г. Саратов |
|
18 октября 2018 г. |
Дело N А12-20104/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 октября 2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Кузьмичева С.А.,
судей Землянниковой В.В., Комнатной Ю.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Щербаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 августа 2018 года по делу N А12-20104/2018 (судья Маслова И.И.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (ИНН 3445042160, ОГРН 1023403849182)
о признании недействительным ненормативного правового акта Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области (ОГРН 1023405371571, ИНН 3403016545) в части,
и встречный иск Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" задолженности в размере 200 000 руб.,
при участии в судебном заседании представителей: Общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" - Чефранова Е.И. по доверенности от 12.10.2018 N 024/15-484
иные лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (далее - ООО "Газпром трансгаз Волгоград", Общество, плательщик страховых взносов, плательщик, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области (далее - УПФР в Городищенском районе Волгоградской области, ответчик) от 29.05.2018 N 044S19180004210 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в части штрафа в сумме 198 000 руб.
В порядке, установленном статьей 132 АПК РФ, ответчиком предъявлен встречный иск, в котором изложены требования о взыскании с ООО "Газпром трансгаз Волгоград" суммы финансовых санкций в размере 200 000 руб., к уплате которых заявитель привлечён на основании оспариваемого решения УПФР в Городищенском районе Волгоградской области от 29.05.2018 N 044S19180004210 за непредставление страхователем в установленный срок сведений по форме СЗВ-М за январь 2018 года.
Судом встречный иск принят.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22 августа 2018 заявленные требования ООО "Газпром трансгаз Волгоград" удовлетворены частично.
Суд признал недействительным решение Государственного учреждения -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области от 29.05.2018 N 044S19180004210 о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования в части суммы штрафа в размере 198 000 руб., в связи с установленными судом смягчающими обстоятельствами.
Суд обязал Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (ИНН 3445042160, ОГРН 1023403849182) путём уменьшения размера штрафа на 198 000 руб., доначисление которого судом признано незаконным.
С Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (ИНН 3445042160, ОГРН 1023403849182) взысканы судебные расходы в размере 3 000 руб., понесённые заявителем при оплате государственной пошлины.
Встречный иск Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области удовлетворен частично.
С общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (ИНН 3445042160, ОГРН 1023403849182) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области взыскана сумма финансовых санкций в размере 2 000 руб.
В удовлетворении встречного иска Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Волгоград" (ИНН 3445042160, ОГРН 1023403849182) суммы финансовых санкций в размере 198 000 руб. отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Городищенском районе Волгоградской области обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства на основании статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что решение суда не подлежит отмене или изменению, а апелляционная жалоба - удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 20.02.2018 ООО "Газпром трансгаз Волгоград" представлены сведения индивидуального (персонифицированного) учета (далее - форма СЗВ-М), предусмотренные пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за январь 2018 года в отношении 400 застрахованных лиц.
В связи с несвоевременным представлением отчетности УПФР в Городищенском районе Волгоградской области составлен акт от 24.04.2018 N 044S18180003757 о выявленном правонарушении в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.
29.05.2018 начальником УПФР в Городищенском районе Волгоградской области принято решение N 044S19180004210 о привлечении ООО "Газпром трансгаз Волгоград" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, за непредставление в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в размере 200 000 руб.
Не согласившись с данным решением, ООО "Газпром трансгаз Волгоград" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании его недействительным в части.
В соответствии с Законом N 27-ФЗ плательщики страховых взносов ежемесячно представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов не позднее 15 -го числа месяца, следующего за отчетным периодом, - месяцем, - сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.
Исходя из данной нормы Закона N 27-ФЗ указанные сведения за январь 2018 года должны быть представлены не позднее 15-го февраля 2018 года.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срок формы СЗВ-М влечет взыскание штрафа в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица (часть 4 статьи 17 Закона N 27-ФЗ).
Плательщик страховых взносов представил форму СЗВ-М за январь 2018 года 20.02.2018, то есть, с нарушением срока, установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ.
ООО "Газпром трансгаз Волгоград" не оспаривается факт несвоевременного представления отчетности. Заявитель свои требования основывает на том, что при вынесении решения и определении размера финансовых санкций УПФР в Городищенском районе Волгоградской области не были учтены обстоятельства, смягчающие ответственность, а именно:
- незначительность нарушения срока (2 рабочих дня);
- правонарушение совершено впервые, носит формальный характер и не повлекло для застрахованных лиц и бюджета негативных последствий (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование уплачены);
- отсутствие умысла в совершенном правонарушении.
