г. Москва |
|
09 октября 2018 г. |
Дело N А40-21442/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Савенкова О.В.
судей Панкратовой Н.И., Бондарева А.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "УСК "Крылья Советов" на решение Арбитражного суда г. Москвы от "05" июля 2018 г. по делу N А40-21442/18, принятое судьей Л.В. Пуловой,
по иску ЗАО "УСК "Крылья Советов" (ОГРН 1037739348030)
к ДГИ г.Москвы (ОГРН 1037739510423)
третье лицо - Правительство Москвы,
о признании уведомления N 33-6-266001/12-(0)-0 от 14.08.2017 г. недействительным и признании права оплачивать арендную плату в размере 0,05% от кадастровой стоимости,
при участии в судебном заседании:
от истца: Щеглов Е.И. по доверенности от 15.01.2018 г.
от ответчика: Руденко М.В. по доверенности от 27.12.2017 г.
от третьего лица: Руденко М.В. по доверенности от 18.01.2018 г.
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "Универсальный спортивный комплекс "Крылья Советов" (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Департаменту городского имущества (далее - ответчик, Департамент) о признании уведомления Департамента от 14.08.2017 N 33-6-266001/12-(0)-0 недействительным и признании права оплачивать арендную плату в размере 0,05% от кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.07.2018 по делу N А40-21442/18 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратилось в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель истца поддержал доводы, заявленные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить по изложенным в ней доводам и вынести по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика и третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, возражал против требований апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Девятый арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не находит оснований для отмены судебного акта по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, 13.12.1994 между АОЗТ "Универсальный спортивный комплекс "Крылья Советов" (правопредшественником Общества, арендатором), и Правительством Москвы (арендодателем) был заключен договор аренды земель в г. Москве N N09-001425 (далее - Договор), по которому арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 5837 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, Ленинградский проспект, вл. 24А, сроком на 25 лет.
Пунктом 1.3. Договора установлен вид разрешенного использования участка - осуществление учебно-тренировочного процесса.
Размер арендной платы установлен в приложении N 1 к Договору в объеме 4055,57 ЭКЮ (европейская валютная единица) в год за весь участок.
Размер арендной платы с 2012 года изменен и установлен в размере 0,05% от кадастровой стоимости участка в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП и в соответствии с видом разрешенного использования участка, установленного Договором.
14.08.2017 Департамент направил Обществу уведомление N 33-6-266001/12-(0)-0, согласно которому ставка арендной платы за период 2014-2017 годы устанавливается в размере 1,5% от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с фактическим использованием участка, включающим не только осуществление учебно-тренировочного процесса, но и эксплуатацию ресторана.
Арендатор, полагая, что изменение размера арендной ставки в одностороннем порядке не предусмотрено условиями Договора, обратился в Арбитражный суд г.Москвы с исковым заявлением с требованием о признании уведомления от 14.08.2017 N 33-6-266001/12-(0)-0 недействительным.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что путем строительства на земельном участке действующего ресторана истцом фактически самовольно изменен вид использования данного участка.
В связи с данным обстоятельством суд пришел к выводу, что изменение и установление ставки арендной платы в размере 1,5% от кадастровой стоимости участка соответствует приложению 1 к постановлению Правительства Москвы N 273-ПП.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, Девятый арбитражный апелляционный суд принимает во внимание, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не нашли правового и документального обоснования, в связи с чем не могут являться основанием к отмене судебного акта.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 ЗК РФ предусмотрено право собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов использовать земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который предусмотрен для соответствующей территориальной зоны градостроительным регламентом. Арендатор реализует указанное право посредством заключения договора аренды и получения права на использование земельного участка в соответствии с тем назначением, которое указано в договоре.
Изменение вида разрешенного использования в таком случае возможно только путем внесения изменений в договор аренды земельного участка.
Кроме того, изменение вида разрешенного использования любого земельного участка осуществляется с использованием процедуры кадастрового учета изменений этого объекта недвижимости при условии уже состоявшегося изменения вида его фактического использования с соблюдением установленных требований.
Как указано ранее, разрешенный вид использования земельного участка, а именно осуществление учебно-тренировочного процесса, установлен в п. 1.3. Договора.
Согласно п. 4.1 Договора арендатор обязался использовать участок в соответствии с целью и условиями предоставления для использования существующих зданий и сооружений под спортивную гребную базу, а также проведения работ по улучшению экологического состояния участка.
Факт самовольного изменения ответчиком целевого назначения арендованного земельного участка установлен судом первой инстанции, на основании надлежащих доказательств, которым дана правовая оценка в соответствии со ст. 71 АПК РФ.
