г. Саратов |
|
16 октября 2018 г. |
Дело N А12-16352/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена "15" октября 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен "16" октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи С. А. Жаткиной,
судей О. И. Антоновой, Т. В. Волковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукиной И. С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года по делу N А12-16352/2018, (судья Т.В. Куропятникова),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" (404131, обл. Волгоградская, г. Волжский, ул. Оломуцкая, д.35, ИНН 3435107315, ОГРН 1113435006486)
к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (4040130, обл. Волгоградская, г. Волжский, ул. 19 Партсъезда, д.30, ИНН 3435110565, ОГРН 1043400050759),
Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (400074, обл. Волгоградская, г. Волгоград, ул. Козловская, д. 39А, оф.205, ИНН 3445079787, ОГРН 1063460031580),
с привлечением к участию в деле к качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (404130, обл. Волгоградская, г. Волжский, пр. им. Ленина, д. 21, ИНН 3435110011, ОГРН 1023402008706), общества с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" (404130, обл. Волгоградская, г. Волжский, ул. 7-я Автодорога, д. 19, ИНН 3435126290, ОГРН 1163443069140)
об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Волгоградской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Инвест" (далее - истец, ООО "УК "Инвест") с исковым заявлением к комитету по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области, Инспекции государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - ответчики) об обязании в срок не позднее 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного решения предоставить в адрес истца соответствующий правовой акт об определении и введении в состав общего имущества ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в многоквартирных домах по адресу: г.Волжский, ул.Карбышева, 49 и пр-кт Дружбы, 47.
К участию в деле, в качестве третьих лиц, участвующих в деле, привлечены администрация городского округа-город Волжский Волгоградской области, общество с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК "Инвест" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы искового заявления и сводятся к несогласию с отказом в удовлетворении исковых требований на основании того, что на момент проведения проверки общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не были включены и приняты в состав общего имущества, соответствующая обязанность их определения и введения в состав общего имущества лежит на ответчиках, собственниками решения о принятии в состав общего имущества узлов учета не принималось.
Кроме того, заявитель апелляционной жалобы указывает, что обществом с ограниченной ответственностью "Волжские тепловые сети" документы на установленные общедомовые приборы учета истцу не передавались, по направленному ООО "УК "Инвест" заявлению в Инспекцию государственного жилищного надзора Волгоградской области не было проведено проверки по фактам определения состава общего имущества.
Лица, участвующие в деле, явку своих представителей в суд апелляционной инстанции не обеспечили, о времени и месте судебного рассмотрения извещены надлежащим образом в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Двенадцатого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассматривается в отсутствие сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 08.02 2018 на основании приказа Комитета по обеспечению жизнедеятельности города администрации городского округа-город Волжский Волгоградской области (далее - Комитета) N 106-л/2018 в отношении истца была проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлено нарушение требований части 2.3 статьи 161, статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пункта 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), части 5 статьи 13, части 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности" (далее - Закон об энергоснабжении), а именно, в указанных многоквартирных жилых домах не установлены и не обеспечен ввод в эксплуатацию общедомовых приборов учета по централизованному отоплению.
Результаты проверки зафиксированы в акте от 19.02.2018 N 106-л/2018.
Предписанием Комитета от 19.02.2018 N 106-л/2018 на ООО "УК "Инвест" возложена обязанность в срок до 15.05.2018 устранить выявленные нарушения, а именно: обеспечить надлежащее содержание общего имущества многоквартирных домов в части эксплуатации 3 коллективных (общедомовых) приборов учета (далее - ОДПУ) тепловой энергии в многоквартирных жилых домах (далее - МКД) N 49 по ул. Карбышева и N 47 по проспекту Дружбы г. Волжского Волгоградской области.
Инспекцией государственного жилищного надзора Волгоградской области (далее - Инспекцией) 23.03.2018 составлен протокол N 204-лк об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в котором сделан вывод о нахождении в составе общего имущества ОДПУ потребления тепловой энергии, теплоносителя в МКД.
26.03.2018 истец обратился к ответчикам с заявлениями об определении ими и включении в состав общего имущества в МКД приборов учета с направлением в адрес истца соответствующего правового документа и технической документации.
В ответ на данные заявления ответчики 30.03.2018 и 24.04.2018 сообщили, что вышеуказанные ОДПУ автоматически включаются в состав общего имущества МКД (т.д.1, л.д. 27, 28).
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, правомерно исходил из отсутствия правовых оснований для принятия ответчиками правового акта об определении и введении в состав общего имущества ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
В отношении многоквартирных жилых домовN 49 по ул. Карбышева и N 47 по проспекту Дружбы г. Волжского Волгоградской области собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления многоквартирным домом - управление управляющей организацией (ООО "УК "Инвест"), что не оспаривается лицами, участвующими в деле.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно ч.1 ст. 13 ФЗ РФ от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закона об энергосбережении) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с частью 6.2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, управляющие организации оплачивают ресурсоснабжающим организациям.
Во исполнение требования, установленного в пункте 5 статьи 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон N 261-ФЗ), собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию до 27.11.2009, обязаны обеспечить оснащение таких домов общедомовыми приборами учета используемых коммунальных ресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 01.07.2012.
В случае невыполнения данных предписаний закона оснащение многоквартирных домов общедомовыми приборами учета осуществляется ресурсоснабжающими организациями или организациями, осуществляющими услуги по передаче этих ресурсов, за счет лица, не исполнившего в установленный срок обязанность по установке общедомового прибора учета. Указанные организации выставляют счета на оплату расходов на установку общедомового прибора учета собственникам помещений в размере, пропорциональном их долям в праве общей собственности на общее имущество. Собственники помещений обязаны оплатить эти расходы, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункты 5, 12 статьи 13 закона N 261-ФЗ, пункт 38 (1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491).
