г. Санкт-Петербург |
|
10 октября 2018 г. |
Дело N А21-4795/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 октября 2018 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Сомовой Е.А.
судей Згурской М.Л., Юркова И.В.
при ведении протокола судебного заседания: Василькиной Ю.А.
при участии:
от истца (заявителя): не явился, извещен
от ответчика (должника): Кузюра В.О. по доверенности от 12.02.2018 (до перерыва)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-20555/2018) Министерства регионального контроля (надзора) Калининградской области на решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2018 по делу N А21-4795/2018 (судья Ефименко С.Г.), принятое
по заявлению ООО "Северо-Западная Управляющая Компания"
к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области об оспаривании предписания в части
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Северо-Западная Управляющая Компания" (ИНН 3906331913, ОГРН 1143926027024) (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Министерству регионального контроля (надзора) Калининградской области (ИНН 3906999637, ОГРН 1163926082253) (далее - Министерство) о признании недействительным и отмене вынесенного Министерством в отношении Общества предписания от 05.02.2018 N ЖК-2/294/КАС/1083-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований в части обязанности Общества по проведению перерасчета размера платы всем жильцам многоквартирного дома N 9-11 по ул. Маяковского, N 1-23 по ул. В. Котика, N 50-54 по ул. Коммунальной в г. Калининграде за услуги содержания жилья согласно тарифу до 12,59 рублей за 1 кв.м. площади помещения, без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту Российской Федерации по данным Росстата), а также о взыскании с Министерства в пользу Общества расходов на оплату государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением суда от 28.06.2018 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Министерство, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела и сложившейся судебной практике по спорному вопросу, просит отменить решение, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований Общества в полном объеме.
Представитель административного органа в судебном заседании доводы, приведенные в апелляционной жалобе, поддержал полностью.
Заявитель, извещенный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, представителя не направил, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием к рассмотрению жалобы.
Законность и обоснованность решения суда проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в соответствии с протоколом от 22.05.2015 общего собрания собственников помещений многоквартирного дома N 9-11 по ул. Маяковского, N 1-23 по ул. В. Котика, N 50-54 по ул. Коммунальной в г. Калининграде принято решение о продолжении осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом (МКД) Обществом - управляющей организацией.
На обращения жильца вышеуказанного многоквартирного дома и приказа от 09.01.2018 N 45 Министерство осуществило в отношении Общества внеплановую документарную проверку по вопросу соблюдения лицензионных требований жилищного законодательства, по результатам которой составлен акт проверки от 26.01.2018 N ЖК-1/45/КАС.
Предписанием Министерства от 05.02.2018 N ЖК-2/294/КАС/1083-о по устранению выявленных нарушений лицензионных требований Обществу в срок до 15.04.2018 предписано произвести перерасчет (снятие) размера платы всем жильцам (собственникам, нанимателям) многоквартирного дома N 9-11 по ул. Маяковского, N 1-23 по ул. В. Котика, N 50-54 по ул. Коммунальной в г. Калининграде за услугу содержание жилья (содержание и ремонт жилого помещения) согласно тарифу до 12,59 рублей за 1 кв.м. площади помещения, без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту Российской Федерации по данным Росстата) и платы за "хвс одн" и "ГКМ" за период с января по апрель 2017 года, в связи с нарушением порядка изменения размера платы и увеличения такой платы в отсутствие решения общего собрания собственников помещений указанного дома; также заявителю следует произвести перерасчет размера платы за холодную воду в целях содержания общего имущества за апрель 2017 года всем жильцам (собственникам, нанимателям) многоквартирного дома N 9-11 по ул. Маяковского, N 1-23 по ул. В. Котика, N 50-54 по ул. Коммунальной в г. Калининграде в соответствии с требованиями жилищного законодательства Российской Федерации. Министерство также обязало Общество представить копии заверенных платежных документов, свидетельствующих об осуществлении перерасчетов.
Не согласившись с предписанием в части обязанности Общества по проведению перерасчета размера платы всем жильцам многоквартирного дома N 9-11 по ул. Маяковского, N 1-23 по ул. В. Котика, N 50-54 по ул. Коммунальной в г. Калининграде за услуги содержания жилья согласно тарифу до 12,59 рублей за 1 кв.м. площади помещения, без учета базового индекса роста потребительских цен (индекса инфляции по субъекту Российской Федерации по данным Росстата), Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что порядок определения размера платы (в том числе и возможность индексации цены) не изменялся управляющей организацией (Обществом) в одностороннем порядке, а был предусмотрен соответствующим договором управления многоквартирным домом, заявленные требования удовлетворил.
Выслушав представителя Министерства, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции находит апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 154 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно статье 162 ЖК РФ управляющая организация за плату обязана оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества многоквартирных домов, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Оказание услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества осуществляется по договору управления многоквартирным домом, который заключается между управляющей организацией и собственниками помещений в многоквартирном доме, органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В соответствии с частью 7 статьи 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не создано товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 названного Кодекса.
Правила N 416 устанавливают стандарты и порядок осуществления деятельности по управлению многоквартирным домом, в частности управляющими организациями, заключившими договор управления многоквартирным домом (подпункт "в" пункта 1 Правил N 416).
Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Действующее законодательство не предусматривает возможности самостоятельного изменения управляющей организацией размера платы за содержание жилого помещения в МКД без решения общего собрания собственников помещений в таком доме, так же как и введение в действие в одностороннем порядке тарифа, отличного от размера, установления органом местного самоуправления, в случае, если собственниками помещений в МКД размер платы за содержание и ремонт жилого помещения не определен.
Внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Согласно пункту 2 Правил N 416 под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение стандартов, направленных на достижение целей, установленных статьей 161 ЖК РФ, а также определенных решением собственников помещений в многоквартирном доме.
Управление МКД обеспечивается выполнением следующих стандартов: организация и осуществление расчетов за услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, включая услуги и работы по управлению многоквартирным домом, и коммунальные услуги, в том числе: начисление обязательных платежей и взносов, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и коммунальных услуг в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации; оформление платежных документов и направление их собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме (подпункт "ж" пункта 4 Правил N 416).
Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя осмотр общего имущества, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан (подпункт "а" пункта 11 Правил N 491).
Статьей 452 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев не вытекает иное.
Согласно пункту 31 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, определяется решением общего собрания собственников помещений в таком доме и принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Предложения управляющей организации о перечне, объемах и качестве услуг и работ должны учитывать состав, конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества, а также геодезические и природно-климатические условия расположения многоквартирного дома.
Из анализа названных норм следует, что размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется на срок не менее чем один год на общем собрании собственников помещений в таком доме, а в случае отсутствия такого решения применяются тарифы, установленные органом местного самоуправления.
Пунктом 3 части 3 статьи 162 ЖК РФ предусмотрено, что существенными условиями договора управления многоквартирным домом является порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также внесения такой платы. В соответствии с частью 8 той же статьи изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо изъятий в части, касающейся одностороннего изменения обслуживающей организацией указанной платы, а равно не предусматривает право лиц, осуществляющих деятельность по содержанию общего имущества многоквартирного дома, на одностороннее изменение размера платы за содержание и текущий ремонт общего имущества по договорам, заключенными с гражданами потребителями.
Указанные выше нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения, а наличие соответствующего условия в Договоре управления само по себе не является обстоятельством, свидетельствующим о принятии общим собранием собственников многоквартирного дома решения об изменении и установлении нового размера платы. Изменение размера платы произведено в отсутствие решения в установленном частью 7 статьи 156 ЖК РФ порядке общего собрания собственников.
Данная позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2018 N 307-КГ18-8351.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, апелляционный суд пришел к выводу о неправомерности действий Общества по одностороннему увеличению платы.
При этом ссылки Общества на пункт на положения п. 4.5.1 договора управления, предоставляющего организации право в одностороннем порядке изменять размер платы за услуги и работы по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества на величину инфляции - индекс потребительских цен, рассчитываемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющей функции по формированию статистической информации, судом отклоняются.
Согласование размера платы за содержание жилого помещения в МКД общим собранием собственников помещений является обязательным. Само по себе наличие в договоре условия о порядке изменения Обществом размера платы за содержание жилого помещения (в том числе и возможность индексации цены) нельзя рассматривать как обстоятельство, свидетельствующее о принятии общим собранием собственников помещений в МКД решения об изменении ранее определенного размера платы за содержание жилого помещения и установлении нового размера платы.
Нормы жилищного законодательства, предусматривающие установление (изменение) размера платы за жилое помещение посредством принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, призваны обеспечить прозрачность определения такой платы и гарантировать права и интересы собственников жилых помещений как наиболее слабой стороны во взаимоотношениях с управляющей организацией.
Жилищный кодекс РФ и иные нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения, не предусматривают возможность одностороннего изменения управляющей организацией платы за содержание жилого помещения.
Кроме того, индекс потребительских цен характеризует изменение во времени общего уровня цен на товары и услуги, приобретаемые населением для непроизводственного потребления, при этом определяется он применительно к конкретным потребительским товарам (услугам).
При этом в договоре управления не предусмотрен конкретный механизм индексации, не указано, применительно к индексу какого потребительского товара (услуги) должна быть учтена инфляция, не обозначен тариф, к которому должна быть применена инфляция, не установлены основания применения уровня инфляции, период применения конкретного индекса.
Таким образом, Министерство обоснованно признало, что порядок расчета (изменения) размера платы с использованием индекса инфляции в договоре управления с необходимой степенью конкретности не определен, что исключает возможность применения положения пункта 4.5.1 договора управления при определении размера тарифа в отсутствие соответствующего волеизъявления собственников помещений в многоквартирном доме.
Более того, положения договора управления об увеличении размера платы на величину коэффициента инфляции не могут применяться без учета требований жилищного законодательства, в силу которых новый конкретный размер платы в любом случае должен быть согласован с собственниками помещений в установленном порядке (рассмотрен на собрании собственников). Условия договора о применении коэффициента инфляции может использоваться лишь в качестве критерия установления нового размера платы.
В полномочия управляющей организации по изменению размера платы за содержание жилого помещения в МКД входит только подготовка предложений по изменению размера платы за содержание жилого помещения в МКД для общего собрания собственников помещений.
Исходя из вышеуказанных нормативных положений и обстоятельств настоящего дела, апелляционная коллегия находит неправомерными действия Общества по одностороннему увеличению платы за услуги содержание жилья.
Согласно материалам дела оспоренное предписание соответствует нормам законодательства, выдано ответчиком в пределах предоставленных полномочий и при наличии достаточных оснований, является исполнимым.
Учитывая изложенное оснований для признания недействительным спорного предписания у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем, решение от 28.06.2018 подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 28.06.2018 по делу N А21-4795/2018 отменить.
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Северо-Западная управляющая компания" отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.А. Сомова |
Судьи |
М.Л. Згурская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.