля не представил документы, перечисленные в пункте 3 Порядка, исполнительный орган фонда относит данного страхователя к тому виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страховою тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
При этом, поскольку в пункте 5 Порядка указано на то, что при определении класса профессионального риска следует исходить из "осуществляемых видов экономической деятельности", то вид фактически осуществляемой юридическим лицом деятельности не может быть определен только на основании документов, в которых указаны сведения о видах экономической деятельности страхователя (учредительных документов, выписки из Единого государственного реестра юридических лиц). Данная правовая позиция сформирована Президиумом ВАС РФ в Постановлении от 05.07.2011 г. N 14943/11.
В данном случае Филиал N 27 не представил документов, при наличии которых он пришел к выводу о том, что фактически осуществляемой предприятием деятельностью является "добыча руд прочих цветных металлов", что позволило ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий 32-му классу (код ОКВЭД2-07.29) профессионального риска.
При том, что все представленные Обществом документы свидетельствуют об организации и проведении буровых и геологоразведочных работ и непосредственно связанной с ними проектно-изыскательной деятельности, а также в оказании консультационных услуг по указанным вопросам. АО "РУСБУРМАШ" является сервисной компанией, осуществляющей все виды буровых и геологоразведочных работ в интересах Горнорудного дивизиона Госкорпорации "Росатом".
АО "РУСБУРМАШ" не может осуществлять деятельность по добыче руд прочих цветных металлов, поскольку не обладает лицензией на пользование недрами, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.
В соответствии со статьями 6, 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395- I "О недрах" добыча полезных ископаемых является одним из видов пользования недрами, осуществление которой происходит на основании лицензии на недропользование.
В соответствии с п. 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее - Правила), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший Удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил)
Таким образом, законодательством не предусмотрено возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности.
Основной вид деятельности АО "РУСБУРМАШ", который Общество фактически осуществляет и который указан в ЕГРЮЛ - разведочное бурение (код по ОКВЭД 43.13), класс профессионального риска - 11, размер страхового тарифа -1,2%.
Судом первой инстанции в своем решении правильно указано, что установление тарифа страховых взносов исходя из тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по виду деятельности, который не осуществляется Обществом, неправомерно.
Данная правовая позиция сформирована определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае установлена.
Доводы подателя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.07.2018 по делу N А40-136539/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-136539/2018
Истец: АО "РУСБУРМАШ"
Ответчик: ГУ - Московское региональное отделение Фонда социального страхования филиал N 27, ГУ МРО ФСС РФ Филиал N 27