г. Вологда |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А44-1290/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2018 года.
В полном объёме постановление изготовлено 16 октября 2018 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Осокиной Н.Н., судей Докшиной А.Ю. и Мурахиной Н.В.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Миловкиной А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 мая 2018 года по делу N А44-1290/2018 (судья Максимова Л.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" (ИНН 5321146882, ОГРН 1115321003049; место нахождения: 173008, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 82а, строение 4; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Комитету государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области (ИНН 5321091224, ОГРН 1035300272171; место нахождения: 173008, Новгородская область, город Великий Новгород, улица Большая Санкт-Петербургская, дом 81; далее - Комитет) о признании недействительным предписания от 10.11.2017 N ЛК-1106-17.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено акционерное общество "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Новгородского отделения Северо-Западного филиала (ОГРН 5167746159785, ИНН 9729030514; место нахождения: 173014, Великий Новгород, ул. Зеленая, д. 8; 173003, Великий Новгород, ул. Германа, д. 1; юридический адрес: 119415, г. Москва, пр-кт Вернадского, д. 37, корп. 2).
Решением суда от 22 мая 2018 года заявление общества удовлетворено - предписание Комитета от 10.11.2017 N ЛК-1106-17 признано недействительным.
Комитет с решением суда первой инстанции не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования. В обоснование своей позиции ссылается на неправильное применение судом норм материального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела.
Общество в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, считая его законным и обоснованным, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, своих представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, в связи с поступлением в Комитет обращения собственника помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: Великий Новгород, ул. Кочетова, д. 10 корп. 2, Комитетом в рамках лицензионного контроля проведена внеплановая документарная проверка общества, осуществляющего управление названным жилым домом, по результатам которой составлен акт от 10.11.2017 N ЛК-1106-17.
В ходе проверки Комитетом установлено, что в квитанциях за июнь и июль 2017 года общество произвело исчисление платы за электроэнергию на общедомовые нужды по спорному дому исходя из 4 руб. 40 коп. и 4 руб. 54 коп. с 1 квадратного метра соответственно, определенными из расчетов 2,29 кВт/чх 3 714,3 кв.м - 3 руб. 97 коп./7 694,2 кв.м и 2,29 кВт/чх 3 714,3 кв.м - 4 руб. 10 коп./7 694,2 кв.м.
Комитет посчитал, что в данных расчетах обществом неправомерно применена площадь в размере 3 714,3 кв.м, поскольку она не подтверждена технической документацией на дом. По мнению Комитета, при расчете указанной платы необходимо применить площадь 1 239,5 кв.м в соответствии с данными технического паспорта на дом.
В связи с этим Комитетом сделан вывод о нарушении обществом при расчете платы за электроэнергию на общедомые нужды за июнь-июль 2017 года положений статей 154, 156 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пунктов 24, 27, 29 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), подпункта "ж" пункта 4 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 416, выразившемся в использовании при расчете платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества многоквартирного дома, площади помещений, входящих в состав общего имущества, которая не подтверждена техническим паспортом на указанный дом.
На основании этого Комитет выдал обществу предписание от 10.11.2017 N ЛК-1106-17, которым на заявителя в срок до 01.12.2017 возложена обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома за июнь и июль 2017 года, исходя из площади, подтвержденной техническим паспортом; использовать при расчете платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества площадь, подтвержденную технической документацией.
Не согласившись с данным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с вышеуказанными требованиями.
Суд первой инстанции удовлетворил заявление общества, посчитав оспариваемое предписание необоснованным и неисполнимым.
Апелляционная коллегия при рассмотрении дела исходит из следующего.
Согласно статье 154 ЖК РФ (в редакции, действующей с 01.01.2017) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя в частности плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с частью 9.2 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу части 1 статьи 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий.
Правила N 491 регулируют отношения по содержанию общего имущества, принадлежащего на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 28 указанных Правил собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество.
В силу пункта 29 Правил N 491 в расходы за содержание жилого помещения с 1 января 2017 включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг.
При первоначальном включении указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме их размер не может превышать норматив потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды, установленный субъектом Российской Федерации по состоянию на 1 ноября 2016 года.
При последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
В силу пункта 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом.
При этом техническая документация на многоквартирный дом включает в себя документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества, в частности документы (акты) о приемке результатов работ, сметы, описи работ по проведению текущего ремонта, оказанию услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; акты осмотра, проверки состояния (испытания) инженерных коммуникаций, приборов учета, механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, инструкцию по эксплуатации многоквартирного дома по установленной форме.
В силу пункта 3 постановления Правительства от 06.05.2011 N 354 разъяснения по применению данных Правил дает Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.