Не согласившись с указанными актами в части размера штрафа, общество обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции принял во внимание несоизмеримость суммы штрафа характеру совершенного правонарушения, а также выявление и устранение допущенного нарушения, пришел к выводу, что решение от 29.05.2018 N 044S19180004210, подлежит признанию недействительным в части привлечения ООО "Газпром трансгаз Волгоград" к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" в виде штрафа в сумме превышающей 2 000 руб.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее -Закон N 167-ФЗ) страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.
В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 14 Закона N 167-ФЗ страхователи обязаны своевременно представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных данным Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
Данным законом установлены правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) сведения, в частности, о сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумме начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий" (далее - Закон N 385-ФЗ) в Закон N 27-ФЗ внесены изменения, которые согласно части 2 статьи 9 Закона N 385-ФЗ вступают в силу с 01.04.2016.
Так, статья 11 Закона N 27-ФЗ дополнена пунктом 2.2 (в ред. от 01.05.2016), в соответствии с которым страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежемесячно, не позднее 1 5-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) по форме СЗВ-М.
Информация предоставляется посредством электронного документооборота (абзац третий пункта 2 статьи 8 Закона N 27-ФЗ).
Из материалов дела следует, что общество представило сведения о застрахованных лицах по форме СЗВ-М (исходная) за январь 2018 г. на 400 застрахованных лица 20.02.2018.
Страхователем факт несвоевременной отправки не оспаривается.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ при выявлении правонарушения, ответственность за которое установлена настоящей статьей должностным лицом составляется акт, который подписывается этим должностным лицом и лицом, совершившим такое правонарушение.
Акт в течение пяти дней с даты его подписания должен быть вручен лицу, совершившему правонарушение, лично под расписку, направлен по почте заказным письмом или передан в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления акта по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день считая с даты отправления заказного письма.
В акте застрахованное лицо извещают о месте и времени рассмотрения данного акта. По результатам рассмотрения акта руководитель территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации выносит решение о привлечении к ответственности за совершенное нарушение или об отказе в привлечении к ответственности. Решение должно быть вынесено в течение 10 дней со дня истечения срока, в течение которого страхователем могли быть представлены письменные возражения (в течение 15 дней со дня получения акта).
29.05.2018 начальником УПФР в Городищенском районе Волгоградской области принято решение N 044S19180004210 о привлечении ООО "Газпром трансгаз Волгоград" к ответственности, в виде финансовых санкций в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции соглашается, что при этом размер санкции должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности, дифференциации ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба.
Таким образом, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины и имущественного положения правонарушителя.
Действительно, факт непредставления обществом в установленный срок сведений в отношении 400 застрахованных лиц подтвержден материалами дела.
Судом первой инстанции обоснованно указано на несоизмеримость суммы штрафа характеру совершенного правонарушения, а также выявление и устранение допущенного нарушения.
Наличие ошибки формально образует состав нарушения. Однако формальный подход к наложению штрафа является недопустимым.
Пункт 2.2 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.07.2003 N 12-П предусматривает, что при рассмотрении дел необходимо исследовать по существу фактические обстоятельства, а не ограничиваться только установлением формальных условий применения нормы. Данная правовая позиция имеет общий характер и касается любых правоприменителей.
Оценив вышеизложенные обстоятельства, приняв во внимание характер совершенного заявителем правонарушения и степень общественной опасности совершенного им деяния, а также действие принципа соразмерности, выражающего требования справедливости и предполагающего дифференциацию ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания, с учетом незначительного нарушения срока предоставления соответствующей отчетности, отсутствия умысла, суд в рассматриваемом случае считает возможным применить смягчающие обстоятельства и снизить размер штрафа до 2 000 руб.
При этом судом учтено, что принцип уменьшения размера штрафных санкций в случае установления обстоятельств, смягчающих ответственность правонарушителя, обусловлен возможностью достижения цели применения наказания за совершение конкретного правонарушения взысканием штрафа, сниженного до соответствующих пределов.
Судом первой инстанции были правильно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела и применены нормы законодательства, на основании которых заявленные по делу требования были удовлетворены в полном объеме.
Апелляционная коллегия находит, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22 августа 2018 года по делу N А12-20104/2018 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Кузьмичев |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.