г. Самара |
|
08 октября 2018 г. |
Дело N А72-7030/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Рогалевой Е.М., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Менеджмент" - Полевой В.А. (доверенность от 18.06.2018), Кряжевских Н.С. (доверенность от 18.06.2018), Якупова Д.И. (доверенность от 01.10.2018),
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска - Кириллова Е.Н. (доверенность от 20.12.2017),
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2018 по делу N А72-7030/2018 (судья Каргина Е.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Феникс-Менеджмент" (ОГРН 1095905003413), г.Ульяновск,
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (ОГРН 1047301036639), г.Ульяновск,
о признании недействительным решения от 12.01.2018 N 51825,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Феникс-Менеджмент" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Ульяновска (далее - налоговый орган) о признании незаконным решения от 12.01.2018 N 51825.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2018 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, налоговый орган подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что из буквального и системного толкования спорных контрактов следует, что между заявителем и учреждениями здравоохранения станций медицинской помощи заключены договоры оказания услуг транспорта (оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению) для нужд ГБУЗ ССМП, а не договоры на оказание медицинских услуг.
Спорные договоры не подразумевают передачу заявителю функций и полномочий ГБУЗ ССМП по осуществлению медицинской деятельности по оказанию скорой медицинской помощи.
Водитель автомобиля скорой помощи входит в состав бригады скорой медицинской помощи, однако медицинским работником не является и медицинскую деятельность не осуществляет. При этом водитель является сотрудником заявителя, а не работником соответствующих станций скорой медицинской помощи.
Лицензии на осуществление какой-либо деятельности, в том числе медицинской, заявитель не имеет.
Заявитель, купив и (или) переоборудуя автомобили в специализированный медицинский транспорт, автоматически не становится медицинской организацией.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представители налогоплательщика считают решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, налоговым органом была проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации заявителя по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 2 квартал 2017 года, по окончании которой составлен акт проверки от 09.11.2017 N 62822.
Рассмотрев материалы проверки, налоговый орган 12.01.2018 принял решение N 51825 о привлечении заявителя к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс), в виде штрафа в размере 413 231,50 руб. Данным решением заявителю предложено уплатить недоимку по НДС в размере 4 132 315 руб., а также пени в сумме 127 149,03 руб.
Не согласившись с указанным решением налогового органа, заявитель обратился с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Ульяновской области от 23.04.2018 N 07-05/06774@ указанное выше решение налогового органа оставлено без изменения.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ предусмотрено, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую деятельность, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг. В целях настоящей главы к медицинским услугам относятся в том числе и услуги скорой медицинской помощи, оказываемые населению.
Статьей 35 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях. При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в спорной налоговой декларации в графе "Стоимость реализованных (переданных) товаров, работ, услуг без налога" раздела 7 "Операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения)" заявителем отражена стоимость услуг в размере 28 079 868 руб. по коду N 1010211.
Указанные услуги оказывались заявителем по следующим контрактам с медицинскими организациями:
- по договору с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан Станции Скорой медицинской помощи города Уфа от 02.10.2015 N 0101200008115002155_143945 на сумму 6 994 914,68 руб.;
- по договору с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Республики Башкортостан Станции Скорой медицинской помощи города Уфа N 0101200008115002624_143945 от 13.11.2015 на сумму 4 148 535,30 руб.;
- по контракту N 0162300005316002361-3 от 05.10.2016, заключенному с Муниципальным бюджетным учреждением "Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса" (г. Екатеринбург) на сумму 9 238 177,92 руб.;
- по контракту N 15/40 от 15.10.2015, заключенному с Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская станция скорой медицинской помощи" на сумму 7 698 240 руб.
По указанным выше контрактам заявитель применил льготу, предусмотренную подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Так, по контракту N 15/40 от 15.10.2015 заявитель оказывал Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Самарской области "Новокуйбышевская станция скорой медицинской помощи (ГБУЗ СО "Новокуйбышевская ССМП") услуги по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи.
