г.Самара |
|
17 октября 2018 г. |
Дело N А72-4625/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Юдкина А.А., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Ахмеджановой Э.М. с участием:
от открытого акционерного общества "Ульяновскнефть" - представителя Багдасарова А.А. (доверенность от 09.01.2018),
от государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 10 октября 2018 года апелляционную жалобу государственного учреждения - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года по делу N А72-4625/2018 (судья Лубянова О.А.), принятое по заявлениям открытого акционерного общества "Ульяновскнефть" (ОГРН 1027300869848, город Ульяновск, улица Минаева, 32), к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1027301167046, город Ульяновск, переулок Кузнецова, дом 16),
о признании недействительными решения N 383 от 26.12.2017 и N 235 от 26.12.2017,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Ульяновскнефть" (далее - ОАО "Ульяновскнефть", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к государственному учреждению - Ульяновское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - заинтересованное лицо, Ульяновское региональное отделение ФСС РФ) о признании недействительным решения N 383 от 26.12.2017 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о признании недействительным решения N 235 от 26.12.2017 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года заявленные требования удовлетворены частично, решение Ульяновского регионального отделения ФСС РФ о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 383 от 26.12.2017 в части: пункта 1 в части начисления штрафа в размере 99,46 рублей; пункта 2 в части взыскания пени в размере 0,55 рублей (пени, связанные с выплатами по уходу за детьми - инвалидами) и 0,31 рубль (пени на не принятые к зачету расходы); 6. пункт 3.1 (недоимка) в размере 497 рублей 32 коп. признано недействительным. В остальной части требования оставлены без удовлетворения. На Ульяновское региональное отделение ФСС РФ возложена обязанность принять меры к восстановлению прав и законных интересов заявителя. С Ульяновского регионального отделения ФСС РФ в пользу ОАО "Ульяновскнефть" взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 рублей.
В апелляционной жалобе Ульяновское региональное отделение ФСС РФ просит решение суда отменить в части и взыскания госпошлины и принять новый судебный акт, ссылаясь на то, что незаконные расходы общества за счет средств Фонда не являются обязательным страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию, в связи с чем они не могут быть отнесены к выплатам, уменьшающим базу для начисления страховых взносов. По мнению заинтересованного лица, оплата дополнительных выходных дней не отнесена законом к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами. Перечень выплат, которые не облагаются взносами, указанный в законе, является исчерпывающим и расширенному толкованию не подлежит.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя ГУ - Ульяновское РО Фонда социального страхования Российской Федерации надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель ОАО "Ульяновскнефть" возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
Проверив материалы дела в обжалованной части, выслушав пояснения представителя ОАО "Ульяновскнефть", арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, Ульяновское региональное отделение ФСС РФ провело выездную проверку плательщика страховых взносов ОАО "Ульяновскнефть" по вопросам начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016. По результатам проверки составлены акты выездной проверки N 8246н/с от 29.11.2017 и 425 с/с - доходы от 29.11.2017.
Рассмотрев материалы проверки, Ульяновское региональное отделение ФСС РФ 26.12.2017 приняло решение N 383 о привлечении ОАО "Ульяновскнефть" к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Указанным решением общество привлечено к ответственности и ему назначены следующие штрафные санкции:
1) штраф в размере 99,46 рублей, в том числе 31,50 руб. на оплату дополнительных дней по уходу за детьми-инвалидами и 67,96 руб. на не принятые к зачету расходы;
2) пени в размере 0,55 рублей (пени, связанные с выплатами по уходу за детьми - инвалидами), 0,31 рубль (пени на не принятые к зачету расходы) и 2013,32 руб. (пени на не своевременную плату страховых взносов);
3) недоимка в размере 497 рублей 32 коп. (157,52 руб. на оплату дополнительных дней по уходу за детьми - инвалидами и 339,80 руб. на не принятые к зачету расходы).
Кроме того, Ульяновское региональное отделение ФСС РФ 26.12.2017 приняло решение N 235 о привлечении ОАО "Ульяновскнефть" к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ о страховых взносах. Указанным решением обществу начислены следующие штрафные санкции и недоимка по страховым взносам:
1) штраф в размере 576 рублей 89 коп. (182,72 руб. на оплату дополнительных дней по уходу за детьми - инвалидами и 394,17 руб. на не принятые к зачету расходы);
2) пени в размере 26,26 рублей (пени, связанные с выплатами по уходу за детьми- инвалидами), 56,69 рублей (пени на не принятые к зачету расходы) и 311,98 руб. (пени за несвоевременную уплату страховых взносов);
3) недоимка в размере 2 884,43 рубля (913,61 руб. на оплату дополнительных дней по уходу за детьми - инвалидами и 1970,82 руб. на не принятые к зачету расходы).
Посчитав указанные решения незаконными общество обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области.
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют контроль за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ).
Как следует из материалов дела основанием для вынесения оспариваемых решений послужило то, что заявителем не были начислены, в частности, страховые взносы за дополнительные выходные дни, предоставляемые работникам, для ухода за детьми-инвалидами в проверяемый период.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ предусмотрено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего закона.
Частью 1 статьи 20.1 Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
Согласно п. 1 ч. 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению соответствующими страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) оплата труда состоит из заработной платы, а также компенсационных выплат и стимулирующих выплат (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Статей 262 ТК РФ определено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере среднего заработка и порядке, который устанавливается федеральными законами.
