г. Самара |
|
12 октября 2018 г. |
Дело N А55-7113/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Засыпкиной Т.С.,
судей Корнилова А.Б., Рогалевой Е.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Яковлевой Е.А., с участием:
от Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" - Борцов А.Б. (доверенность от 12.01.2016),
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - представитель не явился, извещено,
от Федерального агентства по управлению государственным имуществом - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 по делу N А55-7113/2018 (судья Лихачев А.А.)
по заявлению Федерального государственного предприятия "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации", г. Самара,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара,
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, г.Москва, о признании незаконным отказа и обязании,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - заинтересованное лицо, теруправление) о признании незаконным отказа заинтересованного лица в предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м., образуемого из состава земельного участка с кадастровым номером 63:01:0913002:548 площадью 2 558,69 кв.м., расположенного по адресу г. Самара, ул. Вольская, д. 15а; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления предварительного согласования предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м., образуемого из состава земельного участка с кадастровым номером 63:01:0913002:548 площадью 2 558,69 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, ул. Вольская, д. 15а, и принятия решения о предоставлении земельного участка площадью 864 кв.м. в аренду; взыскании с теруправления расходов по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 заявленные требования удовлетворены. Отказ теруправления N 1158 от 05.02.2018 признан незаконным, на теруправление возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем осуществления предварительного согласования предоставления в аренду указанного выше земельного участка и направления в адрес заявителя проекта договора аренды земельного участка.
Не согласившись с выводами суда, теруправление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе указывает, что в соответствии с приложенной к обращению заявителя выпиской из ЕГРН от 20.10.2017 N 63/01/01/2017-210928 в отношении участка информация о расположении в границах участка объектов недвижимого имущества отсутствует. Таким образом, подтвердить расположение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 63:01:0913002:590 в границах участка не представляется возможным.
Сведения о красных линиях на представленной схеме расположения земельного участка отсутствуют.
Согласно материалам публичной кадастровой карты Росреестра в границы участка входит сооружение с кадастровым номером 63:01:0913002:1843. При этом отображение данного сооружения на представленной схеме отсутствует. Таким образом, сведения о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства в направленной на рассмотрение схеме представлены не в полном объеме.
Несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке является основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка.
В представленной схеме в формате PDF и в формате XML имеются разночтения в части наименования обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков.
В судебном заседании представитель заявителя считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 АПК РФ рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Самарской области от 02.03.2012 по делу N А55-24206/2011 признано право собственности Российской Федерации на объект недвижимости - здание учебного центра, общей площадью 833,2 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Советский район, ул. Вольская, д. 15а.
21.09.2012 зарегистрировано право собственности Российской Федерации на указанный объект недвижимости, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права N 63-АК N133925.
16.09.2015 зарегистрировано право хозяйственного ведения заявителя на данный объект недвижимости с кадастровым номером 63:01:0913002:590, что подтверждается свидетельством N 63-63/001-63/001/001/2015-6635/1.
Заявитель обратился в адрес теруправления с заявлением о предварительном согласовании предоставления в аренду земельного участка площадью 864 кв.м., образуемого из состава земельного участка с кадастровым номером 63:01:0913002:548 площадью 2 558,69 кв.м., расположенного по адресу: Самарская обл., г. Самара, ул. Вольская, д. 15а.
05.02.2018 теруправление письмом N 1158 отказало заявителю в предварительном согласовании предоставления в аренду указанного земельного участка площадью 864 кв.м.
Не согласившись с данным отказом теруправления, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
При принятии судебного акта об удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 39.20 ЗК РФ собственники зданий, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, имеют исключительное право на приобретение в собственность или аренду земельных участков. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены ЗК РФ, федеральными законами.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления.
В части 8 статьи 39.15 ЗК РФ перечислены основания для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка. Так, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 16 статьи 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Пунктом 12 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В рассматриваемом случае судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что на испрашиваемом земельном участке расположено здание, принадлежащее на праве хозяйственного ведения заявителю. Теруправление не представило надлежащих и достаточных доказательств, опровергающих данный факт.
Доводы заинтересованного лица о том, что в выписке из ЕГРН от 20.10.2017 N 63/01/01/2017-210928 в отношении участка информация о расположении в границах участка объектов недвижимого имущества отсутствует и что подтвердить расположение объекта недвижимого имущества с кадастровым номером 63:01:0913002:590 в границах участка не представляется возможным, арбитражным апелляционным судом не принимаются во внимание, поскольку право хозяйственного ведения заявителя на здание зарегистрировано в установленном порядке, адресные ориентиры здания и земельного участка совпадают, а испрашиваемый земельный участок находится под зданием, предоставленным на праве хозяйственного ведения заявителю.
Не принимается во внимание и довод заинтересованного лица о том, что сведения о красных линиях на представленной схеме расположения земельного участка отсутствуют, поскольку данное лицо не представило доказательств прохождения красных линий по испрашиваемому в аренду участку.
Также отклоняется довод заинтересованного лица о том, что согласно материалам публичной кадастровой карты Росреестра в границы участка входит сооружение с кадастровым номером 63:01:0913002:1843 и что отображение данного сооружения на представленной схеме отсутствует, поскольку в материалы дела не представлено надлежащих доказательств того, что на испрашиваемом участке имеется сооружение с кадастровым номером 63:01:0913002:1843 и что такое сооружение реально существует.
Приказом Минэкономразвития России от 27.11.2014 N 762 утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе.
Согласно пункту 4 данного Приказа N 762 схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков, о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
В соответствии с пунктом 6 Приказа N 762 в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Представленная заявителем заинтересованному лицу схема расположения земельного участка полностью соответствует требованиям, предусмотренным Приказом N 762.
Заинтересованное лицо не представило доказательств того, что представленная заявителем схема расположения земельного участка не соответствует форме, формату или требованиям к ее подготовке.
Из материалов дела не усматривается, что в представленной схеме имеются разночтения в части наименования обозначений характерных точек границ образуемых земельных участков.
Следовательно, у теруправления отсутствовали основания для вынесения оспариваемого в рамках настоящего дела отказа N 1158 от 05.02.2018.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции обосновано удовлетворил заявленные требования.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по государственной пошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 13.08.2018 по делу N А55-7113/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Т.С. Засыпкина |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.