г. Киров |
|
08 октября 2018 г. |
Дело N А28-2154/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2018 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Поляшовой Т.М.,
судей Бармина Д.Ю., Чернигиной Т.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бердниковой О.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя истца Комлевой В.А., действующей на основании доверенности от 16.01.2018,
представителя ответчика Мальковой О.В., действующей на основании доверенности от 02.10.2018, Алешкиной О.М. на основании распоряжения от 16.10.2017 N 140-К,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения администрации Малмыжского городского поселения Кировской области
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2018 по делу N А28-2154/2018, принятое судом в составе судьи Фадеевой С.В.,
по иску открытого акционерного общества "ЭнергосбыТ Плюс" (ОГРН 1055612021981, ИНН 5612042824) в лице Кировского филиала
к муниципальному казенному учреждению администрации Малмыжского городского поселения Кировской области (ИНН 4317005478, ОГРН 1054303528290),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (ИНН 4346011123, ОГРН 1024301316280) в лице Вятско-Полянского МПЭС
о взыскании задолженности,
установил:
открытое акционерное общество "ЭнергосбыТ Плюс"в лице Кировского фииала (далее - истец, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", Общество, Компания) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском заявлением к муниципальному казенному учреждению администрации Малмыжского городского поселения Кировской области (далее - ответчик, Администрация, заявитель) о взыскании 76 402 рублей 46 копеек задолженности за потребленную электроэнергию.
Исковые требования основаны на положениях статей 125, 126, 210, 307, 309, 310, 330, 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена сетевая организация - открытое акционерное общество "Коммунэнерго" (далее - ОАО "Коммунэнерго", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2018 исковые требования Компании удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению Администрации, решение суда первой инстанции не является законным и обоснованным. Поясняет, что от подписания договора энергоснабжения N 344488 от 22.11.2017 администрация отказалась ввиду нецелевого использования средств городского бюджета на оплату электроэнергии, потребляемой физическими лицами-абонентами, проживающими по ул. Вишневая и пер. Вишневый в г. Малмыже. Полагает, что имеет место недействительность сделки. Указывая, что уличное освещение на ул. Вишневая в г. Малмыже отсутствует, считает необходимым отследить динамику оплаты абонентами, проживающими на ул. Вишневая. Администрация ссылается на распоряжение Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области", согласно которому Малмыжскому городскому поселению были переданы электросети ВЛ-0,4 КВ, что также подтверждается актом о приеме - передаче от 08.12.2010; при этом для признания права собственности электросетей за администрацией Малмыжского городского поселения необходимо было сделать проект электросетей, поставить их на кадастровый учет, но поскольку ул. Вишневая и пер. Вишневый г.Малмыжа были достроены жилыми домами и подключено электроснабжение к ним, данный проект стал неактуальным. Обращает внимание, что ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" заключает договоры с физическими лицами - абонентами по ул. Вишневая г. Малмыж на поставку электрической энергии; абонентами ОАО "Коммунэнерго" являются физические лица - жители ул. Вишневая г. Малмыж, администрация городского поселения не может допустить нецелевое использование денежных средств бюджета поселения, согласно ст. 306.4. Бюджетного кодекса РФ. Полагает, что возложение на потребителей электроэнергии обязанности по оплате сверхнормативных потерь, возникших в бесхозяйных сетях, влечет для последних дополнительное бремя по оплате электроэнергии, которую они не получают.
В дополнении к жалобе ответчик поясняет, что на спорном участке ведется строительство новых жилых домов, не сданных в эксплуатацию в настоящий момент, однако данные расчеты не учтены истцом.
ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в отзыве на апелляционную жалобу считает доводы истца необоснованными, ходатайствует о рассмотрении дела без участия своих представителей.
Третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не направили.
В судебном заседании представители лиц, участвующих в рассмотрении дела, поддержали свои позиции по делу, уточнили фактические обстоятельства, дали соответствующие пояснения.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области" утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, согласно которому подлежат передаче от Кировского областного государственного учреждения "Управление капитального строительства" муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области - электросети ВЛ-0,4кВ, расположенные по адресу: Кировская обл., г. Малмыж, ул. Вишневая.
08.12.2010 подписан акт N 201 о передаче электросетей ВЛ-0,4кВ в г. Малмыже в собственность муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области.
Согласно выписке от 02.04.2018 N 341 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, введенная в эксплуатацию 01.04.2011, числится в реестре казны за N 43170507. Вопрос о признании права собственности за Администрацией на указанные объекты не решен.