Требования к услуге согласно техническому заданию:
Территории оказания услуг:
- Самарская область;
- Самарская область, городской округ Новокуйбышевск, в пределах его границ и участок автомагистрали Самара-Волгоград от границ городского округа Новокуйбышевск до Красноармейского кольца;
- Самарская область, городской округ Чапаевск и участок трассы Самара - Волгоград 35-65 км;
- транспортировка больных в больницы, расположенные на территории городского округа Самары.
Наименование транспортного средства - автомобиль для оказания скорой медицинской помощи с салонами класса В.
Услуги должны предоставляться в две смены 7 дней в неделю.
Требования к транспортному средству: напольное покрытие: влагостойкое, антисептическое, нескользящее, устойчивое к воздействию лекарственных препаратов, моюще-дезинфицирующих средств, рекомендованных Минздравом России для дезинфекционной обработки поверхностей (согласно ГОСТ Р 52567-2006, СанПиН 2.1.3.2630-10). Наличие электрических розеток для питания медоборудования, трубопровод медицинских газов, розетка газов медицинских, быстрый разъем кислорода, баллон медицинского кислорода, шкафы для медицинского оборудования, столешница по левому борту, устойчивая к моющим дезинфицирующим средствам, кресло в головной части носилок, кресло по правому борту медицинского салона с возможностью установки дополнительных носилок.
Требования к медицинскому оборудованию:
Тележка-каталка со съемными носилками с автоматическим управлением раскладывания шасси; матрас мягкий с ручками для транспортировки.
Оснащение медицинским оборудованием на единицу автомобиля скорой медицинской помощи:
Электрокардиограф многоканальный с дисплеем; пульсоксиметр портативный транспортный в комплекте со взрослыми и детскими датчиками; редуктор-ингалятор с возможностью подключения аппарата искусственной вентиляции легких; носилки кресельные складные с возможностью фиксирования в салоне; носилки бескаркасные с возможностью транспортировки пациента в положении "сидя" и "лежа"; щит спинальный; контейнер термоизоляционный с автоматическим поддержанием температуры инфузионных растворов на 6 флаконов с параметром - питание от бортовой сети автомобиля; термоодеяло; дефибриллятор-монитор; аппарат ИВЛ для скорой медицинской помощи с режимами искусственной и вспомогательной вентиляции легких для взрослых и детей от 1 года; транспортная реанимационная платформа (с возможностью быстрого крепления/съема на носилках, каталках, на стенах салона автомобиля скорой помощи); аппарат ингаляционного наркоза газовой смесью кислорода и динитрогена оксида портативный; электроотсасыватель с бактериальным фильтром.
Заказчик по контракту обязан предоставить водителям время для приема пищи (не более 30 минут) одновременно с соответствующей бригадой скорой медицинской помощи.
Водители подчиняются распоряжениям ответственных лиц заказчика по вопросам, касающихся эксплуатации транспортных средств; во время вызова водитель обязан оказывать помощь бригаде скорой медицинской помощи.
Исполнитель обязан обеспечить выполнение водительским персоналом действий по переноске, погрузке и разгрузке больных и пострадавших при их транспортировке на носилках; оказание помощи врачу и фельдшеру при иммобилизации конечностей пострадавших и наложение жгутов и повязок, переноске медицинской аппаратуры (по указанию фельдшера врача); оказание помощи медицинскому персоналу в сопровождении психически больных.
Водитель входит в состав выездной бригады скорой медицинской помощи, подчиняется главному врачу, заведующему станции скорой медицинской помощи, фельдшеру или врачу выездной бригады скорой медицинской помощи. В период пребывания бригады скорой медицинской помощи на станции/подстанции водитель должен находиться на территории заказчика по адресу: Самарская область, г. Новокуйбышевск, ул. Пирогова, д. 11А, г. Чапаевск, ул. Кооперативная, 12. Исполнитель обеспечивает время доезда до адреса вызова и времени доезда до лечебно-профилактического учреждения за минимально короткое время, не более 20 мин., насколько позволяет дорожная обстановка и удаленность места вызова.