В силу ч. 9 ст. 13 Закона об энергосбережении обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов лежит на организациях, осуществляющей снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженернотехнического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов.
В соответствии с ч. 12 ст. 13 Закона об энергосбережении в отношении объектов, предусмотренных частью 5 этой статьи (в том числе многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу закона), ресурсоснабжающие организации в срок до 1 июля 2013 года обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно- техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженернотехнического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 этой статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок.
По смыслу Закона об энергосбережении работы по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов в многоквартирном жилом доме являются обязательными работами по содержанию жилого дома, их выполнение не ставится в зависимость от наличия особого решения общего собрания собственников помещений в доме по вопросу необходимости их выполнения.
В связи с чем, доводы истца о том, что собственниками решения о принятии в состав общего имущества узлов учета не принималось, правомерно отклонены судом первой инстанции.
В силу п.2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана в течение согласованного срока оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Независимо от действий собственников многоквартирного дома управляющая компания как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, обязана принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении. Обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета) входит в обязанности управляющей организации в силу положений части 2 статьи 162 ЖК РФ и подпункта "к" пункта 11 Правил N 491.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 2 Правил содержания общего имущества, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, в состав общего имущества включается механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры).
Из приведенных норм следует, что мероприятия по энергосбережению включены в состав работ по содержанию многоквартирного жилого дома, обязанность по установке общедомовых приборов учета тепловой энергии и горячей воды в многоквартирных домах возложена на лиц, ответственных за содержание многоквартирного дома.
Доводы апелляционной жалобы о том, что на момент проведения проверки общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя не были включены и приняты в состав общего имущества, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные по следующим основаниям.
Согласно п. 6 Правил 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях. Таким образом, внутридомовая система отопления представляет собой совокупность стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, и является общедомовым имуществом в силу закона.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 10 Правил N 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 7 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется на основании Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 N 1034 "О коммерческом учете тепловой энергии, теплоносителя" (далее - Правил N 1034), в соответствии с пунктом 3 которых ввод в эксплуатацию узла учета - процедура проверки соответствия узла учета тепловой энергии требованиям нормативных правовых актов и проектной документации, включая составление акта ввода в эксплуатацию узла учета тепловой энергии.
При этом в силу положений Правил N 1034 организация коммерческого учета тепловой энергии и теплоносителя включает в себя, в том числе, ввод узла учета в эксплуатацию (пункт 17); узел учета считается пригодным для коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя с даты подписания акта ввода в эксплуатацию (пункт 58); в соответствии с пунктом 73 Правил N 1034 перед каждым отопительным периодом и после очередной поверки или ремонта приборов учета осуществляется проверка готовности узла учета к эксплуатации, о чем составляется акт периодической проверки узла учета на границе раздела смежных тепловых сетей в порядке, установленном пунктами 62 - 72 настоящих Правил.
Истец был проинформирован ООО "Волжские тепловые сети" о вводе в приборов учета в эксплуатацию письмом от 18.07.2018 N 01/3396, полученным истцом 20.07.2018.
Внеплановая выездная проверка общедомовых приборов учета тепловой энергии и теплоносителя была проведена Комитетом 08.02.2018.
Таким образом, на момент проведения проверки приборы учета были введены в эксплуатацию, ввиду чего судом первой инстанции правомерно сделан вывод о нахождении спорных ОДПУ тепловой энергии и теплоносителя в составе общего имущества собственников многоквартирных жилых домах по ул. Карбышева, 49 и пр. Дружбы, 47.
В связи с чем, требования истца об обязании ответчиков принять правовой акт о введении ОДПУ тепловой энергии в состав общего имущества безосновательны.
Доводы заявителя апелляционной жалобы, касающиеся обязанности ответчиков по определению состава общего имущества отклоняются судом апелляционной инстанции, как основанные на неверном толковании норм материального права.
В соответствии с пп. "в" п. 1 Правил N 491 состав общего имущества определяется: органами местного самоуправления - в целях подготовки и проведения открытого конкурса по отбору управляющей организации в соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что пп. "в" п. 1 Правил N 491 не применим, поскольку управляющая организация избрана.
Применительно к пп. "б" п.1 Правил N 491 суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить следующее.
По смыслу пп. "б" п.1 Правил N 491 состав общего имущества определяется органами государственной власти при осуществлении контроля за содержанием общего имущества.
При этом процедура принятия органами государственной власти правовых актов по определению состава общего имущества законодательством не предусмотрена, поскольку перечень имущества, входящего в состав общего имущества определен в Правилах N 491.
В силу чего, судом первой инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии у ответчиков полномочий по правовому регулированию определения состава общего имущества многоквартирного дома.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы о невозможности эксплуатации ОДПУ, в том числе ввиду того, что часть приборов не имеют даты выпуска и подписи ответственного лица и упаковщика, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные, поскольку они не связаны с предметом настоящего спора. При этом суд не вправе выходить за рамки предмета и основания требований, оценивая возможность эксплуатации приборов учета и правомерность вынесения Комитетом предписания от 19.02.2018 N 106-л/2018.
В нарушение требований ч.1 ст. 65 АПК РФ истцом не доказаны обстоятельства, на которые он ссылается в подтверждение своих требований.
Учитывая изложенное, выводы суда первой инстанции соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм материального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 06 августа 2018 года по делу N А12-16352/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд Поволжского округа в течении двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.