29.07.2011 между ОАО "Коммунэнерго" и Администрацией подписан акт N АГР 504-559/11, по которому границы балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности электрических сетей сторон установлены на опоре N 24 ВЛ-0,4 кВ фидера N 3 от КТП-22, на опоре N 8 ВЛ-0,4 кВ фидера N 1 от КТП-20; на указанных опорах установлены приборы учета.
Из пункта 4 акта N АГР 504-559/11 следует, что Администрация имеет на своем балансе электрические сети от установленной границы в сторону потребления и осуществляет компенсацию потерь электроэнергии, возникающих в собственных электрических сетях.
Проект договора от 22.11.2017 N 344488 на энергоснабжение, согласно которому гарантирующий поставщик обязуется подавать электрическую энергию (мощность) потребителю в точки поставки, определенные приложением N 2 к договору, а именно: ВЛ-0,4 кВ с ТП - 20 и ВЛ-0,4 кВ с ТП - 22, направлен ОАО "ЭнергосбыТ Плюс" в адрес Администрации, получен ответчиком 21.12.2017, но не подписан.
В отсутствие письменного договора истец в период с ноября по декабрь 2017 года поставил электроэнергию на вышеуказанные объекты электросетевого хозяйства, предъявил акты электропотребления и выставил к оплате счета-фактуры (л.д.43-49).
19.01.2018 истец направил Администрации претензию с требованием оплатить задолженность (л.д.50).
Отсутствие оплаты по счетам-фактурам послужило поводом для обращения истца в суд с иском по настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав участвующих в рассмотрении дела представителей, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
В настоящем деле истцом был заявлен иск о взыскании стоимости потребленной электроэнергии по точке учета муниципального образования Малмыжского городского поселения Кировской области.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что договорных отношений по электроснабжению ул. Вишневая и пер. Вишневый в г.Малмыже между истцом и ответчиком не имелось, Администрация не является потребителем электроэнергии по указанным сетям, следовательно, обязанность по оплате электроэнергии у Администрации не может возникнуть.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 539 и пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии. По договору энергоснабжения оплачивать фактически принятое количество энергии обязан абонент.
Представленный в материалы дела договор от 22.11.2017 N 344488 на энергоснабжение Администрацией подписан не был.
Таким образом, потребление электрической энергии осуществлялось в отсутствие договора энергоснабжения.
Согласно выводам судов, содержащимся в судебных актах, вынесенных по аналогичным спорам, надлежащим плательщиком за потребленные энергоресурсы является фактический владелец энергоснабжаемого объекта.
В частности, определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2015 по делу N 303-ЭС 15-6562 содержит следующую позицию: факт получения лицом энергоресурса как самостоятельного блага является достаточным основанием для того, чтобы обязательство по оплате этого энергоресурса возникло именно у получателя.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 N 442 (далее - Основные положения N 442).
В соответствии с абзацем 1 пункта 6 Правил N 861 собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты; обязаны оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
Как следует из пункта 4 Основных положений N 442, сетевые организации приобретают электрическую энергию (мощность) на розничных рынках для собственных (хозяйственных) нужд и в целях компенсации потерь электрической энергии в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства. В этом случае сетевые организации выступают как потребители.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
В соответствии с пунктом 129 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства, не относящиеся по своему статусу к сетевым организациям, оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности). При этом определение объема фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах электросетевого хозяйства, осуществляется в порядке, установленном разделом X настоящего документа для сетевых организаций.
При отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства) (пункт 130 Основных положений N 442).
Таким образом, обязанность оплаты стоимости потерь возложена не только на сетевые организации, но и на иных владельцев, у которых находятся объекты электросетевого хозяйства.
Объект электросетевого хозяйства - это линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Электроэнергия передается потребителю в точке поставки, которая находится на границе балансовой принадлежности энергопринимающих устройств или в точке присоединения энергопринимающего устройства (объекта электроэнергетики). Эта точка одновременно определяет место исполнения обязательств как по договорам энергоснабжения (купли-продажи электроэнергии), так и по договорам оказания услуг по ее передаче и используется для определения объема взаимных обязательств субъектов розничных рынков по указанным договорам (пункт 2 Основных положений, пункт 2 Правил N 861.
Согласно выписке от 02.04.2018 N 341 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, введенная в эксплуатацию 01.04.2011, числится в реестре казны муниципального образования за N 43170507.
В соответствии с распоряжением Правительства Кировской области от 25.11.2010 N 441 "О передаче объектов в собственность муниципальных образований области" утвержден перечень имущества, предлагаемого к передаче из областной собственности в собственность муниципальных образований Кировской области, в том числе: от Кировского областного государственного учреждения "Управление капитального строительства" муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области - электросети ВЛ-0,4кВ, расположенные по адресу: Кировская обл., г. Малмыж, ул. Вишневая.