Министерство регионального развития Российской Федерации в письме от 22.11.2012 N 29433-ВК/19 разъяснило, что используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами N 354 значения общей площади всех помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
Согласно статье 19 ЖК РФ государственный учет жилищного фонда должен предусматривать проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию с оформлением технических паспортов.
Процедура проведения технической инвентаризации объектов жилищного фонда установлена Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной приказом Минземстроя России от 04.08.1998 N 37 (далее - Инструкция N 37).
Сведения об общей площади помещений многоквартирного дома, входящих в состав общего имущества этого дома, отражаются в техническом паспорте (приложение 12 к названной Инструкции), составленном специализированной государственной (муниципальной) организацией технической инвентаризации в порядке, установленном Инструкцией N 37.
В соответствии с приложением N 12 к Инструкции N 37 технический паспорт здания (раздел "Архитектурно-планировочные и эксплуатационные показатели") включает в себя показатель "уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования".
Норматив потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества, на спорный дом утвержден в размере 2,29 кВт/ч. постановлением Правительства Новгородской области N 190 от 30.05.2017.
При применении данного тарифа указанным постановлением установлено, что общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определялась как указанная в технических паспортах на многоквартирные дома суммарная площадь помещений, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которых имеется оборудование и (или) устройства, потребляющие электрическую энергию.
В данном случае по запросу суда первой инстанции акционерное общество "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Новгородского отделения Северо-Западного филиала представило копию технического паспорта на спорный дом, составленного по состоянию на 11.11.2004.
Исходя из данных указанного паспорта, пояснений третьего лица, общая площадь дома составляет 7 690,7 кв.м, в которую входит площадь жилых помещений - 4 135,1 кв.м, сведений о наличии в здании технического этажа и подвала не имеется.
Также согласно техническому паспорту уборочная площадь общих коридоров и мест общего пользования указана в размере 1 239,5 кв.м.
Иные площади, которые можно было бы отнести к общей площади дома, в техническом паспорте и экспликации к поэтажному плану жилого дома отсутствуют.
Следовательно, примененная обществом при расчете платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, площадь общего имущества в многоквартирном доме в размере 3 714,3 кв.м не соответствует данным технического паспорта на дом.
Суд апелляционной инстанции не может принять во внимание представленную обществом в материалы дела копию технического паспорта на дом, в котором имеются данные о наличии в доме подвала площадью 1 237,4 кв.м и технического этажа площадью 1 237,4 кв.м, поскольку представленная заявителем копия технического паспорта не соответствуют техническому паспорту на дом, хранящемуся в БТИ.
Представленные обществом паспорт готовности объекта к работе в зимних условиях от 10.09.2014, акт общего осмотра здания на март 2016 года, акт осмотра технического состоянии дома от 31.03.2017 в силу пункта 24 Правил N 491 не могут быть отнесены к технической документации на многоквартирный дом.
Также в указанных документах отсутствуют данные о наличии технического этажа в спорном доме и его размере, а площадь подвала указана в большем размере, чем применяется обществом при расчете платы за электроэнергию на общедомовые нужды. При этом общество не пояснило, каким образом оно определило наличие в доме подвала и технического этажа и их площади, применяемые при начислении указанной платы.
Также общество не предоставило какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что в подвале и техническом этаже, на наличие которых настаивает заявитель, имеется оборудование и устройства, потребляющие электрическую энергию.
При этом, как указано выше, при утверждении норматива потребления электроэнергии в целях содержания общего имущества в размере 2,29 кВт/ч., как следует из постановления Правительства Новгородской области 30.05.2017 N 190 от, общая площадь помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, определялась как указанная в технических паспортах на многоквартирные дома суммарная площадь помещений, предусмотренных пунктами 1, 2 части 1 статьи 36 ЖК РФ, в которых имеется оборудование и (или) устройства, потребляющие электрическую энергию.
В связи с этим Комитет правомерно посчитал, что при расчете размера платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, в качестве общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, следует учитывать данные технического паспорта на дом, а именно указанную в нем уборочную площадь общих коридоров и мест общего пользования указана в размере 1 239,5 кв.м и, соответственно, правомерно выдал заявителю оспариваемое предписание, в котором возложил на заявителя обязанность произвести перерасчет платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества вышеуказанного многоквартирного дома за июнь и июль 2017 года, исходя из площади, подтвержденной техническим паспортом, и использовать при расчете платы за электроэнергию, потребленную при содержании общего имущества, площадь, подтвержденную технической документацией.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить, обществу отказать в признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 10.11.2017 N ЛК-1106-17.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 22 мая 2018 года по делу N А44-1290/2018 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "УК "Хозяйство жилищное" в признании недействительным предписания Комитета государственного жилищного надзора и лицензионного контроля Новгородской области от 10.11.2017 N ЛК-1106-17.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Н. Осокина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.