По контракту N 0162300005316002361-3 от 05.10.2016 заявитель оказывает Муниципальному бюджетному учреждению "Станция скорой медицинской помощи им. В.Ф. Капиноса" услуги по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи класса В с водителями.
Требования к услугам согласно Техническому заданию:
Место оказания услуг: г. Екатеринбург, ул. С. Дерябиной, 23, подстанция N 6; ул. Машиностроителей, 39А, подстанция N 3; ул. Братьев Быковых, д. 16Д, подстанция N 5.
Требования к автомобилю: автомобиль скорой медицинской помощи класса В должен соответствовать требованиям Приказа Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи" в части требований к транспорту для оказания неотложной и экстренной помощи".
Водители исполнителя подчиняются ответственным лицам заказчика: главврачу, врачу или фельдшеру выездной бригады скорой медицинской помощи; во время вызова водитель обязан оказывать помощь в переносе больных на носилках, в период пребывания водитель должен находиться на территории заказчика по адресу пребывания бригады скорой медицинской помощи. Услуги предоставляются круглосуточно; в две смены.
По договорам от 02.10.2015 N 0101200008115002155_143945 и от 13.11.2015 N01012000081150021624_143945 заявитель оказывает Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Станции Скорой медицинской помощи города Уфа (ГБУЗ РФ ССМП г. Уфа) услуги транспорта (оказание услуг по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи населению г. Уфа).
Требования к услуге: выполнение временных нормативов: время доезда до адреса не более 10 мин., время доезда до лечебно-профилактического учреждения не более 30 мин. Водители подчиняются врачу и/или фельдшеру бригады скорой медицинской помощи; водители обязаны оказывать помощь бригаде в переносе медицинского оборудования и больных на носилках во время вызова; водитель в период пребывания бригады скорой медицинской помощи на подстанции должен находиться на территории заказчика по месту пребывания бригады скорой медицинской помощи.
Требования к транспортным средствам: автомобили скорой медицинской помощи с салоном класса В и с салоном класса С.
Условия предоставления услуг: круглосуточно, две смены.
Из содержания указанных контрактов усматривается, что на заявителя возложена обязанность по медицинской эвакуации граждан в рамках государственной гарантии оказания услуги скорой медицинской помощи. Заказчиками по указанным контрактам являются государственные бюджетные учреждения здравоохранения - городские станции скорой медицинской помощи, финансируемые в рамках обязательного медицинского страхования.
Довод налогового органа в апелляционной жалобе о том, что предметом данных контрактов являлось оказание услуг транспорта, а не оказание услуг скорой медицинской помощи, обоснованно отклонен судом первой инстанции исходя из следующего.
В рамках указанных контрактов исполнитель (заявитель) оказывает элементы медицинской услуги, а именно услуги по медицинской эвакуации пациентов, что предъявляет определенные требования к водителю и транспортным средствам.
В данном случае услуги оказываются с использованием автомобиля скорой медицинской помощи, оснащенного согласно приказу Минздравсоцразвития РФ от 01.12.2005 N 752 "Об оснащении санитарного автотранспорта".
Из конкурсной документации и контрактов следует, что водитель оказывает помощь медицинскому персоналу в сопровождении/переноске больных на носилках. Указанные элементы медицинской услуги по эвакуации пациентов соответствуют пунктам 8-10 Приложения N 2 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи", согласно которым выездная бригада скорой медицинской помощи в обязательном порядке включает в себя водителя, на которого могут также возлагаться обязанности санитара.
Заявитель, предоставляя автомобили скорой медицинской помощи, укомплектованные медицинским оборудованием под управлением сотрудника заявителя - санитара-водителя, в рамках государственных гарантий в сфере медицинских услуг выполняет медицинскую эвакуацию граждан, являющуюся составной неотъемлемой частью услуги скорой медицинской помощи.
Экстренная перевозка больных машинами скорой медицинской помощи является неотъемлемой составной частью услуг скорой медицинской помощи, оказываемых населению.