Согласно абзацу 3 части 4 статьи 26 Закона об электроэнергетике сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, обязано оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.
В соответствии с абзацем 5 пункта 4 Основных положений N 442 иные владельцы объектов электросетевого хозяйства приобретают электрическую энергию (мощность) в целях компенсации потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании объектах электросетевого хозяйства, и выступают в этом случае как потребители.
Согласно пункту 50 Правил N 861, размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энеогопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации.
Иные владельцы объектов электросетевого хозяйства (помимо сетевых организаций) оплачивают стоимость потерь электрической энергии, возникающих в принадлежащих им объектах
электросетевого хозяйства, путем приобретения электрической энергии (мощности) по заключенным ими договорам, обеспечивающим продажу им электрической энергии (мощности).
На основании пункта 130 Основных положений N 442 при отсутствии заключенного в письменной форме договора о приобретении электрической энергии (мощности) для целей компенсации потерь электрической энергии сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства оплачивают стоимость фактических потерь электрической энергии гарантирующему поставщику, в границах зоны деятельности которого расположены объекты электросетевого хозяйства сетевой организации (иного владельца объектов электросетевого хозяйства).
В статье 3 Закона об электроэнергетике дано понятие объектов электросетевого хозяйства, под которыми понимаются линии электропередачи, трансформаторные и иные подстанции, распределительные пункты и иное предназначенное для обеспечения электрических связей и осуществления передачи электрической энергии оборудование.
Согласно акту от 08.12.2010 N 201 электросети ВЛ-0,4кВ в г. Малмыже переданы в собственность муниципальному образованию Малмыжского городского поселения Кировской области. На основании выписки от 02.04.2018 N 341 из реестра казны муниципального образования Малмыжское городское поселение Кировской области электролиния ВЛ-0,4 кВ по ул. Вишневая, 01.04.2011 ввода в эксплуатацию, числится в реестре казны за N 43170507 (л.д.31).
Администрацией Малмыжского городского поселения не опровергается факт передачи ей электросетей ВЛ-0,4 кВ. Более того, Заявитель подтверждает данный факт в апелляционной жалобе.
Вопреки требованиям статей 9, 41, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком не представлено бесспорных доказательств, подтверждающих, что предъявленный к оплате объем электроэнергии на спорную сумму фактически потреблен иными лицами (в том числе жителями ул. Вишневая и пер. Вишневый в г.Малмыже), а, равно доказательств, подтверждающих, что потери электроэнергии в сетях за спорный период составляют иное количество.
Напротив, в судебном заседании апелляционного суда представители Администрации пояснили, что приборы учета, установленные на опоре N 24 ВЛ-0,4 кВ фидера N 3 от КТП-22, на опоре N 8 ВЛ-0,4 кВ фидера N 1 от КТП-20, действительно учитывают потребление электроэнергии другими абонентами, предъявленная ко взысканию задолженность не содержит объемы, выставленные к оплате другим потребителям, которые оплачиваются ими напрямую ОАО "ЭнергосбыТ Плюс".
В соответствии с статьей 50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в собственности муниципальных образований может находиться, в том числе, имущество, предназначенное для электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, для освещения улиц населенных пунктов.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование, в собственность которых передано имущество, несут бремя его содержания с даты возникновения права собственности (абзац 29 часть 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" под муниципальным образованием понимается городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения.
Согласно статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. От имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности, указанные в пункте 1 настоящей статьи, органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу пункта 2 статьи 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд первой инстанции, разрешая спор, верно исходил из того, что заявленная стоимость потребления электроэнергии истцом доказана, обоснована расчетом, который не опровергнут контррасчетом, согласуется с применимыми в спорной ситуации правовыми нормами.
С учетом изложенного, суд правомерно удовлетворил исковые требования о взыскании с Администрации 76 402 рублей 46 копеек задолженности за потребленную электроэнергию.
Доводы апелляционной жалобы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции находит обжалуемое решение суда законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств дела и норм действующего законодательства и не усматривает правовых оснований для его отмены или изменения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы. В силу статьи 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель освобожден от уплаты государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в связи с чем вопрос о распределении судебных расходов в виде госпошлины по апелляционной жалобе апелляционным судом не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.07.2018 по делу N А28-2154/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу муниципального казенного учреждения администрации Малмыжского городского поселения Кировской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.М. Поляшова |
Судьи |
Д.Ю. Бармин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.