г.Москва |
|
11 октября 2018 г. |
Дело N А40-110947/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 октября 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
С.Л.Захарова, Д.В.Каменецкого, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания М.Д.Раджабовой, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2018, принятое судьей Яцевой В.А. (146-1002) по делу N А40-110947/18
по заявлению ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР"
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 46 по г.Москве
третьи лица: 1) ИФНС России N 1 по г.Москве; 2) ГУ - ПФР N 10 Управления N 2 по г.Москве и Московской области муниципальный район Басманное г.Москвы
о признании незаконным решения,
при участии:
от заявителя: |
Назаров Ю.С. по дов. от 13.02.2018; |
от ответчика: |
Шмелев Е. А. по дов. от 01.10.2018; |
от третьих лиц: |
1) Головешкин В.М. по дов. от 08.11.2017; 2) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной ИФНС России N 46 по г.Москве (далее также - ответчик, регистрирующий орган, Инспекция) об отказе в государственной регистрации от 28.12.2017, об обязании провести государственную регистрацию ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" в связи с его ликвидацией, внести соответствующую запись в ЕГРЮЛ о прекращении деятельности ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР".
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 02.08.2018, принятым по данному делу, в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме. В обоснование принятого решения суд первой инстанции указал на отсутствие оснований, предусмотренных ст.13 ГК РФ и ч.1 ст.198 АПК РФ, которые одновременно необходимы для признания ненормативного акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а решения или действия незаконными.
Не согласившись с данным решением суда первой инстанции, заявитель в апелляционной жалобе просит его отменить по изложенным в жалобе основаниям и заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Указывает на необоснованность вывода суда о нарушении порядка ликвидации, установленного ст.ст.62, 63 ГК РФ, ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Представители ответчика и третьего лица - ИФНС России N 1 по г.Москве в судебном заседании возражали против доводов и требований заявителя, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения регистрирующего органа.
Представитель третьего лица - ГУ - ПФР N 10 Управления N 2 по г.Москве и Московской области муниципальный район Басманное г.Москвы, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, заслушав представителей участвующих в деле лиц, поддержавших в судебном заседании свои доводы и требования, изучив материалы дела, доводы жалобы, отзыва на нее и письменных объяснений, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" находится в стадии ликвидации с 23.10.2015, о чем внесена запись в ЕРЮЛ за ГРН 9157747101239. В ходе ликвидации установлена недостаточность имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.
Ликвидатор ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" обратился в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого должника.
Определением от 23.05.2017 по делу N А40-220291/15-175-646Б Арбитражный суд г.Москвы прекратил производство по делу о признании несостоятельным (банкротом) ликвидируемого должника ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе расходов па выплату вознаграждения арбитражному управляющему.
Определением Арбитражного суда г.Москвы от 21.12.2016 по делу N А40- 220291/15-175-646Б отказано в привлечении к субсидиарной ответственности ликвидатора Общества Чудесникова Михаила Александровича.
13.12.2017 Решением N 2 единственного акционера ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" утвержден ликвидационный баланс и принято решение о подаче документов для государственной регистрации в связи с ликвидацией Общества.
21.12.2017 Общество представило в Инспекцию документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией, что подтверждается распиской от 21.12.2017 вх.N 637759А.
28.12.2017 Инспекцией принято решение об отказе в государственной регистрации на основании подп."а" и "з" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Решением УФНС России по г.Москве от 15.03.2018 N 12-34/053428 жалоба на указанное решение Инспекции оставлена без удовлетворения.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ОАО "РЖД-ТРАНСФЕР" в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу с указанными выше требованиями.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупности указанных обстоятельств не установлено.
Порядок государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, а также отказ в государственной регистрации регламентированы главами VII и VIII Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Статьей 21 указанного Федерального закона определен перечень документов, представляемых для государственной регистрации при ликвидации юридического лица.
При этом порядок ликвидации юридического лица определен в ст.ст.61-64.1, 65 ГК РФ.
Статьей 22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ установлен порядок государственной регистрации при ликвидации юридического лица или при исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.
Согласно сведениям ЕГРЮЛ на основании представленного Чудесниковым М.А. комплекта документов вх.N 391188А от 19.10.2015 в ЕГРЮЛ внесены сведения о принятии решения о ликвидации юридического лица и назначении ликвидатора (ГРН 9157747101239 от 23.10.2015), при этом в данном комплекте документов отсутствовало уведомление регистрирующего органа о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица, что свидетельствует о нарушении порядка ликвидации, установленного ст.ст.62, 63 ГК РФ, ст.22 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
В связи с нарушением порядка осуществления ликвидационных процедур, ликвидация юридического лица не могла быть завершена.
Кроме того, поскольку заявителем в комплекте документов за вх.N 160347а от 26.03.2018 не был представлен документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", Инспекцией в территориальный орган Пенсионного фонда РФ в электронной форме был направлен межведомственный запрос о предоставлении сведений в соответствии с подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ и ч.4 ст.9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Территориальным органом Пенсионного фонда РФ в ответ на указанный запрос были представлены сведения о невыполнении Обществом требований подп.1-8 п.2 ст.6 и п.2 ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ.
При этом, как обоснованно отметил суд в своем решении, в компетенцию регистрирующего органа не входит проверка достоверности сведений, поступивших из территориального органа пенсионного фонда в порядке межведомственного взаимодействия.
Отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица (подп."а" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ); наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подп."ж" п.1 ст.14, подп."г" п.1 ст.21, подп."в" п.1 ст.22.3 настоящего Федерального закона (подп."з" п.1 ст.23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Таким образом, Инспекция правомерно отказала Обществу в регистрации юридического лица в связи с ликвидацией.
При таких обстоятельствах, оспариваемое решение Инспекции об отказе в государственной регистрации соответствует требованиям Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, прав и законных интересов заявителя не нарушает, в связи с чем вывод суда перовой инстанции о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований правомерен.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.08.2018 по делу N А40-110947/18 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
С.Л.Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.