Станции скорой медицинской помощи, являясь заказчиками по контрактам, не являются непосредственными потребителями оказываемой заявителем услуги по перевозке больных санитарным транспортом.
Оказание скорой медицинской помощи в рамках рассматриваемых контрактов не связано с обеспечением потребностей медицинского учреждения. Заявитель, являясь исполнителем по договору, оказывает услугу непосредственно населению, а заказчик в рамках вышеуказанных контрактов, по сути, выступает посредником между государством и гражданами по вопросу реализации государственной функции - осуществление бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС.
Кроме того, в рамках указанных контрактов заявителем предоставляется только специализированный транспорт (автомобили скорой медицинской помощи класса В и класса С), соответствующий требованиям ГОСТ Р 52567-2006 "Автомобили скорой медицинской помощи. Технические требования и методы испытаний". Данный стандарт устанавливает требования к конструкции, эксплуатационным характеристикам, оснащению автомобилей скорой медицинской помощи и методам их испытаний.
Автомобили скорой медицинской помощи предназначены исключительно для проведения лечебных мероприятий, транспортировки и мониторинга состояния больных на догоспитальном этапе и не предназначены для оказания транспортных услуг.
Представленными в материалы дела копиями паспортов транспортных средств и фотографиями автомобилей скорой медицинской помощи, используемых заявителем, подтверждается соответствие этих автомобилей вышеуказанным требованиям.
Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ в отношении заявителя, основным кодом и наименованием вида деятельности является "86.90.9 Деятельность в области медицины прочая, не включенная в другие группировки".
В соответствии с ОКВЭД "ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) Общероссийский классификатор видов экономической деятельности" (утвержден приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст) код 86.90 (Деятельность в области медицины прочая) включает в себя деятельность по перевозке пациентов любыми санитарно-транспортными средствами, включая самолеты.
Следовательно, оказание услуг по предоставлению автомобилей скорой медицинской помощи с экипажем отнесено к деятельности медицины.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно признал необоснованным довод налогового органа о том, что предоставляемые заявителем услуги не относятся к услугам скорой медицинской помощи.
Довод налогового органа о том, что заявитель не относится к медицинским организациям и, соответственно, на него не распространяется льгота, предусмотренная подпунктом 2 пункта 2 статьи 149 НК РФ, арбитражным апелляционным судом не принимается во внимание, поскольку сама услуга скорой медицинской помощи оказывалась медицинскими организациями с привлечением заявителя, что не запрещается законодательством.
Кроме того, арбитражный апелляционный суд принимает во внимание тот факт, что услуги оплачиваются в рамках бюджета обязательного медицинского страхования, в котором не предусмотрен НДС на бесплатные услуги, оказываемые населению.
Также судом первой инстанции обоснованно отклонен довод налогового органа о том, что для применения указанной выше льготы по НДС заявитель обязан был иметь лицензию на осуществление медицинской деятельности, поскольку не доказано, что оказываемые заявителем услуги подлежат лицензированию.
Согласно пункту 6 статьи 149 НК РФ перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", содержащая исчерпывающий перечень лицензируемых видов деятельности в Российской Федерации, не предусматривает лицензирование такого вида деятельности, как услуги по найму транспортных средств с экипажем в целях оказания скорой медицинской помощи.
Пленум ВАС РФ в пункте 11 Постановления от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость" указал, что, в частности, пункт 6 статьи 149 НК РФ, содержащий перечень освобождаемых от налогообложения операций, прямо оговаривает, что в случае, если на осуществление соответствующей деятельности необходима лицензия, такое освобождение действует только при наличии у налогоплательщика лицензии.
Таким образом, применение в рассматриваемом случае заявителем льготы по НДС не связано с таким условием как наличие лицензии.
Довод налогового органа о том, что водители заявителя не являются медицинскими работниками, арбитражным апелляционным судом признается несостоятельным, поскольку применение указанной выше льготы по НДС не связано с данным обстоятельством.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконным оспариваемое решение налогового органа.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные налоговым органом в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 31.07.2018 по делу N А72-7030/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
Е.М. Рогалева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.