Так, рапортом Госинспекции по недвижимости г. Москвы от 28.09.2016 установлено, что в результате обследования объекта недвижимости, к зданию с адресным ориентиром: Ленинградский пр-т, д.24А, стр.2 возведены пристройки общей площадью 304,6 кв.м., используемые под эксплуатацию ресторана "Ленинград".
Данный земельный участок для размещения каких-либо строений и сооружений не предоставлялся.
Право собственности на строение зарегистрировано за Обществом (запись регистрации от 09.11.2001).
Обществу выдано требование об устранении правонарушения, что исполнено не было.
Кроме того, в материалы дела представлены доказательства того, что фактически ресторан, расположенный на земельном участке, работает с 2004 года, является комплексом для отдыха жителей; на 3-х уровнях располагаются караоке-зал, диско-клуб, ресторан и зимний сад (с летней верандой).
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) использование арендованного имущества, в том числе земельного участка, должно осуществляться арендатором в соответствии с тем целевым назначением, которое установлено в договоре, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
Пунктом 5 ст. 65 ЗК РФ предусмотрено, что для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности может применяться кадастровая стоимость земельного участка.
Таким образом, стоимость аренды государственной (муниципальной) земли относится к категории регулируемых цен.
В соответствии с п. 11 ст. 3 Закона города Москвы от 19.12.2007 г. N 48 "О землепользовании в городе Москве" (далее - Закон N48) к полномочиям Правительства Москвы в области землепользования в городе Москве относится установление ставок арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, размеров единовременных земельных платежей, предусмотренных Законом, и организация необходимой в этих целях оценки земельных участков и имущественных прав.
Согласно частям 1, 2 ст. 20 Закона N 48 порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование таких земельных участков устанавливаются Правительством Москвы.
Размер ежегодной арендной платы за земельные участки, указанные в ч. 1 ст. 20, устанавливается на основании кадастровой стоимости или рыночной стоимости, определяемой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП "О совершенствовании порядка установления ставок арендной платы за землю в городе Москве" установлен порядок определения размера арендной платы за находящиеся в собственности города Москвы земли, согласно которому подлежат применению новые ставки арендной платы за землю в процентах от кадастровой стоимости земельного участка в соответствии с целевым использованием земельного участка и наличием дополнительных условий его использования, установленных для решения социальных задач и задач развития города.
Судом апелляционной инстанции принят во внимание довод заявителя жалобы о том, что условиями Договора не предусмотрено право ответчика на одностороннее увеличение размера арендной платы, однако он не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Право Департамента на одностороннее изменение размера арендной ставки на арендуемых земельных участках, принадлежащих на праве собственности г. Москве закреплено в Постановлении Правительства Москвы от 25.04.2006 N 273-ПП.
В данном конкретном случае правовом основанием для применения Департаментом регулируемой ставки арендной платы является нарушение истцом п. 1.3. Договора (изменение целевого назначения участка).
Исходя из данных обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что направление оспариваемого истцом уведомления, фактически является способом реализации Департаментом своего нарушенного права.
Учитывая, что строительство на территории арендованного земельного участка ресторана "Ленинград" датировано не позднее 09.11.2001, то одностороннее изменение истцом условий Договора также имело место не позднее данной даты.
Принцип экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке, установлен Постановлением Правительства РФ от 16.07.2009 N 582.
В связи с данными обстоятельствами у ответчика имеется возможность установления увеличенного размера арендной платы в период, предшествовавший направлению уведомления, и данное обстоятельство не нарушают требования ст. 453 ГК РФ.
При этом денежные средства, составляющие разницу между подлежащей уплате суммы арендных платежей и фактически уплаченной Обществом арендной платы за период с 2014 по 2016 годы, фактически могут быть расценены, как убытки на стороне ответчика.
Давая правовую оценку вышеизложенным обстоятельствам в их совокупности, судебная коллегия приходит к выводу, что оспариваемое истцом уведомление является правомерным, и увеличение размера арендных платежей по Договору обусловлено фактическим изменением целевого назначения земельного участка Обществом, при отсутствии юридических оснований для этого.
Таким образом, оценив все имеющиеся доказательства по делу, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права арбитражным апелляционным судом не установлено. И у арбитражного апелляционного суда отсутствуют основания для отмены или изменения решения Арбитражного суда г. Москвы.
В соответствии со ст. 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку истцом перечислены по платежному поручению от 27.07.2018 N 130 денежные средства в объеме, превышающем сумму пошлины, подлежащей внесению за апелляционное обжалование судебного акта, излишне уплаченные денежные средства подлежат возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от "05" июля 2018 г. по делу N А40-21442/18 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "УСК "Крылья Советов" (ОГРН 1037739348030) из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей по платежному поручению от 27.07.2018 г. N 130.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
О.В. Савенков |
Судьи |
Н.И. Панкратова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.