г. Хабаровск |
|
12 октября 2018 г. |
А04-4565/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 октября 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Абрамовым Д.А.
при участии в заседании:
от Администрации города Белогорска: Стефанович А.Ф., представителя по доверенности от 09.01.2018;
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области: Стрелковой Е.В., представителя по доверенности от 29.12.2017;
от МБУ "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск": не явились;
рассмотрев в судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, апелляционную жалобу Администрации города Белогорска
на решение от 26.07.2018 по делу N А04-4565/2018
Арбитражного суда Амурской области, принятое судьей Е.А. Варламовым
по заявлению Администрации города Белогорска
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Амурской области
о признании незаконным предупреждения
третье лицо: Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск"
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Белогорска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным предупреждения Управления Федеральной антимонопольной службы по Амурской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 28.03.2018 N 02-992 о прекращении действий, которые признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Решением суда от 26.07.2018 в удовлетворении требования отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой настаивает на его отмене по мотиву неправильного применения норм материального права.
В судебном заседании, проведенном в режиме видеоконференц-связи, представитель администрации поддержала доводы жалобы в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа не признала позицию заявителя жалобы, по основаниям, указанным в отзыве.
Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск", извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило; в отзыве доводы жалобы поддержало.
Исследовав материалы дела, обсудив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва, заслушав пояснения участников процесса, апелляционный суд приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, 27.02.2018 в антимонопольный орган из Прокуратуры г. Белогорска поступило обращение Пономаревой Е.М. на действия администрации г. Белогорска и Муниципального бюджетного учреждения "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск", связанные с организацией похоронного дела.
27.03.2018 начальником антимонопольного контроля и контроля органов власти управления подготовлена докладная записка, согласно которой действия администрации содержат признаки нарушения части 3 статьи 15 Закона "О защите конкуренции", на основании чего последней выдано предупреждение от 28.03.2018 N 02-992 о необходимости прекращения указанных действий, а также устранения причин и условий, способствовавших совершению нарушения путем внесения изменений в пункт 2.2 Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск, утвержденного Постановлением администрации города Белогорска от 13.11.2012 N 1874 "Об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск" об исключении из ведения МБУ "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск" полномочий по формированию архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя и ведению единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, находящимся в ведении муниципального образования г. Белогорск, включая базы данных по местам погребения, со сроком выполнения до 30.05.2018.
Не согласившись с данным предупреждением, администрация обратилась в арбитражный суд.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленного требования, пришел к выводу об отсутствии совокупности таких условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в целях пресечения действий (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и (или) ущемлению интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо ущемлению интересов неопределенного круга потребителей, антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту предупреждение в письменной форме о прекращении действий (бездействия), об отмене или изменении актов, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, либо об устранении причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, и о принятии мер по устранению последствий такого нарушения.
Предупреждение выдается в случае выявления признаков нарушения пунктов 3, 5, 6 и 8 части 1 статьи 10, статей 14.1, 14.2, 14.3, 14.7, 14.8 и 15 Закона о защите конкуренции (часть 2 статьи 39.1).
В силу части 4 статьи 39.1 Закона предупреждение должно содержать выводы о наличии оснований для его выдачи; нормы антимонопольного законодательства, которые нарушены действиями (бездействием) лица, которому выдается предупреждение; перечень действий, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, устранение последствий такого нарушения, а также разумный срок их выполнения.
Часть 3 статьи 15 Закона о защите конкуренции запрещает совмещение функций Федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено Федеральными законами от 01.12.2007 N 317-ФЗ и от 30.10.2007 N 238-ФЗ.
Пункт 23 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к числу вопросов местного значения городского округа.
Вопросы, связанные с погребением и похоронным делом, регулируются Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон N8-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, как и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Частью 1 статьи 47 Устава муниципального образования города Белогорска установлено, что администрация является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования и наделяется настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных городу федеральными законами и законами Амурской области.
Постановлением администрации от 13.11.2012 N 1874 "Об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск" утверждены "Положение об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск" и "Положением о порядке создания и содержания кладбищ, находящихся в ведении муниципального образования город Белогорск".
Постановлением Администрации от 01.02.2010 N 108 учреждено создать Муниципальное бюджетное учреждение "Ритуальные услуги муниципального образования город Белогорск".
Согласно разделу II Положения об организации похоронного дела в муниципальном образовании город Белогорск, утвержденного Постановлением Администрации г. Белогорска от 13.11.2012 N , данное учреждение относится к
специализированной службе по вопросам похоронного дела, и она обеспечивает: эксплуатацию и содержание кладбищ, расположенных на территории муниципального образования г. Белогорск, в порядке, установленном муниципальными правовыми актами; подготовку могил для погребения умерших; формирование архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя; обеспечение единства в планировочном решении кладбищ в соответствии с требованиями градостроительной документации; мониторинг качества оказываемых услуг в сфере похоронного дела и погребения в муниципальном образовании г. Белогорск; создание и ведение информационного сайта специализированной службы; ведение единого централизованного банка данных по погребению умерших (погибших) и имеющимся захоронениям, находящимся в ведении муниципального образования г. Белогорск, включая базы данных по местам погребения.
Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (к полномочиям муниципального образования в области архивного дела относятся хранение, комплектование (формирование), учет и использование архивных документов и архивных фондов муниципальных унитарных предприятий, включая казенные предприятия, и муниципальных учреждений.
Частью 4 данной статьи предусмотрено, что органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов осуществляют деятельность в области архивного дела согласно полномочиям по решению вопросов местного значения, установленным Законом N 131-ФЗ.
Согласно статье 3 Закона об архивном деле, архивный документ - материальный носитель с зафиксированной на нем информацией, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и подлежит хранению в силу значимости указанных носителя и информации для граждан, общества и государства.
Из изложенного следует, что деятельность в области архивного дела, в том числе по оформлению документов, связанных с погребением, должна осуществляться органами местного самоуправления, соответствующие функции не могут быть делегированы хозяйствующему субъекту, которым, в данном случае, является учреждение.
Ссылка администрации на пункт 5.10 Рекомендаций о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации, утвержденных Госстроем от 25.12.2001 N 01-НС-22/1, обоснованно не принята во внимание арбитражным судом, поскольку данный пункт предусматривает формирование специализированной службой архивного фонда документов по приему и исполнению заказов на услуги по погребению, а не архива документов умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя, формируемого в результате осуществления полномочий органа местного самоуправления по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.
На основании изложенного, является правильным вывод суда первой инстанции о том, что у управления имелись основания для выдачи оспариваемого предупреждения о необходимости прекращения указанного нарушения.
При указанных обстоятельствах апелляционный суд не находит предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены или изменения решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 26.07.2018 по делу N А04-4565/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.