Как указал Президиум ВАС РФ в Постановление от 08.06.2010 N 1798/10 по делу NА71-3574/2009-А31, данные выплаты носят характер государственной поддержки, поскольку направлены на компенсацию потерь заработка гражданам, имеющим детей-инвалидов и обязанным осуществлять за ними должный уход, имеют целью компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан. При этом указанная гарантия не относится по своей природе ни к вознаграждению за выполнение трудовых или иных обязанностей, ни к материальной выгоде.
Содержащееся в вышеназванном постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении арбитражными судами аналогичных дел.
Согласно п. 1 ч.1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов.
Оплата дополнительных дней отдыха одному из родителей для ухода за детьми- инвалидами как иная выплата, осуществляемая в соответствии с действующим законодательством, в силу Закона N 212-ФЗ и Закона N 125-ФЗ обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов не подлежит, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пени и штрафа.
Положениями ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ определены объекты обложения соответствующими страховыми взносами.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ и п. 1 ч. 1 ст. 20.2 Закона N 125-ФЗ не подлежат обложению соответствующими страховыми взносами пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Как следует из материалов дела и установлено судом, общество выплатило своим сотрудникам пособия по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на погребение. Названные расходы общества не были приняты заинтересованным лицом к зачету. Однако отказ в принятии к зачету расходов по выплате спорных пособий не может изменить статус выплаченных средств как страховое обеспечение, то есть страховые выплаты, обусловленные наступлением страхового случая. Указанные суммы сохраняют свою социальную направленность и не являются вознаграждением за выполнение работником трудовых функций. Сам факт наступления страхового случая заинтересованным лицом не оспаривается.
Действующее законодательство не содержит норм, обязывающих включать в базу для начисления страховых взносов не принятые к зачету суммы выплаченного страхового обеспечения.
Таким образом, выплаченные обществом в связи с наступлением страхового случая своим сотрудникам спорные суммы признаются страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию и не могут квалифицироваться как объекты обложения соответствующими страховыми взносами на основании положений ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ и ч. 1 ст. 20.1 Закона N 125-ФЗ.
Указанные выводы суда первой инстанции подтверждаются п. 34 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017.
Суд первой инстанции отклонил доводы Ульяновского регионального отделения ФСС РФ как не соответствующие законодательству.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу, что оспариваемые решения Ульяновского регионального отделения ФСС РФ являются незаконными в части:
1) решение N 235 от 26.12.2017: пункт 1 (штраф) в размере 576 рублей 89 коп; пункт 2 в части взыскания пени в размере 26,26 рублей (пени, связанные с выплатами по уходу за детьми - инвалидами) и 56,69 рубль (пени на не принятые к зачету расходы); пункт 3.1 (недоимка) в размере 2 884,43 рубля.
2) решение N 383 от 26.12.2017: пункт 1 в части начисления штрафа в размере 99,46 рублей; пункт 2 в части взыскания пени в размере 0,55 рублей (пени, связанные с выплатами по уходу за детьми - инвалидами) и 0,31 рубль (пени на не принятые к зачету расходы); пункт 3.1 (недоимка) в размере 497 рублей 32 коп.
Оспариваемые решения Ульяновского регионального отделения ФСС РФ в части пеней, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов, суд первой инстанции законными по следующим основаниям.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 17 Закона N 125-ФЗ страхователь обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Пунктом 4 статьи 22 Закона N 125-ФЗ установлена обязанность страхователя уплачивать страховые взносы ежемесячно в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляются страховые взносы.
На основании подпункта 1 пункта 4 статьи 26.1 Закона N 125-ФЗ обязанность по уплате страховых взносов считается исполненной страхователем со дня предъявления в банк (иную кредитную организацию) поручения на перечисление в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства (с указанием соответствующего кода бюджетной классификации) денежных средств со счета страхователя в банке (иной кредитной организации) при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно статье 26.1 Закона N 125-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом. Взыскание недоимки по страховым взносам с юридического лица или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 26.6 и 26.7 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
В соответствии со статьей 25 Закона N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим законом сроки. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим законом сроком уплаты сумм страховых взносов, и по день их уплаты (взыскания) включительно.
По результатам выездной проверки Ульяновским региональным отделением ФСС РФ были установлены периоды просрочки уплаты страховых взносов. В акте проверки указаны периоды просроченной задолженности.
Общество не оспаривает факт несвоевременной уплаты страховых взносов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции не усмотрел оснований для признания начисленных оспариваемыми решениями пеней незаконными.
На основании изложенного суд первой инстанции заявленные обществом требования удовлетворил частично.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оплата дополнительных выходных дней не отнесена законом к суммам, не подлежащим обложению страховыми взносами, отклоняются. Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что спорные выплаты, произведенные обществом своим работникам, носят социальную направленность и не могут быть признаны вознаграждением за выполнение работником трудовых функций.
Вопреки требованиям ч.1 ст.65, ч.5 ст.200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо не доказало обстоятельства, на которые ссылается в апелляционной жалобе как на основание своих требований.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не являются основанием для отмены или изменения обжалуемого решения арбитражного суда в соответствии со статьёй 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного решение суда от 26 июля 2018 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заинтересованного лица - без удовлетворения.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, госпошлина Ульяновским региональным отделением ФСС РФ в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 26 июля 2018 года по делу N А72-4625/2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.